Запуск автомобиля с разряженным аккумулятором

Без рубрики

ногие автолюбители хоть раз сталкивались с такой неприятностью: утром нужно ехать на работу, а машина не заводится. Конечно, причин может быть масса – от нехватки топлива в баке до повреждения электронных систем автомобиля.

Но чаще всего виной этому является разряженный аккумулятор.

Содержание
  1. Причины разрядки аккумулятора
  2. Виды пуско-зарядных устройств и их особенности
  3. Как завести машину при помощи пуско-зарядного устройства?
  4. Как определить, что АКБ разрядилась
  5. Когда аккумулятор не подлежит восстановлению
  6. Можно ли завести мотор без аккумулятора
  7. Прикуривание с проводами
  8. Прикуривание без проводов
  9. Запуск с толкача без АКБ
  10. Запуск с применением пуско-зарядного устройства
  11. Запуск мотора с помощью троса на колесе
  12. Запуск с помощью аккумулятора от шуруповерта
  13. Как правильно запустить автомобиль с толкача
  14. Если это бензиновый мотор
  15. Если это дизельный двигатель
  16. Как понять, что причина в аккумуляторе
  17. Как завести машину, если АКБ села
  18. Метод №1. «Прикуривание» от машины с исправным аккумулятором
  19. «Прикуривание» без проводов
  20. Метод №2. Пуск двигателя с толкача
  21. Метод №3. Пуско-зарядное устройство (ПЗУ)
  22. Импульсные / трансформаторные
  23. Конденсаторные
  24. ПЗУ со встроенным аккумулятором
  25. Внешние, повер-банки
  26. Альтернативные шаги или 5 дополнительных способа
  27. Лайфхаки
  28. Прокручивание ведущего колеса с помощью буксировочного ремня
  29. Заводим карбюраторный автомобиль
  30. Какой аккумулятор не подлежит восстановлению
  31. Когда нужно заменить аккумулятор
  32. Сульфатация пластин
  33. Осыпание активной массы
  34. Короткое замыкание
  35. Снижение уровня электролита
  36. Как не допустить разряда
  37. Какие машины нельзя «прикуривать»
  38. Что нужно для прикуривания автомобиля
  39. Какие провода лучше использовать
  40. Условия, которые важно соблюсти
  41. Как правильно прикуривать автомобиль
  42. Меры безопасности
  43. Как прикурить автомобиль от аккумулятора без машины
  44. Как «прикурить» автомобиль без проводов
  45. Применение другого АКБ
  46. Использование бустера
  47. Как «прикурить» автомобиль от сварочного аппарата
  48. Можно ли «прикуривать» от заведенного автомобиля
  49. Альтернативные методы
  50. Ответы на часто возникающие вопросы
  51. Почему садится аккумулятор
  52. Почему может разрядиться аккумулятор
  53. Симптомы севшего аккумулятора
  54. Плотность электролита
  55. Напряжение
  56. Работа стартера
  57. Работа другого электрооборудования

Причины разрядки аккумулятора

АКБ может разрядиться по нескольким причинам:

  • Человеческий фактор (забыли по приезду что-то выключить).
  • Старый АКБ, который уже выработал свой ресурс, отсюда – повышенный саморазряд.
  • Неисправности в энергосистеме машины – утечка тока, клин стартера или некорректно работающий генератор.

Еще как вариант – найти доброго человека с проводами, который огласится «прикурить» Вас, но в современных автомобилях, насыщенных электроникой это, может привести к плохим последствиям, вплоть до выгорания бортового компьютера.

Виды пуско-зарядных устройств и их особенности

Все ПЗУ делятся на 2 категории: стационарные и мобильные, и все они имеют функцию помощи в запуске двигателя.

Стационарные требуют подключения к сети 220 вольт, но и функций у них больше.

Причины большей функциональности:

  • Во-первых, ими можно подзарядить севшую батарею.
  • Во-вторых, стационарные «запускаторы» могут практически неограниченное количество раз пытаться запустить двигатель, особенно это важно при завоздушивании топливной магистрали в дизельных машинах или после очень длительного простоя.
  • Ну и в-третьих, стационарные автомобильные ПЗУ выдают достаточно большой пусковой ток во время старта. Ими можно заводить даже двигатели с очень большим рабочим объемом. Из недостатков – обязательное наличие поблизости с автомобилем розетки 220V.

Внутри таких устройств находятся небольшие Li-Ion или AGM аккумуляторы, которые способны кратковременно выдавать довольно высокий пусковой ток и запустить двигатель.

Также к такому пусковому устройству можно подключать гаджеты — телефоны, планшеты и ноутбуки. Сам же бустер заряжается от 220В или от прикуривателя автомобиля.

Как завести машину при помощи пуско-зарядного устройства?

Рассмотрим алгоритм действий по запуску двигателя мобильным пусковым устройством.

Итак, если Вы точно уверены, что двигатель не запускается по причине разряженного аккумулятора –, делаем следующее:

  • Подключаем к бустеру провод для прикурки, идущий в комплекте.
  • Соединяем «крокодилы» провода с клеммами АКБ согласно полярности. Минусовой провод можно подключить на любую металлическую поверхность двигателя.
  • Нажимаем кнопку включения на пусковом устройстве.

Если попытка оказалась неудачной – отсоедините бустер от аккумулятора, выключите его и через 5 минут можно повторить попытку, используя пункты 2-4.

После удачного запуска двигателя отсоедините клеммы устройства от автомобиля и выключите бустер.

Также после глубокой разрядки батареи её необходимо подзарядить на стационарном ЗУ и выявить причину столь глубокого разряда.

Если Вы проживаете на территории Беларуси, пуско-зарядные устройства для автомобильного аккумулятора можно заказать на сайте akkamulik.by.

Компания «Аккамулик» работает уже более 10 лет, ежедневно мы помогаем нашим клиентам правильно выбрать аккумулятор для автомобиля или любой другой техники. Весь товар сертифицирован и сопровождается гарантией до 4-х лет.

https://youtube.com/watch?v=qigj12a2daU%3Ffeature%3Doembed

Получайте новые статьи в реальном времени.

Аккумуляторная батарея (АКБ) в автомобиле выполняет две главные роли – буферизацию электроэнергии в бортовой сети, состоящей из источника (генератора), плюс потребителей и обеспечивает работу стартера при пуске.

  • Как определить, что АКБ разрядилась
  • Когда аккумулятор не подлежит восстановлению
  • Можно ли завести мотор без аккумулятора
  • Как правильно запустить автомобиль с толкача

Если без первой функции можно обойтись в экстремальной ситуации, когда с батареей проблемы, а ехать надо обязательно, хотя бы к месту ремонта, то завести мотор с отказавшей АКБ или вообще без нее получится только с внешней помощью или при наличии у водителя удачи и большой физической силы.

Как определить, что АКБ разрядилась

Первый признак, с которым столкнется владелец автомобиля – привычный поворот ключа или нажатие кнопки старта не вызовет знакомого жужжания стартера.

Могут погаснуть лампочки на панели приборов, будут услышаны щелчки пускового реле или вообще ничего не произойдет.

