Щелчки при повороте руля на месте

Ремонт

В данной статье рассмотрены основные причины, почему слышны щелчки при повороте руля. Описано, как диагностировать и решить данную проблему.

Нормальная работа системы рулевого управления не должна сопровождаться посторонними звуками, такими как стуки или щелчки при повороте руля. Появление подобных симптомов указывает на вероятность износа компонентов одной из важнейших систем активной безопасности автомобиля, либо других составляющих ходовой части, которые приводятся в движение вместе с вращением рулевого колеса.

Возможные причины посторонних звуков при вращении руля:

  • износ крестовин карданчиков приводного вала рулевой рейки
  • люфт в шлицевом соединении приводного вала рейки
  • износ опор рулевой рейки
  • закусывание штока рулевой рейки
  • радиальный люфт вала рулевой колонки
  • попадание влаги и коррозия нижней шаровой опоры
  • неисправность гранаты привода колеса
  • нарушение целостности пружины
Содержание
  1. Износ крестовин карданных соединений приводного вала рейки
  2. Люфт в шлицевых соединениях
  3. Износ опор рулевой рейки
  4. Закусывание штока рулевой рейки
  5. Люфт вала рулевой колонки
  6. Повреждение коррозией нижней шаровой опоры
  7. Сломанная пружина стойки
  8. Причины щелчков при повороте руля
  9. Опасны ли щелчки в руле?
  10. Способы устранения щелчков в руле
  11. Признаки неисправности рулевого механизма
  12. Стуки при повороте руля, где искать причину?
  13. Распространенные причины стука, связанные с рулевым механизмом
  14. Причины, связанные с приводом и подвеской
  15. Профилактика появления стуков
  16. Причины появления стука
  17. Щелчки при повороте руля на месте
  18. Причины стука при повороте руля
  19. Шарнир равных угловых скоростей
  20. Рулевые наконечники и рулевые тяги
  21. Рулевая рейка
  22. Рулевой кардан
  23. Стойки амортизатора и/или опорные подшипники
  24. Стойка стабилизатора
  25. Заключение

Износ крестовин карданных соединений приводного вала рейки

Если при вращении руля слышны щелчки, которые также могут ощущаться и на рулевом колесе, следует проверить состояние элементов привода рулевого управления. Выявление износа крестовин производится путем прощупывания карданного соединения при повороте руля вправо и влево на небольшой угол.

Подкусывание явно чувствуется рукой и позволяет безошибочно определить изношенную деталь. При этом необходимо учесть, что таких деталей несколько и некоторые могут находиться в труднодоступных местах. В ряде случаев может понадобиться демонтаж узлов для разбора и осмотра компонентов с последующей заменой неисправной детали.

Люфт в шлицевых соединениях

Люфт в шлицевых соединениях приводного вала рейки выявляется аналогичным образом. В ряде случаев может помочь так называемая «прокачка» вала. Для этого нужно ослабить крепежный болт и подвигать вал несколько раз по шлицам, затем снова затянуть. Есть вероятность, что шлицы в результате износа утратили эффективное зацепление и в результате подобной процедуры войдут в более плотный контакт, и свободный ход в соединении будет устранен на какой-то период времени. Если прокачка не помогла, меняется шлицевой вал.

Износ опор рулевой рейки

В процессе эксплуатации автомобиля изнашивается не только механизм рулевой рейки, воспринимающий нагрузку при каждом повороте колес, но также подвергаются износу, разрушению и потере упругих качеств резиновые крепежные элементы, посредством которых узел фиксируется на кузове или подрамнике. В таком случае, при повороте руля на месте будут ощущаться характерные стуки или щелчки, свидетельствующие о свободном ходе корпуса рейки. Чем он больше, тем сильнее будет звук при нагрузках. Выявляется износ путем наблюдения за положением узла в момент поворотов руля вправо-влево. При этом явно будет заметно движение ее корпуса. Решение – либо уплотнить хомуты, подложив под них слой резины, либо сразу заменить выработавшие ресурс резинки на новые.

Закусывание штока рулевой рейки

Закусывание руля при вращении свидетельствует о повреждении штока коррозией в результате попадания влаги внутрь корпуса. Обычно подкусывание появляется при повороте руля на определенный угол или число оборотов. При прохождении ржавого участка штока через направляющую пластиковую втулку возникает сильное трение, поскольку поверхность штока уже не зеркально гладкая, а шершавая. Это сопровождается характерным скрипом или щелчками при повороте руля. Требуется разбор узла и осмотр на предмет поврежденных коррозией деталей с последующей их заменой. В запущенных случаях потребуется замена рейки целиком.

