Большая часть автозаводов сейчас стоит, и света в конце тоннеля (сборочного) не видно
Большая часть российских автозаводов остановлены, но относительно мая наметилось оживление. Месяц назад на плаву были только УАЗ и тульский Haval, в течение июня к ним присоединился АВТОВАЗ и (может быть) «Автотор».
В Тольятти выпуск машин идет в усеченном объеме: с 8 июня заработала одна ветка конвейера, где собирают упрощенные версии Lada Granta без подушек безопасности, АБС и еще ряда электронных устройств, например, иммобилайзера. Стоимость новой версии Classic’22 уменьшилась на 80 тысяч рублей, и теперь базовая Granta стоит от 678 тысяч. Прежняя начальная комплектация Standard упразднена (она стоила от 728 тысяч и была проще, чем Classic).
8 июня АВТОВАЗ запустил производство удешевленной Lada Granta. Впрочем, о ее реальной стоимости можно будет судить, когда машина поступит в продажу: пока есть лишь декларации АВТОВАЗа
Руководство завода «Автотор» в Калининградской области (собирал BMW, Kia и Hyundai) сообщило о доставке на предприятие партии деталей, но хватит их лишь на пару месяцев, да и то при частичной занятости персонала.
Остальные заводы находятся в глубокой летаргии. Петербургский кластер (Hyundai, Nissan, Toyota) пока не обозначил сроки возобновления работы, а Nissan заморозил деятельность в России до весны 2023 года. Сложное положение у концерна Volkswagen: санкции против группы ГАЗ лишили марку возможности собирать в Нижнем Новгороде автомобили Skoda и Volkswagen. Неясна и судьба завода под Калугой, равно как и соседствующего с ним предприятия Stellantis (выпускал Peugeot, Citroen, Opel, Mitsubishi).
Но самым болезненным ударом стал полный уход марки Renault, что остановило как производственные линии АВТОВАЗа (здесь собирали Logan и Sandero, а также близкие им Lada Largus и XRAY), а также московского автозавода компании. В подвешенном состоянии оказались владельцы автомобилей Renault, и бремя по их гарантийному обслуживанию переложили на АВТОВАЗ.
Владимир Путин велел профильным ведомствам (в первую очередь — Минпромторгу) до 1 сентября представить стратегию развития автопрома, так что держим кулачки и предвкушаем. Главными задачами президент обозначил сохранение работы предприятий и коллективов, а также насыщение рынка автомобилями — в принципе, именно этим АВТОВАЗ и занимался с начала 1990-х и до момента, когда его начала выкупать Renault, так что задача-минимум выглядит посильной. Особое внимание президент уделил критическим технологиям и предложил делать ставку на науку и инженерные центры.
Не скупились на обещания и функционеры. Новый глава АВТОВАЗа Максим Соколов пообещал в течение 3–4 лет создать новую платформу для машин, которая позволит выпускать модификации в том числе с автоматическими коробками передач. На эти цели планируют направить миллиард рублей, что, кстати, выглядит незначительной суммой по меркам большого автопрома. Сам Максим Соколов не скрывает, что речь идет о неком апгрейде платформы Lada Vesta, а главной задачей, видимо, станет ее отвязка от западных технологий.
Что касается производства моделей Renault под брендом Lada, о чем заявляли чиновники Минпромторга, руководство АВТОВАЗа оценивает перспективу крайне осторожно. Максим Соколов, в частности, отметил большое количество иностранных комплектующих из «недружественных стран», что осложняет стабильный выпуск машин.
— В связи с этим мы сейчас оцениваем эти риски, оцениваем наши возможности и ресурсы, которые требуются для запуска этих моделей, и самое главное — нацеленность Renault и других поставщиков продолжать отношения с АВТОВАЗом. Если мы в этом не будем уверены, то смысла запускать производства этих автомобилей, наверное, нет, — сказал Максим Соколов.
В самой компании Renault ранее сказали, что не знакомы с планами выпуска кроссовера Duster под брендом Lada.
Ряд моделей АВТОВАЗа построены на платформах Renault — Dacia, и пока их производство стоит
Из ближайших планов АВТОВАЗа — перезапуск производства Lada Niva в упрощенном варианте, без АБС и подушек. Возобновление сборки рестайлинговой Lada Vesta перенесено на 2023 год. Не исключено, что до этого времени завод в Ижевске будет стоять.
На бывшем московском заводе Renault, который передан столичным властям, планируют выпускать автомобили «Москвич», но что это за машины — ясности нет. Чиновники сразу открестились от планов возрождать советские «Москвичи» и заявили, что речь о современных моделях, в том числе для каршеринга и такси. Техническим партнером проекта должен стать КАМАЗ, а сами автомобили, не исключено, будут построены на базе китайских (или являться их копиями).
Что касается поддержки автопрома, правительство прибегло к старым рецептам: в Минпромторге заявили о выделении более чем 20 миллиардов рублей, из которых половина уйдет на льготные автокредиты, четверть — на льготный лизинг, остальное — на скидки при покупке экологичного транспорта (электромобили, газомоторные машины). Последние пункты звучат особенно комично в свете возврата автопрома России к нулевому экологическому классу.
Такой риск существует, и это касается как ассортимента и качества автомобилей, так и манеры завода выпрашивать преференции у государства, чем АВТОВАЗ славился до перехода под контроль Renault.
Уход французской компании ломает логику развития завода, который в ближайшие годы должен был перейти на выпуск автомобилей на иностранной платформе CMF-B и стать кровным братом румынской Dacia (автора моделей Logan, Duster и так далее). Первенцем на новой платформе был автомобиль В-класса, идущий на смену Lada Granta, опытное производство которого стартовало накануне спецоперации. За ней шла Lada Niva III, унифицированная с новым Duster, а потом и модель С-класса, которую прочили в наследницы Lada Vesta — и тоже на платформе CMF-B.
Реализация прежних замыслов выглядит маловероятной: у Renault остается опцион на обратный выкуп АВТОВАЗа в течение 6 лет, но в ближайшей перспективе заводу остается уповать на уже существующие модели. В этом есть и повод для патриотической радости, ведь планы Renault фактически ставили крест на исконно российском автопроме.
