Сколько сезонов можно ездить на одном комплекте нешипованной зимней резины? Три японских производителя шин — Sumitomo Rubber Industries (Dunlop), Toyo Tires и Nihon Michelin Tire — поделились своим мнением на этот счет.
Sumitomo сообщает, что шины обычно меняют раз в 3-4 сезона (3-4 года). При этом компания не называет конкретный срок годности изделия. Toyo Tires тоже затрудняется с однозначным ответом: «На срок годности шин влияют многие факторы: погода, воздействие солнечных лучей, условия сезонного хранения и т. д.». Michelin Tire придерживается того же мнения: «Неправильно судить о сохранности шин только исходя из их возраста».
По данным японской Ассоциации честной торговли, даже через два года после выпуска покрышки сохраняют 99% своих потребительских свойств — при условии правильного хранения. Эти данные подтвердились исследованием эффективности на обледенелой поверхности «неновых» шин от пяти японских производителей, проведенное Ассоциацией в 2018 году.
И все же, резина — это материал, который стареет, и наивно ожидать от нее первоначальных качеств через 5 или 10 лет. Toyo Tires рекомендует проходить у дилеров осмотр шин (как зимних, так и летних), которые были в использовании 5 лет, а вот 10-летние шины без всякого осмотра нужно сменить на новые.
Все три японские компании сошлись во мнении, что не следует зимой ездить на «липучке», которая потеряла свои сцепные свойства, то есть когда стерся «липучий» слой протектора. Для определения этого момента в канавке протектора имеется индикатор 50% износа (не путать с 1,6-миллиметровым ограничителем, который указывает на минимально допустимую законом глубину протектора, независимо от сезонной принадлежности шины).
Большинство автомобилистов хотя бы раз в жизни сталкивались с проблемой выбора зимних шин. Разнообразие современных моделей и производителей резины со всего мира делает процесс сравнения сложным и утомительным. Какие шины подобрать с учетом особенностей эксплуатации машины и что важно знать о шипованной и нешипованной резине? Ответим на все вопросы в этой статье.
В зависимости от сезона использования все шины делятся на летние, зимние и всесезонные. Зимние шины можно приобрести как с шипами, так и без них. Вот только называть нешипованные зимние шины всесезонными неправильно.Покрышки для каждого времени года являются универсальным вариантом шин, они имеют свои конструктивные особенности и изнашиваются гораздо быстрее, по сравнению с зимней резиной.
- Шипы или «липучка»
- Преимущества и недостатки шипованной резины
- Аргументы «против» шипованной резины
- Преимущества и недостатки «липучек»
- «Минусы» липучек
- На каких шинах лучше путешествовать?
- Зима близко. Плюсы и минусы шин-«липучек»
- Конструкция «липучек»
- Мокрый лед
- Высокие технологии
- Что такое ламели?
- «Липучки» в ангаре
- Суровая реальность
Шипы или «липучка»
Чтобы разобраться, какая резина лучше, необходимо понять, чем они функционально различаются?
Отличия шипов от липучки заключаются в их ходовых характеристиках. Шипованная резина особенно подходит для езды по проселочным дорогам и труднопроходимым местам. Очевидно, что улицы за городом зимой чистят не везде хорошо, а значит без шипованных колес, обеспечивающих устойчивость и сравнительно короткий тормозной путь, просто не обойтись. Шипы прекрасно справляются с заносами и уверенно чувствуют себя в гололед, даже при прохождении крутых поворотов.
Не мудрено, что ключевым отличием шин на липучках от шипованных аналогов, является полное отсутствие шипов на автопокрышках. На их месте у нешипованных колес расположены ламели, углубления на протекторе вытянутой формы, которые и обеспечивают хорошую сцепку с дорожным покрытием. Ламели под весом автомобиля и при воздействии температуры окружающей среды расширяются так, что при контакте с дорогой образуется вакуум, позволяющий буквально приклеивать шину к асфальту или любому другому покрытию в месте соприкосновения.