Люфт вала рулевой колонки

Щелчки в рулевой колонке обычно проявляются в движении автомобиля и говорят о наличии радиального люфта вала в результате износа подшипника. Диагностируется люфт просто – достаточно добраться рукой до вала и попытаться покачать его относительно оси вращения. При подтвержденной неисправности ремонт рулевой колонки возможен на некоторых автомобилях, на других моделях – только замена в сборе.

Неисправность не является критической и кроме неприятного стука других последствий какое-то время не повлечет.

Повреждение коррозией нижней шаровой опоры

Заржавевшее нижнее шаровое соединение, на которое приходится значительная нагрузка, при повороте может издавать характерные щелчки и достаточно громкий скрип. Причина – механическое повреждение пыльника и попадание влаги, повлекшее вымывание смазки. Помимо скрипа в соединении обычно уже присутствует и люфт, образовавшийся в результате трения ржавого шара о пластиковый уплотнитель. В результате люфта при движении по неровностям возникает хорошо различимый стук. Поврежденная коррозией шаровая опора подлежит замене.

Естественная выработка ресурса ШРУСа или его разрушение вследствие попадания грязи приводят к закусыванию шарнира при его вращении, особенно под крайними углами. Это сопровождается щелчками или клацаньем, при поворотах руля на месте и наиболее явно – при старте с повернутыми колесами. Также убедиться в вероятном повреждении гранаты поможет порванный пыльник. Граната привода восстановлению не подлежит и меняется на новую.

Сломанная пружина стойки

Часто причиной посторонних звуков становится пружина, лопнувшая в результате усталости металла. Вышедшая из строя пружина легко определяется путем осмотра. Менять упругий элемент подвески следует в паре с противоположным, чтобы избежать перекоса кузова. Обломанный виток может задевать кузов или другие детали, издавая скрежет и щелчки при повороте руля.

Многие водители довольно часто сталкиваются с такой проблемой, что при повороте руля слышны щелчки или стуки. Эта ситуация может произойти как у старых авто, так и у новых, она достаточно распространенная. Определить источник этих щелчков может любой водитель, не обращаясь к мастерам СТО. Это позволяет сэкономить время и деньги. Если же у автовладельца есть хотя бы небольшие навыки в ремонте, то он сам может и устранить неисправность, потратившись только на новые запчасти.

Причины щелчков при повороте руля

Если щелкает руль при повороте, и этот звук слышится при каждом совершаемом маневре, то вначале нужно определить характер звука. Если звук четкий, звонкий, то это свидетельствует о наличии удара металла об металл. Если же звук менее четкий, приглушенный, то это скорее соприкосновение металла и пластика. Кроме того, необходимо определить хотя бы примерное место, откуда исходит звук. Это не только уменьшит зону поиска неисправности, но и поможет хотя бы примерно уже определить поломку.

Самой простой причиной щелчков в руле является неправильное давление в колесах. Если оно слишком отличается друг от друга, то могут появиться щелчки в рулевой колонке при повороте руля. Кроме того, причиной могут стать оторвавшиеся подкрылки.

Если слышны щелчки в руле – проверьте давление в колесах и состояние подкрылков

Если саморезы были вырваны, то оторванный подкрылок будет цепляться за шину и болтаться, при этом издавая щелчки при повороте руля вправо и влево.

Эти поломки быстро и легко устранимы: правильно накачать колеса и прикрутить подкрылки.

Однако есть более серьезные причины стука в руле. Например, достаточно опасной является неисправность рулевого механизма, тогда щелчки слышатся прямо в нем. Проверить автомобиль можно также самому, приехав на эстакаду и внимательно рассмотрев подвеску.

В первую очередь, оценивается состояние рулевых наконечников. Если поврежден пыльник такого наконечника, то пыль и песок попадет внутрь, в результате чего деталь начнет быстро изнашиваться. А далее возникнет люфт – источник щелчков и стука. Выявить эту причину можно с помощью расшатывания рулевой тяги, например, монтировкой. Если в этом случае появится стук и люфт, то наконечник подлежит замене. Кроме того, рекомендуется заменять сразу же два наконечника, поскольку у любого наконечника со временем появляется небольшой люфт. И если заменить один (поставить без люфта) и оставить старый (с люфтом), то машина будет неровно ходить, а также будет заметен шум и стук. Кроме того, может постоянно сбиваться сход-развал.

