Термостат – один из элементов системы охлаждения двигателя. Это устройство позволяет поддерживать рабочую температуру мотора, пока он заведен.
Рассмотрим, какую функцию выполняет термостат, его устройство, а также возможные неисправности.
- Что это такое?
- Для чего нужен термостат?
- Где находится термостат в автомобиле?
- Устройство и принцип работы термостата
- Типы и виды термостатов
- Проверка термостата в автомобиле
- Как определить, работает или нет?
- Горячий и холодный термостат. Температура открытия
- Какие бывают неисправности?
- Заклинил в полностью закрытом положении
- «Завис» в полностью или частично открытом состоянии
- Можно ли ездить без термостата
- Видео — проверка работы
- Вопросы и ответы
- Что такое термостат и для чего он нужен
- Как работает термостат в автомобиле
- Возможные неисправности термостата
- Как понять, что термостат неисправен
- Видео на тему
- Как термостат влияет на печку в машине
- Термостат для авто — как работает
- Из чего состоит термостат
- Видео — проверка работы
- Устройство термостата
- Бескорпусные термостаты
- Распространённые поломки термостатов
- Если говорить о признаках поломки термостата, то можем отметить следующее
- Как правильно заменить термостат?
- Устройство термостатов
- Принцип работы и схемы циркуляций
- Виды автомобильных термостатов
- Как проверить термостат, основные неисправности
- Термостат в машине — как он устроен?
- Где находится автомобильный термостат?
- Как работает термостат в машине?
- Замена термостата – зачем это иногда нужно?
- Поврежденный термостат – признаки неисправности компонента
- Сломанный термостат – симптомы, которые тоже настораживают
- Как проверить термостат, чтобы быть уверенным в неисправности?
- Ремонт термостата — стоит ли?
- Как восстановить автомобильный термостат?
Что это такое?
Если коротко, то термостат это клапан, который реагирует на изменение температуры среды, в которой он находится. В случае с системой охлаждения мотора данное устройство устанавливается на развилке двух рукавов магистрали. Один образует так называемый малый круг циркуляции, а другой – большой.
Для чего нужен термостат?
Всем известно, что в процессе работы двигатель сильно нагревается. Чтобы он не вышел из строя от чрезмерно высокой температуры, в нем имеется охлаждающая рубашка, которая подсоединена при помощи патрубков к радиатору.
В результате простоя автомобиля весь смазочный материал постепенно стекает в масляный поддон. Получается, в холодном моторе практически нет смазки. Учитывая этот фактор, когда заводится ДВС, ему нельзя давать большие нагрузки, чтобы его детали не износились быстрее обычного.
Холодное масло в поддоне более вязкое, чем при работе силового агрегата, поэтому насосу сложней его перекачать во все узлы. Для ускорения процесса двигатель должен как можно быстрее выйти на рабочую температуру. Тогда масло станет более текучим, и детали быстрее смажутся.
Перед первыми разработчиками автомобилей стояла непростая задача: что сделать, чтобы мотор быстро прогрелся, но при работе его температура была стабильной? Для этого система охлаждения была модернизирована, и в ней появилось два контура циркуляции. Один обеспечивает быстрый нагрев всех отделов мотора (антифриз или тосол нагревается от горячих стенок цилиндров и передает тепло на весь корпус ДВС). Второй используется для того, чтобы охлаждать агрегат, когда он вышел на рабочую температуру.
Термостат в данной системе играет роль клапана, который в нужный момент деактивирует обогрев мотора, и подключает радиатор для поддержания рабочей температуры ДВС. Благодаря чему достигается такой результат?
Где находится термостат в автомобиле?
В большинстве моделей авто термостат выглядит практически одинаково за исключением некоторых конструктивных особенностей. Термостат будет стоять на стыке патрубков, идущих от двигателя и от радиатора охлаждения. Эти элементы будут подсоединяться к корпусу термостата. Если этот механизм не имеет корпуса, то он будет установлен в рубашке двигателя (корпус блока цилиндров).
Независимо от места положения термостата, от него обязательно будет отходить минимум один патрубок системы охлаждения, идущий к радиатору.
Устройство и принцип работы термостата
В конструкцию термостата входит:
- Цилинднр. В основном его корпус изготавливается из меди. Этот металл имеет хорошую теплопроводность.
- Внутри него находится наполнитель. В зависимости от модели детали он может быть выполнен из воды и спирта, а может быть из воска, смешанного с порошком меди, алюминия и графита. Этот материал имеет большой коэффициент термического расширения. Пока воск холодный, он твердый. По мере нагрева он расширяется.
- Шток из металла. Он помещен внутри цилиндра.
- Резиновый уплотнитель. Этот элемент не дает наполнителю попасть в охлаждающую жидкость и перемещает шток.
- Клапан. Этих элементов в устройстве два – один в верхней части термостата, а другой в нижней (в некоторых моделях он один). Они открывают/закрывают малый и большой контур.
- Корпус. На нем фиксируются оба клапана и цилиндр.
- Пружины обеспечивают необходимое сопротивление движению штока.
Вся конструкция помещается внутрь разветвления между малым и большим кругом. С одной стороны к узлу подсоединен входной патрубок малого контура, с другой – вход большого. Выход из разветвления один.
Пока охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу, она постепенно нагревает цилиндр термостата. Постепенно температура среды повышается. Когда показатель достигает от 75 до 95 градусов, воск уже растаял (металлические гранулы ускоряют процесс) и начинает расширяться. Так как ему не хватает места в полости, он давит на резиновое уплотнение штока.
Когда силовой агрегат прогрелся в достаточной мере, клапан большого круга начинает открываться, и антифриз (или тосол) начинает движение по большому кругу через радиатор. Так как работа штока напрямую зависит от температуры жидкости в канале, устройство позволяет поддерживать оптимальную температуру мотора в любое время года: летом не дает ему перегреться, а зимой – быстро выйти на рабочую температуру.