Почему стартер щелкает, но не крутит двигатель

Проблемы могут быть разными, поэтому потребуется принять несколько простых мер для уточнения:

  • пуску мешают окисленные клеммы на выводах АКБ, их следует снять, очистить, смазать и плотно прикрутить на место;
  • неисправности стартера внезапно происходят редко, поэтому если он уже вел себя неадекватно, но потом срабатывал, дело скорее всего в нем, стартер необходимо снять для диагностики или замены;
  • возможно появление внешних признаков разрушения аккумулятора – негерметичный корпус, отсутствие электролита, резкое падение его плотности в одной или нескольких банках;
  • имеются обрывы в цепях управления включением стартера при исправных силовых.

Большинство автомобилей имеют в составе бортовой электроники вольтметр, его показания прямо укажут на разряд батареи, если это действительно произошло.

Нормальное напряжение без нагрузки после длительной стоянки (более двух часов) – примерно 12,6 Вольт.

Если оно составляет 12 V и менее, а при подсоединении мощной нагрузки в виде фар или обогревателей падает до 10 V и менее – аккумулятор разряжен или находится в неисправном состоянии.

Точно выяснить, что конкретно произошло, позволит только диагностика или контрольный заряд от внешнего источника.

Когда аккумулятор не подлежит восстановлению

Решение о дальнейшей судьбе батареи должен принять специалист. У них имеются тестеры оперативного контроля и другое оборудование. Можно сказать, что все батареи старше трех лет уже находятся в группе риска.

Когда АКБ старая, отказывается брать заряд или быстро разряжается, плотность электролита сильно различается по банкам, тем более имеются визуальные повреждения – нет смысла заниматься её реставрацией.

Современные аккумуляторы к этому не приспособлены, только замена на новый. Теоретически восстановить можно что угодно, но если цена вопроса выше стоимости нового изделия, то смысла в этом нет.

Можно ли завести мотор без аккумулятора

Непосредственно для работы двигателя аккумулятор не нужен. Генератор выдаст весь необходимый ток со стабильным напряжением для питания потребителей, в том числе систем управления ДВС, его питания и зажигания.

Отдельный и важный вопрос – насколько это безопасно для разветвленного, сложного и очень дорогого электрооборудования современного автомобиля, который давно уже превратился в компьютерную сеть на колесах с большим набором периферийных устройств.

Генератор рассчитан на работу с параллельно подключенной АКБ, которая помогает стабилизировать напряжение. Без нее возможны скачки до 18-19 Вольт.

Большинство потребителей смогут это кратковременно выдержать, а в генераторе приняты меры по ограничению, но гарантий быть не может.

Чаще всего перегорают осветительные приборы, а пульсации и резкие перепады на повышенных оборотах способны преодолеть защиту и более сложной электроники.

Прикуривание с проводами

Самый распространенный выход из положения состоит в использовании донора – другого исправного автомобиля. Потребуются пусковые провода – «прикуриватели» с зажимами типа «крокодил». Они должны быть достаточного сечения по меди.

Клеммы АКБ донора подключаются к массе и плюсовому выводу обездвиженной машины с внимательным соблюдением мер безопасности.

Переполюсовка ведёт к серьезным поломками и даже взрыву с пожаром. При подключении возникает искра, это надо делать быстрым и уверенным движением.

После небольшой паузы, необходимой для частичного пополнения севшей батареи, можно включать стартер. Двигатель донора должен быть заглушен.

Прикуривание без проводов

Если нет проводов, то придется переставлять аккумулятор. После пуска его можно отключить и вернуть на место. В оживленном автомобиле надо включить фары, чтобы дать минимально необходимую нагрузку на генератор.

При дальнейшей езде без аккумулятора на механической коробке соблюдается осторожность, мотор нельзя глушить, а также превышать средние обороты или резко их добавлять.

Запуск с толкача без АКБ

Большинство генераторов вообще без аккумулятора не начнут выдавать ток, поскольку нечем создать магнитное поле обмотки возбуждения.

Но на некоторых это получится, любо это редкая динамомашина с постоянными магнитами, либо у деталей имеется остаточная намагниченность. Надеяться на это не стоит. Небольшой ток на якорь подать придется, хотя бы от батареек или бустера.

Машину надо разогнать примерно до скорости пешехода, после чего при включенном зажигании и второй передаче резко отпустить сцепление. Автомобили с АКПП так завести не получится. Отдельные редкие исключения не стоят затрат времени.

Запуск с применением пуско-зарядного устройства

При полном отсутствии АКБ эксперименты с пускозарядным устройством лучше не проводить. Оно не обладает стабилизированным выходом. Если же батарея просто разряжена, то устройство поможет.

Его следует подключить к клеммам, дать время на небольшой подзаряд, после чего в штатном режиме включать стартер.

То же касается бустеров – мощных аккумуляторных типа power bank. Они не рассчитаны на стартерный ток, могут только подзарядить штатную батарею или дать напряжение на генератор.

Запуск мотора с помощью троса на колесе

Данный способ широко распространен в перечнях советов. Реально им мало кто пользовался, разве что в экстремальных ситуациях.

Потребуется большая физическая сила, желательно создаваемая усилиями нескольких человек. Машина фиксируется противооткатными упорами, одно из ведущих колес поддомкрачивается, а на него наматывается длинный буксирный трос. Потянув за него, можно раскрутить мотор с включенной передачей до пусковых оборотов.

Три способа, как замкнуть стартер и завести двигатель

Идеально отлаженный и прогретый мотор может и запуститься. Но только при наличии аккумулятора, причем достаточно заряженного для поддержания одновременно тока возбуждения и напряжения в сети выше минимально допустимого порога. Методика может заменить стартер, но никак не аккумулятор.

Запуск с помощью аккумулятора от шуруповерта

Данный малогабаритный и маломощный источник не способен провернуть стартер, однако сможет возбудить генератор.

В остальном способы те же, буксир или несколько человек со стороны заднего бампера. Хорошо поможет уклон дороги в нужную сторону.

https://youtube.com/watch?v=8SCmmkq2Nzg%3Ffeature%3Doembed

Как правильно запустить автомобиль с толкача

Лучше всего заблаговременно остановить автомобиль на уклоне, даже небольшом. Но если сил помощников достаточно, то годится и прямой участок. Чаще всего используется вторая передача МКПП. С АКПП ничего не получится.

Если это бензиновый мотор

За рулем машины с электронным инжектором ничего, кроме включения передачи после разгона и броска сцепления делать не надо.

Даже нажимать на акселератор, это скорее навредит. Если же это раритет с карбюратором, то надо подготовиться, отрегулировать подсосом и ускорителем количество бензина с учетом температуры. Потребуется опыт запуска при разных температурах.

Если это дизельный двигатель

Дизель обладает высокой компрессией, его труднее провернуть, а скорость вращения прямо влияет на воспламенение от сжатия. Лучше использовать буксир и более высокую передачу в коробке.

Обязательно наличие хотя бы небольшого тока от АКБ, потребуется прогреть пусковые свечи. Иначе ездить на буксире придется долго.

С самыми современными экологичными дизелями с турбинами и электронным впрыском высокого давления лучше запуск с толкача не использовать. Высока вероятность очень дорогого ремонта, а запуск маловероятен. Следует приобрести или позаимствовать рабочий аккумулятор.

евший аккумулятор не способен провернуть коленвал двигателя, поэтому машина не заведется. Как выйти из этой ситуации, пойдет речь в этой статье.

Как понять, что причина в аккумуляторе

Опытные автовладельцы выделяют ряд признаков, позволяющих судить о разрядке аккумулятора.