В отличие от шипованных шин, так называемая «липучка» рекомендована для поездок по городу, где асфальт хорошо чистят, а наледь на дорогах бывает довольно редко. Материал, из которого изготавливают этот вид автопокрышек, более мягкий и эластичный, поэтому даже при температуре -30ºС нешипованные шины гарантируют идеальный контакт с дорогой. Однако, в случае оттепели «липучка» может подвести. В лужах такие колеса иногда проскальзывают, из-за чего тормозной путь и время разгона становятся значительно длиннее. Хотя, в решающий момент все зависит от опыта и навыков водителя. Тем не менее, высокотехнологичные нешипованные шины обеспечивают отличную управляемость и хорошее сцепление с дорогой, даже на заснеженной трассе.
Преимущества и недостатки шипованной резины
При выборе шин важно учитывать и другие особенности эксплуатации зимней резины как с шипами, так и без них. Итак, в копилку аргументов «за» ошиповку можно добавить:
- высокую управляемость на дорогах, занесенных только что выпавшим снегом или покрытых толстым слоем льда;
- быстрый разгон при движении по обледенелому дорожному покрытию;
- короткий тормозной путь даже при торможении в условиях гололеда;
- уверенное движение по трассе с многочисленными поворотами, покрытой снежным настом.
Аргументы «против» шипованной резины
- существенная потеря управляемости, скольжение и заносы на мокрой дороге;
- высокий уровень шума при соприкосновении шипов и асфальта, хорошо ощутимый в салоне автомобиля, что делает поездки менее комфортными;
- расход топлива немного выше, чем при эксплуатации авто с «липучками»;
- разрушительное воздействие на «голый» асфальт — быстрое образование колеи на дорогах;
- быстрый износ шин в результате неизбежного «выпадения» шипов;
- запрещены для использования в ряде европейских государств.
Преимущества и недостатки «липучек»
Современные нешипованные шины в действительности очень популярны. Однако, и они не идеальны: у липучки тоже есть свои «плюсы» и «минусы». Среди положительных качеств зимней «всесезонки» можно выделить следующие:
- шины без шипов демонстрируют отличную устойчивость как на мокром, так и на сухом асфальте;
- фрикционные шины изготовлены из специальной резиновой смеси, которая размягчается в жаркую погоду на раскаленном дорожном покрытии, но не теряет своих технологических свойств;
- не издают шума во время движения автомобиля;
- не влияют на расход топлива;
- ламели, составляющие рисунок протектора, не вредят дорожному покрытию;
- не подвержены быстрому износу.
«Минусы» липучек
Пожалуй, одним из немногих недостатков «липучек» в отличие от шипованной резины является их поведение на обледенелых трассах. Медленный разгон и более длинный тормозной путь портят репутацию ламелей. Однако, если поездки за город случаются редко, нешипованные колеса обеспечат оптимальный уровень безопасности и в зимний период.
На каких шинах лучше путешествовать?
Последние годы температура воздуха за окном зимой редко падает ниже -10ºС. Глобальное потепление заставляет россиян, особенно в европейской части страны, пересматривать «зимний пакет» для оснащения автомобилей. Практика показывает, что горожане все чаще выбирают нешипованные шины оптимальной ширины, в то время как любители зимних путешествий в соседние регионы и на дальние расстояния предпочитают модели колес с шипами. Такой выбор обусловлен различными климатическими условиями в разных уголках нашей страны. Никто не застрахован от того, что по дороге к родственникам в пути не застигнет снегопад или пресловутый ледяной дождь.
В любом случае, собираясь в путешествие обязательно изучите маршруты Вашего следования и прогноз погоды в выбранном регионе на ближайшие дни. Кстати, не стоит «переобуваться» накануне предполагаемой поездки. Все шины, независимо от вида и формы, требуют обкатки, да и водитель, конечно, должен привыкнуть к новой «обуви».
Специалисты официальных сервисных центров ГК FAVORIT MOTORS помогут подобрать шины с учетом ваших ежедневных потребностей и стиля езды. В случае необходимости опытные мастера сервиса проведут компьютерную диагностику и выполнят ремонт ходовой части, тормозной системы и смежных механизмов. Высокий уровень обслуживания и доступные цены Вас приятно удивят! Позаботьтесь о техническом состоянии Вашего автомобиля — обращайтесь к профессионалам!
