Стоит ли протачивать тормозные диски

Советы

Почему протачивать тормозные диски не имеет смысла?

Проточка тормозных дисков автомобиля является достаточно распространенной практикой на территории России.Но лучше выполнять ее как можно реже, так как это будет напрасной тратой денег, и вот почему.

Общая информация. Тормозные диски представляют собой расходные материалы, аналогичные моторным маслам, фильтрам и колодкам. Отличаются от них они только более долгим сроком службы. Средний срок составляет две смены колодок для торможения. Хотя уровень пробега, при котором диски приходят в состояние износа до критического значения, редко доходит до 100 тысяч километров. Чаще всего, ограничение их ресурса работы составляет от 60 до 80 тысяч км.

При идеальном варианте развития событий, диски для торможения на машине постепенно становятся тоньше до того момента, пока не достигнут толщины, заложенной как минимальной. Зеркало поверхности для работы, при этом, остается ровным, без появления ржавчины и острых краев. Но использование без проблем происходит не всегда. На некоторых машинах диски могут коробиться, в результате чего педаль при осуществлении торможения может отдавать в ногу, а само торможение осуществляться рывками. В другом случае, поверхность тормозного диска может износиться неравномерно, причиной чего является перекошенный цилиндр суппорта или же закисание направляющих. Как в первом, так и во втором случае, эффективность тормозной системы будет на порядок снижена, а перед хозяином машины возникает выбор — приобрести новые тормозные диски вместе с колодками, или же постараться привести в рабочее состояние старые, попытавшись их проточить.

Честно говоря, при появлении биения педали тормоза и рулевого колеса при осуществлении торможения, тормозные диски следует менять. Для понятия этого, следует вникнуть в суть проблемы. Искривление дисков происходит не просто так, для этого они должны быть сильно перегретыми, или же создаваться огромная разница температур. Но даже если такие условия будут соблюдены, диски для торможения достаточно редко могут стать кривыми. В таком случае, имеет смысл обратить внимание на товары, реализуемые другими фирмами-производителями. После проточки диска, проблема будет устранена, но это не будет продолжаться долго. Если диск склонен к перегреву, то его снова поведет. На практике доказано, что это случится уже через небольшое для автомобиля значение пробега.

Второй причиной, по которой осуществление проточка дисков представляет собой бесполезное занятие, является то, что жизненный цикл подобных изделий очень маленький. Их производители заранее оговаривают уровень износа, превышать который нежелательно. Наиболее часто допустимым значением является не более 1 мм на каждую из сторон. Если же уменьшение толщины диска произошло на целых 2 мм, протачивать его в дальнейшем смысла уже не имеет, проще отправить в металлолом.

Обнаружить максимальную степень изношенности можно на торцевой части самого диска, или же в документации к автомобилю, на который он устанавливается. Помимо наличия выработки, на выходе с него еще будет снято как минимум 0,2 -0, 4 мм, так что в результате заказчику могут отдать деталь, практически готовую к утилизации.

Итог. Причиной такого малого срока использования и рекомендациями от производителя по частой замене, становится то, что для изделий из чугуна нежелательными являются перепады окружающей температуры, от чего происходит изменение свойств металла. Даже появление небольшого износа в пару миллиметров может стать причиной перекоса суппорта или тормозных колодок. Иногда выполнение такой проточки может стать причиной повышения стоимости машины.

Дисковые тормоза стоят на обеих осях большинства современных легковых автомобилей.

Барабанные могут стоять на задней оси бюджетных авто или крупных внедорожников. Передний тормоз важнее: у него больше тормозное усилие, его необходимо лучше охлаждать. Чтобы дисковый тормоз работал хорошо, нужно вовремя менять не только колодки, но и диски. В этой статье расскажем, из чего они сделаны, какими бывают и как понять, что их пора менять.

Что такое тормозные диски

Вместе с тормозными колодками диски образуют пару трения. Когда водитель нажимает на педаль тормоза, колодки с двух сторон прижимаются к тормозному диску, возникает сила трения и машина замедляется. В процессе выделяется большое количество тепла. Если тормозить часто и сильно, диски или колодки могут перегреться, а тормозная система — выйти из строя.

Чтобы все работало как положено и обеспечивало должный уровень безопасности, производители колодок и тормозных дисков регулярно их совершенствуют и тестируют.

Из чего делают тормозные диски

Чугунные диски производят из легированного чугуна — такие стоят на большинстве легковых автомобилей. В чугуне могут быть различные добавки, которые делают диск более прочным и устойчивым к коррозии. Сталь не подходит: она хуже противостоит вибрации, а ее коэффициент трения ниже.

Обычно всю поверхность новых дисков покрывают специальными составами или краской. Это помогает изделиям сохранить товарный вид и не заржаветь до продажи. Потом покрытие остается на центральной части и на вентиляционных каналах. Рано или поздно коррозия появится и там, но на дисках без покрытия это произойдет гораздо быстрее.