Независимо от модификаций термостатов все они работают по одному принципу. Единственное отличие между ними – диапазоном температур, при которых срабатывает клапан. Этот параметр зависит от марки двигателя (у каждой из них своя рабочая температура, поэтому и клапан должен открываться в заданном диапазоне).
В зависимости от региона, в котором эксплуатируется автомобиль, следует подбирать и термостат. Если основная часть года достаточно жаркая, тогда следует поставить термостат, который срабатывает при меньшей температуре. В более холодных широтах – наоборот, чтобы мотор в достаточной степени прогрелся.
Чтобы автомобилист не установил неподходящую деталь, производитель указывает на корпусе устройства параметр открывания клапана.
Помимо этого все термостаты отличаются друг от друга:
- Числом клапанов. Самая простая конструкция – с одним клапаном. Такие модификации используются в старых авто. В большинстве современных автомобилях используется двухклапанный вариант. В таких модификациях клапаны закреплены на одном штоке, что обеспечивает их синхронное движение.
- Одна и две ступени. В классических охлаждающих системах используются одноступенчатые модели. Если в контуре жидкость проходит под давлением, тогда устанавливают двухступенчатые термостаты. В таких моделях клапан состоит из двух элементов. Один из них срабатывает при меньшем усилии, чтобы сбросить давление, а после этого активируется второй.
- С корпусом и без него. Большинство моделей бескорпусные. Для его замены нужно разобрать узел, в котором он устанавливается. Чтобы облегчить задачу, производители реализуют некоторые модификации уже собранные в специальном блоке. Достаточно подсоединить соответствующие патрубки.
- С подогревом. На некоторых автомобилях устанавливаются термостаты с термодатчиком и системой подогрева цилиндра. Такие устройства управляются ЭБУ. Основная задача таких приспособлений – изменить температурный диапазон открытия клапана. Если мотор работает без сильных нагрузок, то термостат работает в штатном режиме. Если на агрегат оказывается дополнительная нагрузка, электронный подогрев заставляет клапан открыться раньше (температура охлаждающей жидкости приблизительно на 10 градусов ниже). Такая модификация позволяет немного сэкономить топливо.
- Размерами. В каждой системе охлаждения используются патрубки не только разной длины, но и диаметра. В связи с этим параметром должен подбираться и термостат, иначе антифриз будет беспрепятственно поступать из малого контура в большой и наоборот. Если покупается корпусная модификация, то в ней будет указан диаметр патрубков и их угол наклона.
- Комплектацией. Этот параметр зависит от поставщика. Одни продавцы реализуют устройства с уплотнительными прокладками высокого качества, а другие кладут в комплект менее качественный расходник, но предлагают купить более долговечный аналог.
Типы и виды термостатов
Среди всех разновидностей термостатов встречаются:
- Одноклапанные;
- Двухступенчатые;
- Двухклапанные;
- Электронные.
Ключевое отличие этих модификаций в принципе открывания и в числе клапанов. Самым простым типом термостата является одноклапанный. Таким механизмом оснащается много моделей зарубежного производства. Работа термостата сводится к тому, что клапан при достижении конкретной температуры открывает контур большого круга циркуляции без перекрытия малого контура.
Двухступенчатые термостаты используются в системах, охлаждающая жидкость в которых находится под большим давлением. Конструктивно это такая же одноклапанная модель. Ее тарелка состоит из двух элементов разного диаметра. Вначале срабатывает малая тарелка (из-за маленького диаметра она легче перемещается в контуре с большим давлением), а за ней круг перекрывается большой тарелкой. Так в данных системах включается круг охлаждения мотора.
Двухклапанная модификация термостатов применяется в устройстве систем охлаждения отечественных автомобилей. На одном приводе устанавливается два клапана. Один отвечает за контур большого круга, а другой – малого. В зависимости от положения привода перекрывается один из кругов циркуляции.
В электронных термостатах помимо основного элемента, нагревающегося от температуры охлаждающей жидкости, устанавливается и дополнительный нагреватель. Он подключается к блоку управления. Управление таким термостатом производится ЭБУ, который определяет режим работы мотора и подстраивает систему охлаждения под этот режим.
Проверка термостата в автомобиле
Существует два способа проверки работоспособности устройства:
- Демонтируя из системы;
- Не снимая с машины.
Первый способ редко когда используется. Некоторые к нему прибегают, чтобы полностью убедиться в его работоспособности. Также этот метод позволит проверить работоспособность новой детали, так как в магазине это не получится сделать. Для этого нужно нагреть воду (кипяток — выше 90 градусов). Деталь опускают в емкость с кипятком.
Если спустя пару минут клапан не откроется, значит деталь неисправна — либо что-то случилось со штоком, либо с пружиной, а может и что-то произошло с емкостью, в которой находится воск. в этом случае термостат нужно заменить на новый.
Проверка термостата автомобиля
Как определить, работает или нет?
Чтобы проверить работоспособность термостата, не снимая с машины, не нужно быть ведущим специалистом в области механики. Достаточно понимать принцип работы устройства. В первые минуты работы мотора вся система охлаждения не должна нагреваться. Учитывая это, необходимо сделать следующее:
- Завести двигатель и дать ему поработать.
- В этот момент следует попробовать патрубки, подсоединенные к радиатору. Если термостат исправный, система не будет нагреваться на протяжении до пяти минут (в зависимости от температуры окружающей среды). Холодная система говорит о том, что клапан закрыт.
- Далее смотрим на стрелку приборной панели. Если она быстро поднимается и уходит далеко за отметку в 90 градусов – пробуем патрубки снова. Холодная система свидетельствует о том, что клапан не срабатывает.
- В идеале должно происходить следующее: пока мотор прогревается, система охлаждения холодная. Как только он достиг нужной температуры, открывается клапан и антифриз идет по большому контуру. При этом байпас постепенно охлаждается.
Если существуют нарушения в порядке срабатывания термостата, лучше сразу его заменить.
Горячий и холодный термостат. Температура открытия
При замене термостата рекомендуется покупать заводской аналог. Он открывается при температуре ОЖ от 82 до 88 градусов. Но в некоторых случаях пригодится нестандартный термостат.