  • сложность открытия автомобиля с брелка;
  • невозможность использования бесключевого доступа;
  • слабое свечение габаритных огней и фар;
  • трудности с пуском двигателя;
  • медленное вращение стартера с последующим появлением щелков реле;
  • потускнение и моргание лампочек приборной панели в момент пуска мотора.

Потом при повороте ключа в стартере коленвал вращается медленнее обычного или вообще отказывается работать.

Как завести машину, если АКБ села

Ниже рассмотрим 7 способов, как завести машину при разряженной аккумуляторной батарее.

Метод №1. «Прикуривание» от машины с исправным аккумулятором

Классический способ решения вопроса — «прикуривание» автомобиля от другой машины.

  • Осмотрите авто на факт возможности подключения.
  • Убедитесь в наличии проводов прикуривания.
  • Найдите автомобиль-донор. Он должен иметь более высокий класс, такой же вид топлива (бензин или дизель) и иметь АКБ с таким же или большим током.
  • Поставьте машины так, чтобы можно было протянуть провода.
  • Отключите зажигание, чтобы защитить элементы бортовой сети от перепадов напряжения.
  • Подключите красный «плюс» к машине-донору, а потом — на свой АКБ, который нужно запитать.
  • Закрепите «минус» на аккумуляторе-доноре, а после к «массе» авто с разряженным источником питания.
  • Проверьте, чтобы провода случайно не попали в коленвал или другой работающий механизм.
  • Выждите две-три минуты, чтобы обеспечить временную зарядку.
  • Попробуйте завести авто, но не крутите стартер больше 3-х секунд.
  • При отсутствии результата сделайте еще раз все шаги.
  • После пуска дайте мотору поработать в течении 5-10 минут.
  • Отключите провода «плюса», а потом «минуса».

В идеале стоит совершить небольшую поездку. После этого необходимо повторить попытку. Если в этот раз не удалось, причина может быть серьезней и придется обращаться на СТО.

«Прикуривание» без проводов

Бывают ситуации, когда под рукой нет проводов для «прикуривания» и взять их негде.

  • Найдите машину-донора и убедитесь, что АКБ подходит по всем критериям: сила тока, емкость и расположение клемм. Он должен быть хорошо заряжен. Для верности можно завести авто, дать силовому агрегату поработать около 20 минут.
  • Отсоедините крепления с аккумулятора-донора, но клеммы оставьте.
  • Заведите автомобиль и максимально включите нагрузку.
  • Снимите разряженный АКБ, извлеките его из «проблемной» машины.
  • Отбросьте клеммы от аккумулятора-донора и переставьте источник питания на авто, с которым возникли трудности. Подключите «плюс» и «минус» с учетом полярности.
  • Заведите мотор и оставьте его поработать несколько минут.
  • Отбросьте клеммы на реципиенте и верните АКБ на машину-донор. Подключите и затяните клеммы. Не торопитесь глушить мотор — он должен поработать около 12-15 минут.
  • Установите разряженный АКБ на машину-реципиент и затяните клеммы.
  • Дайте мотору поработать или сделайте поездку, чтобы зарядить аккумулятор.

В завершении заглушите мотор на обоих авто и сделайте повторную попытку пуска. Если двигатель не завелся, источник питания поврежден и требует замены. Для лучшего понимания ситуации изучите более точная информацию — как правильно прикурить автомобиль с проводами или без.

Метод №2. Пуск двигателя с толкача

Разгон машины с «механикой» вручную позволяет раскрутить колеса и передать крутящий момент к двигателю.

  • Убедитесь, что участок дороги позволяет с толкача завести авто.
  • Отыщите трех-четырех помощников, которые готовы толкать машину.
  • Садитесь в салон и включите зажигание.
  • Дайте команду помощникам начать толкать авто.
  • Как только транспорт разгонится до 15 – 20 км/ч, жмите сцепление, включите 1-ю или 2-ю скорость, а после постепенно отпустите сцепление и жмите на газ.
  • Если двигатель завелся, дайте автомобилю поработать некоторое время. Сделайте небольшую поездку, чтобы АКБ зарядился.
  • Соедините две машины с помощью троса и предусмотренных производителем креплений.
  • Согласуйте сигналы руками во избежание недопонимания.
  • Дайте команду автомобилю-буксиру начать движение на очень медленной скорости.
  • После набора 20-25 км/ч выжмите сцепление и включите 1-ю или 2-ю передачу.
  • Отпустите педаль сцепления и добавьте газ.
  • После успешного пуска двигателя дайте сигнал помощнику остановить транспорт и сделайте это вместе с ним.
  • Открепите трос и выполните получасовую поездку для зарядки АКБ.

Метод №3. Пуско-зарядное устройство (ПЗУ)

Следующий способ для заводки автомобиля при севшем аккумуляторе — применение пуско-зарядного устройства.

На выбор доступны следующие виды:

  • Импульсные / трансформаторные.
  • Конденсаторные.
  • ПЗУ со встроенным аккумулятором.
  • Внешние, повер-банки.

Импульсные / трансформаторные

Имеет функцию пуска мотора, используются для зарядки АКБ в домашних условиях.

Неэффективны при глубокой разрядке, требуют демонтажа источника питания и зарядки в домашних условиях. С другой стороны, они компактны и не нуждаются в подключении к розетке.

Конденсаторные

Накапливают энергию и передают ее в момент пуска ДВС. В роли источника энергии применяется встроенный АКБ, внешний источник, бытовая сеть или powerbank.

Отличается компактностью и небольшой ценой. Подключается сразу к клеммам АКБ.

ПЗУ со встроенным аккумулятором

Пользуется спросом, благодаря эффективности, и способны запустить мотор даже при разряженном АКБ. Могут использоваться для поддержания напряжения в бортовой сети на оптимальном уровне.

Имеют большие габариты, поэтому в большинстве случаев применяются в салонах и сервисах. Для пуска мотора подключаются к клеммам батареи.

Внешние, повер-банки

Созданы для подмены основного источника питания и не могут использоваться для продолжительного заряда батареи.

При использовании устройства нужно следить за уровнем заряда. Если он максимальный, устройства хватит на 10-15 запусков двигателя.

Альтернативные шаги или 5 дополнительных способа

Рассмотренные выше методы являются основными и в 8 из 10 случаев используются автовладельцами.

Если по какой-то причине они не подходят, можно использовать другие варианты:

  • Нагрев АКБ. Для достижения результата возьмите разряженный аккумулятор и опустите его в емкость с теплой водой. Если источник питания не полностью разрядился, через 30 минут в тепле его хватит для запуска авто.
  • Очистка клемм. Иногда автовладельцев выручает обычная очистка выводов от загрязнений. Из-за сильного окисления аккумулятор плохо контактирует с бортовой сетью, и возникают проблемы. После очистки машина может завестись.
  • От сварочного аппарата. Суть состоит в подключении сварочника к отключенному от бортовой сети разряженному аккумулятору. Ток нужно выставлять на 10% от емкости АКБ. Через пол минуты отключите батарею от сварочника (она должна подзарядиться), подключите клеммы и заведите авто.
  • Повышенный ток. Для проверки необходимо подать ток на АКБ, который превышает номинальный на 30%. На старых автомобилях клемму можно не снимать, а вот на машинах с ЭБУ «минус» рекомендуется сбросить для защиты электроники. К примеру, для источника питания на 60 А*ч нужно подать до 8 А. В этом случае время зарядки уменьшается до 20-30 минут. Метод рекомендуется в крайнем случае из-за снижения срока службы АКБ.
  • Кривой стартер. Старый способ, подходит для автомобилей, где есть доступ для прокручивания коленчатого вала с помощью кривого стартера, к примеру, Москвич, ВАЗ 2101 – 2106. Включаем зажигание, вставляем рычаг в паз и прокручиваем коленвал. Передачу, естественно, включать не нужно.