Углерод-керамические диски. Это решение пришло из автоспорта недавно, массово их производят с 2002 года. Исходные ингредиенты для заготовки такого диска — углеродные волокна и фенольная смола. Сначала этой смеси придают нужную форму, а затем запекают в бескислородной печи при +1000 °C. В результате получается очень легкий — в  раз легче чугунного, — и устойчивый к высоким температурам тормозной диск.

Ресурс углерод-керамических дисков намного больше, они могут прослужить километров. А еще для них нужны специальные колодки, выбор которых сильно ограничен.

Главная проблема — высокая цена: пара углерод-керамических дисков может стоить несколько сотен тысяч рублей. В заводской комплектации такими дисками оснащают только самые мощные версии дорогих автомобилей, даже не обязательно спортивных. Пример — Ауди Q7 первого поколения с двигателем V12 TDI.

Какие бывают тормозные диски

Сплошные. Это первое поколение тормозных дисков, их конструкция максимально простая. Колодка прилегает к единому, цельному ротору.

Такие диски плохо отводят тепло и почти не встречаются на передней оси современных автомобилей, но их часто используют на задней — там требования меньше.

Диск сплошной конструкции фирмы ATE для задней оси МИНИ Купера

Вентилируемые. Более совершенная конструкция, такие диски лучше отводят тепло. Их роторная часть состоит из двух дисков, между которыми есть вентиляционные каналы. Такие диски чаще всего устанавливают на переднюю ось, чуть реже — на заднюю.

Вентилируемые диски обычно дороже сплошных, но цена в большей степени зависит от фирмы-производителя и места покупки, чем от конструкции.

Сборные диски состоят из двух частей: роторной и ступичной, одну с другой соединяют специальными пластинами и болтами. Ступичную часть делают из алюминия, такой диск получается значительно легче. Это положительно влияет на управляемость автомобиля и комфорт при езде. Диск можно перебрать: заменить роторы, а ступичные части оставить старые, они не изнашиваются. Но сэкономить получится: изначально составные диски в  раз дороже обычных вентилируемых и встречаются редко.

Перфорированные и с насечками. Поверхность ротора тормозного диска не обязательно должна быть гладкой. В ней могут быть сквозные отверстия — перфорация — или неглубокие канавки — насечки. При сильном нагреве тормозной колодки между ней и диском образуется газовая подушка, которая мешает торможению. Перфорация и насечки позволяют снизить этот эффект.

Но есть и минусы: ресурс таких дисков меньше, а цена — выше. перфорации материал диска остывает и нагревается менее однородно, могут появляться температурные трещины. Нет смысла ставить такие диски для повседневной эксплуатации.

Как понять, что диски пора менять

Изношенные или проблемные тормозные диски необходимо заменить. Это расходный материал, от которого зависит безопасность водителя, пассажиров и участников дорожного движения, которые находятся поблизости. Но есть немало автолюбителей, которые предпочитают проточить тормозные диски и ездить на них дальше. Эта процедура — тема для отдельной статьи. Сейчас остановимся на признаках, при которых стоит как можно скорее поменять диски.

Слишком маленькая толщина. Со временем тормозной диск изнашивается, толщина его роторной части уменьшается и диск может сломаться. Для каждого тормозного диска производитель указывает два параметра толщины: нового диска — в каталоге, минимально допустимую — на диске или его упаковке.

В онлайн-каталогах производителей тормозных дисков указаны все параметры. На схеме — тормозной диск диаметром 259 мм и толщиной 10 мм. Минимально допустимая толщина — 8,4 мм

Информацию о минимальной толщине обычно указывают на диске, чтобы механику не пришлось искать этот параметр в каталоге. Но под слоем ржавчины на изношенном диске эту надпись видно не всегда

Если диск изношен до минимальной толщины или почти до нее — его нужно заменить. При достижении минимальной толщины диск не сломается при  торможении, но рисковать не стоит.

В автосервисе знают, как проверять толщину тормозного диска: это простая процедура, нужен только штангенциркуль.

Важно замерить рабочую поверхность ротора, к которой прилегает колодка. Замерять край диска смысла нет. Толщина в пределах нормы, но  коррозии и биения диск пришлось заменить

Биение при торможении. Это когда вы жмете на педаль тормоза, а она начинает бить по ноге. Руль при этом сильно вибрирует. Причина может быть в изношенных тормозных дисках. Даже если их толщина еще не достигла минимальной, от сильного нагрева они могли деформироваться.

Также биение может появляться неравномерной толщины диска. В этом случае нужно проверить суппорты и их направляющие: возможно, работает неправильно и просто закисло. Если есть биение, дело далеко не всегда в диске. Лучше обратиться в проверенный автосервис.

Вот когда может появиться проблема:

  • Тормозной диск слишком дешевый и безымянный — обычно из Китая. Не стоит экономить на тормозных дисках, лучше купить хороший неоригинал.
  • У водителя агрессивный стиль вождения, и для него обычное дело бросить на стоянке машину с разогретыми до предела тормозами.
  • Это характерно для конкретной модели машины. В таком случае нужно либо ставить оригинальные диски от проверенного поставщика — подделку совершенно точно поведет, — либо менять тормозную систему на более производительную.