Например, существуют «холодные» и «горячие» термостаты. Первый тип устройств открываются при температуре около 76-78 градусов. Второй срабатывает, когда охлаждающая жидкость прогревается почти до 95 градусов.
Холодный термостат можно установить вместо штатного в автомобиль, мотор которого очень быстро прогревается и часто выходит на температуру кипения. Конечно, такая модификация системы охлаждения не устранит подобную проблему мотора, но плохо прогретый двигатель закипит немного позже.
если автомобиль эксплуатируется в северных широтах, то автомобилисты модифицируют систему охлаждения в сторону большей температуры открытия термостата. С установкой «горячего» варианта система охлаждения мотора не будет переохлаждать ДВС, что положительно скажется на работе печки.
Какие бывают неисправности?
Так как термостат всегда должен реагировать на изменения температуры в системе охлаждения мотора, он должен быть работоспособным. Рассмотрим основные неисправности термостата в системе охлаждения. По сути, их две: заблокировался в закрытом или открытом положении.
Заклинил в полностью закрытом положении
Если термостат перестал открываться, то во время работы мотора охлаждающая жидкость будет циркулировать только по малому кругу. Это значит, что двигатель будет должным образом нагреваться.
Но из-за того, что вышедший на рабочую температуру ДВС не получает необходимого охлаждения (антифриз не циркулирует по большому кругу, а значит, он не охлаждается в радиаторе), он очень быстро выйдет на критический показатель температуры. Причем ДВС может закипеть, даже когда на улице мороз. Чтобы устранить подобную неисправность, необходимо заменить термостат на новый.
«Завис» в полностью или частично открытом состоянии
В таком случае охлаждающая жидкость в системе со старта мотора сразу начинает циркулировать по большому кругу. Чтобы ДВС вышел на рабочую температуру (благодаря этому моторное масло должным образом прогреется, и качественно будет смазывать все детали агрегата), потребуется намного больше времени.
Если термостат вышел из строя зимой, то на морозе двигатель еще хуже будет прогреваться. Если летом в этом нет особой проблемы, то зимой в такой машине невозможно будет нагреться (радиатор печки будет холодным).
Можно ли ездить без термостата
Подобная мысль посещает автовладельцев, которые в летний период постоянно сталкиваются с перегревом машины. Они просто убирают термостат из системы, и антифриз при запуске ДВС сразу идет по большому кругу. Хотя сразу это не выводит мотор из строя, так делать не рекомендуется (инженеры не зря придумали и установили этот элемент в машину).
Причина в том, что термостат в машине нужен для стабилизации температурного режима мотора. Он не просто обеспечивает прогрев или охлаждение силового агрегата. Если убрать этот элемент из системы охлаждения, то автовладелец принудительно отключает контур прогрева ДВС. Но открытый термостат не только включает большой круг циркуляции.
Одновременно он перекрывает малый круг циркуляции. Если убрать термостат, то в зависимости от типа системы охлаждения помпа будет давить антифриз сразу по малому кругу даже если из системы удален термостат. Причина в том, что циркуляция будет всегда идти путем наименьшего сопротивления. Поэтому, желая устранить перегрев мотора, автомобилист может устроить локальные перегревы в системе.
Но плохо прогретый двигатель может пострадать не меньше, чем при перегреве. В холодном моторе (а при циркуляции сразу по большому кругу его температура может даже не достигать отметки в 70 градусов) плохо сгорает воздушно-топливная смесь, из-за чего в нем появится нагар, быстрее выйдут из строя свечи зажигания или накала, пострадает лямбда-зонд и катализатор.
Гораздо лучше при частых перегревах мотора не удалять термостат, а установить холодный аналог (открывается раньше). Также следует выяснить, почему двигатель так часто перегревается. Причина может быть в забитом радиаторе или плохо работающем вентиляторе.
Видео — проверка работы
Поломка термостата критична для двигателя. В дополнение ко всему познакомьтесь с подробным обзором принципа работы термостата, а также варианта проверки:
Термостат. Устройство, принцип работы, неисправности, проверка
Вопросы и ответы
Что такое термостат и для чего он нужен? Это устройство, которое реагирует на изменение температуры охлаждающей жидкости, и изменяет режим циркуляции тосола/антифриза в системе охлаждения.
Для чего служит термостат? Когда мотор холодный, ему нужно быстро нагреться. Термостат блокирует циркуляцию ОЖ по большому кругу, чтобы поддерживалась рабочая температура ДВС (зимой предотвращает замерзание мотора).
Какой ресурс у термостата? Срок службы термостата составляет около двух-трех лет. Это зависит от качества самой детали. Если его не заменить, мотор будет перегреваться или наоборот очень долго выходить на рабочую температуру.
Одним из наиболее важных компонентов системы охлаждения в автомобиле является термостат. Он отвечает за контроль температуры охлаждающей жидкости и смену режима ее подачи в двигатель. От исправности работы этого небольшого узла непосредственно зависит скорость и эффективность прогрева мотора после запуска, защищенность агрегатов от перегрева. Чтобы иметь возможность оперативно отреагировать на возможные неполадки в функционировании термостата, необходимо понимать его задачи и конструкцию.
Что такое термостат и для чего он нужен
С точки зрения механики термостат – это автоматический температурный контроллер, отвечающий за поддержание требуемого температурного уровня в замкнутой термодинамической системе. Устройства данного типа широко используются в самом разном нагревательном оборудовании, включая бытовые и промышленные приборы. В конструкцию автомобильного двигателя термостат добавляется для управления подачей антифриза (тосола) в системе охлаждения. Благодаря этому компоненту обеспечивается:
- оптимальный по времени прогрев двигателя и салона машины;
- поддержание температуры двигателя на постоянному уровне, предотвращение его избыточного охлаждения и перегрева;
- оптимизация расхода топлива;
Кроме того, благодаря использованию термостата увеличивается рабочий ресурс двигателя, так как сокращается временя работы двигателя в экстремальных температурных диапазонах.