На самом деле, ее правильное название резины липучки – фрикционная резина (т.е., создающая повышенное трение). Она очень популярна среди автолюбителей и ее рейтинг растет с каждым годом. Особенно среди тех, кто много ездит по городу. Традиционная шипованная шина хорошо показывает себя на заснеженном, обледенелом асфальте. Но не на сухом асфальте в зимний период. Для такого случая лучше подойдут липучки. Можно ли ездить на липучке зимой, что из себя представляет эта резина и многое другое в этой статье.
Сравнение шипованной резины и липучки
Как работает резина липучка
Резина липучка имеет множество мелких ламелей Прежде всего, стоит сказать, что липучка имеет особенный состав резины и потому она более мягкая. Покрышки приспосабливаются к разным температурным режимам. Так же у них особый рисунок протектора, отличающийся глубиной и числом ламелей. Мягкая резина липучка, которая состоит из криосилановой смеси с силикой, не грубеет на морозе.
Она как будто прилипает к поверхности асфальта (потому и такое название). Так же в состав резины входят твердые микрочастицы органического или неорганического происхождения. Они создают сцепление на ледяной дороге. Рассмотрим несколько вариантов, как проявляет себя липучка, принцип ее работы: Мокрая дорога. Липучка лучше впитывает влагу с дороги. И на мокрой дороге сокращается тормозной путь. Вообще, зимой в сырую погоду фрикционка выигрывает. Потому что у нее много микропор, которые отводят водяную пленку. Заснеженная дорога. При снежном покрытии липучая шина ничем не отличается от шиповки. Ведь здесь главное не шипы, а высота протектора. Ледяная дорога. До -20°C фрикционная резина проигрывает. Все-таки шипы пробивают лед и, как когтями, цепляются за него. Но ниже -20°C, когда лед становится более прочным, шипы уже не могут его проколоть. А резина липучки остается по-прежнему мягкой и легко прилипает к обледенелой поверхности.
Какая зимняя резина лучше — шипованная или липучка .
Существуют только три вида зимней резины: шипованная, не шипованная с элементами стекловолокна и не шипованная фрикционная. Сказать однозначно, какая лучше, а какая хуже – невозможно.
В европейских странах, где зимы мягкие и влажные, предпочтение отдают липучке. От нее и шума нет, и асфальт она не портит. Но в России зимы, по-настоящему суровые, снежные и с гололедом. Так что же лучше: липучка или шипованная резина? Прежде всего, это зависит от региона проживания и его температурного режима. А так же, какая зима в этом году: сухая, влажная, заснеженная или с гололедом. Самое главное в выборе зимней шины заключается в обеспечение наибольшего сцепления. Шипы, безусловно, обеспечивают предсказуемость движению автомобиля на заснеженных дорогах с ледяными накатанными колеями. Если приходится много ездить за городом по нечищеным дорогам, то лучше поставить шипованную покрышку. Липучка хорошо подойдет для езды в больших городах по очищенным дорогам.
Когда менять липучку на летнюю резину
Замена резины в автосервисе Весной, когда снег интенсивно тает, а температура воздуха в дневной период стоит в среднем на нуле, любую зимнюю резину пора менять на летнюю. Прежде всего, из-за соображений безопасности и большого износа шин, не предназначенных для эксплуатации вне сезона. Существует штраф в размере 500 рублей за несвоевременную смену резины. В теплый период резина липучка становится особенно мягкой и теряет часть своих свойств. Поэтому, до какой температуры можно ездить на липучках, производители однозначно рекомендуют не более, чем до +5°C. Кстати, существует штраф в размере 500 рублей за несвоевременную смену резины. В каждом регионе наступает свое время для переобувания машины, согласно климатическим условиям, главное, не упустить его. К тому же, при ДТП, страховая компания может не выплатить ущерб из-за не сезонной шины. Можно ли ездить на липучке летом? Таким вопросом задаются многие водители. На разных форумах есть различные мнения на эту тему. А ведь надо всего лишь ознакомиться с техническими характеристиками этой покрышки. Ответ здесь однозначный. Технические специалисты объясняют, что езда на липучке летом небезопасна. Совет водителям, еще раз хорошо подумать, прежде чем использовать липучку в теплый период. Ведь от этого зависит безопасность на дорогах, собственная жизнь и здоровье окружающих людей. В летний период, когда липучка сильно размягчается, автомобиль практически «плавает» по дороге. Зимняя резина липучка летом к использованию запрещена законодательством. В нем конкретно сказано, что зимняя резина не допустима к эксплуатации с начала июня и до конца августа.