Ярко выраженная коррозия и другие повреждения поверхности. Небольшой налет ржавчины на тормозных дисках в сырую погоду — это нормально, ее сотрут колодки за пару торможений. Но если коррозия на рабочей поверхности глубокая или ржавчиной сильно забиты вентиляционные каналы — диск лучше заменить. Такое может случиться, если машина долго стояла без движения.

Очень старый тормозной диск. Машина ездила по Санкт-Петербургу и сильно страдала от реагентов. Фотография: Алексей Федоров

Тормозной диск, который давно следовало поменять. Фотография: Алексей Федоров

Как подобрать тормозной диск

Тормозной диск — обычная запчасть. О том, как их подбирать, мы уже писали в статье о покупке новых запчастей. Важно помнить, что нельзя ставить диски не предусмотренной автопроизводителем конструкции: например, цельный вместо вентилируемого и наоборот или диски, которые вроде как встают на ступицу, но явно для другой машины. В этом случае тормоза не будут работать правильно — есть риск попасть в аварию.

При выборе диска всегда тщательно проверяйте его размеры: например, диаметр и толщина дисков для авто одной и  модели могут отличаться в зависимости от года выпуска или рынка сбыта. При сомнениях поручите подбор сервису или магазину запчастей.

Споры увлеченных автовладельцев о тормозных дисках и колодках лишь немного уступают спорам о резине и масле. Большинство водителей не заметят разницу в торможении между перфорированным тормозным диском и обычным, за это нет смысла переплачивать. Составные тормозные диски встречаются редко и покупать их тоже не стоит: это решение для спортивных автомобилей.

Рекомендовать кого-то из производителей при нынешней ситуации на рынке запчастей некорректно: многие покупают то, что смогли найти по приемлемой цене. Старайтесь, чтобы колодки и диски были от одного производителя. Производители с хорошей репутацией тестируют свои продукты и стараются делать их максимально совместимыми: как минимум снизится вероятность появления неприятного шума при торможении.

Запомнить

  • Тормозные диски — один из важнейших компонентов тормозной системы. Если их не поменять вовремя, можно попасть в аварию.
  • Нельзя ставить тормозные диски от других машин, даже если они очень похожи или почти . Тормозная система может работать неправильно.
  • Старайтесь по возможности подбирать тормозные диски и колодки одного производителя.
  • При замене тормозных дисков обязательно меняйте и тормозные колодки, даже если их износ небольшой. Старые колодки могут испортить новые диски, и вы сильно переплатите за ремонт.
Характерное биение на педали тормоза – это, как правило, «приговор» для тормозных дисков. Но что послужило причиной его возникновения и обязательно ли менять диск? Попробуем разобраться

В замене тормозных дисков нет какой-либо периодичности. Если тормозная система эксплуатировалась «по инструкции», то жизненный цикл диска ограничивается износом в 1 мм с каждой стороны, или суммарным износом рабочих поверхностей в 2 – 2,5 мм. И минимально допустимая толщина указана на торце тормозного диска. Чем тоньше диск, тем выше его рабочая температура. Выше температура диска – больше изнашиваются колодки. В «сухом остатке» снижение коэффициента трения, а значит снижение эффективности торможения.

Решили поменять комплект колодок, не меняя тормозной диск, толщина которого близка к минимально допустимой? Будьте готовы к тому, что жизнь новых колодок будет короче. Согласитесь, экономия сомнительная. Поводом к замене тормозных дисков может стать и их состояние. Например, трещины. Они, как правило, появляются из-за разного линейного расширения быстро прогревшейся внешней части и более холодной внутренней структуры. И если длина трещины превышает 30 мм (как правило, ее глубина в этом случае будет превышать 0,3 мм), такой диск подлежит замене. Те же рекомендации и в случае, когда трещина выходит за закраину диска. Если же вернуться к интервалам замены, то за отправную точку можно принять вот такую величину: максимально один диск переживает три замены колодок.

Может ли дать положительный эффект проточка диска? Эта операция возможна, если после механической обработки толщина диска остается выше допустимой. Но для начала необходимо убедится, что величина биения ступицы находится в допустимых пределах, также, как зазоры в подшипниках и элементах подвески (максимально допустимое биение при полном повороте диска – 0,10 мм, а допуск для ступицы – не более 0,05 мм). И важно, чтобы ремонтируемый диск не имел глубокого перегрева – сняв верхний слой металла можно и на «нижнем уровне» получить тот же цементит. После проточки тормозные диски нужно правильно очистить. В углублениях, оставленных резцом, скапливается чугунная пыль, которую не удастся полностью удалить продувкой или протиркой с использованием очистителей. А вот мыльный раствор, металлическая щетка и проточная теплая вода с этой задачей наверняка справятся. Такая операция подойдет не только для только что проточенного диска, но и для нового диска, который хранился в смазке.