Теперь национальные модели возвращаются на авансцену, но и назвать это достижением сложно. Так, Lada Niva отметила 45-летний юбилей, а корни Lada Granta уходят к ВАЗ-2108 конца 1980-х. Из более-менее современных моделей АВТОВАЗ располагает разве что Lada Vesta, но она дебютировала в 2015 году и тоже начинает морально устаревать.
С производственной точки зрения проблемой для АВТОВАЗа являются в основном электронные компоненты, и, по последним данным, их планируют заменить продукцией китайских поставщиков (об аналогичном подходе заявил и УАЗ). С точки зрения дальнейшей стратегии ситуация еще сложнее, потому что для полноценного развития нужны не только государственные вливания.
— Перспектив у АВТОВАЗа в автономном режиме не так уж много, — считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. — Чтобы производить автомобиль, нужны платформа, запчасти, нужны кадры, технологии, производственные линии. Из перечисленного есть только производственная линия, и то не настроенная на производство каких-либо автомобилей, кроме тех, что собирали при предыдущем владельце, компании Renault. Необходимо будет несколько лет разрабатывать платформу, это будет стоить больших денег, и я не уверен, что у АВТОВАЗа есть инженерные компетенции, чтобы такую платформу разработать.
Заместитель главного редактора журнала «За рулем» Никита Гудков отмечает, что наследие Renault имеет две стороны:
— С одной стороны, за 15 лет сотрудничества АВТОВАЗ перенял у Renault колоссальный опыт конструирования современных автомобилей — и Lada Vesta подтверждает, что отчасти это получилось, — объясняет он. — Но инженерно-конструкторская школа АвтоВАЗа за эти годы перестала быть самостоятельной и самодостаточной, и это совершенно нормально, когда предприятие является частью огромной транснациональной корпорации. Сможет ли АВТОВАЗ возродиться в отрыве от международного инженерного опыта? Ответа у меня сейчас нет: предлагаю дождаться первых результатов крупных работ, а это год-два минимум.
Он подчеркивает, что разработка новой платформы — процесс не только долгий, но и дорогостоящий: 5–6 лет и миллиарды долларов (АВТОВАЗ, напомним, пока выделил 1 миллиард, но рублей). Никита Гудков считает, что для начала рациональнее усовершенствовать самую современную вазовскую платформу «Весты», добившись ее максимальной локализации.
Современный автопром глобализован и все национальные производители давно канули в лету. Полностью самодостаточные автозаводы могут существовать в условиях полностью закрытой экономики, когда отсутствие внешних конкурентов позволяет выпускать достаточно примитивные модели, лишенные сложных узлов: мудреной электроники, автоматических коробок передач, современных моторов.
При этом даже в лучшие годы авторынок России был слишком мал, чтобы местное производство сложных узлов оказалось рентабельным — например, по этой причине не удалось наладить выпуск современных «автоматов» (роботизированные коробки АВТОВАЗа не в счет — это компромиссная технология). Из-за недостаточных объемов буксовала и локализация иностранных моделей, которая даже через 20 лет после начала эры промышленной сборки находилась на сравнительно низком уровне. За эти годы был достигнут ощутимый прогресс в отношении «железа»: многие кузова штамповали из российского проката, локализовано производство моторов (Ford, Volkswagen, в планах — Hyundai), включая литье сложных деталей. Однако специфические компоненты вроде электронных блоков, турбокомпрессоров, форсунок, нейтрализаторов, муфт полного привода ввозились из-за границы в готовом виде. И на фоне падающего рынка инвестиции в развитие местного производства тех же «автоматов» выглядят авантюрными.
— Я боюсь, в ближайшие годы АВТОВАЗ сможет производить только рабочие места и генерировать зарплату для своих сотрудников, — считает Антон Шапарин. — И колоссальный дефицит бюджета для самого предприятия будет закрываться из государственных средств: не самый приятный процесс.
Пример собственных достижений АВТОВАЗА последних лет: рестайлинг Niva (бывшей Chevrolet Niva) при ее переводе под бренд Lada. Модель выпускается уже 20 лет и построена на платформе, созданной 45 лет назад
Но, может быть, завод способен выехать на запасе «реношных» времен, тем более, по словам Максима Соколова, предприятие имеет лицензию на выпуск ряда моделей? Заместитель главного редактора издания «За рулем» Никита Гудков считает, что технически это возможно, но шансы невелики.
— У АВТОВАЗа остались права на использование некоторых платформ и решений Renault, но проблема здесь прежде всего в обеспечении комплектующими. Причем я говорю в первую очередь о собственных моделях под брендом Lada — Largus, XRAY, — основанных на платформах Renault. Их пока не выпускают, и это явно дело не ближайшего месяца-двух: слишком многое для них привозилось из-за границы. А «московские» кроссоверы в случае перевода под марку Lada еще нужно переделать собственно в «Ладу» — для этого нужно время, деньги и, не исключаю, согласие Renault. Но поскольку точные условия «развода» французов с АВТОВАЗом пока не опубликованы, приходится только гадать.
При этом эксперт отмечает и другой аспект — растущий дефицит автомобилей, который пока не очень ощущается благодаря интенсивному обновлению парка в последние годы и запасу моделей на складах. Но, по оценкам Антона Шапарина, на конец 2022 года дефицит достигнет 800 тысяч единиц, и спрос на автомобили нужно будет тем или иным способом удовлетворять.
— Производить какие-то машины всё равно нужно, это объективно, из чего угодно. Но мы докатились даже до того, что начали делать автомобили с экологическим классом Евро-2, это такой огромный откат. Мы начали выпускать машины без подушек, без АБС, и они будут уносить жизни и жизни, — полагает Антон Шапарин.