Зимняя и летняя резина — в чем отличия
Для каждого погодного сезона производители создают определенные виды резины. Для зимы – зимняя резина, для лета – летняя. И характеристики у них разно полярные. Самая меньшая беда в том, что летом с зимней резины быстро стирается рисунок протектора. Поэтому, логически рассуждая, полагается следовать порядку смены сезонной покрышки. А что будет, если ездить летом на липучке? На мокрой дороге, в туман или в дождь управляемость машиной будет проблематична. Автомобиль будет заносить из стороны в сторону. При этом возрастает риск аварии. И риск оплаты штрафа. Не говоря уже о том, что сама резина быстро приходит в негодность. Резина липучка это зимняя резина и к эксплуатации она пригодна только при минусовой температуре. Некоторые автомобилисты считают, что если на фрикционной резине нет шипов, то значит липучка – все сезонная резина. И ее можно эксплуатировать в любое время года. Но на самом деле, это не так. Технические характеристики говорят о том, что липучка – зимняя резина, со всеми вытекающими обстоятельствами. К эксплуатации она пригодна только при минусовой температуре. Во время движения машины резина нагревается, и в летний период может деформировать шины. Что в свою очередь может привести к аварии. Как отличить липучку от летней резины? Прежде всего, летняя резина более грубая, жесткая. Изготовлена она из твердого материала. Шашки на рисунке крупные, в основных канавках протектора поставлены индикаторы износа. В зимнее время имеет слабое сцепление с дорогой. Рисунок быстро забивается снегом, тормозной путь увеличивается в разы. На летних дорогах бесшумна. Производители резины липучки Зимняя резина липучка фирмы Bridgestone Срок службы зимней резины липучки, при правильной эксплуатации и только в зимний период, в среднем составляет около десяти лет. На рынке автошин есть значительный выбор липучек: Bridgestone Blizzak VRX. Японское производство. Эти липучки отмечают хорошую проходимость по заснеженной дороге и быстрое торможение. Continental ContiWinterContact TS850. Разработана для умеренных зим. Хорошо показала себя на мокрых дорогах. Michelin, Nokian, Pirelli, Goodyear. При выборе резины стоит руководствоваться климатическими условиями, обстоятельствами эксплуатации и техническими характеристиками. Трудно сказать, какая самая лучшая зимняя резина липучка. Все фирмы стараются выпускать только качественную продукцию. Выбор остается за автовладельцами. Особое внимание стоит обратить на глубину рисунка и на наличие шашечек, расположенных по всей поверхности в шахматном порядке. И конечно, надо иметь ввиду регион проживания.
В этой статье очень подробно рассказано о фрикционной резине (липучке). О ее преимуществах и недостатках. Сказать однозначно о том, какая резина лучше: шипованная или липучка, невозможно. При выборе резины стоит руководствоваться климатическими условиями, своей машиной, обстоятельствами эксплуатации и техническими характеристиками.
Примерное время чтения: 3 минуты
Зима близко. Плюсы и минусы шин-«липучек»
Переход от «шиповок» к «липучкам» вызывает много вопросов и тревог. По своим характеристикам покрышки, лишенные шипов, на льду не идут в сравнение с привычными зимними колесами. Однако они превосходно держат дорогу на чистом асфальте. В итоге там, где водитель привык к одному поведению автомобиля, он получает другое, неожиданное и пугающее. Поэтому при покупке так называемых «липучек», а вернее фрикционных шин, необходимо внимательно ознакомиться с их недостатками и решить, стоят ли они вложенных средств и нервов.