И еще одна ремарка, касающаяся возможного биения диска. Это загрязнения, которые могут быть и на тормозном диске, и на ступице колеса. Часто ли при замене колес в шиномонтаже или на СТО механик чистит поверхность ступиц? Вопрос риторический. Скорее всего ступицу обильно польют медной смазкой – в этом случае колесо на ступице не «закиснет» и при необходимости легко снимется. К этой смазке есть немало вопросов. Меди там не более 5%, но на эту субстанцию неизбежно будут налипать и пыль, и грязь, которые могут вызвать дисбаланс и ступицы, и тормозного диска. Очередной монтаж колес, и снова медная смазка. А ведь достаточно обработать лишь посадочный поясок ступицы, который имеет непосредственный контакт с колесом.

Благодарим технического тренера программы Garage Gurus, Ильдара Садыкова, за помощь в подготовке материала.

Редакция рекомендует

Проточка тормозных дисков — процедура, которая получила распространение в России. Однако, многие специалисты относятся к ней крайне негативно по разным причинам. Рассмотрим, почему проточка тормозных дисков — бесполезная услуга и пустая трата средств.

Тормозные диски транспортного средства являются точно такими же расходниками, как и моторное масло, фильтры и колодки. Отличие заключается только в том, что данные детали тормозной системы могут прослужить долгое время. Как правило, диски могут выдерживать 2 смены колодок, в некоторых случаях — даже три. Пробег до критического износа редко переходит за 100 000 км. Обычно ресурс заканчивается уже после 60-80 тысяч км.

При правильном сценарии тормозные диски служат владельцу определенное время и постепенно истончаются до тех пор, пока толщина не достигнет минимума, заложенного производителем. При этом зеркало рабочей поверхности должно оставаться ровным, без волн и очагов коррозии. Однако, эксплуатация без проблем встречается редко. У одних тормозные диски в определенный момент могут начать коробиться — во время торможения педаль бьет в ногу, а автомобиль притормаживает рывками. У других может наблюдаться неравномерный износ поверхности диска. Такое происходит, когда перекашивается цилиндр в суппорте или закисают направляющие. И в первом, и во втором случае эффективность тормозов значительно падает, что ставит перед автомобилистом выбор — провести замену дисков или реанимировать старые.

Если педаль тормоза уже начала бить в ногу, ничего, кроме замены, не поможет. Чтобы понять это, нужно для начала разобрать суть проблемы. Кривым диск просто так не станет — для этого его нужно либо сильно перегреть, либо создать резкую разницу в температуре. Если это уже случилось, нужно обращаться за новыми дисками — реанимация старых не даст никакого результата. Конечно, если проточить диск, биение прекратится, но через несколько сотен километров снова вернется.

Есть еще одна причина, из-за которой проточка тормозных дисков является пустой тратой денег. Жизненный цикл таких изделий очень маленький. Производитель не просто так указывает предельный износ. Этот износ редко превышает 1 мм на каждой стороне. Если диск уменьшился в толщине на 2 мм, ему уже место на помойке. При минимальном короблении с диска все равно снимают около 0.4 мм. А диск и без этого уже имеет выработку.

Производитель не просто так рекомендуют проводить замену при таком малом износе. Чугун очень боится перепада температуры. Из-за этого меняются свойства металла. Даже самый маленький износ сильно сказывается на температурном режиме работы тормозной системы. Когда диск изнашивается, выработку берут на себя тормозные суппорты — поршни начинают вылезать наружу все дальше. Это может привести к уменьшению точности срабатывания системы, перекосу колодок. Оправдать проточку дисков можно лишь в некоторых случаях — когда нет возможности приобрести новые. Кроме того, так любят поступать нечестные продавцы — после проточки диски выглядят как новые, что позволяет задрать цену за автомобиль повыше.

Итог. Проточка дисков — распространенная в России процедура. Однако, она приводит к кратковременному эффекту. Проточенные диски не могут выполнять функции в полной мере, из-за чего снижается безопасность.

Тормозные диски — расходный материал, который может выйти из строя раньше срока.

Мы уже писали про них и рассказали, когда их менять и как подбирать. Но в некоторых случаях их не меняют, а протачивают — на токарном станке или прямо на ступице. В этой статье мы разберемся, когда в этой процедуре есть смысл, а когда она может оказаться невыгодной и даже опасной.

Что вы узнаете

Рассылка для автолюбителей и тех, кто подумывает ими стать

Главное о том, сколько стоит владеть машиной, к чему быть готовым и как отстаивать свои права, — в вашей почте дважды в месяц. Бесплатно

Зачем протачивают тормозные диски

Тормозные диски протачивают, чтобы выровнять их рабочую поверхность. Это необходимо, чтобы новые тормозные колодки прилегали к диску по всей плоскости.

Вот когда есть смысл это делать.

Рабочая поверхность диска ржавая. Так бывает на машинах, которые долго стоят на улице без движения либо ездят преимущественно на короткие расстояния. Иногда коррозия настолько сильная, что поверхность диска работает как терка и стачивает накладки тормозных колодок. А значит, их придется заменить гораздо раньше.