Проверка состояния подвески автомобиля

Причиной щелчков могут стать еще и сайлентблоки рулевых тяг. Изнашивание сайлентблоков, расслоение резины может производить даже щелчки при повороте руля на месте и в ходе движения. Если этой стало причиной стука, то салейнтблоки необходимо заменить.

Если щелкает руль при повороте – проверьте рулевые наконечники и рулевые тяги

При износе втулок рейки также может появиться стук в руле. Между рейкой и шестерней образуется небольшой зазор. Иногда есть возможность устранить зазор с помощью регулировочного болта. Если же это не помогло, то изношенные втулки нужно заменить. Щелчки могут идти из карданчика рулевой стойки. При повреждении он может издавать посторонние звуки. Его нужно просто заменить. Щелчки в подвеске при повороте руля могут указывать на поломку внешнего ШРУСа. Тогда они будут возникать только при повороте. Если щелчки возникают при подъеме в гору, то несправен внутренний ШРУС. Определить эту поломку также легко: нужно загнать авто на эстакаду и проверить пыльники. Если они плохо сидят, порваны или слетели хомуты, то грязи попала внутрь ШРУСа, а следовательно он вышел из строя. Затягивать с заменой не стоит, поскольку со временем ШРУС может полностью вывернуть, тогда автомобиль нужно будет доставлять до места ремонта на эвакуаторе или буксире.

Причиной щелчков при повороте может быть неисправный ШРУС

Если щелчки при повороте слышны вместе с характерным гулом колес, то проблема кроется в ступичном подшипнике. Одна из самых опасных неисправностей, лучше сразу же заменить подшипники, а если водитель вынужден передвигаться на таком авто, то скорость должна не превышать 80 км/ч.

Причины щелчков в рулевой колонке

Причин щелчков в руле, как видим, может быть много. Из подозрительных симптомов к ним может добавляться гул колес, постукивание, звон, треск и т.п. Кроме того, всегда необходимо следить за поведением самого автомобиля. При той или иной поломке машина будет себя вести на дороге не как обычно. При поломке наконечника или втулки, автомобиль при движении может «шатать». При неисправности ШРУСа щелканье со временем будет все усиливаться до неприятного скрежета. Автомобиль всегда покажет, что в нем именно неисправно.

Опасны ли щелчки в руле?

В зависимости от происхождения этих щелчков определяется опасность ситуации. Например, если возникают щелчки при повороте руля с включенным поворотником, то пугаться вообще не стоит. Просто сигнал о повороте издает звук, который отражает руль. А вот если сломан ШРУС, подшипник ступицы или опора стойки, не стоит медлить с ремонтом автомобиля, поскольку продолжение использования такой машины ведет к ухудшению поломки, в результате чего может случиться авария на дороге.

Способы устранения щелчков в руле

Как уже было сказано выше, все неисправности, связанные со щелчками в руле, может устранить обычный водитель. Достаточно определить неисправность и либо заменить поломанную деталь, либо ее перебрать. Сложного здесь ничего нет. Руль – это одна из самых важных частей автомобиля. Любые возникшие неисправности, звуки, щелчки должны быть сразу же удостоены внимания. Рулевое управление должно быть всегда исправным. Щелчки в руле – это сигнал о том, что в рулевом управлении появилась неисправность. Поэтому не стоит забывать о них и не обращать на них внимания. Берегите свой автомобиль.

Появление стуков и щелчков при повороте руля – проблема довольно распространенная, и случится она может как с видавшим виды авто, так и с новеньким, недавно полученным в салоне.

Однако и выявить источник звука можно самому, не прибегая к услугам СТО, что позволит немного сэкономить, а если имеются еще и определенные навыки в ремонте, то и вовсе устранение неисправности может обойтись только затратами на запчасти, да и то не всегда.

Но обо всем по порядку.

Признаки неисправности рулевого механизма

Первое время после приобретения автомобиля начинающие водители обращают больше своего внимания на дорожную ситуацию, при этом не особо прислушиваясь к поведению авто.

Навык следить и за дорогой, и за самим авто приходит только со временем.

Такое умение очень важно, поскольку позволяет возможную неисправность выявить еще на начальном этапе, что может не только значительно снизить стоимость ремонта, но еще и повлиять на безопасность.

Да и не всегда есть возможность обратиться на сервис для проведения диагностики.