Как работает термостат в автомобиле
Главная задача термостата – управление клапаном и, соответственно, потоком охлаждающей жидкости, в системе охлаждения двигателя. Для этого в конструкции термостата предусмотрен особый термочувствительный элемент.
Основными элементами в конструкции автомобильных термостатов независимо от их модели являются:
- корпус;
- входные патрубки – по одному для большого и малого кругов циркуляции антифриза;
- выходной патрубок;
- перепускной клапан, обеспечивающий движение охлаждающей жидкости по малому кругу;
- основной клапан, открывающий большой круг;
- термочувствительный элемент.
Корпус устройства может быть металлическим (латунным, медным) либо пластиковым. Для заполнения термочувствительного элемента, как правило, используется вещество на основе технического воска. При достижении температуры в +82 градуса воск начинает таять, увеличивается в объеме и давит на крышку клапана, в результате чего он открывается. Для более эффективного таяния в технический воск добавляют различные присадки – медные, алюминиевые либо графитовые порошки.
Пока двигатель не набрал требуемую температуру, охлаждающая жидкость также остается холодной, поэтому пропускной клапан закрыт, а антифриз движется по малому кругу – непосредственно вокруг ГБЦ и самого блока цилиндров. А когда температура в двигателе поднимается до рабочих значений (примерно 75-95 градусов) термочувствительный элемент реагирует на это и открывает клапан, после чего антифриз выходит на большой круг, обеспечивая полноценное охлаждение силовой установки.
Возможные неисправности термостата
При своем большом значении этот элемент характеризуется относительно небольшим сроком службы – в среднем менять термостат приходится каждые 2-3 года. Поэтому следует заранее разобраться, какие неисправности могут возникнуть в нем. Как правило, автомобилисты сталкиваются с 3 основными проблемами в его работе:
- Клапан термостата не закрывается. При этой поломке охлаждающая жидкость сразу после запуска двигателя будет поступать в большой круг циркуляции. В результате этого вам потребуется значительно больше времени, чтобы качественно прогреть двигатель и салон. Кроме того, возрастет и расход топлива. Если поломка случилась летом, то ее можно даже не заметить, зимой же, в особенности при сильных морозах, двигателю будет очень сложно, а иногда даже невозможно достичь рабочих температур.
- Термостат не открывается. Поломка противоположного характера, при которой антифриз всегда будет циркулировать по малому кругу. Эффективность охлаждения при этом снижается в разы, в результате двигатель перегревается и может заклинить. При выявлении такой поломки крайне не рекомендуется ехать даже до автосервиса. Если же других вариантов нет, то включите салонный отопитель на максимальный режим – это хотя бы частично поможет отвести от двигателя избыточную теплоту. При движении постоянно контролируйте положение датчика температуры – не допускайте его перехода в красный сектор.
- Клапан термостата открывается рано. В некоторых ситуациях основной клапан открывается, пока двигатель не разогрелся до рабочих температур. Это часто случается с не оригинальными термостатами. Также такая ситуация может возникнуть, если на автомобиль установлено оборудование с неподходящими рабочими параметрами. В результате двигатель прогревается дольше обычного, повышается расход топлива.
Таким образом, наиболее опасной поломкой термостата является постоянно закрытый клапан. Эксплуатация автомобиля в этом случае может обернуться серьезными поломками вплоть до полного выхода двигателя из строя. Однако и рано открывающийся либо постоянно открытый клапан не следует игнорировать.
Как понять, что термостат неисправен
Проверить работу термостата следует при выявлении перегрева или чересчур долгого разогрева двигателя. К счастью, это сделать можно и своими силами.
Заведите автомобиль и дайте ему поработать на холостых оборотах. В это время найдите под капотом шланги системы охлаждения, а также 2 толстых шланга (диаметром примерно 5 см), которые с 2 сторон подходят к радиатору. В течение первых минут толстые шланги, входящие в большой круг системы охлаждения, не должны нагреваться – в это время антифриз циркулирует по малому кругу. Если же их температура быстро повышается, то это свидетельствует о том, что основной клапан термостата открыт.
О постоянно закрытом термостате будет свидетельствовать холодный шланг, идущий от радиатора, при нагретом почти до красной зоны моторе. В целом, факт такого нагрева уже сам по себе является признаком неисправности, поэтому следует как можно быстрее обратиться на СТО для комплексной проверки системы охлаждения и замены термостата.
Видео на тему
Термостат: проверка и принцип работы.Проверка термостата — Своими руками
Терморегулятор имеет прямое влияние на работу салонного отопителя. Если печка перестает греть, клапан термостата, скорее всего, заклинило в открытом положении. Причиной неисправности чаще всего оказывается коррозия детали.
В автомобильном климатическом оборудовании нет второстепенных компонентов. Где-то глубоко, в недрах отопительно-охладительной системы, спрятан термостат печки автомобиля, о значимости которого многие водители не подозревают.
Охлаждение двигателя автомобиля и нагрев воздуха в салоне происходят за счет движения антифриза. Регулировкой температуры охлаждающей жидкости (ОЖ) заведует миниатюрный прибор – термостат. Элемент помогает быстрому прогреву силовой установки и поддерживает тепловой режим, необходимый для ее работы.
Одноклапанный или двухклапанный, электронный или механический, управляемый или неуправляемый терморегулятор располагается между двигателем и радиатором. На некоторых моделях машин деталь находится на выходе ОЖ из головки блока цилиндров, на других – на входе помпы.
Система охлаждения авто состоит из малого и большого контуров, которые разделены терморегулятором. Когда в малом круге, включающем рубашку мотора и радиатор отопителя, температура достигает 80-95 °С, прибор плавно отворяется.
В момент открытия клапана термостата ОЖ устремляется в большой круг. Сюда входят основной радиатор машины, вентилятор и расширительная емкость.В радиаторе антифриз остывает и снова поступает к термочувствительному элементу. Клапан прибора закрывается, жидкость течет по малому контуру.