Положение АВТОВАЗа можно оценить двояко. С количественной точки зрения перспективы даже неплохие: дефицит автомобилей, падение реальных доходов, снижение конкуренции — всё это обеспечит спрос на уже существующие бюджетные модели и продлит им жизнь. Умение продавать машину почти полвека — один из немногих талантов исконного АВТОВАЗа. Но с точки зрения качества и уровня моделей перспективы сумрачны. Под патронажем Renault завод стал крайне зависим от глобального автопрома, и это касается не только компонентов, но также инженерного потенциала, технологий, культуры производства, управленческих компетенций. Создание самодостаточного предприятия — процесс крайне затратный, долгий и не всегда целесообразный. При этом есть и альтернатива, этакий путь наименьшего сопротивления: продавать что есть, а любые недостачи компенсировать за счет прямой или косвенной помощи государства. Остается дождаться, какую именно линию выберет АВТОВАЗ. Ваши ставки?
Россия не планирует уходить в экономическую изоляцию, по крайней мере от стран азиатского региона. При этом дружественный Китай является одним из крупнейших производителей автомобилей как под собственными брендами, так и в рамках совместных производств. Качество чайнакаров за последние годы выросло настолько, что даже до всех событий доля китайских марок на нашем рынке увеличивалась впечатляющими темпами. Три наиболее значимых для нас бренда из Поднебесной — Haval, Chery и Geely. По словам дилеров, среди всех производителей именно у китайских марок еще сохраняются поставки, причем как из самого Китая, так и с заводов на территории Таможенного союза — речь про тульский Haval, белорусский Geely и казахский JAC. Могут ли «китайцы» компенсировать дефицит европейских, корейских, японских и американских машин?
Антон Шапарин считает, что пока это не выглядит спасительным сценарием:
— «Китайцы» не смогут занять значительную часть рынка, потому что в мае в совокупности всех китайских автомобилей было продано всего 2000 штук, это ничто, — говорит он. — Цены российского потребителя не устраивают: за стоимость китайского кроссовера в Германии можно купить BMW X5. Конечно никто не будет такие деньги тратить на подобные машины. С другой стороны, дефицит на рынке огромный, и он нарастает, потому что мы уже который месяц продаем старые запасы, так что какие-то перспективы для роста у китайских марок, конечно, есть.
Близкого мнения придерживается Никита Гудков:
— Чем хуже ситуация на рынке — тем больше доля «китайцев». Поэтому пока перспективы у них хорошие. По данным «Автостата», в мае доля продаж китайских марок выросла до 17% — это на 10% больше, чем годом ранее. Поставок автомобилей из других стран нет или они ограничены, производство в России в основном стоит, поэтому «китайцы» будут всё популярнее. Правда, откровенной экспансии от марок из КНР ждать не стоит — весь российский рынок в 15 раз меньше, чем китайский. Для них мы — капля в море.
В июне начались продажи Haval Dargo тульского производства, но цены кусачие: за переднеприводный кроссовер просят как минимум 3,2 миллиона рублей, за топовые версии с полным приводом — 3,75 миллиона
К тому же китайские бренды пытаются обернуть ситуацию в свою пользу, поднимая цены. В этом смысле показателен рынок Казахстана: уровень цен здесь исторически сопоставим с российским, но сейчас именно китайские модели получились дешевле на треть. При этом китайские марки уже давно не возят в Россию недорогие модели, сосредоточившись на кроссоверах, поэтому у них нет предложений ниже 1,5 миллиона рублей, а для большинства россиян это — красная зона.
В последние годы российский автопром обеспечивал примерно 80% внутреннего спроса на машины, а если брать непремиальные сегменты — то без малого 100%. Но сейчас местное производство стагнирует, на рынке дефицит доступных моделей. Так не пора ли отменить пошлины? Ведь их вводили, чтобы защищать местный автопром, а он стремительно усыхает по совсем иным причинам?
Национальный автомобильный союз предлагает правительству отменить ввозные пошлины и разрешить параллельный импорт (сейчас есть послабления для отдельных позиций). Также в повестке: отмена обязательного оснащения системой ЭРА-ГЛОНАСС для подержанных машин, тем более сами производители получили «антикризисную отсрочку».
— Отмена пошлин нужна и важна, и это единственный путь насытить наш дефицитный рынок и снизить цены, — убежден вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. — Без этого шага мы рискуем превратиться в автомобильную Кубу, где одни автомобили разбирают, чтобы другие ездили. Из-за техрегламента ввозить запчасти тоже нельзя: сертификат на них не получишь без подтверждения покупки на заводе, а если ты покупаешь товар в дубайской фризоне, такую бумажку тебе никто не даст.
Он добавляет, что предпосылки к уходу других автомобильных концернов (помимо Renault и GM) есть, равно как и риски массовых увольнений на предприятиях, поэтому на ситуацию нужно смотреть трезво: импорт необходим.
Chery Tiggo 8 в Китае стоит от 90 тысяч юаней, что по нынешнему курсу соответствует примерно 900 тысячам рублей — то есть как некоторые версии Lada Granta
А это электромобиль Wuling Hongguang Mini-EV — модель, которая стала одним из бестселлеров Китая в прошлом году. За машинку размером с «Оку» на наши деньги просят в районе 300 тысяч рублей. В России минимальная цена автомобиля минимум вдвое выше
— Когда будут распроданы склады автомобилей, дефицит будет усугубляться, — убежден Никита Гудков. — Даже если обстановка станет благоприятной, на перезапуск вставших заводов уйдут месяцы. Перспектив радикального улучшения поставок из-за рубежа тоже не видно, и к концу года нас, скорее всего, ждет самое глубокое место «ямы». А что дальше — зависит от нас. Новые автомобили — отдельная тема, но нужно и радикально открывать рынок для ввоза подержанных машин из-за рубежа: отменять пошлины, установку ЭРЫ-ГЛОНАСС, всяческие сертификаты и так далее. Иначе ездить будет просто не на чем.
При этом открытие границ для новых или подержанных иномарок — шаг, на который правительство РФ идет неохотно, поскольку наплыв недорогой техники ставит крест на возрождении местной сборки. Кроме того, выгоды от импорта зависят от соотношений курсов валют: сейчас ситуация складывается в пользу рубля, но отчасти именно потому, что импорт в страну ограничен (то есть невысок спрос на валюты).