Любой автомобиль состоит из многих узлов и механизмов, и проблемы могут возникнуть с каждым из них. Причем ряд составляющих автомобиля отвечает за безопасность при передвижении, поэтому за их состоянием нужно следить в первую очередь.

К таковым составляющим относится и рулевой механизм.

Большинство неисправностей в автомобилях сопровождается появлением сторонних звуков – шумов, визгов, стуков.

И опытный водитель способен при появлении их определить, с каким узлом возникли проблемы.

Но к примеру, выявить причину стука при нажатии на педаль тормоза, или газа, способен не каждый водитель со стажем.

Основным признаком проблем с рулевым механизмом тоже является появление сторонних звуков.

Чаше всего стук проявляется при повороте руля или в одну, или в обе стороны.

Хотя стоит отметить, что это не всегда так, неисправность может быть и с другим узлом авто, расположенным рядом с рулевым механизмом.

Стук в рулевом механизме – это не проблема определенных марок авто, он может появиться и в ВАЗ-2106 советского производства, и в новенькой отечественной «Калине», и в авто европейских и азиатских производителей.

Конечно, вероятность появления такой проблемы в зарубежном брендовом авто несколько ниже, чем в «Калине», но она есть.

Виной всему часто сказывается некачественная сборка авто. Та же ВАЗ «Калина» конструктивно уже приближается к иномаркам, но вот сборка ее пока еще «хромает».

Но «Калина» и другие авто от ВАЗ все же пользуется спросом, ведь цена их на порядок ниже европейских.

Поэтому большой сегмент автомобилей на наших дорогах занимают модели отечественного производства.

Стуки при повороте руля, где искать причину?

Итак, при движении появился странный стук при повороте, и слышен он каждый раз, как совершается маневр.

Первым делом нужно попытаться определить характер звука. Звонкий и четкий может указывать на то, что где-то в авто происходит удар металла о металл. Приглушенный же стук обычно появляется если какой-то металлический элемент ударяется о пластик.

Также следует сразу определить, с какой стороны он доносится, что позволит существенно уменьшить район поиска.

Распространенные причины стука, связанные с рулевым механизмом

Теперь рассмотрим типичные проблемы и их устранение.

Вначале, что нужно сделать – проверить давление в колесах, ведь разность накачки колес может и оказаться причиной стука.

Затем проверить крепление пластиковых защитных подкрылков. Вполне возможно, что саморезы, которыми они крепятся к кузову, вырвались, отчего подкрылок отходит и цепляется за колесо издавая стук при повороте.

В целом такая неисправность является очень легко устранимой, всего достаточно закрепить оторвавшийся подкрылок новыми саморезами.

Наиболее опасными с точки зрения безопасности является появление стука в самом рулевом механизме. Для проверки состояния механизма нужно будет загнать авто на эстакаду.

Проверять в первую очередь нужно рулевые наконечники. Повреждение пыльника наконечника приводит к тому, что внутрь его попадает песок, интенсивно изнашивающий поверхности данного элемента, из-за чего в наконечнике появляется люфт, который и является источником стука.

Проверить состояние наконечников можно путем расшатывания монтировкой рулевой тяги.

Сильный люфт и появление стука при этом будет указывать на изношенность наконечника и потребность в его замене.

На отечественные авто рулевые наконечники стоят сравнительно недорого, да и приобрести их можно практически в любом автомагазине.

Замена их тоже нетрудная. При этом рекомендуется проводить замену сразу обоих наконечников.

Сложность выполнения данных работ сводится к надобности в использовании специального съемника.

После замены наконечников все же придется обращаться на СТО для установки углов развала-схождения.

Стук может появиться также в сайлентблоках рулевых тяг. Размещаются они в месте, где производится крепления этих тяг к рулевой рейке.

Расслоение резины этих сайлентблоков тоже может привести к стуку, хотя он проявляться будет не только при поворотах, а постоянно в ходе движения.

Эта неисправность рулевого механизма хоть случается очень редко, но все же возможна. Устраняется она путем снятия рулевых тяг, и запрессовкой новых сайлентблоков.

Стук может появиться и в самом рулевом механизме. Обычно образуется он после износа направляющих втулок рейки, при этом появляется зазор между рейкой и шестерней.

В некоторых случаях устранить все можно путем выборки зазора регулировочным болтом механизма.

Если же это уже невозможно сделать, понадобиться снятие механизма с авто, разборка его и замена изношенных направляющих втулок.

Стук может даже появиться в кардане рулевой стойки.