Лайфхаки

Талантливые автовладельцы придумали еще ряд методов, которые можно использовать для пуска двигателя на авто. Они нестандартны, но могут пригодиться в безвыходной ситуации.

При наличии под рукой аккумулятора от любого электроинструмента, к примеру, шуруповерта, емкостью не менее 2 А*ч, сделайте следующие шаги:

  • Берите батарею и положите ее в удобное место на капоте.
  • Вставьте две отвертки в разъемы «плюса» и «минуса».
  • Подключите клеммы к аккумулятору автомобиля, а потом с учетом полярности к оголенной части одной и второй отвертки.
  • Пробуйте завести автомобиль. В случае успеха осторожно отключите клеммы сначала от батареи автомобиля, а потом от отверток.

Прокручивание ведущего колеса с помощью буксировочного ремня

Альтернативный метод, который предусматривает ручное прокручивание коленчатого вала.

  • Поднятие домкратом правого или левого ведущего колеса.
  • Наматывание на него веревки длиной 5-6 метров или буксировочного ремня.
  • Включение зажигания и 1-й скорости.
  • Резкое раскручивание веревки или буксировочного ремня, чтобы завести мотор.

После пуска двигателя необходимо выключить передачу, вернуть колесо на землю и сделать небольшую поездку.

Заводим карбюраторный автомобиль

Если у вас двигатель карбюраторный, то способ заводки с буксира или толкача такой же, как и в рассматриваемом выше случае, но тут уже не обязательно, что бы выше АКБ было хоть немного заряжено, допустима и полная разрядка. В этом плане тут легче.

При заводке с прикуривателя есть небольшие отличия.

После того, как вы подзарядили свое АКБ от автомобиля «спасателя», глушить его двигатель не надо.

Только в таком случае будет гарантия, что ваш автомобиль заведется.

Новые батареи имеют внушительный срок службы и редко ломаются. Заводы-изготовители дают пять лет гарантии, но на практике АКБ работают больше, 8-10 лет.

Такой ресурс актуален для случаев, когда машина эксплуатируется в обычном режиме и без повышенных нагрузок.

Но даже лучшие аккумуляторы однажды выходят из строя.

У этого фактора может быть много причин:

  • выкипание электролитической жидкости с последующим осыпанием и замыканием пластин;
  • появление осадка на пластинах (сульфатации);
  • постоянная утечка тока в бортовой сети (к примеру, неправильно подключена магнитола);
  • замыкание в проводке из-за плохого контакта или нарушения целостности изоляции;
  • неисправности генератора, к примеру, износ или повреждение ремня, повреждение узла;
  • негативное действие мороза в течение длительного времени (-30 градусов Цельсия и ниже);
  • забытые потребители, к примеру, габариты, ближний свет, магнитола или сигнализация;
  • отсутствие ухода за батареей — окисление клемм, проверка уровня электролита, периодический контроль за степенью разрядки АКБ и подзарядка ее при необходимости, в идеале хотя бы 1 раз в год проведение контрольно-тренировочного цикла (КТЦ).

О появлении проблем в электрической части можно судить по медленному движению стеклоочистителей, необычному свету фар и частом щелканье реле поворотников. При неисправности генератора на приборной панели должна загореться лампочка, свидетельствующая об отсутствии заряда.

Какой аккумулятор не подлежит восстановлению

Аккумуляторную батарею нельзя восстановить при наличии следующих неисправностей:

  • Повреждение корпуса. При появлении трещины многие автовладельцы сливают рабочую жидкость и пытаются запаять устройство. Это опасно, поэтому лучше купить новый АКБ.
  • Вздутие. При длительном нахождении аккумулятора на морозе высок риск изменения геометрии. Восстановить такой источник питания нельзя.
  • Появление твердого налета на внешней части пластин. Единственным решением может быть промывка АКБ аммиачным раствором, Трилоном Б или другими средствами. Такие действия доступны только профессионалам, и обычным автовладельцам не под силу.

Читайте: как восстановить аккумулятор своими руками.

Когда нужно заменить аккумулятор

Существует несколько причин неисправности АКБ, свидетельствующих о необходимости замены.

Сульфатация пластин

Принцип работы аккумуляторной батарее построен на заряде и разряде. Отдача энергии происходит в ситуации, когда автомобиль не заведен, а генератор не работает.

В процессе отдачи энергии на свинцовых пластинах накапливаются сложные эфиры серной кислоты. От их количества зависит КПД источника питания и его емкость.

Если аккумулятор обслуживаемый, то белый налет можно увидеть через смотровое отверстие открутив крышку (и). Если не обслуживаемый, то нужно ориентироваться на другие признаки.

  • глубокий и продолжительный разряд;
  • постоянная эксплуатация в не полностью заряженном состоянии.

Способы предотвратить проблему:

  • контроль полного заряда аккумулятора;
  • снятие АКБ при длительном нахождении машины без движения.

Если сульфатация пластин уже произошла, можно сделать следующее:

  • купить новый АКБ;
  • выполнить десульфатакцию самостоятельно (провести КТЦ не менее 3 раз);
  • обратиться для устранения проблемы на СТО.

Последние два варианта наиболее длительные и могут занимать от 2-х до 7-ми суток. Гарантий успеха в этом случае не будет.

Осыпание активной массы

На пластины батареи наносится активная масса, обеспечивающая ее эффективность. Для «плюса» применяется свинцовая перекись, а для «минуса» — свинец без примесей.

Осыпание активной массы говорит о том, что происходит отваливание материала от пластин.

  • появление ржавчины;
  • замерзание электролитической жидкости;
  • вибрация при движении по плохим дорогам.

Проблема актуальна для АКБ, отработавших больше положенного срока службы. Устранить неисправность путем ремонта не получится и единственный выход — покупка нового аккумулятора.

Короткое замыкание

В нормальном режиме «плюс» и «минус» пластины целой батареи изолированы между собой и не касаются друг друга. Если между элементами появляется проводник, возникает риск КЗ.

Так как в АКБ нет личного автомата или предохранителя, неисправность приходится распознавать по ряду признаков:

  • Быстрая потеря емкости и разрядка в течение 1-3 дней.
  • Измеренное напряжение с помощью нагрузочной вилки — до 9 Вольт.
  • Кипение при подаче напряжения на 14,4 В. Исключением являются гелевые аккумуляторы, для которых такой признак не характерен.

КЗ актуально для старых АКБ или устройств с поврежденным корпусом, оно нередко происходит, если автовладелец уронил батарею или заряжал ее чрезмерно высоким током. Отремонтировать не получится, и единственный путь — замена.

Снижение уровня электролита

Кипение электролита приводит к снижению уровня ниже критического параметра.

