Материалы по теме
В 2018 году ГИБДД заявила о 20‑процентном снижении угонов легковых машин. В 2019-м тренд сохранился, хотя и в меньшей степени: число краж уменьшилось на 6% (зафиксировано 20 017 случаев). Сейчас в России зарегистрировано 43,5 млн легковушек. Так что средняя вероятность угона автомобиля составляет 0,05%.
Наряду с данными ГИБДД публикуют свою статистику страховщики. Она дает неполную картину, ведь компании опираются только на имеющийся у них портфель договоров. А он формируется предвзято: по каско законодательство не прописывает никаких ограничений, поэтому под защиту могут не попадать целые бренды, которые фирме не интересны с точки зрения прибыльности. И хотя в пятерках лидеров по угонам присутствуют многие из «корейцев», их компанию чаще всего разбавляют Ленд и Рейндж Роверы, а также неизменная «любовь» россиян – Land Cruiser 200 и Land Cruiser Prado вкупе с Lexus LX.
- Угонный рейтинг
- Минус на плюс
- Почему угоняют
- Где угоняют
- Прогноз «За рулем»
- Страховой случай
- Детали в ходу
- Что меняется
- Названа самая часто угоняемая в России иномарка
- Угонов стало меньше, и почти все раскрывают
- Какие машины угоняют чаще всего?
- От чего зависит риск угона?
- Что выбрать себе, чтобы не угнали?
- Доля угонов по России (% от общего количества угонов)
Угонный рейтинг
Тройка наиболее привлекающих преступников иномарок за год не изменилась. Hyundai Solaris пока первый, хотя его популярность стала меньше на 7,5%. Идущий вторым Kia Rio, напротив, прибавил аж 19%. В абсолютных показателях они почти сравнялись: 1171 и 1161 машина соответственно. Учитывая, что не первый год Rio продается лучше Соляриса, в 2020‑м он, вероятно, станет лидером. К огорчению владельцев. Третья – вечно популярная Toyota Camry, которую стали угонять на 12% больше. Четвертым стал ВАЗ‑2107 (777 машин и рост на 2%), пятым – ВАЗ‑2106 (587 машин и снижение на 12%).
Заметно меньше стал интересовать преступников Ford Focus – на 22%, произошло снижение количества угонов с 463 до 362 машин. Он даже пропустил вперед ВАЗ‑2114, который стал уезжать от владельцев на 1% чаще (410 машин против 404 год назад). Рубеж в 300 угонов за год преодолели также «десятка» (360 машин, –2,5%), «девятка» (330, –15%) и Toyota RAV4 (345, +9%).
Тройка наиболее привлекающих преступников иномарок за год не изменилась. Hyundai Solaris пока первый, хотя его популярность стала падать.
Топ‑10 угонного рейтинга наглядно показывает, что Лады и Тойоты – вечные ценности для российских преступников. Впрочем, Toyota, зная о проблеме, активно работает над ее устранением. Последняя новинка — точечная противоугонная маркировка деталей Тойот и Лексусов.
А вот «корейцы» и Ford Focus двигаются в прямой зависимости от своих рыночных успехов. Этому есть подтверждения и на примере других моделей. Так, кражи кроссоверов Hyundai Creta увеличились на 142%, седанов Kia Optima – на 126%, а хэтча Kia Soul – на 263%. Правда, абсолютные результаты последнего невелики: угнано всего 58 машин.
Минус на плюс
У некогда лидировавших в рейтинге автомобилей Мазда снижается популярность «трешки» (–20%), «шестерки» (–25%) и даже паркетника СХ‑5 (–31%). Тем, кто прежде боялся покупать эти модели, стоит пересмотреть свои взгляды.
В премиальном сегменте должны волноваться владельцы Рейндж Роверов. Их всегда угоняли достаточно много, однако за 2019‑й кроссовер Evoque прибавил 118%, а Sport – 59%. Но, как и в случае с Соулом, их результаты не превышают 50–60 автомобилей в год.
В процентном выражении рекордную динамику показывает седан Jaguar XE (с учетом того, что их в России продали всего 1385 штук) – с одной угнанной машины в 2018 году до десяти в 2019‑м.