Укрепление рубля повысило интерес россиян к покупке автомобиля в Казахстане и Арабских Эмиратах. При этом будьте аккуратны с объявлениями в сети, которые сулят низкие цены на новые машины: речь может идти о «серых дилерах».
АВТОВАЗ шагает в прошлое (а УАЗ уже там)
Завод начинает оживать после весенней комы, но производство сосредоточено на самых возрастных и примитивных моделях — Lada Granta и Lada Niva в двух версиях: двадцатилетней Travel и Legend, что отметила 45-летний юбилей.
Производство Lada Niva Travel возобновилось в середине августа
Машины собираются в упрощенных комплектациях без АБС и подушек безопасности, хотя последние обещают вернуть до конца августа. Из хороших новостей — возобновление выпуска автомобилей с кондиционерами. Завод пытается приспособить для своих моделей китайские АБС, но им требуется доработка.
А вот печальная новость: Lada Vesta уходит из Ижевска, и завод активно сокращает сотрудников. В 2023 году производство «Весты» перенесут в Тольятти, где освободилась производственная линия для автомобилей на платформе B0 — Largus и XRAY. Их судьба под большим вопросом, и хотя АВТОВАЗ официально не заявлял об отказе от франко-румынских моделей, после ухода Renault их перспективы крайне туманны.
АВТОВАЗ собрал две ограниченные партии машин из остатков компонентов: речь о Lada Largus и Vesta NG — рестайлинговой модели, стоимость которой в комплектации Luxe начинается от 1,63 миллиона рублей.
Новостей об УАЗе нет: завод продолжает выпускать архаичные модели, а продажи в годовом выражении упали почти вдвое, но это успех, потому что для большинства брендов они сократились в 5–10 раз. «Буханку» выпускают с 1958 года, и отсутствие электроники ей не критично
«Москвич» словам не верит
После ухода Renault московский завод компании перешел в собственность мэрии столицы, которая анонсировала выпуск автомобилей под брендом «Москвич» в партнерстве с КАМАЗом. На июльской презентации журналистам показали контуры будущих машин, в которых без труда опознавался ряд моделей китайской компании JAC. Но после волны публикаций КАМАЗ выступил с официальным опровержением этой информации, заявив, что изображения «Джаков» использованы в качестве примера. Аргументация выглядела достаточно нелепо, потому что для примера можно было показать контуры абстрактных машин, нарисовать которые крупному автопроизводителю должно быть под силу. Однако история с JAC, видимо, продолжается, и на днях на заводе был замечен JAC Sehol E40X, проходящий испытания.
Электрокроссовер JAC — один из кандидатов на роль нового «Москвича»
При этом сам проект новых «Москвичей» пока выглядит рыхлым, например, в качестве целевой аудитории ранее назывались сервисы каршеринга и такси, но показанный модельный ряд состоит в основном из кроссоверов и крупных лифтбэков, тогда как таксисты предпочитают седаны класса Hyundai Solaris.
В Липецке готовят электроседан за 3 миллиона
Первой моделью под брендом Evolute станет электрический седан i-Pro, производство которого начинается в эти дни на липецком заводе «Моторинвест». Электромобиль построен на базе китайского седана Dongfeng Aeolus E70, разработанного в партнерстве с Peugeot-Citroen и частично унифицированного с Nissan Sylphy G11 (его дизайн был похож на выпускаемые в Тольятти Nissan Almera, но это не идентичные модели).
Evolute i-Pro близок по размерам к автомобилям вроде Skoda Octavia, но электрический
Электродвигатель мощностью 163 л.с. обеспечивает седану среднестатистическую по меркам класса динамику — разгон до 100 км/час занимает порядка 9,5 секунды. Батарея емкостью 53 кВт*ч позволяет проехать на зарядке до 420 километров (цикл NEDC). При этом стоимость электромобиля близка к 3 миллионам рублей, но при покупке в кредит покупатели смогут претендовать на государственную скидку до 925 тысяч рублей. Познакомиться с моделью можно уже в сентябре 2022 года, когда стартуют продажи.
Evolute i-Joy по концепции близок к Hyundai Creta
Второй моделью Evolute станет кроссовер i-Joy, на который получено одобрение типа. Машина близка к Dongfeng Fengon E3, оснащается 176-сильным электромотором и может проехать на зарядке до 405 километров. Сборка должна начаться до конца сентября, продажи — ближе к концу года.
В Липецке планируют наладить выпуск электрических кроссоверов мощностью под 700 л.с. По крайне мере, такова была заявка во время презентации проекта весной 2022 года
Iran Khodro напоминает о себе
Иранские автомобили Samand поставлялись в Россию в 2006–2009 годах, но особенного успеха не имели. Единственная модель на базе устаревшего Peugeot 405 продавалась в годы триумфального шествия Renault Logan и расцвета корейских марок. Но в запасе иранцев есть и другие модели, и недавно генеральный директор Iran Khodro Мехди Хатиби обозначил российский рынок приоритетным. При этом марка продолжает выпуск тех самых Samand в нескольких модификациях и ряд других моделей на платформах Peugeot, например, Runna — это перелицованный Peugeot 206.
Да, старина Samand до сих пор жив. Оригинальная модель Peugeot 405 выпускалась в Европе с 1987 года
Помимо устаревших Peugeot в Иране делают и устаревшие Renault Tondar, известные в России как Renault Logan первого поколения, который до недавнего времени выпускался на АВТОВАЗе в кузове универсал под маркой Lada Largus.
Это не Logan, а Tondar: румынская машина в иранской обертке. Седаны «Логан» первого поколения закончили выпускать в России в начале 2015 года, но на АВТОВАЗе до недавнего времени собирали сходную с ними Lada Largus
Впрочем, в арсенале иранцев есть и более современные модели, например, Peugeot 2008 и Suzuki Vitara, а одним из вероятных кандидатов на поставку в Россию выглядит модель Tara.