Как термостат влияет на печку в машине
Двигатель при частично или полностью открытом клапане будет медленно выходить на рабочую температуру, так как охлаждающая жидкость циркулирует только по малому кругу. Радиатор отопителя тоже включен в этот контур. Поэтому и печка будет греть плохо или дуть холодным воздухом.
Что такое термостат? Принцип работы и основные неисправности
» » » Что такое термостат печки автомобиля — принцип работы и влияние на печку
Термостат для авто — как работает
В двигателе современного автомобиля установлено устройство под названием термостат.
Расскажем что это и какие функции выполняет. Как определить исправен или нет — способы проверки.
Термостат — автоматический регулятор температуры антифриза или тосола в системе охлаждения двигателя. Он ускоряет прогрев мотора и поддерживает нужный тепловой режим работы.
По сути это клапан с термочувствительным элементом внутри, который блокирует поток охлаждающей жидкости через радиатор, пока двигатель не разогрелся. Когда мотор холодный, через термостат и радиатор машины не проходит тосол. Когда двигатель достигнет оптимальной температуры 75-90°C — термостат открывается. Он позволяет мотору быстрее прогреться, тем самым уменьшая его износ и вредные выхлопы.
Когда антифриз разогреется больше 75 градусов, то в термостате начинает потихоньку открываться специальный клапан. Полное открытие будет при температуре примерно . В интервале клапан термостата регулирует количество охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор. Он отводит её в верхний бак радиатора и водяной насос. Тем самым поддерживает оптимальный температурный режим мотора.
На современных машинах применяют термостаты с твердым наполнителем из так называемого церезина (углеводородного технического воска). При нагревании данный воск расширяется и давит на основной клапан. Тем самым открывается пропускание антифриза через устройство.
Из чего состоит термостат
- корпуса (изготавливают из меди, латуни);
- медной вставки внутри с заполненной активной массой и термочувствительным элементом;
- основного и перепускного клапана малого круга.
Возможен двигателя авто в любом режиме движения при любой температуре воздуха и даже в небольшой мороз. В этом случае его меняют на новый. Когда открывается, но не до конца, мотор перегревается, но может и не «закипеть» — все зависит от режима эксплуатации машины. В любом случае меняем на новый в ближайшее время.
До рабочей температуры двигатель будет , а зимой — не прогреется совсем. С исправной системой охлаждения при температуре около нуля градусов мотор прогревается до рабочей температуры при движении за 5–10 минут.
В случае неполного открытия — температура не будет подниматься выше 70°. Летом это не доставит особых хлопот, а зимой печка не будет работать.
Обычно термостат выходит из строя постепенно. Если летом неисправность трудно заметить, то зимой это сказывается в длительном прогреве машины. Когда раньше автомобиль грелся быстро и в салоне было тепло — то всё в порядке. Если зимой стало не очень комфортно, стрелка указателя температуры долго не выходит на рабочий диапазон (от 75 до 95°C) — значит проблемы с системой охлаждения. Расскажем какие есть способы проверки работы термостата.
Нужно прогреть двигатель, чтобы температура немного не доходила до красной зоны на датчике приборной панели. Затем выключить зажигание, открыть капот, найти верхний шланг радиатора. Он крепится сверху и представляет черный резиновый шланг примерно 5 см в диаметре. Найти нижний шланг, выглядит как верхний. Дотроньтесь до шлангов, но , т.к. могут быть горячими.
Если датчик температуры показывает, что двигатель нагрелся, а один шланг горячий, другой холодный, вероятнее клапан термостата закрыт и охлаждающая жидкость не проходит через радиатор. Термостат меняем на новый.
Есть проверки на исправность. Нужно положить термостат (без корпуса) в сосуд с горящей (температура около 100°C) водой. Смотрим визуально, клапан открывается — рабочий. Если нет — нерабочий. Данный способ предусматривает снятие термостата с машины.
Видео — проверка работы
При замене термостата авто следует узнать температуру открывания клапана (покупаете неоригинал) — она может изменяться в широком диапазоне. Как понимаете, нельзя ставить термостат с высокой температурой открывания, ведь мотор начнет перегреваться.
Эффективная работа системы охлаждения двигателя автомобиля было бы невозможна без наличия термостата. Это механический клапан, который отвечает за правильность движения охлаждающей жидкости. Расскажем вам поподробнее о принципе работы термостата, а также поговорим о возможных неисправностях этого узла.
Термостат — это регулятор температуры антифриза, который открывает или перекрывает движение охлаждающей жидкости по большому и малому контуру. Без наличия в системе охлаждения такого механического клапана существенно усложнялся бы прогрев двигателя, а в последующем было бы сложно поддержать температуру антифриза на заданном уровне.
В системе охлаждения любого двигателя имеется два контура, большой и малый, по которым в зависимости от температуры охлаждающей жидкости циркулирует используемый антифриз. На холодном моторе, когда необходимо температуру жидкости вывести на рабочие параметры, термостат закрыт, соответственно циркуляция жидкости осуществляется по малому контуру, что ускоряет ее нагрев. Как только температура антифриза достигает нужных значений, электроклапан открывается и жидкость начинает идти по большому контуру, что не позволяет ей нагреваться далее.
Устройство термостата
Наибольшее распространение сегодня получили простейшие механические термостаты, которые одновременно надежны, имеют доступную стоимость и обеспечивают правильную работу системы охлаждения двигателя автомобиля. Непосредственно сам термостат состоит из следующих элементов:
1. Резиновая камера.
2. Восковый наполнитель.
4. Корпус клапана.
Используемый термочувствительный воск при увеличении температуры охлаждающей жидкости расплавляется, увеличивается в объеме, что и приводит к сжатию резиновой камеры. Подобное сжатие выталкивает хромированный металлический шток, что открывает клапан, после чего жидкость уже движется по меньшему или большему контуру.