Конструкция «липучек»
Фрикционные шины отличаются от «шиповок» не только отсутствием металлических зубьев. Они имеют иной, более мягкий состав резины, а также конструкцию протектора. В резину добавляются твердые углеродистые присадки, которые повышают прочность и износостойкость материала, а также придают ему фрикционные свойства. Мягкая резина обволакивает мерзлый асфальт, повышая коэффициент сцепления.
Кроме того, огромное значение имеют ламели. Это последовательные ряды небольших прорезей на протекторе. При давлении они расползаются по сторонам, увеличивая площадь контакта шины с асфальтом. А чем больше пятно контакта, тем выше зацеп колеса.
Нешипованная фрикционная покрышка предназначена для сухого зимнего асфальта. Она намного предпочтительнее выглядит в городах, где хорошо работают дорожные службы. «Липучки» комфортнее «шиповок» ввиду меньшей шумности и лучшей управляемости.
Мокрый лед
Фрикционные шины неплохо ездят и по сухому накатанному снегу, но только в экстремальные морозы ниже 15 градусов. Снежный накат на дороге становится твердым и шероховатым, вода полностью вымораживается, из-за чего фрикционная шина имеет хороший контакт с поверхностью. Ламели лучше прилипают к накату и мерзлому асфальту, чем протектор шипованных колес.
Однако стоит солнцу выглянуть из-за туч и начать припекать дорогу, как появляется вода, которая становится самым страшным врагом фрикционных шин. Часто такие неожиданные оттепели возникают в феврале и марте, когда солнце уже способно доносить до поверхности больше лучистой энергии и тепла.
В этом случае поведение колес резко меняется. Вода смачивает лед и создает скользкую прослойку. В итоге «липучка» уже не прилипает к дороге, а скользит.
На дороге этот эффект проявляется неожиданно. Еще пять минут назад машина хорошо держала дорогу, а теперь резко срывается в занос, остановить который невозможно, пока на пути не встретится сухой асфальт. Приходится безучастно наблюдать, как машина уходит с дороги и врезается в снежный сугроб на обочине.
В этом отношении шипованные колеса гораздо предсказумее. Металлические зубья так же сносно цепляются за мокрый лед, как и за сухой. Их труднее сорвать в занос, но если это произошло, то они быстрее восстанавливают управляемость. Поэтому ездить на «шиповках» менее приятно из-за их некомфортности и шумности, но гораздо безопаснее.
Конечно, ситуации, когда под колесами образуется гололед, в мегаполисах бывают нечасто. Дорожные службы справляются с задачами и заливают трассы химическими реагентами. Однако в регионах ситуация иная. Там лед может лежать на улицах месяцами. В общем, выбор шин зависит от места жительства автомобилиста. Хотя и обитателям крупных городов тоже стоит подумать, прежде чем отказываться от «шиповок». Ведь иногда выпадает необходимость отправиться в соседние области. Во время этих вояжей может ухудшиться погода, и только от шин будет зависеть жизнь водителя и его пассажиров. И «липучки» здесь предательски пасуют.
Колеса с шипами порой спасают жизни. И ради такого их свойства можно терпеть все их недостатки.
Примерное время чтения: 4 минуты
При выборе зимних шин многие слышали странное слово «липучки». Как правило, их применяют вместо обычных зимних шипованных колес. Какие технологии в них применяются и насколько их характеристики отличаются от обычных зимних покрышек?
Высокие технологии
«Липучками» называют современные бескамерные зимние шины, предназначенные для поездок по сухому и чистому асфальту в зимнее время. Их еще именуют фрикционными колесами (friction — «трение»). В них применяют технологию увеличения трения резиновой смеси, в которой используют слоистый состав рабочих материалов.
Шина состоит из слоев резины с высоким содержанием твердых углеродистых присадок, которые повышают прочность и износостойкость материала, а также придают ему фрикционные свойства, то есть повышается коэффициент трения шин, а также прочность поверхностного слоя колеса.