Рабочая поверхность неравномерно изношена — результат неисправности тормозного механизма: например, закисла направляющая или перекосило колодку в скобе суппорта. Одна из колодок может прижиматься хуже, или неравномерно, или вовсе не давить на диск.

Следов коррозии нет, но есть глубокие борозды. Между колодками и тормозным диском может попадать грязь, песок и мелкие камни. Они царапают поверхность диска, создают борозды. Новая колодка возникших неровностей будет прилегать недостаточно плотно, тормозная система будет работать неэффективно.

Руль вибрирует или бьет водителя по рукам. коробления тормозного диска появляются отклонения от первоначального размера, формы или контура. В таком случае обычно говорят «диски повело». Коробление может возникнуть после резкого перепада температуры. Например, если раскаленные от интенсивного торможения диски попадут в лужу или сугроб.

Все эти признаки могут как совмещаться, так и проявляться по отдельности.

Также диски протачивают, чтобы сэкономить. Приведу пример. Пара хороших неоригинальных дисков на переднюю ось осенью 2022 года стоит примерно 50 000 рублей, дешевые аналоги из Китая обойдутся в  Проточить оригинальные диски на хорошем оборудовании — 3000 рублей за пару. Также в расходах стоит учесть комплект тормозных колодок — примерно 13 000 рублей, а также работы. В любом случае нужно будет обслуживать суппорты и менять колодки. Если диски новые, к стоимости прибавится их замена.

Дешевые тормозные диски обычно делают из мягкого материала, поэтому они могут износиться уже на первом комплекте колодок, если не раньше. Поэтому диски во втором случае придется менять.

Запчасти и работы в клубном сервисе для владельца 2014 года, который решил разобраться с тормозами на передней оси

Качественные новые тормозные диски и колодки

40—50 тысяч км, дисков хватит еще примерно на 80 тысяч км

40—50 тысяч км, диски придется менять при следующей замене колодок

Проточенные старые диски

Тормозной диск с бороздами от камней. Фольксваген Терамонт с тормозами от Порше Кайена

От длительного простоя на улице тормозные диски корродируют. Если диск, несмотря на коррозию, будет достаточно толстым, его можно проточить

Что важно знать, перед тем как протачивать диски

После проточки диск должен остаться в допусках — то есть быть не тоньше, чем допустимо по рекомендациям производителя диска.

На маркировке тормозного диска обычно указывают его минимально допустимую толщину в миллиметрах. Часто ее сложно прочесть на старом диске ржавчины, поэтому специалисты на СТО смотрят по технической документации. Толщину диска измеряют штангенциркулем: измерения важно снять с места, где он соприкасается с колодками, а не с самого края — там обычно характерная борозда, буртик.

Среднее допустимое значение износа тормозного диска — , то есть для каждой стороны. Если износ больше, протачивать диск небезопасно. Например, для диска с номинальной толщиной критическим износом может быть уменьшение толщины до 23 мм.

Изношенный диск хуже переносит нагрузки, может быстро перегреться, а в экстренных ситуациях при торможении даже разрушиться.

Минимально допустимая толщина диска — 8,4 мм

Проточка — временная мера. Она приближает момент, когда диск придется заменить. После процедуры диск в любом случае станет тоньше на  Проточить диск и пользоваться как новым не получится.

Проточка может не решить проблему, поэтому процедуру важно делать на свой страх и риск и быть готовым к тому, что ничего не изменится.

Придется заменить тормозные колодки. Старые нельзя ставить ни на новый, ни на проточенный диск — даже если накладка почти не стерлась. Поверхность тормозной накладки такой колодки в любом случае не будет ровной, а значит, этот рельеф перенесется на поверхность диска.

Важно проточить оба диска на оси, даже если повреждения есть только на одном. Оба диска в результате должны быть одинаковой толщины. Только так тормозная система сможет равномерно распределять давление тормозной жидкости. Если проточить один диск, то одно колесо будет тормозить эффективнее. Это может привести к заносу.

Когда нет смысла протачивать тормозные диски

Диск износился — достиг минимально допустимой производителем толщины или есть вероятность, что это случится достаточно скоро.

Диск перегрет. Тормозные диски могут без проблем нагреваться до +300 °C, но в некоторых случаях температура поднимается выше. Водитель может тормозить слишком интенсивно — например, на затяжном спуске или при экстренном торможении. Диск закаляется, свойства материала меняются, коэффициент трения снижается, педаль тормоза становится ватной. На самом диске могут появиться синие пятна или участки, похожие на стекло. Такой диск необходимо заменить.

Бывает, что дело в конструкции автомобиля. Например, колеса рамных внедорожников проектируют так, чтобы на них можно было поставить шины с высоким профилем — ради комфорта и проходимости. В такие колеса обычно помещается слишком маленькая тормозная система. Ее ставят и на базовую версию с самым слабым двигателем, и на машину в самой богатой комплектации под капотом. Во втором случае перегреть тормозные диски очень просто. Владельцу, который хочет ездить на этой машине динамично, придется поменять тормоза на более производительные.