Если он по каким-то причинам поврежден – вполне возможно, что он и является причиной появления сторонних звуков. «Лечится» эта проблема заменой кардана.

Следует также и проверить само крепление корпуса механизма к кузову авто. Послабление хомутов может стать причиной звуков. Устраняется это все путем затяжки гаек крепления.

Причины, связанные с приводом и подвеской

Теперь перейдем к другим элементам авто, в которых может возникнуть стук при повороте руля. Их не так много, но неисправности с ними могут привести к дорогостоящему ремонту

Если слышится стук с эффектом хруста при полном повороте колеса – зачастую это указывает на сильный износ шарнира равных угловых скоростей (ШРУС), используемого в механизме привода колеса.

Сам по себе ШРУС – элемент достаточно надежный, если защищен от попадания внутрь пыли и грязи. Читайте по теме — замена пыльника внутреннего ШРУСа популярных моделей автомобилей.

Поэтому выявить, что причиной стука при повороте является именно он достаточно легко – нужно внимательно осмотреть защитный пыльник.

Если он поврежден – можно с полной уверенностью говорить, что причиной стороннего хруста является ШРУС.

Многие автолюбители утверждают, что можно полностью восстановить работоспособность ШРУСа путем его снятия, промывки и закладки новой смазки.

Некоторые дополнительно в смазку добавляют мелкую стружку из мягкого пластика, к примеру, из пробки от бутылки «Шампанского». Обязательно при этом заменяют поврежденный пыльник.

Однако такие меры могут лишь на время отложить замену шарнира и в итоге его заменять все равно придется. А уж когда выполнять эту операцию – сразу при обнаружении повреждения пыльника, или несколько позже решать самому автолюбителю.

У многих современных отечественных авто слабым местом является подшипник опоры стойки амортизатора. Он тоже может стать причиной появления стука.

Проблема эта вроде и решается легко – достаточно произвести замену опоры, но выполнить это иногда не очень просто. Ведь с авто придется снимать полностью стойку.

Также в подвеске может стучать лопнувшая пружина стойки. При этом она уже не сможет полностью выполнять свои функции, что приведет к быстрому выходу из строя амортизатора.

Поэтому при появлении шума сразу следует осмотреть пружину. Если она лопнула, придется ее менять, причем меняется она парно с двух сторон авто.

Если на машине слышится стук при повороте, но при этом он еще и сопровождается гулом – вероятно, что все это из-за износа ступичного подшипника.

Продиагностировать его состояние вполне легко.

Нужно выдомкратить колесо с той стороны, откуда доносится стук, и пораскачивать его, проверяя наличие осевого люфта.

Если такой люфт имеется, нужна замена подшипника, что выполнить без соответствующего оборудования и знаний невозможно.

Часто звуки могут появиться не из-за выхода из строя какого-либо элемента, случаются и нестандартные причины. К примеру, у одного автолюбителя стук появился после того, как на подрамник залетел камешек и там застрял.

При повороте руля происходило смещение элементов, но они наезжали на этот камешек, а при обратном движении руля соскакивали с него, при этом издавая стук. Удаление этого камешка проблему устранило.

У второго автолюбителя после ремонта подвески, замененный передний рычаг при повороте задевал подрамник, что сопровождалось стуком. Данная проблема «вылечилась» приподнятием подрамника монтировкой.

Это несколько нестандартные причины появления стука, но они случались с автовладельцами, поэтому и их сбрасывать со счетов не стоит.

В общем, часто причину стороннего звука при повороте руля можно выявить путем тщательного осмотра передка авто, а также проверкой крепления тех или иных элементов.

Профилактика появления стуков

Все вышеописанные проблемы могут возникнуть не только с отечественными авто, но и с дорогостоящими иномарками. И разница между этими авто сводится только во времени, через которое проявится неисправность.

Естественно, иномарка больше пройдет без неисправности, чем та же «Приора». Но и ремонт зарубежного авто, если, к примеру, у нее вышел из строя ШРУС, обойдется значительно дороже.

В большинстве случаев виной появления стуков является несоответствующее дорожное покрытие. Движение по ухабам, ямам приводит к тому, что все крепежные элементы начинают послабляться, отсюда и появление люфтов.

Для предупреждения появления стуков при повороте руля, требуется проведение периодического осмотра всех элементов. Причем для этого потребуется совсем немного, и все можно сделать самому.