Iran Khodro Tara построен на базе Peugeot 301 и впервые был представлен в России год назад. Это одноклассник Hyundai Solaris и Volkswagen Polo
В Иране есть и другие производители, например, концерн SAIPA, который занимается сборкой корейских моделей и имеет несколько своих, например, небольшой седанчик SAIPA Tiba. Впрочем, перспективы таких машин в России под большим вопросом.
В любом случае иранские производители могут частично восполнить дефицит простых и недорогих иномарок в России, поскольку сейчас лоукост-сегмент представлен разве что продукцией АВТОВАЗа.
Китайцы доят рынок
Стратегии китайских марок в России мы посвящали отдельный разбор. Марки из КНР укрепляли позиции еще в прошлом году, а сейчас их удельные показатели рекордные: растут и доли рынка, и места в рейтингах продаж. Но это происходит на фоне резко упавшего сбыта, и в абсолютных величинах продажи снизились примерно на треть. Правильнее говорить не об усилении позиций китайцев, а о существенном ослаблении конкуренции.
Omoda — новый суббренд Chery. Кроссовер C5 по размеру близок к автомобилям вроде Kia Seltos
Впрочем, с точки зрения вывода новых моделей Китай остается безусловным фаворитом, например, в июне началась сборка Haval Dargo на заводе под Тулой, Changan объявил старт продаж кроссовера Uni-K, а Chery готовится вывести на рынок второй суббренд Omoda в дополнении к марке Exeed.
Символичный шаг: Китай анонсировал приход в Россию люксовой марки Hongqi, модели которой стоят в районе 10 миллионов рублей
Основная активность китайцев концентрируется в сегменте средних и крупных кроссоверов стоимостью 2–3 миллиона рублей и выше, которые они продают с большими наценками относительно их стоимости в юанях. Отсутствие конкурентов позволяет держать высокую ценовую планку, а за объемами продаж китайские марки не гонятся. В теории, они могли бы заместить в России производителей недорогих иномарок класса Volkswagen Polo, но не спешат занимать эту нишу, вероятно, по политическим мотивам.
Завод UzAuto Motors хорошо знаком россиянам: когда-то предприятие в Асаке делало популярные модели Daewoo Nexia, а позже в стране выпускали недорогие модели Chevrolet и их клоны под маркой Ravon. Год назад концерн возглавил бывший топ-менеджер АВТОВАЗа и ГАЗа швед Бу Андерссон, и дела пошли в гору: первая половина 2022 года отметилась выпуском рекордных 160 тысяч машин. Линейка моделей состоит из лоукостеров Chevrolet Spark, Nexia (ранее — Aveo), Cobalt, Lacetti — все в разное время продавались в России. Завод делает и более дорогие автомобили, включая Chevrolet Malibu, Equinox, Trailblazer, Traverse и Tahoe. Недавно налажен выпуск современного кроссовера Chevrolet Tracker, а в планах — седан Onix.
Chevrolet Cobalt дважды приходил в Россию, в 2011 и 2020 годах, но оба раза успеха не имел, в отличие от моделей вроде Aveo или Lacetti
До 2015 года марка Chevrolet была одним из лидеров России, но в 2015 году после крымских событий резко сократила присутствие. Попытки везти к нам автомобили под маркой Ravon успеха не имели, и дело даже не в низком спросе — компании не удалось наладить поставки машин. С приходом Бу Андерссона эти проблемы наверняка могут быть решены, а Россия как раз испытывает дефицит недорогих практичных моделей.
Но пока новостей о планах UzAuto Motors относительно России нет: поставки Chevrolet пусть даже узбекского производства осложнены внешнеполитической ситуацией и тем фактом, что General Motors объявила о полном уходе из России.
Chevrolet Tracker построена на платформе GEM, созданной специально для развивающихся рынков. Это прямой конкурент Hyundai Creta
Кстати, Chevrolet Tracker выпускают и в Казахстане на заводе СарыаркаАвтоПром всего в 160 километрах от границы с Россией, но поставки к нам не ведутся, хотя Казахстан входит в Таможенный союз с РФ и ввозить машины можно беспошлинно. Цена «Трекера» в Казахстане начинается от 10,7 миллиона тенге, что при нынешнем курсе эквивалентно 1,36 миллиона рублей. Оставшиеся у российских дилеров Creta стоят на полмиллиона рублей больше.
Иномарки стоят на паузе
Что касается традиционных иномарок, то почти все производители заняты распродажей складских остатков, например, Kia расконсервировала запасы нового Sportage, производство которого в Калининграде стартовало накануне спецоперации, но вскоре остановилось.
После многомесячной паузы Kia решила распродать оставшиеся Kia Sportage нового поколения. Цена — 3–4 миллиона рублей, что выглядит конкурентоспособно на фоне китайских кроссоверов такого класса
Официально об уходе из России объявили лишь два концерна: Renault и General Motors (бренды Chevrolet, Cadillac). Под большим вопросом будущее Skoda, Volkswagen, Nissan, Peugeot, Citroen, а также всех европейских премиум-брендов. Желание остаться в России декларировало несколько азиатских марок, включая Toyota, Kia, Hyundai, но производство этих машин на заводе под Питером пока не возобновлено. Официальная причина — логистические сложности.
Продажи автомобилей в июле 2022 года оказались в четыре раза ниже результата годичной давности. Меньше других провалились китайские марки и УАЗ: их продажи сократились на треть.
30 сентября 2022, 10:00Осенняя хандра: смотрим, что осталось от некогда процветавшего авторынка России23 ноября 2022, 07:45Серое наступление: смотрим на самые причудливые автомобили, которые теперь можно купить в России31 октября 2022, 10:00«Это клиническая смерть автопрома»: публикуем список марок и их злоключений в России26 сентября 2022, 10:00Без «Тойот», но с новым «Чери»: что происходит на российском авторынке08 июля 2022, 12:00Жак, но не француз: показываем чайнакары, которые уже скоро будут собирать на «Москвиче»
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
26 декабря 2022, 04:29
26 декабря 2022, 05:29
26 декабря 2022, 06:29
26 декабря 2022, 07:29
26 декабря 2022, 08:29
26 декабря 2022, 09:29
26 декабря 2022, 10:29
26 декабря 2022, 11:29
26 декабря 2022, 12:29
26 декабря 2022, 13:29
26 декабря 2022, 14:29
Уходящий год не был богат на импортные автомобильные новинки, зато в игру активно вступили отечественные автопроизводители. Появились не только новые модели, но и новые бренды. Иван Зенкевич расскажет, какие машины российской сборки появятся на дорогах в наступающем году.