Особенности контроля ситуации зависят от вида АКБ:

  • обслуживаемый — через крышку;
  • необслуживаемый — появление налета на клеммнике: зеленый или белый.

Электролит состоит из дистиллированной воды и серной кислоты в соотношении 60 к 40. При кипении Н2О распадается на кислород и водород. Т.е. количество дистиллированной воды уменьшается и уровень электролита в батареи падает оголяя пластины.

Проблема может возникнуть при перезаряде АКБ при подаче потенциала свыше 14.4 В. Такой уровень может приходить от поврежденного генератора авто или пуско-зарядного устройства.

Предварительно стоит проверить электрику авто и устранить неисправность. В ином случае новая батарея тоже может выйти из строя.

Как не допустить разряда

Эксперты выделят ряд рекомендаций, позволяющих не допустить разрядки аккумуляторной батареи:

  • Контроль ее состояния и своевременный заряд.
  • Нажатие сцепления при любом пуске двигателя. Это снимает нагрузку со стартера и упрощает вращение шестеренки коробки передач.
  • Снятие аккумулятора и его хранение дома перед важной поездкой. Особенно актуально, если машине нужно долго стоять на улице при сильном морозе.
  • Отключение всех потребителей после закрытия автомобиля (кроме сигнализации, если она есть).

Что делать если в аккумуляторе замерз электролит.

Для продления ресурса АКБ следуйте простым советам:

  • Старайтесь не использовать автомобиль для слишком коротких поездок не требующих перевозку грузов.
  • Применяйте «согревающие» чехлы для аккумулятора.
  • Не оставляйте источник питания долгое время разряженной.
  • Зимой заряжайте на 100%, чтобы в мороз сохранялась необходимая емкость.
  • Избегайте полного разряда.
  • Перед выходом из авто проверяйте, чтобы все приборы были отключены.
  • Исключите оголение пластин и контролируйте достаточность электролита.
  • Следите за состоянием контактов для подключения к АКБ, очищайте их от следов коррозии или грязи.
  • Контролируйте натяжение генераторного ремня и меняйте его при необходимости.
  • Забирайте батарею зимой при сильном морозе в теплое помещение.

Знание правил эксплуатации аккумулятора позволяет продлить срок службы устройства, избежать повреждений и сэкономить деньги на покупке.

Если в процессе эксплуатации возникли серьезные неисправности, важно не испытывать судьбу и сразу купить новый и исправный АКБ.

https://youtube.com/watch?v=ORX3wC1Ft9A%3Ffeature%3Doembed

рикуривание автомобиля — процесс аварийного запуска двигателя при разрядке аккумулятора с применением донора. Суть метода состоит в подключении АКБ исправного автомобиля к бортовой сети машины с разряженной аккумуляторной батареей.

Необходимость прикуривания, как правило, возникает в мороз, когда АКБ быстро разряжается, а двигатель требует более длительного прокручивания для запуска.

Какие машины нельзя «прикуривать»

Перед подключением к другому аккумулятору стоит учесть риски для любого из участников.

  • Неисправность АКБ на одном из автомобилей. Речь идет о протечке, вздутии, нарушении целостности выводов, повреждении проводов и прочих поломках.
  • Разные характеристики аккумуляторов. Перед прикуриванием обратите внимание на емкость и мощность каждого источника питания. Попытка зарядить АКБ внедорожника от малолитражного авто чревато разрядкой двух аккумуляторных батарей. После подключения аккумулятор с большей емкостью забирает заряд, его может не хватить для пуска авто.
  • Расхождение в напряжениях бортовой сети. На легковых машинах предусмотрена 12-вольная система, а на грузовиках — 24-вольтная. Прикуривание от грузовой машины легковушки может привести к повреждению АКБ и потребителей.
  • Неисправность автомобиля. Причиной разряда аккумулятора может быть поломка машины: проблемы с зажиганием, топливной системы, генератора и т. д. В таком случае «прикуривание» не даст результата и сначала нужно устранить причину поломки.
  • Большой пусковой ток. В разных автомобилях отличаются не только характеристики АКБ, но и пусковой ток стартера. В кроссоверах и внедорожниках он больше, чем в небольших авто. Это значит, что запитывание малолитражной машины от мощного авто возможно, а вот при обратной процедуре могут возникнуть трудности.
  • Запрет на прикуривание заводом-изготовителем. Ограничение может быть обусловлено сложной электроникой, которая боится скачков напряжения. В таких обстоятельствах от подключения к другому АКБ лучше воздержаться. Альтернативным решением является зарядка собственной батареи.

Что нужно для прикуривания автомобиля

Важно подготовить все необходимое:

  • Провода с «крокодилами» для крепления на выводах. Сечение проводников зависит от емкости источника питания. Подробнее о выборе этих элементов поговорим в отдельном разделе.
  • Автомобиль-донор. Необходимо найти машину с заведомо исправным аккумулятором. Как вариант, можно использовать запасной АКБ (при наличии).
  • Время и внимание. При подключении проводов важно контролировать полярность и не нарушать правила.

Какие провода лучше использовать

Главная сложность — выбор проводов, которые должны иметь подходящее сечение, толщину изоляцию, материал и тип зажимов.

  • Длина. Ее должно хватать для подключения к аккумулятору другого автомобиля. Оптимальный вариант — до 2-3 метров. Гнаться за большой длиной не стоит, ведь это приводит к потере энергии и более высокой цене.
  • Материал. Провод и зажимы должны быть изготовлены из меди, имеющей минимальное удельное сопротивление. Следовательно, в изделии будет меньше потерь и нагрева.
  • Тип фиксации зажима. Распространенный вариант крепления — «крокодилы», которые раскрываются вручную, а после надевания на вывод фиксируются зубцами к поверхности металла. При выборе стоит обратить внимание на жесткость пружины и наличие острых зубцов, обеспечивающих надежное крепление.
  • Изоляция. Для безопасности на ручках зажимов и проводах должна быть толстая и мягкая изоляция. Важно, чтобы она защищала от протекающего напряжения, выдерживала холод и не трескалась от воздействия мороза.
  • Сечение. При выборе проводов с небольшим сечением высок риск их перегорания при большом токе. Лучший вариант — выбор изделий с диаметром 14-16 кв. мм. «На глаз» провод с изоляцией должен иметь толщину пальца среднего размера.

Условия, которые важно соблюсти

Перед началом прикуривания учтите ряд правил:

  • Используйте АКБ аналогичной или большей емкости. Этот параметр напрямую зависит от автомобиля и его потребностей. К примеру, запитать «Ленд Крузер» от «Короллы» вряд ли получится. Слухи о запрете запуска таким способом дизельных авто от бензиновых — миф. Мощная машина с мотором, работающем на бензине, может использоваться для пуска небольшой дизельной.
  • Прогрейте двигатель. Перед стартом нагрейте мотор автомобиля-донора, чтобы АКБ лучше отдавал ток. Большой плюс, если двигатель принимающего автомобиля также нагрет до рабочей температуры.
  • Обратите внимание на напряжение бортовой сети. Учтите, что мотоциклы питаются от АКБ на 6 В, легковые авто на 12 В, а грузовики — на 24 В. Это значит, что для прикуривания каждого вида техники необходимо искать соответствующего донора. К примеру, подключение АКБ мотоцикла или грузовика к легковой машине может привести к пагубным последствиям.