Почему угоняют
Некоторые связывают число угонов с ситуацией на рынке. Определенная логика есть: за последние годы продажи просели почти вдвое, свежих машин на улицах стало меньше. Однако уезжают от законных владельцев автомобили всех возрастов. Да и продается у нас ежегодно более 1,5 млн автомобилей. Значит, потенциальной «добычи» сколько угодно.
Снижение доходов населения – веская причина взяться за «удочки» и другие инструменты для незаконного промысла. Ведь вместе с машинами дорожают и запчасти. Соответственно, растет спрос на бэушные детали. А когда не хватает «доноров», угонщики быстро реагируют на возникший дефицит.
Рецепт спокойного сна прежний: выбирайте непопулярную среди угонщиков модель. Либо оформляйте полис каско и ставьте эффективную противоугонную защиту.
Где угоняют
Почти половина всех прошлогодних угонов зарегистрирована в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. На столичный регион пришлось 23,9%, на Питер и его окрестности – 21,7%. Немудрено: тут самый большой и самый богатый автопарк.
Что интересно: сравнительно невелики показатели Самарской области (1,9%) и Приморского края (1,7%). Обилие Лад и «правильных рулей» больше не привлекает преступный элемент? При этом Приморье замыкает топ‑10 регионов по доле угонов. В остальных она еще меньше.
Для Москвы как самого криминогенного по автомобильным кражам региона есть любопытная раскладка по округам. Наибольшие шансы лишиться машины у жителей юго-востока и юга столицы. На них приходится 13,6% и 12,2% угонов в мегаполисе соответственно. Ненамного отстал от них Восточный округ с 11,4%. Парк в них не самый богатый в столице, зато по стоимости жилья районы из числа самых доступных в пределах МКАД. На последний фактор, среди прочего, влияет и криминогенная ситуация.
Много воруют на юго-западе (11,9%) и западе (10,7%) Москвы. Тут ситуация обратная: районы престижные, что отражается на автопарке. А вот в ЦАО, где тоже хватает премиума, происходит всего 3,6% преступлений. Обилие камер и отдаленность от границ мегаполиса осложняет жизнь угонщикам.
Прогноз «За рулем»
Премиальные автомобили будут угоняться в том же количестве, как сейчас. А вот представители В‑класса и все «корейцы» становятся заметно популярнее среди угонщиков. Хотя есть и приятные исключения. Например, давно ставшая массовой Лада Веста привлекла всего 51 угонщика. Странно, правда?
Наиболее популярными машинами у похитителей в 2022 году стали Hyundai, Kia и Lada. Уже второй год подряд самым угоняемым становится Hyundai Santa Fe, сообщили «Известиям» во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС). При этом в уходящем году угонов застрахованных автомобилей стало почти в два раза меньше по сравнению с предыдущим, следует из данных организации. Эксперты отмечают, что статистика ВСС не отражает всей картины, так как касается лишь части транспортных средств. В следующем году продолжения тенденции ждать не стоит, уверены они — дефицит новых автомобилей и рост цен на подержанные стимулируют активность угонщиков. Проблемой для автовладельцев может станет и кража легкосъемных запчастей — участившиеся случаи пропажи зеркал и фар фиксируются уже сейчас.
Страховой случай
Наиболее угоняемыми автомобилями в 2022 году стали Hyundai, Kia и Lada. На первом месте среди конкретных моделей, как и в 2021 году, — Hyundai Santa Fe, рассказал «Известиям» вице-президент Всероссийского союза страховщиков Сергей Ефремов. При этом общая статистика угонов застрахованных автомобилей снизилась, отметил он. По данным ВСС, за 10 месяцев 2022 года таких случаев зафиксировано 746, в то время как за весь 2021-й — более 1,5 тыс.
— Количество угонов, после которых люди обращались в страховые компании, уменьшилось в два раза, — констатировал собеседник «Известий».
Сергей Ефремов объяснил, что основной причиной этого является закрытие границ в связи с санкциями со стороны Европы — угнанные машины стало невозможно переправлять в другие страны, где их легче сбывать.