Авто ставится на смотровую яму или эстакаду, после чего находясь под ним, следует тщательно осмотреть все элементы, ключами проверить затяжку всех крепежных элементов, при надобности гайки и болты подтянуть, монтировкой пораскачивать рычаги, проверяя наличие люфтов.

Если все это периодически выполнять, то можно избежать появления стуков, или хотя бы увеличить срок эксплуатации авто до их возникновения.

Также во время поездок нужно соблюдать скоростной режим, сложные участки проходить на малой скорости, чтобы немного уменьшить нагрузку на элементы рулевого механизма подвески.

А если перед вами неожиданно возникли углубления в дорожном покрытии, то притормозите автомобиль (машина как бы клюнет носом вниз), а непосредственно перед проблемным участком дороги отпустите педаль тормоза.

Передок автомобиля приподнимется, разгрузив тем самым переднюю подвеску, и машина накатом преодолеет неровности дороги без большого ущерба для ходовой.

  • Износ крестовин карданных соединений приводного вала рейки
  • Люфт в шлицевых соединениях
  • Износ опор рулевой рейки
  • Закусывание штока рулевой рейки
  • Люфт вала рулевой колонки
  • Повреждение коррозией нижней шаровой опоры
  • Неисправность ШРУСа
  • Сломанная пружина стойки
  • Причины щелчков при повороте руля
  • Дополнительные симптомы
  • Опасны ли щелчки в руле?
  • Способы устранения щелчков в руле

Стуки при повороте руля достаточно часто встречающаяся неисправность ходовой части автомобиля. При обнаружении любых неполадок или только лишь при подозрении о неполадках рулевого управления, рекомендуется на откладывая найти причину появившихся сомнений.

Почему не стоит дальше эксплуатировать автомобиль при появлении стуков во время движения?

Дело в том, что пока не выявлена причина стука, нет уверенности в том, что управление рулем находится в безопасном состоянии. Это в свою очередь чревато созданием аварийной ситуации с непредсказуемыми последствиями.

Для начала разберемся коротко о природе стука вообще и в рулевом управлении в частности. Стук, как известно, это зазор. То есть другими словами в каком-то из элементов в рулевом появилась большая выработка, что отражается стуками в руле на месте, либо при езде.

Если, скажем, это «проснулась» рулевая рейка, то это чревато ее заклиниванием в одном из положений, либо появлению большого люфта при выполнении маневров в движении, что уже небезопасно при езде.

Причины появления стука

• Проблемы в рейке руля;

• Износ рулевых наконечников;

• Выработка опорных подшипников передних стоек;

• Неисправности «карданчика» вала рулевого колеса;

• Пришли в негодность подшипники передних колесных ступиц;

• Неисправность в шарнирах равных угловых скоростей (ШРУС);

• Люфт руля на валу.

• Рулевая рейка

Неполадка может быть из-за износа червячной передачи, подшипников, зубчатой рейкой или втулкой рейки.

Рейка демонтируется с автомобиля и производится замена изношенных деталей, либо выполняется замена рейки, когда ее ремонт нецелесообразен или невозможен. Например, сильный износ под посадочное гнездо втулки или трещина в теле корпуса самого изделия.

Также стук в руле может быть вызван люфтом в соединении редуктора, который можно убрать путем подтяжки регулировочным винтом, предварительно отдав стопорную резьбовую шайбу.

И последнее, стук может быть вызван отпусканием крепления самой рейки к кузову авто, что устраняется протяжкой крепежа.

На автомобилях, где нет рулевой рейки, например, вазовская классика, стук может появляться от ослабления крепежа редуктора руля или появления люфта в тягах.

• Наконечники рулевых тяг

При износе наконечников, их необходимо заменить.

• Опорные подшипники передних стоек

Для замены стойка демонтируется, с помощью стяжек сжимается пружина, отдается гайка крепления верхней опоры. Далее снимается старый подшипник и устанавливается новый. Затягивается гайка и стойка ставится на место.

• Карданный вал руля

Выполняется либо замена крестовин при их износе, либо заменяется сам рулевой вал при обнаружении люфта в соединении шлицевой части.

• Подшипники ступиц

Если обнаружен люфт, то производится регулировка подшипника путем подтяжки гайки с последующим ее кернением. Когда проблема в подшипнике, то его следует заменить новым.

При износе шарниров стук появляется как на месте, так и при езде. Скажем при выполнении поворота влево вправо, резком ускорении авто.