Evolute — российский производитель электромобилей из Липецка
2022 год оказался крайне скудным на автопремьеры, но опустевшее конкурентное поле дало толчок развитию российских автобрендов: осенью новости о запуске очередного завода посыпались как из рога изобилия. Мы отобрали пять наиболее важных отечественных новинок, попутно разобравшись, много ли в них отечественного.
В конце ноября в Елабуге стартовало производство люксовых внедорожников Aurus Komendant, которые стали второй серийной моделью топового российского бренда наряду с седаном и лимузином Senat (минивэн Arsenal и катафалк Lafet производятся штучно). Технически внедорожник и седан близки: обе модели построены на модульной платформе ЕМС, оснащаются 8-цилиндровыми турбомоторами V8 НАМИ-4123 мощностью 598 л. с., которые работают в паре с девятиступенчатым автоматом российский фирмы КАТЕ и тяговым электромотором мощностью 63 л. с. (он встроен в коробку передач).
Длина Aurus Komendant — 5,4 метра. Для сравнения: популярный в России Lexus LX570 на треть метра короче
Много ли в нём российского? Говоря откровенно, это тайна за семью печатями. Изначально в разработке автомобиля принимали участие иностранные компании, например, двигатель был создан при содействии с Porsche Engineering, хотя главным проектировщиком и мотора, и шасси называют НАМИ. Однако основные узлы «Аурусов» оригинальные, то есть прямого заимствования у существующих моделей не было. Какая доля компонентов делается в России, сказать сложно, но, например, тяговая батарея изначально поставлялась швейцарской компанией Enertech. В 2021 году локализация «Аурусов» декларировалась на уровне 50% с перспективой доведения ее до 80% к настоящему времени. То есть какой-то иностранный след остается в любом случае, но с учетом небольшого тиража машин проблемы с импортом компонентов решаемы. Плановые показатели завода в Елабуге — 5000 автомобилей в год, из которых половина приходится на новые внедорожники.
Стоимость автомобиля заявлена на уровне от 34 миллионов рублей. В целом это недешево: примерно столько же просят за люксовые полноприводники куда более известных марок, например Lamborghini Urus и Range Rover Long V. Но по концепции Komendant ближе к Rolls-Royce Cullinan, а тот примерно вдвое дороже. С учетом административного рычага сомневаться в спросе на «Аурусы» не приходится.
Двигатель V8 с двойным турбонаддувом разработан Porsche Engineering, но несет бренд НАМИ
И один любопытный факт: в статье 2018 года о проекте «Аурус» мы писали: «Его можно считать российским. Например, в условиях железного занавеса проекты вроде калужских Volkswagen и тольяттинских Renault окажутся под угрозой, а «Кортеж» («Аурус») на пару с базовыми Lada Granta — выживет. По крайней мере, в теории». И сейчас, в 2022 году, эта теория подтверждается практикой.
А вот совсем другая история: созданный впопыхах на базе остатков московского завода Renault кроссовер «Москвич 3» является полной копией китайского автомобиля JAC JS4, который до этого везли к нам из Казахстана. Производство стартовало в ноябре в режиме простейшей отверточной сборки: в КНР готовые машины разбирают, снимая с них силовой агрегат, подвески, выхлопную систему и еще ряд деталей, после чего доставляют в Москву и скручивают обратно на стапелях. Русификация проекта запланирована на 2023 год, когда завод должен перейти на мелкоузловую сборку и постепенно добиться локализации как у автомобилей Renault, а в 2024 году — запустить электромобиль на собственной платформе.
Пока завод напоминает скорее автосервис, где машины собирают на подъемниках. Но перезапуск конвейера запланирован на 2023 год
«Москвич 3» имеет только передний привод, но пропорции кроссовера. По размерам он близок к Chery Tiggo 4 Pro и Renault Duster, которого сменяет на московском предприятии. В России он предлагается с двумя бензиновыми моторами объемом 1,6 литра: атмосферным (109 л. с.) и турбированным (150 л. с.). Младший двигатель доступен только с механической коробкой передач, старший — в том числе с вариатором.
«Москвич 3» — не самая передовая модель китайской компании JAC
Стоимость автомобиля пока неизвестна, однако анализ рынка показывает, что средние комплектации автомобиля должны стоить в районе 2 миллионов рублей: примерно столько сейчас и просят за кроссоверы В-класса китайского производства. Изначально власти Москвы заявляли об ориентации на сервисы такси и каршеринга, поэтому неудивительно, что первым крупным покупателем станет «Ситимобил», заказавший 2000 машин: это втрое больше, чем завод сделает до конца года. Хотя кроссовер имеет практически нулевую локализацию, Минпромторг планирует включить его в программу господдержки при посредничестве партнера проекта, компании КАМАЗ. Это позволит покупать автомобили в кредит со скидкой 20%, а электромобили «Москвич 3» — до 35% (но не более 925 тысяч рублей).
Еще один стартап — электромобиль i-Pro, который с сентября 2022 года собирают в Липецке под российским брендом Evolute. Как и в случае с «Москвичом», это полная копия китайского Dongfeng Aeolus E70, а тот является электрифицированной версией Nissan Sylphy 15-летней давности. Седан длиной около 4,7 метра оснащается 163-сильным электромотором и аккумулятором, обеспечивающим паспортный пробег до 420 км. В стандартной комплектации — АБС, ESP, климат-контроль, аудиосистема, четыре подушки безопасности.