В конце прошлого века автопроизводители начали использовать электромагнитные термостаты, которые управлялись электроникой. Однако подобные детали не получили должного распространения на рынке, что объяснялось их сложностью в работе, высокой стоимостью и посредственной надежностью. Даже сегодня, в век суперсовременных технологий и мощных экономичных двигателей, которые полностью управляются автоматикой, большинство систем охлаждения используют обычные механические термостаты.
Бескорпусные термостаты
Одной из разновидностей таких механических клапанов является бескорпусные термостаты, которые устанавливаются в блоке двигателя, где находятся специально предусмотренные места для установки таких деталей. В отличие от классического корпусного термостата такой электроклапан различается своей конструкцией, но его действие всё также основывается на использовании воска, который расплавляется или застывает, что и приводит к изменению давления в резиновой камере.
Распространённые поломки термостатов
В процессе эксплуатации автомобиля этот механический клапан может выходить из строя, соответственно его заклинивает в верхнем или нижнем положении, что и приводит к проблемам с охлаждением двигателя. Определить неполадку в данном случае можно по изменению температуры охлаждающей жидкости, которая будет стабильно высокой или же могут отмечаться проблемы с нагревом антифриза до рабочей температуры.
Диагностика термостата выполняется при его демонтаже с автомобиля. А вот без снятия этого клапана определить его выход из строя бывает затруднительно. Проверка работоспособности термостата осуществляется экспериментальным путем, когда снятый с автомобиля клапан помещают в нагретую воду, и проверяют температуру, при которой происходит открытие и закрытие клапана. В том случае, если при нагреве тёплой воды до кипения термостат не закрывается или открывается, это свидетельствует о выходе из строя запчасти.
Большинство поломок термостатов сопровождается заклиниванием клапана в верхнем или нижнем положении. Также в определенных случаях могут отмечаться проблемы с открытием большого контура, когда термостат срабатывает через раз. В том случае, если у вас появились какие-либо сомнения в работоспособности такого механического клапана его следует заменить на рабочую деталь. Благо, стоимость не слишком высока, поэтому даже подобные поломки не приводят к существенным затратам автовладельца.
Если говорить о признаках поломки термостата, то можем отметить следующее
Если клапан заклинило в закрытом положении, это приводит к значительному увеличению рабочей температуры охлаждающей жидкости, нижний патрубок всегда будет холодным даже при полностью прогретом моторе, и, в конечном счёте, двигатель может закипеть.
Если нижний патрубок уже через несколько минут работы двигателя теплый, то термостат заклинило в открытом положении и система циркулирует по большому контуру.
Если автомобиль оснащен датчиком или соответствующими приборами для визуального определения температуры охлаждающей жидкости, то водитель может заметить, что температура антифриза держится выше или ниже нормы.
Двигатель может прогреваться буквально за минуту или же наоборот отмечается долгий прогрев мотора.
Подобные симптомы характерны для различных поломок системы охлаждения, однако большинство специалистов в первую очередь рекомендуют проверять именно термостат, так как такой механический клапан может часто выходить из строя, требуя замены.
Как правильно заменить термостат?
Подобная работа по замене вышедшего из строя термостата не представляет особой сложности, поэтому с ее проведением справится каждый автовладелец. Вам необходимо будет предварительно приобрести новый термостат, который будет подходить к вашему автомобилю. Далее по технической документации следует найти, где устанавливается в вашем автомобиле такой механический клапан, снять патрубки, аккуратно слить с них охлаждающую жидкость, демонтировать и заменить термостат. Далее в обратном порядке собирают патрубки, проверяют герметичность системы, заливают обратно слитый антифриз и заводят мотор, проверяя функционирование системы охлаждения.
Термостат в системе охлаждения играет роль клапана, который перенаправляет охлаждающую жидкость по большому и малому контуру. Тем самым при помощи такого простейшего механического устройства выполняется оптимальная регулировка температуры охлаждающей жидкости. В процессе эксплуатации такие термостаты могут выходить из строя, при этом стоимость подобных запчастей не слишком высока, а их замена не представляет особой сложности, поэтому такой ремонт сможет выполнить каждый автовладелец.
В системе охлаждения двигателя термостат занимает положение «главного регулировщика», который тихонько делает свою работу и о котором мы обычно не вспоминаем, пока он не выйдет из строя. Так что про существование его в автомобиле знает каждый водитель, а вот о принципе работы и последствиях поломки, задумываются редко. В этой статье мы расскажем всё о нем: устройство, виды, принцип работы и как проверить его работу в домашних условиях.
Для чего нужен термостат (назначение)? Задача этого нехитрого устройства – реагировать на температуру антифриза (охлаждающей жидкости) и регулировать ее поток в зависимости от нагрева двигателя. Другими словами, он помогает быстрее прогреть двигатель до оптимальной температуры после старта и охлаждать его в процессе работы.
Чтобы поддерживать рабочую температуру антифриза (а значит и двигателя в процессе работы), он регулирует его движение по контуру охлаждения. И устроен таким образом, чтобы автовладелец вообще не беспокоился о том, прогрелся ли мотор и какая температура у него сейчас.
Устройство термостатов
Устройство термостата просто, как всё гениальное:
- В медный корпус (медь хорошо проводит тепло) помещен цилиндрик, наполненный смесью воска с металлическим или графитовым порошком либо жидким наполнителем – водой со спиртом. Вид наполнителя особого значения не имеет, важно лишь то, что все они достаточно сильно расширяются при нагревании;
- В цилиндр с наполнителем вставлен металлический шток, и вся конструкция герметически закрыта;
- По обе стороны от цилиндра со штоком находятся два плоских клапана: для большого (основной клапан) и малого контуров системы охлаждения;
- Вся нехитрая конструкция заключена в корпус-рамку с пружинами, назначение которых – обеспечивать сопротивление штоку и возвращать его в исходное положение.
Найти место, где находится термостат, несложно. Он устанавливается на пересечении большого и малого контуров системы охлаждения, в «развилке» патрубков. В зависимости от температуры охлаждающей жидкости он перенаправляет ее поток и, соответственно, регулирует и поддерживает нужную температуру.