К статистике ВСС стоит относиться с небольшим скепсисом, считает член Общественного совета ГУ МВД России по Москве Петр Шкуматов. Дело в том, что страховые компании считают количество выплат по каско, а значит, такая ситуация может говорить и о падении продаж самих полисов.
— Стоить отметить, что в этом году фиксируются угоны в основном автомобилей экономкласса. По каско их обычно либо не страхуют, либо только в первые годы, — отметил эксперт.
Из-за подорожания автомобилей люди стали внимательнее относиться к своему имуществу, полагает Петр Шкуматов. Кроме того, сейчас уже почти везде установлены камеры, что заметно усложняет жизнь злоумышленникам. Правда, это касается в основном Москвы.
Детали в ходу
Не всегда злоумышленники ставят себе целью похищение целого автомобиля. К концу этого года стали вновь фиксироваться кражи легкосъемных деталей — зеркал, фар и т.д., рассказал «Известиям» член правления Союза автосервисов России Илья Плисов.
Причина прозаична — увеличение цен на запчасти, пояснил вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр.
— Часть жителей России хочет отремонтировать свой автомобиль максимально дешево, не задумываясь о происхождении детали. А оно часто именно криминальное. В большинстве случаев угоняемые машины не перепродаются, а разбираются на запчасти. В первую очередь это наиболее популярные марки, такие как Hyundai, Kia, бюджетный Volkswagen, какой-нибудь Polo. Реже «донорами» становятся премиальные автомобили, — считает эксперт.
В этом году из-за ухода из России многих иностранных автоконцернов в стране образовался дефицит новых автомобилей — порядка 1 млн экземпляров, писали недавно «Известия». Если эта ситуация сохранится и не получится остановить рост цен на машины, то в следующем году количество угонов увеличится, спрогнозировал майор ГИБДД в отставке Виктор Кондрашин.
— Количество краж и угонов зависит от благополучия населения. Из-за санкций образовался дефицит новых машин, а цена на подержанные выросла минимум в два раза. Вот уличные «бизнесмены» и угоняют автомобиль. В лучшем случае они стирают маркировку с деталей и продают по завышенной цене, а в худшем — разбирают на запчасти. При первом варианте развития событий владелец еще хоть как-то может вернуть себе свой транспорт, — отметил автоэксперт.
Ситуация усложняется тем, что на краденые вещи будет спрос, подчеркнул он.
— В следующем году российский рынок планируется заполнить китайскими автомобилями, но ведь старые машины никуда не исчезнут и их надо обслуживать чаще, чем новые. Детали на такие модели и в последние месяцы было тяжело найти, а в ближайшем будущем будет почти нереально. С учетом повышенного спроса на машины с пробегом количество краж увеличится многократно, — считает Виктор Кондрашин.
Он добавил, что особенно среди воров будут популярны детали для Hyundai, Kia и Lada. Но и владельцам премиальных автомобилей расслабляться не стоит. При любых обстоятельствах рынок сразу не перестроится на китайские машины, потребуется время, и, возможно, первые полгода будут в чем-то похожи на 90-е, когда снимали не только зеркала и фары, но даже значки.
По данным страховщика, почти 53 процента всех страховых случаев в 2022 году пришлось на автомобили Hyundai. На втором месте в антирейтинге – Kia (22 процента), на третьем – Toyota (9 процента). В зоне риска находятся Santa Fe, на который пришлось 53 процента угонов, и Kia Sportage (29 процентов). Чаще всего машины похищали в Московской области (66 процентов), Москве (22 процентов), Санкт-Петербурге (16 процентов), Смоленской и Тверской областях (по шесть процентов).
Средний размер страховых выплат в случае угона составил 2,2 миллиона рублей. Самую же большую компенсацию получил владелец RX из Московской области – семь миллионов рублей.
Эта статистика схожа с той, которой располагают и другие страховщики, например, «АльфаСтрахование». В компании тоже отмечают повышенный интерес угонщиков к Santa Fe, но также и к другим моделям Hyundai – Creta, Tucson, Palisade и Sonata. В случае с Kia особенно внимательно стоит следить за своими автомобилями владельцам не только Sportage, но и Sorento.