Борозды слишком глубокие. В колодку попал большой камень или нестираемый элемент. Если такой диск проточить, диск станет слишком тонким.

Иногда недобросовестные продавцы специально протачивают тормозные диски перед продажей автомобиля больше допустимых значений. Визуально диск выглядит как новый — износ без специального оборудования по нему уже не определить. Такие диски в скором времени выйдут из строя, и придется покупать новый комплект.

Как протачивать тормозные диски на ступице

Протачивать тормозные диски можно на токарном станке или на специальном оборудовании прямо на машине. Есть мнение, что второй вариант предпочтительнее. Тормозной диск будет стоять ровно относительно своей оси вращения, его не нужно выставлять, как на токарном станке.

Вот что должен сделать специалист перед проточкой тормозных дисков на ступице:

  • Снять колеса и отсоединить тормозной суппорт, измерить толщину диска, рассчитать, какой она будет после проточки и сверить результаты измерения с допустимыми значениями.
  • Проверить состояние ступичного подшипника. Нет смысла протачивать диск, если ступичный подшипник люфтит. этого не получится равномерно снять слой металла с диска. Неисправный ступичный подшипник перед процедурой лучше заменить, даже если он только начал гудеть. Нередко ступица неразборная, поэтому приходится менять целиком.
  • Очистить диски от ржавчины и грязи. Может оказаться, что диск съела коррозия и протачивать его уже нет смысла — он станет слишком тонким. Еще ржавчина негативно повлияет на точность измерений.
  • Проверить оба диска на оси на биение. Для этого нужен индикатор часового типа и специальный кронштейн, который позволит закрепить его должным образом на поворотном кулаке или рычаге подвески. Допустимое отклонение — 0,05 мкм. Все, что больше, — повод заменить или проточить диск, а в некоторых случаях дело в ступице.
  • Установить оборудование и начать проточку. Специальный станок с резцами устанавливают на место крепления суппортов. Тормозной диск вращает электродвигатель станка. Резцы обрабатывают поверхность диска одновременно с двух сторон. Первый прогон — без снятия стружки. Процедура помогает откалибровать станок и измерить встроенным гироскопом биение. В процессе станок автоматически определяет нужное положение резцов.
  • Приступить к проточке всей плоскости диска. Возможно, потребуется несколько проходов.

Как протачивать тормозные диски на токарном станке

Важно найти опытного специалиста, который занимается проточкой тормозных дисков. Не все токари готовы к работе, где имеет значение погрешность в одну сотую миллиметра. Возможно, хороший токарь специализируется, например, на изготовлении гаражных петель для ворот. Он возьмется за работу, проточит тормозной диск и выполнит работу, на его взгляд, качественно.

После неумелой обработки диск будет бить иногда даже на ровном диске, с которого решили снять ржавчину.

Чем выше обороты станка и меньше допустимое биение, тем качественнее обработка. Допустимое биение токарных станков зависит от модели. Обычно это сотые доли миллиметра. Если станок не откалиброван и его погрешность в обработке составляет десятые доли миллиметра, то даже абсолютно ровный и новый тормозной диск будет испорчен.

Вот что важно сделать, чтобы проточить тормозной диск на токарном станке:

  • Если дело не в ржавчине или бороздах и необходимо избавиться от биения, важно убедиться, что дело не в ступице, а именно в диске.
  • Перед установкой диска на станок важно очистить от ржавчины и неровностей плоскость, которая примыкает к кулачкам токарного станка. Если оставить поверхность необработанной, это повлияет на точность проточки.
  • Выставить диск ровно относительно плоскости, которая прилегает к ступице. Возможно, потребуется специальная оправка — деталь, совпадающая по размерам со ступицей колеса.
  • Приступить к обработке диска. Сначала срезают буртики, затем приступают к обработке поверхности диска. Может потребоваться несколько проходов, чтобы добиться идеально ровной поверхности.

Диск важно проточить сразу с обеих сторон. Если выставить его, проточить только с одной стороны, потом выставить заново и проточить с другой, то плоскости могут не совпасть и диск будет бить.

Проточить диск своими руками в гаражных условиях невозможно. Если попытаться сделать это с помощью наждачной бумаги, шлифовальных машин или напильника, геометрия диска нарушится. Визуально он будет выглядеть как новый, но тормоза автомобиля станут небезопасными. Поэтому для проточки тормозных дисков на ступице лучше обратиться в автосервис со специальным оборудованием.

  • Тормозные диски — расходный материал, который требует периодической замены.
  • Тормозные диски протачивают, чтобы убрать небольшое биение, убрать глубокие борозды или ржавчину — и добиться более эффективного торможения.
  • Проточка тормозных дисков — временная мера. По возможности лучше заменить диск на новый.
  • Нельзя протачивать изношенные до предела тормозные диски.
  • Качественно проточить тормозной диск своими руками без специального оборудования невозможно.
  • Перед проточкой диска без снятия нужно проверить состояние ступичного подшипника.
  • Перед проточкой диск нужно очистить от ржавчины. Если коррозия въелась в металл слишком глубоко, протачивать диск бессмысленно.
  • Качество проточки на токарном станке зависит от квалификации токаря и правильной установки диска.
  • После проточки диска необходимо установить новые тормозные колодки.