Принцип работы и схемы циркуляций
Обычный механический термостат выполняет свою работу без какого-либо постороннего вмешательства. Понять, как работает это устройство, очень просто:
- В «холодном» состоянии, то есть когда двигатель только стартовал и еще не прогрелся до рабочей температуры, основной клапан перекрывает поток антифриза к радиатору охлаждения, при этом малый клапан открыт и направляет охлаждающую жидкость по малому кругу (от двигателя через помпу снова к двигателю). Таким образом, он не дает антифризу остывать и двигатель прогревается быстрее.
- Когда температура повышается, нагревается восковое вещество в цилиндре. При этом оно расширяется и выталкивает шток (на высоту примерно 2 см). Поднимается шток, и основной клапан открывает поток антифриза к радиатору. Чем сильней нагрета охлаждающая жидкость, тем выше поднимается клапан, тем больший поток идет на радиатор охлаждения.
- Когда антифриз достаточно гарячий, закрывается канал к малому кругу охлаждения (он же байпасный канал), и весь поток антифриза проходит через радиатор.
- Как только жидкость охлаждается, падает ниже рабочей отметки, термочувствительное вещество тоже охлаждается, сжимается, шток немного опускается под действием пружины, и клапан уменьшает проток на радиатор охлаждения.
Малый и большой круг циркуляции
1 — радиатор; 2 — патрубок охлаждающей жидкости, который идет в термостат; 3 — расширительный бачок; 4 — термостат; 5 — помпа (насос); 6 — двигатель; 7 — головки блока цилиндров двигателя; 8 — радиатор печки с вентилятором; 9 — кран печки; 10 — сливная пробка с двигателя; 11 — сливная пробка с радиатора.
Наглядное видео принципа работы системы охлаждения и термостата
https://youtube.com/watch?v=_QaG1mYb4rI%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dopaque
Виды автомобильных термостатов
Прогресс не стоит на месте, и термостаты так же точно совершенствуются, как и другие узлы и детали автомобиля. Классифицируют термостаты по нескольким параметрам.
- По количеству клапанов. Самые простые – одноклапанные, которые только регулируют поток антифриза к радиатору охлаждения. Двухклапанные управляют двумя потоками жидкости, один к радиатору, второй по малому кругу.
- По конструкции клапана. В двухступенчатых основной клапан состоит из двух «тарелок», одна из которых открывается при меньшей температуре, вторая – при большей. Таким образом смягчаются перепады температуры охлаждающей жидкости.
- По количеству термостатов. Да, есть и сдвоенные конструкции, когда в одном корпусе ставятся два прибора с разной температурой открывания. Один срабатывает при невысоких нагрузках, два сразу – на максимальных оборотах.
- По наличию корпуса. Бескорпусный монтируется на свое место с помощью резиновой прокладки. Корпусный установлен сразу в распределительный кожух (пластиковый или металлический), который подключается к выводным патрубкам системы охлаждения.
- По принципу работы. В новых автомобилях может ставиться не механический, а электронный или электрический. По сути, это привычный нам восковой (не биметаллический), «одетый» в корпус с нагревателем. Он подключается к ЭБУ двигателя, и при включении прогревает антифриз вокруг термостата, чтобы он сработал в нужный момент. Таким образом, на средних оборотах температура открывания будет выше, а на максимальных – ниже. Это не только уберегает двигатель от перегрева, но и помогает экономить топливо.
- По температурному режиму. У разных моторов разная рабочая температура, поэтому и термостаты имею различную температуру срабатывания. Она зависит от термочувствительного наполнителя: воск с графитом, медью или алюминием дают различный коэффициент расширения.
Как проверить термостат, основные неисправности
Неисправностей у термостата может быть только две:
- он либо не открывается от нагрева;
- либо не закрывается при охлаждении.
Другими словами, просто перестает выполнять свои прямые обязанности. Причина поломки чаще всего – накипь и коррозия штока, из-за которой его заклинивает в одном положении. Либо может перекосить и заклинить клапан или термостат от постоянной вибрации.
Выявить признаки неисправности просто: двигатель либо прогревается слишком медленно (особенно это заметно зимой, когда приходится применять шаманские приемы типа не включения отопителя), либо перегревается. Оба варианта не прибавляют здоровья «сердцу автомобиля». Косвенными признаками неисправности термостата может быть повышенный расход топлива и снижение динамических показателей двигателя.
Проверить, правильно ли работает термостат, можно двумя способами:
- наблюдая за работой системы охлаждения;
- непосредственно проверив сам термостат.
Можно еще отогнать машину на СТО, но это для слабаков, не так ли?
1.Способ первый: проверка термостата без демонтажа. Многих автовладельцев интересует вопрос, как проверить, не снимая устройство с машины, ведь легче всего провести диагностику своими силами. Для этого двигатель прогревают до рабочей температуры и в процессе прогрева оценивается температура патрубков системы охлаждения. Вначале антифриз должен циркулировать только по малому контуру, без поступления к радиатору. То есть, верхний (входной) патрубок радиатора, идущий от термостата, будет холодным, ведь антифриз в него не поступает. Когда двигатель прогреется до рабочей температуры, будет разогреваться и верхний патрубок, и это значит, что антифриз пошел по большому контуру системы охлаждения. Если же при прогреве двигателя охлаждающая жидкость уходит в радиатор, значит, входящий патрубок будет теплым и термостат работает некорректно. Ниже видео о том, как проверить работоспособность не снимая с машины.
https://youtube.com/watch?v=URtuds-BmVc%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dopaque
2.Способ второй: проверить в домашних условиях. Для этого термостат нужно демонтировать и занести в квартиру. А дальше всё просто: термостат нужно «сварить». Поместить его в кастрюльку, чтобы он был полностью погружен в воду, и довести до рабочей температуры (она указана на корпусе). Если при нагреве термостат сработал (открылся), всё с ним нормально. Если же открывается слишком медленно или не открывается вообще, придется его менять. Ниже наглядное видео, как проверить термостат в домашних условиях.
https://youtube.com/watch?v=N_nvFWgyvqY%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dopaque
Выбирая термостат, нужно обращать внимание на такие параметры:
- Габаритные размеры;
- Температура открытия;
- Конструкция;
- Взаимозаменяемость с предыдущим термостатом (проверяется по номеру детали).