Электрический седан i-Pro стоит около 3 миллионов рублей
Но стоимость электромобиля начинается от 2,99 миллиона рублей, что немало: из бензиновых аналогов за эти деньги можно приобрести, например, сравнительно современный Volkswagen Bora из Китая с турбомотором. При этом на Evolute i-Pro действует госсубсидия в 925 тысяч рублей, что снижает цену до 2,065 миллиона рублей, но лишь при покупке в кредит.
Российского в электромобилях Evolute пока немного, но компания продумывает возможность локализации, в том числе одного из самых дорогостоящих узлов — тяговой батареи. В качестве кандидата рассматриваются батарейные модули РЭНЕРА, которые будут собирать на гигафабрике в Калининградской области.
Кроме седана i-Pro, в Липецке наладили выпуск кроссоверов i-Joy, а третьей моделью должен стать микроавтобус i-Van.
Бестселлер АВТОВАЗа выпускается уже семь лет, и в начале 2022 года в Ижевске началось производство обновленной версии NG (Next Generation), но до коллапса автопрома завод успел сделать чуть более тысячи фейслифтинговых «Вест». После этого сборка не просто остановилась: ее полностью перенесли на одну из веток тольяттинского завода — ту, где раньше делали Renault Logan и Lada XRAY. В ноябре 2022 года стартовал тестовый выпуск Vesta NG, но до полноценного перезапуска еще долго: руководство АВТОВАЗа называет весну 2023 года, но, по данным СМИ, дедлайн могут сместить на осень 2023-го.
Выпуск Lada Vesta NG в Тольятти стартовал в ноябре 2022 года
Поэтому рано говорить и о ценах: имеющиеся у дилеров остатки Lada Vesta NG, выпущенные в начале 2022 года, продаются по 2 миллиона рублей, но очевидно, что серийная модель в упрощенных комплектациях (а поначалу будут они) должна стоить меньше. Сейчас рекомендованная заводом базовая цена составляет 1,122 миллиона рублей. Первой на конвейер должна встать версия с 90-сильным 8-клапанным мотором ВАЗ-11182 и механической коробкой передач. С автоматическими коробками в принципе проблемы: АВТОВАЗ рассматривает китайские альтернативы вместо японских вариаторов Jatco.
Что такое Lada Vesta NG в принципе? Ответить сложно. Выпущенные в начале года машины подходили под определение рестайлинговых версий, то есть отличались от оригинальных «Вест» бамперами, оптикой, мелкими деталями, а также переработанным интерьером — его концепция не поменялась, но улучшились материалы и стало богаче оснащение. Но от части обновок, видимо, придется отказаться в ходе русификации. Например, Vesta NG имела блок климат-контроля от нового Renault Duster и планшет мультимедийной системы. А такие системы — не лучшие друзья локализации.
Из России ушли не только легковые марки, но и специалисты по коммерческой технике, и одной из главной потерь является елабужский Ford: гражданские модели компания перестала продавать еще в 2019 году, а сейчас свернула и сборку микроавтобуса Transit, крайне востребованного в России. Партнер проекта, российская компания «Соллерс», оказалась перед нелегким выбором, и самым очевидным решением было производство китайской модели под собственным брендом. Поэтому Sollers Atlant — это китайский JAC Sunray без каких-либо изменений. Как и положено комтранспорту, модель будет выпускаться в большом количестве модификаций по длине, высоте крыши, грузоподъемности. Двигателей на выбор два, оба дизели мощностью 139 или 150 л. с. Как и в случае с «Москвичом», локализацию производства обещают уже в 2023 году, включая даже выпуск двигателей (так делал и Ford).
Sollers Atlant — замена Ford Transit
Стоимость базового цельнометаллического фургона с короткой базой и средним уровнем крыши составит 2,9 миллиона рублей, и это, видимо, нижняя планка. Для сравнения: год назад фургон Ford Transit в близкой версии стоил порядка 2,5 миллиона.
Современные отечественные автомобили отличаются хорошим качеством и приятным внешним видом. Стоят они недорого, а каждый год выходят новые модели авто. В обзоре рассмотрены российские новинки авто 2022 года, расписаны преимущества и недостатки топовых моделей российского производителя.
Lada Largus FL
Представляет собой улучшенную модификацию авто Lada Largus на базе кузовов универсал, кроссовер и микроавтобус. Основные нововведения – производительный мотор на 90 лошадиных сил и видоизмененный передний бампер. Полезный объем составляет более 650 литров, клиренс составляет 14,5 сантиметров. Подойдет для жителей провинциальных городов.
- Просторный салон и капот.
- Хорошо ездит по бездорожью.
- Прочный металлический корпус.
Минусы – высокие расходы топлива (7-8 литров на 100 км), большая длина (от 4 до 4,8 метров в зависимости от типа кузова).
Lada Vesta Sport
Спортивная модификация модели Lada Vesta, выполненная в кузове седан. По сравнению с оригиналом у спортивной модели значительно усилили тормоза и систему безопасности (есть кнопка торможения, 8 подушек безопасности). Мотор на 1,8 литров развивает мощность до 146 лошадей. Lada Vesta Sport подойдет для жителей крупных и средних городов, которые ценят скорость.
- Быстрый набор скорости.
- Климат-система, надежный компьютер.
- Модель не заносит на поворотах и при езде по льду.
Минус – только механическая коробка.
Lada Niva Travel
Субкомпактный кроссовер повышенной проходимости, который является результатом эволюции моделей ВАЗ-2121 “Нива” и Lada Niva I. Спереди и сзади установлены мощные бамперы, снижающие вред при ДТП. Модель оснащается бензиновым мотором средней мощности на 80 лошадей, а благодаря небольшим размерам машина стабильно ездит как по дорогам, так и по бездорожью. Авто подойдет семьям с детьми, которые обитают в небольших и средних городах.
- Ездит по бездорожью.
- Надежная резина.
- Надежные противотуманные фары.
Минус – слабоватый движок (всего 80 лошадей).