К концу года страховщики зафиксировали рост угонов.
Растет не только количество, но и размер страховых выплат по угонам. Если в прошлом году средняя выплата составляла 2 млн руб., то в этом – уже 3 млн, увеличившись почти на 50%.
В первую очередь это связано с резким ростом цен на автомобили и запчасти к ним, отмечают эксперты «АльфаСтрахования», составившие рейтинг по итогам анализа обращений владельцев полисов каско.
На первом месте в топ-10 самых угоняемых автомобилей по итогам 2022 г. марка Hyundai. Второй год подряд «корейцы» в лидерах и по угоняемости. Особенно угонщики интересуются моделями Santa Fe (14%). В топ марки по угонам также вошли:
- Creta (5%)
- Palisade (5%)
- Sonata (4%)
- Tucson (4%)
- Solaris (3%).
Также в этом году в первой десятке фигурируют Kia Sorento (5%) и Kia Sportage (4%).
Все еще часто угоняют японские Mitsubishi Outlander (6%), Lexus RX (4%), Toyota Camry (4%). Несколько лет назад японский автопром занимал на пьедестале первые места.
Что меняется
Страховщики не видят «сюрпризов» в этой статистике. Корейские внедорожники любят не только российские автовладельцы, но и угонщики, а Hyundai Santa Fe – один из самых популярных кроссоверов на сегодняшний день.
«Сюрприз» в другом — год к году страховщики ожидаемо фиксируют снижение числа угонов, однако постепенно тренд разворачивается в обратную сторону.
Начиная с октября 2022 г. количество заявляемых в «АльфаСтрахование» угонов растет относительно предыдущих месяцев на четверть. Наиболее «популярными» у угонщиков остаются машины среднего сегмента. При этом подорожание запчастей продолжит менять картину по угонам не в лучшую сторону, отмечают специалисты.
Самые угоняемые модели автомобилей в России в 2022 году:
- «За рулем» теперь можно читать в
- «За рулем» можно смотреть на
Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в новостях на Дзен
Названа самая часто угоняемая в России иномарка
Страховщики составили рейтинг автомобилей, которые больше всего интересуют воров
Количество угонов автомобилей в России к концу года заметно выросло — по сравнению с предыдущими месяцами оно возросло на 25%. К такому выводу пришли автоэксперты, проанализировав обращения владельцев полисов КАСКО. Страховщики составили рейтинг самых угоняемых машин.
Как стало известно «МК», абсолютным лидером по угоняемости, как и в прошлом году, стали автомобили марки Hyundai — на них приходится 32% угонов. Впрочем, это и неудивительно: россияне вообще стали чаще покупать корейские автомобили. Вернее, покупали до начала СВО.
В этом, как и в 2021 году, топ-10 самых угоняемых машин возглавляет Hyundai Santa Fe (14% от числа угонов). Кроме того, в десятке Creta (5%, третье место), Palisade (четвертое место и также 5%), Sonata (4%), на шестом и седьмом местах — Tucson (4%) и Solaris (3%).
Другая марка корейских авто, к которой проявляли большой интерес угонщики — Kia. На Kia Sorento приходится 5% от общего количества угнанных авто и пятое место в рейтинге, на Kia Sportage — 4% и восьмое место. Второе место в общем зачете Mitsubishi Outlander (6%), замыкают рейтинг Lexus RX и Toyota Camry, на каждую из машин пришлось по 4%.
По словам директора департамента страховых выплат Александра Харагезова, на протяжении первых восьми месяцев страховщики фиксировали снижение числа угонов, но начиная с октября количество угонов стало расти. Практика последних лет показывает, что самыми угоняемыми остаются машины среднего сегмента.
Также страховщики отмечают увеличение размера страховых выплат по угонам. Если год назад средняя выплата составляла 2 млн руб., то теперь увеличилась почти на 50% и составляет около 3 млн. Специалисты связывают это с резким ростом цен на машины и запчасти к ним.