Нужно отметить, что от производителя зависит, сколько прослужит автомобильный термостат: несколько лет или несколько недель. Поэтому лучше выбирать качественные проверенные бренды, за которыми стоят технологии, исследования и репутация. Тогда про термостат можно забыть на долгое время.
Воздушное охлаждение в основном используется в двигателях самолетов и мотоциклов. Автомобили имеют систему охлаждения, которая состоит из таких элементов, как:
- кулер;
- змеи;
- охлаждающая жидкость;
- термостат;
- Помпа;
- расширительный бак.
Во всем комплекте большое значение имеет автомобильный термостат. Каково его применение? Узнайте о его роли и наиболее распространенных неисправностях, чтобы вовремя среагировать!
Термостат в машине — как он устроен?
Глядя на этот предмет, вы заметите, что это в основном пружинный клапан, сделанный из:
- несколько медных пластин;
- прокладки;
- шайбы;
- небольшое вентиляционное отверстие (которое также можно использовать для подачи горячей жидкости в закрытом положении).
Где находится автомобильный термостат?
Поэтому его конструкция не представляет особой сложности. Термостат обычно расположен очень близко к блоку цилиндров (обычно в нижней части блока цилиндров). Также может случиться так, что он был установлен близко к голове, поэтому относительно высоко. В любом случае, автомобильный термостат ни в коем случае не должен быть выше расширительного бачка.
Как работает термостат в машине?
Работа этого элемента очень проста. Обычно он предназначен для открытия и закрытия при определенной температуре. Это связано с наличием двух (более двух в более новых автомобилях) контуров охлаждающей жидкости. Когда вы заводите автомобиль, а двигатель еще холодный, автомобильный термостат остается закрытым. Все это для того, чтобы водяной насос создавал циркуляцию жидкости в блоке цилиндров и рядом с ним. Таким образом, он быстро нагревает агрегат. При достижении рабочей температуры (обычно выше 85 градусов Цельсия) термостат открывается и охлаждающая жидкость перенаправляется в радиатор. Таким образом от двигателя отводится лишнее тепло.
Замена термостата – зачем это иногда нужно?
Сломанный автомобильный термостат, как правило, лучше заменить, чем отремонтировать. Обычно вряд ли кто-то берется ремонтировать такой элемент, потому что это невыгодно. Новые детали не должны быть дорогими, хотя бывает, что в некоторых автомобилях цена этого клапана превышает несколько сотен злотых без труда! Этот элемент выходит из строя по разным причинам. Одним из них является работа автомобиля на воде, а не на охлаждающей жидкости. Прогрессирующая кальцификация приводит, например, к тому, что термостат не закрывается. В других случаях загрязнения, циркулирующие в системе, могут привести к необратимому повреждению движущихся частей. Как понять, что автомобильный термостат нуждается в замене?
Поврежденный термостат – признаки неисправности компонента
Если повреждение происходит из-за «усталости» материала, обычным симптомом будет недогрев теплоносителя. О проблеме вы узнаете по индикатору температуры двигателя, который будет показывать гораздо более низкое, чем обычно, значение. Если эта температура сохраняется после того, как вы проедете несколько-десяток километров, да к тому же теплый воздух не хочет лететь из дефлектора, вы практически уверены, что автомобильный термостат вышел из строя.
Сломанный термостат – симптомы, которые тоже настораживают
Симптомы поврежденного термостата могут быть и обратными. Проще говоря, жидкость начнет быстро кипеть. Все потому, что клапан останется закрытым и жидкость не сможет остыть. Затем указатель быстро переместится в сторону красного поля. Как распознать сломанный автомобильный термостат? Наиболее характерные симптомы – одинаковая температура шлангов охлаждающей жидкости. Если линии подачи и нагнетания жидкости имеют одинаковую температуру, проблема связана с термостатом.
Как проверить термостат, чтобы быть уверенным в неисправности?
Диагностика термостата проста, хотя процедура его снятия с двигателя не всегда одинакова. Автомобильный термостат может располагаться со стороны коробки передач. Это может быть проблемой, особенно в двигателях с поперечным расположением (особенно в автомобилях PSA). Однако, как только у вас есть предмет на столе, все, что вам нужно сделать, это подготовить несколько вещей. Проверить термостат несложно. Просто положите его в емкость и залейте кипятком. Если открывается, значит работает. Если нет, замените его.
Ремонт термостата — стоит ли?
Обычно ремонтировать этот элемент невыгодно. Однако в некоторых случаях деталь не разрушается, а только загрязняется. Именно поэтому стоит почистить автомобильный термостат, который дает признаки поломки. Делать это желательно в охлаждающей жидкости и не использовать для этой цели бензин, масло или другие жидкости. Сделав это, проверьте кипятком, что автомобильный термостат открывается и закрывается, и только после этого приступайте к обратной сборке.
Как восстановить автомобильный термостат?
Вот самые важные вопросы:
- помните про прокладки, которые всегда следует заменять новыми;
- добавить охлаждающую жидкость. Если вы давно не меняли ее, лучше долить в систему новую жидкость;
- сделать это после того, как двигатель остынет. В противном случае вы рискуете своим здоровьем, откручивая термостат, погруженный в горячую жидкость.
Может случиться так, что пластиковый корпус, к которому прикручен клапан, сломается, поэтому аккуратно откручивайте его и имейте запасной на всякий случай.
Как видите, автомобильный термостат – это небольшой, но крайне важный элемент в вашем автомобиле. Поддержание температуры двигателя на должном уровне необходимо для его правильной работы. Поэтому не стоит недооценивать ситуацию, когда вы заметили перечисленные выше симптомы поломки термостата.