Что такое ламели?
Однако есть у «липучек» и слои с мягкой резиной, которые обволакивают мерзлый асфальт, повышая коэффициент сцепления. Они применяются в протекторе в зонах так называемых ламелей, то есть в особых рядах нарезки протектора. По своему действию они похожи на присоски. Под весом автомобиля они расползаются по сторонам, увеличивая площадь контакта шины с асфальтом. А чем больше пятно контакта, тем выше зацеп колеса. Ламели проникают в неровности дороги, создавая дополнительную удерживающую силу.
Из-за отсутствия шипов такие покрышки более комфортны для вождения в зимнее время. «Липучки» менее шумные, потому как не цепляют асфальт металлическими зубьями. Такие покрышки рассчитаны на гораздо большие скорости движения, чем у «шиповок», и наделяют автомобиль лучшей управляемостью. А еще они менее вредны для дорог, потому как в отличие от «шиповок» не прогрызают в асфальте колеи.
Если сравнивать «липучки» и «шиповки» на сухом зимнем асфальте, то они намного превосходят последние по величине тормозного пути, потому как не имеют металлических зубьев, препятствующих хорошей работе резиновой смеси.
При всех преимуществах есть у фрикционных колес заметные недостатки, которые препятствуют их массовому применению в России с ее изменчивым климатом.
Резина новых фрикционных шин требует обкатки. Если купить и поставить колеса из магазина на автомобиль, то первое время их поведение на дороге будет вызывать недоумение. Они скользят, отчего тормозной путь с 60 км/ч увеличивается примерно на полкорпуса машины.
Поэтому в первый месяц потребуется ездить аккуратно, пока из ламелей не выйдет технологическое покрытие кокиля (пресс-формы), которое предохраняет ламели от разрушения при снятии пресс-форм на конвейере. Кроме того, необходимо срезать спекшийся верхний слой, который появляется в процессе изготовления как побочный продукт остывания горячей резины, только что вышедшей из печи.
Примерно через 2 тысячи километров пробега верхний защитный слой срезается асфальтом и в дело вступает мягкая рабочая резина, обладающая повышенным коэффициентом трения. Водителям даже рекомендуется на пустой дороге прибегать к экстренным торможениям, чтобы вызвать повышенный износ резины и ускорить обкатку.
В отличие от «липучек» шипованные колеса обкатки почти не требуют, потому как их шипы всегда готовы к работе и сразу показывают хороший зацеп на льду и укатанном снегу.
Еще один существенный недостаток «липучек» — это их непредсказуемость на льду. На российских дорогах часто появляются участки дорог с переменным покрытием. К примеру, слева идет проезженная до асфальта колея, а справа — укатанный снег со льдом. В этом случае правые «липучки» могут поскользнуться при торможении и создать разворачивающий момент.
Но самое главное — «липучки» перестают хорошо работать, если на льду или укатанном снегу есть вода. В этом случае между протектором и поверхностью дороги появляется скользкая прослойка, и шины перестают прилипать к дороге. Вода на льду или на укатанном снегу — самый главный враг фрикционных покрышек. А такие условия часто можно встретить на дорогах в Центральной России. После каждого снегопада выезжает спецтехника и разбрасывает антигололедные реагенты, которые растворяют лед и смачивают поверхность. Дороги в городах в снегопады почти всегда мокрые, и «липучки» требуют аккуратности от водителей.
Новомодные фрикционные шины активно продвигаются на рынке. Заявляется, что на сухом асфальте и при определенной температуре они превосходят «шиповки» по скоростным характеристикам и приближаются по ощущениям к летним шинам. Так называемые ламели, то есть глубокие нарезки в протекторе, при движении расползаются в пятне контакта, создавая области повышенного трения. Зацеп с дорогой увеличивается. Такую резину обычно ставят на автомобили, считающиеся в маркетинговых отчетах автопроизводителей спортивными.