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28940 от 26 декабря 2022
Заголовок в газете:
В России стали чаще угонять корейские внедорожники
Наиболее популярными машинами у похитителей в 2022 году стали Hyundai, Kia и Lada. Уже второй год подряд самым угоняемым становится Hyundai Santa Fe, сообщил «Известиям» вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергей Ефремов.
«За 10 месяцев 2022 года в России было угнано 746 застрахованных автомобилей, в то время как за весь 2021-й — более 1,5 тыс. Количество угонов, после которых люди обращались в страховые компании, уменьшилось в два раза», — констатировал эксперт.
«Стоит отметить, что в этом году угоны касаются в основном автомобилей экономкласса. По каско их обычно либо не страхуют, либо только в первые годы», — отметил в разговоре с «Известиями» эксперт.
К концу этого года стали вновь фиксироваться и кражи легкосъемных деталей — зеркала, фары и так далее, рассказал «Известиям» член правления Союза автосервисов России Илья Плисов.
Причина прозаична — увеличение цен как на машины, так и на запчасти, пояснил вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр.
«Часть жителей России хочет отремонтировать свой автомобиль максимально дешево, не задумываясь о происхождении детали. А оно часто именно криминальное. В большинстве случаев угоняемые машины не перепродаются, а разбираются на запчасти. В первую очередь это наиболее популярные марки, такие как Hyundai, Kia, бюджетный Volkswagen, какой-нибудь Polo.
Реже «донорами» становятся премиальные автомобили, заключил эксперт.
Подробности читайте в эксклюзивном материале «Известий»:
Детальный разбор: какие машины чаще всего угоняли в 2022 году
На Hyundai Santa Fe приходится 12 процентов всех обращений по угонам по всей России, подсчитали в «АльфаСтраховании». На втором месте — Mitsubishi Outlander с семипроцентной долей. Следующие четыре модели набрали по четыре процента — Hyundai Creta и Tucson, KIA Sorento и Sportage. На Hyundai Palisade и Sonata, а также Lexus RX пришлось по три процента случаев.
Доминирует в рейтинге Hyundai, представленный сразу пятью моделями. Похожая картина сложилась и в Москве, где Santa Fe также стал самым угоняемым автомобилем за январь-сентябрь с 16 процентами обращений. На Hyundai Tucson и Sonata пришлось по 12 процентов, на Hyundai Creta и Palisade — по восемь. Далее следуют Kia Sorento и Sportage с той же восьмипроцентной долей, а за ними — BMW X7 и Ford Focus (по четыре процента). Завершает список «бюджетник» Hyundai Solaris, также набравший четыре процента.
Статистика угонов автомобилей не на стороне владельцев корейских и японских марок – их угоняют чаще других. Но если присмотреться к статистике, может показаться, что самые угоняемые авто – это просто самые популярные в стране модели. Так ли это и от чего еще зависит риск угона автомобиля – разбираемся в нашем материале.
Угонов стало меньше, и почти все раскрывают
По данным МВД, в 2021 году в России стали угонять меньше автомобилей – причем такая тенденция сохраняется уже второй год. Официально в стране год было угнано 1877 автомобилей, причем это на 13,5% меньше статистики угонов прошлого года. А в 2020-м было угнано 2170 автомобилей – и это на 11,8% меньше, чем годом ранее.
Выходит, в России год от года угоняют все меньше автомобилей. И если в 2020-м это связывали с пандемией и локдауном, то причины снижения числа угонов в 2021 году пока только предстоит понять.
Но для начала стоит разобраться, что такое угон и чем он отличается от хищения автомобиля:
- – это неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения. И последние слова в данном случае определяющие. Это означает, что угонщик действовал, исходя из каких-то своих внутренних обстоятельств – например, ему экстренно потребовалось куда-то доехать, но было не на чем, и он решил угнать автомобиль. Сюда же относятся угоны нетрезвыми молодыми людьми для «покататься», и прочие случаи;
- – предполагает, что похититель хочет не только использовать автомобиль по назначению, но и распорядиться им по-своему. Например, продать в другом городе или разобрать его на запчасти.