«Тормозные диски под замену» — обычный вердикт автосервисов при биении руля или бороздах на рабочей поверхности дисков. Однако цена за комплект новых тормозных дисков кусается. Можно ли продлить им жизнь с помощью проточки? Разбираемся, есть ли смысл точить тормозные диски и как делать это правильно.

Тормозные диски — это основа тормозной системы. Именно они замедляют машину, взаимодействуя с тормозными колодками. Только с идеально ровными дисками тормозной путь минимален, а на рулевом колесе и педали тормоза отсутствуют вибрации. Разница тормозного пути автомобилей с ровными и кривыми дисками при скорости 120 км/ч может достигать 10–20 метров, что весьма существенно. В медленном городском потоке негативный эффект от повреждённых дисков, конечно, будет меньше — но иногда тех самых сантиметров и не хватает, чтобы остановиться вовремя.

Другой важный фактор: большинство современных автомобилей оборудованы ABS и системой стабилизации, которые используют тормозные диски и колодки, притормаживая колёса по отдельности. Алгоритмы работы этих систем рассчитаны на исправное состояние дисков. Если у дисков присутствует биение, работа электронных систем серьёзно нарушается, что может создать опасную ситуацию при резком торможении.

Почему нарушается геометрия тормозных дисков

Устройство тормозных дисков автомобиля сложнее, чем кажется на первый взгляд — это не просто круглые чугунные болванки, а технологичные и довольно хрупкие детали.

Движущийся автомобиль обладает кинетической энергией. При торможении она переходит в тепловую, а образовавшееся тепло рассеивают тормозные диски — для лучшего отвода тепла передние диски делают вентилируемыми. При серии резких замедлений температура тормозных дисков доходит до 500 °C — они в прямом смысле раскаляются докрасна, причём делают это неравномерно. Пик температуры находится в области контакта диска с тормозными колодками; на других участках температура ниже, в том числе за счёт охлаждения воздухом. Из-за температурных перепадов диск постепенно деформируется и изнашивается неравномерно, что и приводит к биению.

Более быстрый способ коробления диска — «шоковое» охлаждение. Если после агрессивной езды с резкими разгонами и торможениями попасть колесом в глубокую лужу, от тормозного диска повалят клубы пара — все автомобилисты видели такую картину. Из-за быстрого охлаждения диск искривляется, возникает биение его рабочей поверхности относительно оси вращения. Результат — вибрации на руле при торможении.

Рабочая поверхность диска страдает не только из-за перепадов температур. Кольцевые неровности, борозды и задиры на дисках возникают из-за тормозных колодок низкого качества, их критического износа (до металла) или попадания песка и грязи между диском и тормозными колодками. Свою лепту вносит и обычная коррозия — тормозные диски делаются из чугуна, поэтому быстро ржавеют.

Зачем протачивать тормозные диски

Любое повреждение рабочей поверхности тормозных дисков влечёт ухудшение их работы. Даже если вы не чувствуете биение на руле, кольцевая выработка на диске или бурт на внешней кромке снижают площадь прилегания тормозных колодок — особенно новых, которые ещё не приработались под его дефекты. Поэтому при плановой замене колодок всегда выполняют проверку дисков.

Проблемный тормозной диск нужно заменить или проточить. Качественные диски стоят дорого (тем более, что менять их нужно парой), а проточка является более дешёвой альтернативой замене. Она представляет собой ремонт диска: с рабочей поверхности стачивают повреждённый слой металла, и диск снова становится как новым, что позволяет отсрочить его замену. Квалифицированно выполненная проточка убирает биение диска и обеспечивает максимальную площадь прилегания новых колодок к рабочей поверхности, что восстанавливает заводскую эффективность торможения.

Правильная проточка тормозных дисков

Перед проточкой обязательно замеряется остаточная толщина тормозных дисков — минимальная толщина указана в инструкции к автомобилю или непосредственно на дисках. Слишком тонкие тормозные диски не смогут полноценно отводить тепло и станут хрупкими при нагреве в процессе работы, поэтому должны быть заменены.

Нужно учесть, что проточка «съедает» 0,25–0,5 мм толщины диска (в зависимости от глубины повреждений), поэтому механик должен определить, останутся ли диски в заводских допусках после процедуры. Если толщина дисков уже приближается к минимальной, протачивать их нет смысла — проездить на них долго после проточки вы не сможете.

Для выполнения проточки тормозной диск обязательно демонтируется с автомобиля. Установок, которые протачивают диск непосредственно на ступице без снятия с машины, лучше избегать — они не обеспечивают параллельности рабочей и привалочной поверхностей диска. Лучше протачивать тормозные диски со снятием, на стационарном станке. Например, в автосервисах Гиперавто используют полуавтоматические корейские токарные установки Auto Pro-Up DBL-STAR, предназначенные специально для проточки тормозных дисков и барабанов. Параллельность поверхностей в них обеспечивает конструкция станка: диск точно крепится на валу с помощью комплектных оправок.