Как правильно прикуривать автомобиль

Отсутствие противопоказаний еще не гарантирует успех мероприятия. В процессе прикуривания важно соблюдать полярность, действовать аккуратно и без спешки.

Далее для удобства будем называть реципиентом машину, которую нужно завести, а донором — ту, которая используется для передачи тока.

  • Установите автомобили рядом друг с другом, чтобы длины проводов хватило для подключения.
  • Откройте капоты машин и отыщите клеммы аккумулятора. В зависимости от типа транспорта источник питания может находиться возле двигателя, в багажном отсеке или под креслом.
  • Проверьте провода, которые будут использоваться для подключения, осмотрите целостность изоляции и надежность фиксации зажимов.
  • Отключите зажигание на обеих машинах. На автомобиле с МКПП переместите ручку в нейтральное положение. Включите ручной тормоз, чтобы исключить случайное движение.
  • Выключите нагрузку в обоих авто: магнитолу, освещение, обогреватели и т. д.
  • Откройте хотя бы одну дверцу и оставьте ключ в замке зажигания, чтобы избежать срабатывания охранной системы.
  • Подключите «плюсовой» провод (как правило, идет красного цвета) к «+» на клемме автомобиля-донора. Со второй стороны наденьте зажим на вывод АКБ реципиента. При соединении будьте внимательны, чтобы не перепутать полярность.
  • Наденьте «крокодил» «минусового» провода (как правило, черный) на «-» донора, а второй край к «массе» машины-получателя. В качестве «массы» можно использовать любую металлическую деталь в подкапотном пространстве. Лучший вариант — шпильки, болты или ГБЦ двигателя. Обратите внимание, чтобы на поверхности не было краски или загрязнений, мешающих прохождению тока. Рекомендации по подключению могут приводиться в мануале к автомобилю.
  • Убедитесь, что провода не касаются вентилятора, ремня привода и иных подвижных элементов.
  • Выждите от 10 до 15 минут, чтобы ток перешел от донора к реципиенту. Для большей эффективности включите на короткое время все потребители в машине.
  • Заведите авто с разряженным АКБ. В случае успеха оставьте двигатель включенным в течении 5-10 минут для прогрева двигателя и подзарядки АКБ.
  • Снимите провод с «массы» получателя, а после — с «минуса» донора.
  • Отключите зажим с «плюса» реципиента, а на следующем шаге — с «плюсовой» клеммы получателя.

Если на 10 шаге ничего не произошло, и двигатель не завелся, используйте другой метод:

  • Отключите зажигание реципиента и заведите мотор на машине, от которой берется энергия.
  • Оставьте двигатель работать на 10 минут. Для повышения эффективности попросите напарника или сами жмите на газ для увеличения оборотов до 2000. Это необходимо для раскрутки генератора и выдачи им большей энергии.
  • Заглушите силовой агрегат автомобиля-донора и отключите зажигание.
  • Заведите реципиента. Старайтесь делать короткие промежутки между запуском стартера, чтобы не разрядить аккумулятор.

После успешного прикуривания оставьте двигатель поработать не менее 30 минут, а лучше сделайте небольшую поездку. Обязательно скажите «спасибо» водителю, который помог завестись.

Меры безопасности

Процедура несет ряд рисков для водителя и автомобиля, поэтому требует соблюдения ряда правил:

  • Во время прикуривания не отключайте АКБ от бортовой сети машины. В ряде новых авто напряжение источника питания применяется в роли «опорного». При его отсутствии генератор может выдать высокое напряжение, из-за чего будет повреждена электроника.
  • Точно соблюдайте полярность АКБ при подключении, чтобы избежать замыканий. Первым всегда подключатся «плюсовой», а потом — «минусовой» провода. Последним подключаемся минусовой провод на машине-реципиенте (с разряженной батареей) во избежание взрыва водорода.
  • Подключайте «минус» только к «массе», которая находится как можно дальше от АКБ, а не к выводу аккумулятора с соответствующей полярностью. Такое требование уже указывалось выше.
  • Проверяйте маркировку стартерного кабеля. Во время «прикуривания» через провода идет до 400 А. Если они не рассчитаны на такую нагрузку, изоляция расплавится, а сам кабель может сгореть.
  • Убедитесь в исправности аккумуляторов донора и реципиента, а также соответствии рабочих напряжений. Об этом уже упоминалось выше, поэтому останавливаться подробнее нет смысла.

Как прикурить автомобиль от аккумулятора без машины

При отсутствии машины-донора можно «прикурить» автомобиль от другого АКБ.

При параллельном подключении двух аккумуляторов напряжение на них будет стремиться к выравниванию, а емкость суммируется.

Для предотвращения негативных последствий следуйте ряду правил:

  • действуйте максимально быстро;
  • следите за правильностью подключения;
  • убедитесь в чистоте газоотводных отверстий;
  • проверьте уровень электролита;
  • избегайте искрения «крокодилами».

Как «прикурить» автомобиль без проводов

Выделяется два метода, как «прикурить» АКБ при отсутствии проводов с «крокодилами».

Применение другого АКБ

При наличии заряженного аккумулятора сделайте следующее:

  • Снимите «минус» с разряженного АКБ.
  • Уберите клемму с его «плюса».
  • Достаньте севший аккумулятор и поставьте на его штатное место заряженную аккумуляторную батарею.
  • Подключите «плюс», а потом «минус».
  • Заведите автомобиль.
  • Снимите «минус», а потом «плюс» донорской АКБ и отдайте хозяину.
  • Установите подсевший аккумулятор, подключите «плюс», а затем «минус». Клеммы ставятся и фиксируются при работающем двигателе.
  • Дайте машину поработать, чтобы зарядить батарею.

Использование бустера

Второй способ «прикуривания» без проводов — пуск от бустера (к примеру, на 2000 мА).

  • Откройте капот машины с разряженным АКБ.
  • Подключите бустер с учетом полярности.
  • Заведите двигатель.
  • В течение 30 секунд отключите бустер.
  • Дайте поработать двигателю, чтобы зарядить севший аккумулятор.

Как «прикурить» автомобиль от сварочного аппарата

Альтернативный вариант — «прикуривание» АКБ от сварочного аппарата. В качестве примера используем инверторную модель «Ресанта» на 190 Ампер.

  • Подключите провода к сварочному аппарату с учетом полярности.
  • Скиньте клеммы с АКБ, чтобы не спалить какой-то блок на автомобиле.
  • Подключите «плюсовой» провод сварочника к «+» АКБ, а «минусовой» к «массе».
  • Установите на инверторе 10% от емкости аккумулятора. К примеру, если АКБ имеет 50 А*ч, необходимо выставить на сварочном аппарате 5 А*ч.
  • Включите сварочник в розетку и запустите его тумблером.
  • Оставьте устройство на 30 секунд, чтобы подзарядить аккумулятор.
  • Отключите сварочный аппарат и снимете его клеммы.
  • Установите «плюс» и «минус» на место и хорошо протяните.
  • Пробуйте завести двигатель. В большинстве случаев работа завершается успехом, и мотор успешно заводится.

https://youtube.com/watch?v=3PfoP3wMDD8%3Ffeature%3Doembed

Можно ли «прикуривать» от заведенного автомобиля

Эксперты утверждают, что процесс «прикуривания» от заведенного автомобиля может нести риски для генератора, блока управления и других узлов машины-донора. Причиной якобы является резкое повышение нагрузки на генератор при пуске двигателя.