То есть, угон – понятие более «временное» (и автомобиль еще можно как-то найти и вернуть владельцу), тогда как похищенный автомобиль, скорее всего, уже разобрали на запчасти.
Естественно, отличается и ответственность за угон и кражу. Причем ситуация достаточно необычная: наказание за угон может быть в целом строже, чем за кражу. Например, за угон любого автомобиля может быть назначено лишение свободы сроком до 5 лет (а в группе – до 7 лет). Если угнанный автомобиль дорогой – то угонщик рискует получить 10 лет тюрьмы. А в случае с хищением все зависит от стоимости похищенного – если это более миллиона рублей, вор получит те же 10 лет, но если сумма ущерба не превысит 250 тысяч рублей, можно вообще избежать ответственности (возместив вред потерпевшему и примирившись с ним).
Поэтому 1877 автомобилей, угнанных в России в 2021 году – это только те случаи, когда угонщик не собирался распоряжаться автомобилем. Соответственно, если прибавить сюда случаи, когда автомобиль похищают организованные группировки и тут же разбирают их на запчасти или перебивают номера, цифры будут другими.
Отсюда и высокий процент раскрываемости таких дел – полиция в 2021 году раскрыла 95,7% угонов, в 2020-м тоже было около 95%. Но стоит понимать, что раскрыть угон, если это подростки вскрыли авто, чтобы проехать пару кварталов – это совсем не то же, что спасти украденную и тут же вывезенную в другой регион на разбор иномарку.
Какие машины угоняют чаще всего?
Итак, угон – не самое частое происшествие, но для автовладельца всегда неприятное. И так как достаточно часто угоняются более-менее новые автомобили (купленные в кредит и застрахованные по Каско), разбираться с ситуацией приходится стразовым компаниям. Именно они чаще всего публикуют рейтинги наиболее угоняемых моделей автомобилей в России.
Вот какие модели называют самыми угоняемыми две страховые компании и МВД России:
Таким образом, в фокусе у угонщиков несколько основных моделей – по всем рейтингам чаще всего угоняют Hyundai Solaris и Tucson, Kia Rio и Sorento, Toyota Camry и RAV4.
Как рассказали представители компании «Ренессанс страхование», из числа лидеров ушли дорогие внедорожники и машины представительского класса – похитители взялись за массовый сегмент. В компании полагают, что такие машины чаще разбирают на запчасти – особенно недавно попавшие в рейтинг Mitsubishi Outlander, Nissan X-Trail и Qashqai. Из-за роста цен на комплектующие резко выросли цены на запчасти, поэтому теперь угонщики (точнее, в данном случае – похитители) вышли в новый для себя сегмент.
Что касается общего снижения числа угонов, это в компании связывают с закрытыми границами – угонщикам стало негде сбывать украденные авто. А еще помогла работа полиции, там всерьез взялись за самый сложный регион – Санкт-Петербург.
Ситуация может отличаться по регионам: например, в Москве неожиданно стали чаще угонять бюджетные модели вроде Lada Largus, Renault Logan и Sandero, хотя интересует угонщиков и Toyota Land Cruiser Prado. Кроме прочего, угонщики в Москве проявляют интерес к более дорогим моделям вроде Mercedes-Benz GL/GLS, Audi A6, Porsche Macan и Mazda CX-5.
Есть статистика даже по цветам угоняемых авто – каждый седьмой автомобиль был белым, на втором месте – серый, на третьем – черный.
От чего зависит риск угона?
Как многие уже поняли, список самых угоняемых автомобилей в России чем-то напоминает список самых продаваемых авто – точнее, часть этого списка.
В Ассоциации европейского бизнеса подготовили такой список самых продаваемых автомобилей за 2021 год:
- Lada Vesta (113 698 штук);
- Lada Granta (111 430 штук);
- Kia Rio (82 941 штука);
- Hyundai Creta (68 081 авто);
- Hyundai Solaris (61 061 машина);
- Lada Niva (51 242 штуки);
- Volkswagen Polo (46 887 штук);
- Skoda Rapid (41 680 штук);
- Renault Duster (41 471 штука);
- Lada Largus (39 541 авто).