Рабочие поверхности диска протачиваются в несколько проходов — механик контролирует процесс, регулируя толщину снимаемого резцом металла в зависимости от глубины борозд и биения диска.

В пару к проточенным дискам всегда устанавливают новые тормозные колодки.

Когда не стоит протачивать тормозные диски

К сожалению, тормозные диски невозможно протачивать бесконечно. Регламентный износ диска (разница между номинальной и минимальной толщиной) обычно составляет 3 мм — в среднем запаса толщины хватает на 2–3 проточки. Когда остаточная толщина подбирается к минимально допустимой, тормозные диски нужно заменить на новые.

Также существуют дефекты дисков, при которых проточка просто не поможет. Это трещины, выкрашивания и глубокие механические повреждения — такой диск нужно сразу менять на новый, не пытаясь чинить его.

Подводя итог, проточку можно назвать разумной экономией, позволяющей безопасно восстановить характеристики тормозных дисков. Но только при квалифицированном выполнении на стационарном станке (со снятием), с обязательными замерами остаточной толщины рабочей поверхности и при отсутствии структурных дефектов диска. Если хоть одно из этих требований не соблюдается, лучше купить новые тормозные диски — безопасность важнее.

Эффективна ли проточка тормозных дисков

Перед многими автомобилистами стоит выбор: протачивать тормозные диски или менять полностью. Первый вариант менее затратный по стоимости, однако, результат не всегда тот, каким его ожидают. Чтобы заменить диски, придется выложить круглую сумму, и в большинстве случаев это единственный оптимальный вариант. Самый распространенный способ – сделать проточку без снятия. Но не будут ли деньги выброшены на ветер?

Что влияет на срок службы дисков. То, сколько времени прослужат тормозные диски, зависит от самого автомобиля, а также нескольких других факторов:

  • качество диска, а именно, металла, из которого он был изготовлен;
  • в каком состоянии находится тормозная система;
  • как сильно нагружается автомобиль, чем выше нагрузка, тем меньше срок службы дисков.

Нельзя забывать про окружающую среду. Например, если климат влажный, на металле появляется коррозия, соответственно, срок жизни тормозных дисков сокращается в разы.

Когда нужна проточка. Если на рулевом колесе, педали тормоза, начинает ощущаться биение, торможение оставляет желать лучшего, слышен шум и вибрация, значит пора проверить насколько исправна тормозная система. Подобные признаки могут свидетельствовать о проблемах с тормозными дисками, прочими компонентами тормозной системы.

Если на поверхности диска замечены борозды, а на руле присутствует вибрация, проточка может избавить от имеющейся кривизны и других неприятностей.

Борозды на поверхности дисков не влияют на торможение, но портят всю эстетику, особенно если тормозные диски не спрятаны от глаз посторонних. Благодаря проточке удается избавиться от визуальных дефектов. Специальный резец снимает с поверхности диска слой металла, исправляя тем самым неровности.

Что дает проточка и когда ее лучше не проводить. Проточка – это способ восстановления геометрии тормозных дисков. Нет прежней шероховатости, колодки изнашиваются медленнее. Но помните, что толщина диска уменьшается. То есть первоначальный ресурс не только не вернется, но станет еще ниже.

С некоторых пор проточку стали использовать как временную меру. Казалось бы, проще отправиться в магазин, найти там подходящие тормозные диски и приобрести их. Но когда приобрести их оперативно не получается, либо нет достаточно средств, на помощь придет проточка.

Известны ситуации, когда от процедуры нет никакого эффекта. Например, металл изменил свою структуру, а все из-за его перегрева на поверхности диска. Предсказать, как поведут себя эти места при нагреве, невозможно. С геометрией не будет наблюдаться проблем тогда, когда диск полностью холодный, но при нагреве начнет «вести». Устранить имеющиеся проблемы проточкой вряд ли удастся.

Диски после проточки менее жесткие и твердые. При значительной нагрузке могут появиться трещины, возможно полное разрушение. Именно поэтому диск не должен быть сильно изношен, чтобы после он полностью не пришел в негодность.

Как сделать проточку. На практике существует два способа: непосредственно на самом транспортном средстве, токарном станке. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки.

Проточка на автомобиле осуществляется на специальном станке. Диск стоит на ступице, на которой эксплуатируется, выровнять удается почти идеально. Но учтите, проточенные диски таким способом в будущем нельзя будет установить на другую ступицу.

Перед началом работ очистите рабочую поверхность от грязи, ржавчины. Только добившись полной чистоты можно совершать другие манипуляции.

Проточка – это достаточно сложная процедура, для проведения которой нужны инструменты и оборудование, опыт исполнителя. Если вы простой автолюбитель, то вряд ли что-то получится. Поэтому, будучи неуверенным в собственных силах, обратитесь к профессионалам, с их помощью удастся быстро решить проблему.

Оцените статью
Авто журнал MyPunto
Добавить комментарий