И действительно, когда в зимней Европе, к примеру, где-нибудь в Альпах, солнечно и среди былых склонов чернеет расчищенный тракторами асфальт, на «липучках» можно зажигательно прокатиться. Причем они способны неплохо цепляться даже за лед. Но как фрикционные покрышки работают не в Альпах, а в Подмосковье или на Крайнем Севере, да еще в обильный снегопад, когда все ламели и протектор забиты снежно-ледяной крупой?
«Липучки» в ангаре
На полигоне Nokian в финском Ивало в Лапландии есть специальный ангар с искусственным льдом, где испытывают различные типы шин. Там удерживают температуру ниже -25 градусов, чтобы обеспечить идеальные для тестов погодные условия. Если загнать на эту промороженную гладкую поверхность два автомобиля, обутые, соответственно, в «шиповки» и «липучки», то результат окажется неожиданным.
В качестве тестовых автомобилей выступали кроссоверы Volvo XС60. Внедорожник на «липучках» при торможении с 50 км/ч остановился раньше, чем сосед на шипах, с преимуществом в один корпус. Действительно, «липучки» показывают лучшие результаты на идеально гладком льду в морозы ниже 20 градусов. С первого раза не верится, однако это правда.
Дело в том, что холодный лед становится твердым, как бетон. Шипы на колесах не могут его проколоть и скользят. При этом резиновый протектор покрышек плохо прилегает к поверхности и автомобиль скользит, словно собака на паркете. Между тем «липучки» скребут по нему фрикционными нарезками, как ластик по стеклу, и сохраняют зацеп. При морозе около 20 градусов «липучки» выигрывают у «шиповок» почти 20% тормозного пути! Другими словами, при идеальных погодных условиях чем ниже температура, тем преимущество «липучек» выше. Неужели теперь можно забыть о «шиповках» и запасаться современными фрикционными шинами?
Суровая реальность
Мы решили это проверить на ледяном круге на замерзшем озере, где определяется боковое сцепление шин. Температура воздуха опустилась ниже 25 градусов мороза, и было солнечно. Вроде бы сложились все условия для победы фрикционных покрышек.
На Volvo XC 60 на «шиповках» мы спокойно откатали на круге несколько циклов. Автомобиль хорошо отзывался на контрсмещение, великолепно забрасывал корму и выполнял динамический хлыст, демонстрируя, что нейтральная поворачиваемость теперь свойственна и автомобилям с поперечным расположением мотора.
Пересаживаемся на такую же машину на «липучках» — и на ледяном круге кроссовер безнадежно понесло на снежную целину. Снег полетел по сторонам, и мы остались ждать эвакуатора, благо он дежурил неподалеку.
Оказалось, что в реальной жизни погодные условия далеки от идеальных, сымитированных в ангарах. Лед на озере покрыт небольшим слоем снега, который мгновенно забивает все ламели и препятствует хорошему сцеплению колес.
Кроме того, на солнце лед размягчается, образуются водоподтеки, «липучки» скользят. Если температура асфальта или льда в солнечную погоду локально повышается до −3 или −5 градусов, то ламели пасуют и «липучки» остаются в аутсайдерах. Причем с огромным (90%) проигрышем по сравнению с шипами! Неудивительно, что в реальной эксплуатации «липучки» подводят.
«Фрикционная (нешипованная) шина в первую очередь ценится за ее акустический комфорт, но она, безусловно, менее универсальна, чем шипованные модели, — рассказывает руководитель группы по внутренним коммуникациям Nokian Алексей Заякин. — При крайне низких температурах ее поведение может быть сопоставимо с шипованными шинами, но при околонулевых „липучка“ проигрывает. Шипованная шина, вопреки расхожему стереотипу, как правило, в оттепель выигрывает даже на асфальте. Если же говорить о таких покрытиях, как снег и лед, то здесь шипованной шине нет равных.
Важно отметить, что все это относится к шинам нордического типа. Фрикционные шины, разработанные для регионов Центральной Европы, обладают более высокими поведенческими характеристиками при околонулевых температурах, для которых они и созданы. Но они теряют все свои преимущества в условиях низких температур и повышенного количества осадков».