Сопоставив со списком самых угоняемых авто, получится, что самые продаваемые в России Lada Vesta и Lada Granta не входят в их число, равно как и Lada Niva, Skoda Rapid или Renault Duster. При этом достаточно популярные Hyundai Creta и Solaris, и Kia Rio – в списке.
Что интересно, модели АвтоВАЗа угоняют – но, как ни странно, еще в 2019 году в списке самых популярных у угонщиков были модели ВАЗ-2106 и ВАЗ-2112. Более современные модели угоняют значительно реже – например, в 2016 году Lada Vesta угнали всего 4 раза (но выпускалась модель всего с 2015 года).
А если посмотреть на количество автомобилей на российских дорогах по моделям, все станет еще понятнее: в России больше всего Kia Rio (752 тысячи по данным на 2019 год) и Hyundai Solaris (почти 740 тысяч). В десятке лидеров также – Toyota Camry (их 425 тысяч штук на дорогах). То есть, статистика по угонам в целом коррелирует со статистикой по количеству машин определенной модели в стране – чем больше этой модели выпускалось, тем больше ее угоняют.
Самые же популярные Lada Vesta и Lada Granta пока выпускаются не так долго, чтобы серьезно изменить статистику владения и угонов. Что же касается цвета авто, то самый популярный у угонщиков белый цвет – самый популярный и у автодилеров, белых автомобилей продается почти четверть.
Резюмируя: хоть в России и угоняют сотни Hyundai, Kia и Toyota, риск стать жертвой угона у их владельцев примерно такой же, как и у остальных – все дело в том, что таких машин банально больше. А исключительно часто угоняемых моделей машин в России нет – все в рамках статистики.
Что выбрать себе, чтобы не угнали?
Угон (или похищение) автомобиля – событие неприятное, поэтому иногда лучше перестраховаться заранее. Есть несколько базовых правил защиты автомобиля от злоумышленников – установить охранную систему, на ночь оставлять авто на охраняемых парковках или в гараже, не оставлять в машине ценное имущество, не доверять авто посторонним лицам, оформить полис Каско, а на СТО не оставлять ключи сотрудникам.
Но можно ли снизить риск угона, просто выбрав ту или иную модель автомобиля?
Если верить данным АльфаСтрахования, то похитители угоняют авто на заказ (это дорогие иномарки) или для разбора на запчасти (модели массового сегмента). Все, что не попадает в эти категории, угоняется редко. Например, по данным за 2019 год, реже всего в России угоняли:
- Volkswagen Tiguan;
- Skoda Rapid;
- Volvo XC60;
- Lada XRay;
- Volkswagen Touareg
Также в списке – Audi Q5, BMW X3, Lada Kalina, Chevrolet Niva и Renault Kaptur.
Эксперты полагают, что интерес угонщиков к Lada Vesta и Lada Granta начинает формироваться уже сейчас – в первые годы большинство новых авто были в кредите и застрахованы, поэтому их ремонтировали преимущественно дилеры новыми запчастями. Сейчас владельцы постепенно отказываются от дилерского сервиса, и спрос на б/у-запчасти будет расти – а с ним и риск лишиться своего отечественного автомобиля.
Вообще же автомобилем с самым низким риском угона будет:
- модель, которая не очень популярна. Это, как считается, объясняет непопулярность Volvo XC60 у угонщиков – модель устаревшая, и не очень распространенная;
- модель, которая имеет хорошую противоугонную систему с завода. Это объясняет низкий процент угонов того же Volvo XC60 (который защищен хорошо) и высокий процент у Toyota Camry (которые с завода идут вообще без защиты);
- модель, которую в принципе невозможно угнать. Например, нет смысла воровать Tesla – она просто не включится без владельца и его смартфона (а если ее и удастся сдвинуть с места, владелец заблокирует авто через приложение);
- модель, которая очень редкая или сильно выделяется внешним видом. То есть, в России можно смело покупать Fiat Multipla или Nissan Cube – их вряд ли кто-то рискнет угонять (в этом нет смысла – нет рынка, а авто заметно на дороге).