Неисправность проверяется перемещением руля от себя и на себя. Вызван ослаблением гайки его крепления, требуется затянуть гайку предписанным моментом или заменить на новую при износе ее резьбовой части.

Еще пару слов

Напомним, что рулевое управление относится к системам жизнеобеспечения автомобиля и должно всегда быть только в технически исправном состоянии. Сразу находите и устраняйте неисправность, либо обращайтесь к профессионалам автосервиса.

Щелчки при повороте руля на месте

Стук при повороте руля указывает на наличие проблем в системе рулевого управления автомобилем. Причинами стука могут быть неисправности у шарнира равных угловых скоростей (ШРУС), шаровой опоры, износ рулевого наконечника и/или опорного подшипника, стойки стабилизатора и прочие неисправности. В любом случае, когда при повороте руля слышен стук, то необходимо как можно быстрее выполнить диагностику, поскольку неисправности рулевой системы не только со временем усугубляются, но и могут привести к аварийным ситуациям при движении автомобиля, вплоть до ДТП.

Причины возникновения стука:

Причины стука при повороте руля

Существует ряд причин, из-за которых при повороте руля слышен стук. Чтобы более точно определить неисправность необходимо определиться с тремя обстоятельствами:

  • Тип звука. Он может быть одиночный или повторяющийся, глухой или звонкий (обычно металлический), громкий или тихий.
  • Место, из которого исходит звук. Например, в колесе, в подвеске, в руле.
  • Обстоятельства возникновения. В частности, при движении, при повороте руля на месте, при вывернутом до упора рулевом колесе, при повороте влево или вправо.

Исходя из таких данным можно ориентироваться на источник стучащего звука.

Далее список причин, по которым возникает стук при повороте в районе колеса, подвески и руля по степени их распространенности.

Шарнир равных угловых скоростей

С полностью вывернутыми в одну сторону колесами чаще всего будет скрипеть ШРУС (может даже отдавать удары в рулевое колесо). При повороте машины влево будет хрустеть/стучать правый наружный ШРУС, а при повороте вправо, соответственно, левый. Внутренние ШРУСы обычно скрипят при езде на большой скорости по неровной дороге, поэтому к стуку при повороте отношения не имеют. Так что если при повороте или резком ускорении авто слышен стук — скорее всего требуется замена внешнего шарнира. Однако для начала можно снять и осмотреть — если износа нет или он небольшой то поможет смазка ШРУС.

Рулевые наконечники и рулевые тяги

Наконечники и тяги из-за естественного износа со временем могут давать люфт и скрипеть и издавать стуки при повороте машины. Для диагностики необходимо поддомкратить машину с той стороны, откуда раздается раздражающий звук и для начала демонтировать колесо. Далее необходимо пошатать тяги и наконечники, проверить наличие в них люфта. Часто бывает, что на наконечнике рвется его пыльник, соответственно, внутрь попадает грязь и влага. Это становится причиной соответствующего стука.

Известны случаи, когда, например, при выполнении операции развала-схождения автолюбитель или мастер забывают закрутить крепежную гайку между рулевой тягой и рулевым наконечником. Соответственно, при повороте руля, как в движении, так и на месте будет слышен громкий металлический стук. Точнее определить можно, если пошатать руками переднее колесо вправо-влево, оно будет болтаться, и издавать аналогичные звуки.

Рулевая рейка

Неисправности рулевой рейки — одни из наиболее частых причин, почему возникает стук при повороте колес. Причем это может быть как в движении, так и при повороте руля на месте. Существует несколько причин, из-за которых может стучать рулевая рейка автомобиля:

  • Слабо затянутые крепежные элементы рулевого механизма.
  • Вышла из строя пластмассовая опорная втулка (значительно износилась, появился люфт).
  • Возникновение люфта в подшипниках вала рейки.
  • Увеличенный зазор между зубьями рулевой рейки (это приводит как к люфту, так и к глухому стуку при вращении руля на месте).
  • Вырабатывается антифрикционная прокладка, из-за чего вибрирует поджимной «сухарь», стуча непосредственно по корпусу рейки.

Понять, что стучит рулевая рейка, а не другой элемент рулевого механизма непросто. Для этого нужно заглушить двигатель, поставить машину на ручной тормоз, и попросить напарника сесть за руль. А самому залезть под машину в месте расположения рулевой рейки. При вращении руля при неисправной рейке из нее будут исходить скрипящие (хрустящие) звуки.