Lada 4×4 II
Внедорожник на 3 или 5 дверей, который будет оснащаться крупными колесами для комфортного движения по бездорожью. Мотор обладает мощность 122 лошадиных силы, а благодаря использованию крупных колес авто не заносит на поворотах и при движении по льду. Автомобиль рассчитан на жителей маленьких городов, а также на людей, которые любят выезжать на природу.
- Комфортная езда по бездорожью.
- Умеренный расход топлива (4-5 л на 100 км).
- Прочный стальной корпус.
Минус – посредственный дизайн и отделка салона.
Lada Vesta FL
Стильный хэтчбек для крупных городов. Авто оснащается механической коробкой передач, мотором на 136 лошадиных сил, а также продвинутой электронной начинкой (климат-система, бортовой компьютер). Lada Vesta FL обладает неплохой эргономикой и маневренностью, поэтому ею легко будет управлять в городских условиях.
- Стильный внешний вид.
- Производительный мотор на 136 лошади, который быстро набирает скорость.
- Продвинутые электронные системы (компьютер, климат-система, торможение).
Минус – сильные вибрации при езде по плохим дорогам.
Lada Van
Представляет собой адаптацию французской модели Renault Dokker под нужды российского потребителя. Модель выполнена по схеме кузова “фургон” со средним клиренсом в 17 сантиметров для улучшения проходимости по плохим дорогам. Предполагается, что Lada Van будет оснащаться двигателем на 87 лошадей, а подойдет она для грузовых перевозок в пределах города.
- Просторный салон на 560 литров (благодаря использованию кузова “фургон”).
- Стабильная езда по плохим дорогам.
- Умеренные расходы топлива (5-6 литров на 100 км).
Минус – из-за расположения кресел плохо подходит для пассажирских перевозок.
Lada XCODE
Субкомпактный кроссовер с высоким клиренсом и отличной проходимостью. Информации по комплектации достаточно мало, но аналитики предполагают, что авто будет выполнено по модели полного привода, а движок будет обладать мощностью от 80 до 120 лошадиных сил. Основными покупателями будут состоятельные жители провинциальных городов и деревень.
- Приятный дизайн.
- Ездит по бездорожью.
- Просторный салон на более 500 литров.
Минусы – есть риск отмены выпуска.
УАЗ Патриот II
Представляет модификацию автомобилей линейки УАЗ Патриот. Машина будет выпускаться в кузове универсал с тремя двигателям различной мощности (145, 150 и 170 л. с). Автомобиль усилят сверхпрочной рамой, что повысит безопасность вождения. Внутри салона планируется поставить продвинутую климат-систему, бортовой компьютер, подогрев для кресел. УАЗ Патриот II подойдет для семей с детьми, которые проживаются в провинциальных городах с плохими дорогами.
- Просторный салон для хэтчбека (более 500 литров).
- Быстрый набор скорости при езде по любым дорогам.
- Прочная устойчивая сборка, минимизирующая риск ДТП.
Минус – только механическая коробка передач.
УАЗ Niva Legend
Трехдверный хэтчбек с средним клиренсом на 17 сантиметров и крупным багажником (на 500 литров). Изначально машина планировалась к выпуску в 2022 году, но в продаже поступила еще в начале 2021 года. Модель оснащается движком на 83 лошадиных сил, а выпускается в 4 разновидностях (Classic, BLACK, Luxe, Urban). Подойдет для жителей средних городов с ненадежными дорогами, а также для грузовых перевозок в пределах города.
- Большой багажник (на 500 литров).
- Стабильное движение по любым дорогам.
- Экономный расход топлива (4-5 л на 100 км).
Минус – только 2 пассажирских места.
Aurus Senat S600
Крупногабаритный люкс-седан, который был анонсирован еще в 2019 году, но поступит в продажу или в конце 2021 года, или в начале 2022 года. В качестве двигателя используется гибридная силовая установка, способная генерировать мощность до 598 лошадиных сил. Основной целевой аудиторией являются люди с высокими доходами, а также крупные политики и чиновники.
- Сверхмощный движок на 598 лошадей для быстрого набора скорости.
- Качественная отделка салона (приятная на вид натуральная кожа).
- 8 подушек безопасности, надежная система торможения, прочный корпус.
Минус – исполинские габариты (563 x 202 x 168,5 см).
Aurus Komendant
Еще один крупногабаритный автомобиль люкс-сегмента, который выполнен по модели кроссовера. Оснащен гибридной силовой установкой на 598 лошадей и отличается высоким клиренсом на 20 см, что позволяет ездить на машине по любым дорогам и бездорожью. Целевая аудитория – ТОП-менеджмент, крупные политики и чиновники.
- Большая вместимость салона (почти 2000 литров).
- Высокая проходимость по любым дорогам за счет использования мощного движка и высокого клиренса.
- Активные и пассивные системы безопасности (8 подушек, экстренный тормоз, система стабилизации движения).
Минус – большие габариты (600 x 200 x 180 см).
Aurus Arsenal
Минивэн представительского класса повышенной комфортности, который подойдет для богатых людей и крупных политиков. Оснащен двумя двигателям – электрическим (на 62 л. с) и бензиновым (на 598 л. с). Обладает небольшим клиренсом (14 см), поэтому подойдет для крупных городов. Модель выпускается с 2018 года, но в 2022 году планируется выполнить небольшую модификацию (усилить тормоза, улучшить обшивку в салоне, сделать более мягкую подвеску и так далее).
- Полный привод для движения по плохим дорогам.
- Просторный салон (почти 2000 литров).
- Мощный движок, который быстро набирает скорость.
Минусы – крупные габариты (620 x 210 x 180 см), жесткая подвеска (могут быть вибрации при езде по крупным камням).
https://youtube.com/watch?v=-mAqTSAGvr0%3Ffeature%3Doembed
Почти все новинки отечественного автопрома – это крупные машины повышенной проходимости. Машины Lada и УАЗ рассчитаны на семейных жителей провинциальных городов с плохими дорогами. Автомобили производителя Aurus ориентированы на богатых влиятельных людей, которые хотят машину высокой проходимости, которая будет развивать высокую скорость и не заглохнет на дороге.