На практике в мануалах к автомобилям БМВ, Шкода и другим указано, что «прикуривать» нужно и от заведенной машины.

Генератор в большинстве машин выдает 120-150 А, а стартер имеет почти аналогичные показатели.

Главную нагрузку берет на себя аккумулятор машины-донора, а генератор выступает в качестве помощника и исключает просадку напряжения.

Пишите свои мнения по этому поводу в комментариях.

Альтернативные методы

Если ни один из рассмотренных выше способов не подошел, можно использовать альтернативные варианты:

  • Пуск двигателя с «толкача». Подходит только для автомобилей с механической коробкой передач.
  • Использование ручки для прокручивания коленвала. Актуально в случае, если такая опция предусмотрена конструкцией.
  • Зарядка от машины-донора с помощью обычных проводов не меньше 1,5 кв. мм. Суть в том, чтобы завести двигатель автомобиля донора и питать разряженный АКБ в течение 15-30 минут. Заводить машину, которая «подпитывается» в этот период, нельзя. В таком случае провода просто сгорят.

Ответы на часто возникающие вопросы

В отношении правильности прикуривания у автолюбителей возникает масса вопросов.

Вот некоторые из них:

  • «Можно ли в мороз «прикуривать» другой автомобиль?» — Да. Главное, чтобы «минус» подключался к кузову, а не к самому АКБ. В противном случае батарея разрядится в течение нескольких минут;
  • «Опасна ли такая процедура для автомобилей?» — Если все делать правильно, то проведение таких манипуляций безопасно для бортовых сетей и самих источников питания;
  • «Можно ли заводить инжекторный автомобиль таким методом?» — Вполне. Главное, чтобы оба аккумулятора, которые принимают участие в процессе, были исправны;
  • «Как долго можно вращать стартер «пациента» от донора?» В среднем энергии заряженного источника питания хватает на 4-5 попыток пуска. В противном случае может разрядиться и работоспособный АКБ. Следовательно, если после 2-3 попыток пуск оказался неуспешным, то проблему нужно искать в ином месте.

Почему садится аккумулятор

В завершение выделим ряд причин разрядки аккумуляторной батареи:

  • Оставленные включенными потребители. Распространенная ситуация, когда водитель вышел из машины и забыл выключить габариты, лампу ближнего света, смартфон или другую нагрузку. В таком случае весь ток берется не с генератора, а от АКБ, и последний быстро разряжается.
  • Возраст. При длительном применении в аккумуляторе проходит множество химических процессов без возможности восстановления. Спустя четыре-пять лет аккумуляторная батарея теряет до 40% емкости. Летом такое ослабление почти незаметно, а вот зимой возможны проблемы.
  • Поломка генератора. После пуска двигателя нагрузка ложится на генератор, который параллельно заряжает аккумулятор. В случае повреждения ток заряда отсутствует или слишком низкий для восстановления емкости АКБ.
  • Ошибки подключения устройств. Охранная система, магнитола, навигатор или регистратор, которые неправильно подключены к бортовой сети, могут тянуть больше тока и разряжать АКБ.
  • Износ приводного ремня. Известно, что вращение к генератору передается от коленчатого вала через ременную передачу. В случае повреждения или растяжения ремня источник питания работает неправильно, или не функционирует вовсе.

Знание правил «прикуривания» упрощает жизнь автовладельцам и позволяет быстро решить вопрос с разряженным АКБ.

Лучшее решение — использовать автомобиль-донор, но при его отсутствии доступно применение альтернативных путей.

Главное следовать инструкции завода-изготовителя, возить с собой провода (особенно зимой), следить за правильным использованием полюсов и учитывать рекомендации в статье.

https://youtube.com/watch?v=I1ktmsXSPHU%3Fstart%3D21%26feature%3Doembed

Недавно мы выясняли, как завести машину с толкача или при помощи буксира, а также разбирались, как сделать это в одиночку при помощи троса и домкрата. Сегодня же мы рассмотрим самый «простой» вариант: как завести машину с разрядившимся аккумулятором, если есть возможность «прикурить» ее от другой. Слово «простой» не зря взято в кавычки: при всей кажущейся простоте в процедуре прикуривания есть важные нюансы. Давайте их вспомним и сформируем правильный порядок действий.

Когда нельзя прикуривать автомобиль

На самом деле, прикуривать автомобиль с разряженным аккумулятором не всегда оправданно, а иногда даже откровенно рискованно. Поэтому для начала давайте обозначим условия, при которых эта процедура бессмысленна или опасна. Прежде всего это состояние аккумулятора на машине, которой требуется помощь. Если он разряжен полностью и в течение долгого времени находился на морозе, то почти наверняка «внешняя помощь» его уже не реанимирует: электролит в нем с большой долей вероятности замерз. Из этого следует еще одно условие, касающееся аккумулятора: перед прикуриванием нужно осмотреть его и убедиться, что он не вспучился, не лопнул, не течет и не имеет других явных повреждений или дефектов. Если они есть, подключение исправного аккумулятора, установленного на другой машине, может быть в лучшем случае бесполезным, а в худшем – рискованным.

Следующее, в чем нужно убедиться перед прикуриванием – отсутствие проблем с электросетью у автомобиля, который нужно завести. Минимальная диагностика – это проверка блока предохранителей на предмет их целостности. Сгоревший предохранитель укажет на наличие проблем в цепи, а то и короткого замыкания. Попытка запустить мотор в таком случае означает высокий риск для бортсети автомобиля-донора.

Последнее, что обязательно стоит проверить – это чистота и состояние клемм у проблемного автомобиля. Далеко не все автовладельцы заморачиваются не то что смазкой, но даже периодическим осмотром и чисткой клемм, а в самых запущенных случаях провода вовсе не затянуты не клеммах аккумулятора, а просто надеты на них. Все это ухудшает проводимость и снижает вероятность запуска двигателя. Соответственно, в некоторых случаях причина молчания стартера – не разряженный аккумулятор, а плохой контакт, и прикуривание здесь никак не поможет. Поэтому перед тем как доставать провода для помощи, убедитесь в чистоте контактов и затяжке клемм.

Ну и еще одно «дополнительное» условие неудачного пуска – это отсутствие подходящих проводов. В момент пуска по ним пойдут весьма большие токи, так что провода для прикуривания должны иметь достаточное сечение, хорошую изоляцию и качественные клещи («крокодилы») для подключения к клеммам. От качества контакта зависит вероятность успешного пуска, а от качества проводов – безопасность всего мероприятия. Тонкие провода с жиденькими «крокодильчиками» или, что еще хуже, кусок «бытового» провода, намотанный на клеммы – это риск перегрева, оплавления и возгорания.

Процедура прикуривания в целом очень проста. Пусковые кабели для удобства обычно имеют окраску: красный для подключения положительных (плюсовых) контактов и черный для подключения отрицательных (минусовых) контактов. Последовательность действий при прикуривании такая:

Какие сложности могут возникнуть при запуске

В описанной выше схеме есть несколько «белых пятен». Основные вопросы, вызывающие жаркие споры, касаются того, нужно ли отключать аккумулятор автомобиля-донора от бортсети, нужно ли запускать двигатель автомобиля-донора и можно ли подключать кабели при запущенном моторе. Давайте кратко разберемся в причинах и потенциальных рисках каждого из этих решений.