Рулевой кардан

Если поворачивая руль вы слышите стук из рулевой колонки, то скорее всего виноват карданчик вала рулевого колеса. Очень часто с такой проблемой сталкиваются владельцы УАЗа. Происходит неисправность из-за увеличения зазора в шлицевом соединении. На ВАзах стук из рулевой колонки возникает из-за разбитой крестовины карданчика. Его можно услышать как во время управления при движении, так и при поворотах руля туда-сюда на месте.

Многие владельцы отечественных переднеприводных ВАЗов — “Калины”, “Приоры”, “Гранты” сталкиваются с тем, что со временем в карданном вале начинает скрипеть крестовина. Диагностика его выполняется по описанной выше процедуре. При выявлении люфта и скрипа автовладелец может поступить по одному из двух вариантов. Первый — купить новый карданчик, второй — попытаться отремонтировать установленный.

Причем ремонтируют не по причине высокой цены, а большое количество брака новых карданчиков. Речь, в частности, идет о том, что карданчик может “закусывать”. Вызвано это тем, что его половина со шлицами ходит с заеданием, ощущаются рывки уже у новой детали. Соответственно, при покупке новой крестовины необходимо убедиться, что она двигается свободно во всех направлениях. Зачастую бывает так, что в вилке со шлицами подшипники изначально перекошены из-за несоосности отверстий. Поэтому покупать новый карданчик или нет — решать исключительно автовладельцу.

Другой вариант выхода из ситуации заключается в том, чтобы заменить в крестовине карданчика имеющиеся игольчатые подшипники на капролактановые втулки. В пользу этого варианта говорит то, что многие таксисты-владельцы ВАЗов, из-за того что приходится много крутить баранку, поступают именно таким образом.

Этот вариант подразумевает сложность ремонтных работ. Что касается демонтажа, то обычно для этого пользуются ключами на 13, а также плоской отверткой.

В интернете можно найти много противоречивых отзывов о различных карданчиках и втулках. Для автомобилей ВАЗ “Калина”, “Приора”, “Гранта” зачастую ставят крестовины торговых марок “СС20” и “ТАЯ”, либо более дорогой вариант, — японские запчасти Toyo и GMB.

Стойки амортизатора и/или опорные подшипники

Если причина стука кроется в амортизаторах или опорных подшипниках, то будут стуки не только при повороте руля направо/налево, но и при прямолинейном движении. Однако при резких поворотах, особенно на большой скорости, такой стук будет проявляться сильнее, поскольку на амортизаторы и подшипники будут действовать дополнительные нагрузки.

В последнем случае причиной стука может быть лопнувшая пружина амортизатора. Обычно это происходит на ее краях (вверху или внизу). Соответственно, при езде по неровной дороге, а также при крене машины в поворотах, водитель может услышать металлический лязгающий звук. При повороте влево — правая пружина, при повороте вправо — левая пружина.

Проверить амортизаторы и подшипники можно, изучив их на предмет наличия люфта. Для этого нужно демонтировать колесо и пошатать/покрутить амортизаторы и подшипники. В редких случаях причиной стука может стать открученная гайка крепления.

Стойка стабилизатора

Иногда к стуку при повороте приводят нетипичные ситуации, которые достаточно сложно диагностировать. Например, известен случай, когда во время движения машины на подрамник попал небольшой камень и застрял там. При повороте руля в одну или другую сторону происходит естественное смещение элементов рулевого привода, при этом они как бы наезжали на этот камень. При восстановлении исходного положения элементы соскакивали с камня, издавая при этом характерный звук. Проблема решилась удалением камня.

При ремонте элементов подвески, например, при замене переднего рычага последний может задевать при повороте колеса подрамник. Естественно, что это сопровождается ударом и скрежетом. Чтобы избавиться от нее, достаточно было приподнять подрамник с помощью монтировки.

Еще одна нетипичная ситуация стука в подвеске при поворотах заключается в том, что разжимается болт подрамника, и сам подрамник может стучать при езде, а тем более поворотах. Устраняется зажатием соответствующего болта.

Заключение

Ездить на автомобиле, у которого раздается стук при повороте руля, небезопасно. Любая поломка, приведшая к этому, со временем лишь усугубляется, что в конечном итоге приведет к сложным дорогостоящим ремонтам, а также опасности вождения. Поэтому при выявлении стука при повороте колеса необходимо как можно быстрее выполнить диагностику и предпринять соответствующие меры по устранению причины, вызвавшей его.

Оцените статью
Авто журнал MyPunto
Добавить комментарий