Но это не означает, что купленный Kia Rio тут же непременно угонят – хоть такие случаи и бывают, в процентном отношении к числу проданных машин это совсем небольшая доля на уровне статистической погрешности. А значит, риск угона скорее связан с отсутствием противоугонной системы и тем, что владелец оставляет авто на неохраняемой парковке.
Места с третьего по шестое — у четырех кроссоверов Kia и Hyundai.
Эксперты проанализировали статистику угонов автомобилей в России за девять месяцев 2022 года. По данным компании «АльфаСтрахование», самой угоняемой моделью в России стал кроссовер Hyundai Santa Fe: 12% от общего количества угнанных в стране машин составляет эта модель. На втором месте — Mitsubishi Outlander, его доля составляет 7%. Дальше в списке сразу четыре модели, одинаково популярные у угонщиков — два кроссовера Kia и два Hyundai.
Доля угонов по России (% от общего количества угонов)
В десятку опасных в плане угона машин попали также Hyundai Palisade, Hyundai Sonata и Lexus RX.
Если взять данные только по Москве, то там на первом месте также оказался Hyundai Santa Fe, а на втором и третьем — Hyundai Tucson и Sonata. А если сравнить статистику с прошлым годом, то количество случаев сократилось, отмечают специалисты.
Самыми популярными марками машин у автоугонщиков в 2022 году в РФ стали Hyundai и Kia. Об этом 20 декабря рассказал портал Autonews, ссылаясь на данные компании «Страховой Дом ВСК».
По оценке страховщиков, пик угонов в России пришелся на июнь (25%) и сентябрь (19%). Реже всего угоняли автомобили в марте и мае текущего года, около 8% суммарно. Более всех угоняли автомобили корейских марок Hyundai и Kia.
Составляя рейтинг, страховщики учитывали автомобили с оформленными полисами каско. По данным ВСК, более 50% от числа всех угонов пришлись на модели корейской марки Hyundai. На второй позиции обосновался бренд Kia с показателем в 22%. Замкнула антирейтинг Toyota, за маркой числится 9% угонов.
В модельном рейтинге самым угоняемым автомобилем в страховой компании назвали кроссовер Hyundai Santa Fe. Ему немного уступил внедорожник Kia Sportage. Средний размер выплаты по каско в компании составил почти 2,2 млн рублей, а самую крупную компенсацию в 2022 году получил владелец автомобиля Lexus RX из Московской области. По полису каско страховщики выплатили водителю 7 млн рублей.
Кроме того, страховщики назвали российские регионы, где чаще всего работали злоумышленники. Наибольшее число угонов в 2022 году было зафиксировано в Московской области — более 60% краж. В топ-5 также вошли Москва, Санкт-Петербург, Смоленская и Тверская области.
9 ноября вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергей Ефремов рассказал, что за 10 месяцев 2022 года число автоугонов в РФ сократилось в два раза по отношению к показателям 2021 года. По оценке специалиста, за весь 2021 год в Бюро страховых историй (БСИ) было зарегистрировано 1531 заявление об угоне автомобилей в России, а за 10 месяцев текущего года — 746 заявлений. По подсчетам аналитиков БСИ, в январе 2022 года было зафиксировано 65 угонов, в феврале — 113, в марте — 73, в апреле — 85, в мае — 70. С июня по сентябрь 2022 года число заявлений об угонах в месяц изменилось с 60 до 78, а в октябре было зарегистрировано всего 48 заявлений.
Вторую строчку рейтинга занял еще один Hyundai — популярная в России Creta, которая много месяцев подряд удерживала звание самого продаваемого кроссовера в стране. На «Крету» пришлось семь процентов обращений, а замыкает тройку Kia Sorento с той же долей угонов.
На похищения остальных моделей владельцы жаловались в пяти процентах случаев. С четвертого по девятое места достались Mitsubishi Outlander, Hyundai Palisade, Solaris, Sonata, Tuscon и Kia Sportage. Модель премиум-сегмента в списке оказалась только одна — это кроссовер Lexus RX. На последней строчке расположился Toyota RAV4.