Отключение аккумулятора автомобиля-донора – то есть снятие с него клемм – исключает риски проблем с электрикой «помогающей» машины. С другой стороны, само по себе отключение аккумулятора, особенно на современных машинах, может быть сопряжено со сложностями. Это как мелочи вроде сбившихся настроек памяти сидений и зеркал или блокировки головного устройства аудиосистемы с необходимостью ввести код разблокировки, так и более неприятные последствия. Риск того, что машина не заведется после отключения аккумулятора, крошечный, но лучше заранее знать, что может произойти в этом случае. Вдобавок стоит учитывать, что при запуске мотора автомобиля-реципиента отключенному аккумулятору может просто не хватить тока для пуска. Из этого условия вытекает следующий вопрос: можно ли запускать двигатель автомобиля-реципиента при работающем двигателе донора. Ответ то же самый: обычно это проходит безболезненно для автомобиля-донора, но определенные риски в такой процедуре есть, так что некоторые автовладельцы соглашаются только на «холостое» прикуривание.

И еще один нюанс касается последовательности подключения пусковых кабелей. На самом деле последовательность, указанная выше, не является единственно допустимой: можно подключить первым и отрицательный кабель. Но если подключить минус первым, а затем при подключении плюса случайно коснуться вторым концом плюсового кабеля металлической части автомобиля, произойдет короткое замыкание. Если же подключить первым плюс, то короткое замыкание можно получить, только коснувшись концом минусового кабеля плюсовой клеммы аккумулятора – то есть, риск гораздо ниже. Поэтому правильным считается именно порядок «сначала плюс, потом минус».

Разряженный аккумулятор — серьёзная проблема, особенно если это происходит неожиданно: отказ работы электрооборудования, включая охранную систему, невозможность запустить двигатель. Даже в салон на некоторых автомобилях попасть будет проблемно. В этой статье мы выясним, как понять, что сел аккумулятор в машине, поговорим о причинах этой беды и узнаем, что можно предпринять в таком случае.

Почему может разрядиться аккумулятор

Начнём с причин, которые могут вызвать серьёзный разряд аккумуляторной батареи. Самая банальная — забыл выключить фары (ДХО, габаритные огни, свет в салоне). Утром пришёл на стоянку или в гараж — аккумулятор разряжен в ноль.

Такая забывчивость может стоить аккумулятора

Ещё одна причина — безалаберность. Поехали на пикник, полдня слушали музыку, как стемнело, подсвечивали импровизированную танцплощадку фарами. Собрались уезжать — двигатель запустить невозможно, а до ближайшей помощи три дня лесом.

Если веселье затянется, то одна из машин может и не завестись без посторонней помощи

А теперь более серьёзные проблемы:

  • Неисправность цепей зарядки. Если напряжение, поступающее в бортовую сеть, слишком мало, то аккумулятор во время поездки либо плохо заряжается, либо (что хуже) даже разряжается, обеспечивая автомобиль электроэнергией вместо генератора.
  • Короткие поездки с частыми пусками. Теоретически энергия, потраченная батареей на пуск двигателя, восполняется от генератора во время езды. Но если поездки короткие, то времени на зарядку не хватает, и батарея после каждого очередного пуска двигателя разряжается всё сильнее.
  • Большой саморазряд АКБ. Любой аккумулятор разряжается, даже не питая потребители автомобиля. Чем АКБ дольше служит, тем выше её саморазряд. Сильно изношенная батарея может разрядиться сама по себе даже за ночь.
  • Большой ток утечки. Во время стоянки любой новый автомобиль потребляет от аккумулятора то или иное количество энергии. Сигнализация, цепи бортового компьютера, «спящая» магнитола — всё это требует питания. Если какой-то из этих узлов неисправен или повреждена проводка, то из-за большого тока утечки батарея разрядится даже на непродолжительной стоянке.

С таким током утечки аккумулятор быстро разрядится

Симптомы севшего аккумулятора

Каковы признаки разрядки аккумулятора автомобиля? Их много, но не каждый из них может однозначно указать, что батарея разряжена. Многие симптомы якобы разрядки часто бывают вызваны неисправностью других узлов.

Плотность электролита

Если аккумулятор обслуживаемый, и мы его действительно обслуживаем — следим за уровнем электролита и его нормальной плотностью, то проверить состояние АКБ можно ареометром. Отворачиваем пробки и замеряем плотность электролита в каждой банке.

Измерение плотности электролита при помощи ареометра

Сверяемся с табличкой, приведённой ниже, и определяем степень заряда батареи, учитывая, в каких климатических районах эксплуатируется автомобиль.

Зависимость плотности электролита от степени заряда АКБ автомобиля

Важно! Если разброс плотности в банках составляет 4 сотых и более, то это явный признак износа батареи. Пора задуматься о покупке новой АКБ. Кроме того, если сначала в АКБ был залит электролит неизвестной плотности, то оценить состояние зарядки таким способом не получится.

Напряжение

Как узнать, что аккумулятор разряжен, если у него необслуживаемая конструкция или под рукой нет ареометра? Будет реально проверить степень заряженности батареи по напряжению на её клеммах. Берём тестер (мультиметр), устанавливаем режим измерения постоянного напряжения до 20–30 В, измеряем напряжение на клеммах батареи и сверяемся с нашей таблицей.

Зависимость напряжения на клеммах от степени заряда АКБ автомобиля

Важно! Чтобы получить точный результат, необходимо измерять напряжение на АКБ, которая простояла без нагрузки (потребителей энергии не менее 2 часов).

Работа стартера

Понять, что аккумулятор машины разряжен, можно и по поведению стартера. Поскольку севшая батарея не в состоянии выдать необходимый для его работы ток, запуск происходит тяжело, стартер крутится как бы с натугой. Если АКБ разряжена сильно, стартер может вообще не провернуться, попытавшись это сделать. При этом подсветка приборной панели существенно притухает. В совсем тяжёлом случае вместо «порыкивания» стартера можно услышать лишь слабые щелчки втягивающего реле.

Не стоит забывать, что этот признак косвенный. Проблемы с пуском бывают вызваны и другими причинами:

  • сильно густое масло в картере (пуск сильно промороженной машины);
  • неисправность стартера и втягивающего реле;
  • нарушение контакта между клеммами АКБ и наконечниками из-за окисления.

С такими клеммами запустить двигатель и при хорошей батарее невозможно

Работа другого электрооборудования

Что аккумулятор разрядился, можно определить по работе электроприборов.

  • фары и плафон в салоне светят тускло;
  • блокировка и разблокировка дверей происходит как бы нехотя — кнопки лениво выдвигаются;
  • охранная система медленно реагирует на команды с пульта, происходят её ложные срабатывания;
  • стёкла при активации стеклоподъёмников поднимаются и опускаются заметно медленнее;
  • автомагнитола самопроизвольно меняет режимы работы, может самостоятельно включиться или отключиться.

Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.

Важно! Все эти признаки тоже будут косвенными, и делать вывод, что батарея разряжена, можно только тогда, когда они проявляются в комплексе, пусть и не все перечисленные выше. Ведь стеклоподъёмники могут плохо работать и из-за неисправного электропривода, а магнитола будет «чудить», если банально сломается.

Оцените статью
Авто журнал MyPunto
Добавить комментарий