Китайский автопром у нас на подъеме. Но пока одни голосуют рублем, другие не устают искать у «чайнакаров» недостатки. Далеко ли зашел прогресс или все страшилки про тотальную ржавчину, салоны-погремушки и одноразовые моторы — правда? Рассмотрим три реальных истории владения трех-четырехлетними китайскими кроссоверами, сравним их проблемы с ситуацией «по больнице», оценим вторичный рынок.
- Что почем?
- Haval H6 — пробег большой, проблем нет
- Lifan X60 — а где ржавчина?
- Chery Tiggo 3 — верность бренду
- Ситуация на вторичке
- Топ-10 самых ожидаемых китайских новинок в России 2021 года
- Статистика продаж китайских автомобилей в России (рейтинг самых продаваемых)
- Какие китайские производители представлены в России
- Модельный ряд Geely в России
- Модельный ряд Haval
- Модельный ряд Chery
- Модельный ряд Changan
- Интерьер и экстерьер китайских автомобилей
- Где производят китайские автомобили для российского рынка
- Технические особенности китайских автомобилей
- Гарантия китайских автопроизводителей на сквозную коррозию
- Как китайские машины продаются и сколько стоят
- Средняя рекомендованная розничная цена китайских авто и конкурентов
- Запасные части
- Политика по запчастям, видимо, такая
- Кузовные элементы
Что почем?
Вернемся на три-четыре года назад и понастальгируем о ценах, которые мы больше никогда не увидим. В 2016 году последние экземпляры дорестайлингового Lifan X60 были доступны с безальтернативным двигателем 1,8 л и 5-ступенчатой «механикой» за 550 000–675 000 рублей.
Если ориентироваться только на цену, то, отправившись в салон за Лифаном, покупатель мог вернуться на Renault Sandero или за рулем Lada Largus Cross. Французский хэтчбек с базовым 75-сильным мотором стоил тогда от 419 000, а с 16-клапанным двигателем — от 584 990 рублей. За пятиместный Lada Largus Cross в единственной комплектации «Люкс» с мотором 1,6 л (105 л.с.) просили 654 200 рублей. За семиместность нужно было доплатить 25 000.
За Chery Tiggo 3 просили больше. Переднеприводный кроссовер комплектовался только 1,6-литровым мотором с «механикой» либо вариатором на выбор и в версии Comfort MT, как на фото, по состоянию на 2017 год стоил 817 000 рублей. В наличии климат-контроль, комбинированные (кожзам+ткань) кресла, кожаный руль, мультимедиа Cloudrive и камера заднего вида. Аналогично оснащенный кроссовер с вариатором был дороже на 50 000. При этом цена базовой Hyundai Creta тогда была на уровне 749 900 рублей. «Кореец» в комплектации Active 1.6 MT (то есть с кондиционером, электрозеркалами и стеклоподъемниками) стоил 884 900 рублей. А в салоне Renault можно было надолго зависнуть, выбирая между проверенным Duster (2,0 литра, полный привод, МКП, вторая по рангу комплектация Expression — от 891 900 рублей) и новомодным Kaptur (от 879 000 за отнюдь не пустую базу с 1.6 и «механикой»). Также не стоило сбрасывать со счетов обновленный Lifan X60 с «механикой» или вариатором (от 779 900 до 899 900 рублей), Лада Xray (от 773 900 рублей за версию 1.8 MT в комплектации Luxe с пакетом Prestige) и, конечно же, УАЗ Патриот (минимум 809 000 рублей).
Haval H6 — самый крупный и дорогой в этой троице. Кроссовер был представлен с двумя моторами (бензиновым с турбонаддувом объемом 1,5 л, мощностью 150 л.с. и дизельным объемом 2,0 л, мощностью 150 л.с.) и двумя 6-ступенчатыми коробками — механической и автоматической. Бензиновые версии были доступны с передне- и полноприводной трансмиссией, а дизельная — только с полноприводной. Но полный привод априори подразумевал только механическую коробку. Комплектаций было две — Lux и Elite. Цены 2016 года — от 1 119 000 до 1 369 000 рублей. Недешево, потому что четыре года назад за эти деньги можно было присмотреть Nissan Qashqai, Suzuki Vitara, Skoda Yeti, SsangYong Actyon, Kia Sportage и даже Volkswagen Tiguan, если устроит базовая комплектация. С другой стороны, это все компактные кроссоверы, а по размерам, в том числе и колесной базы, Haval H6 ближе к третьему поколению Hyundai Santa Fe, который был минимум на 400 000 дороже.
Haval H6 — пробег большой, проблем нет
Самый большой пробег у Haval H6 — почти 126 000 км. И что? А ничего. У кузова самые аккуратные зазоры из нашей троицы и никакого намека на ржавчину. Крылья, арки, низы дверей, рамка лобового стекла — все цело. Решетка радиатора, эмблемы, молдинги и накладки сияют хромом, нигде ничего не облезло. Преимущества чисто китайской сборки? В отличие от продаваемых у нас сейчас Хавейлов этот экземпляр собран в Поднебесной.
Салон тоже выдержал проверку временем. Он крепко и аккуратно собран из жесткого пластика (soft-look здесь нет нигде). Но царапин нет, а на ходу ничего не гремит и не отваливается. Обошлось без дополнительной шумоизоляции. Все электронные примочки топовой комплектации, включая камеру бокового обзора, работают без сбоев. Возраст кроссовера выдает разве что потертая кожа на руле, но в бюджетном сегменте (иногда и не только) это вполне нормальное явление. Зато по состоянию кресел пробег никак не определить. Морщины минимальны, боковины целы. А ведь это стандартная для «чайнакаров» экокожа, которая не славится стойкостью к износу.
Едет Haval H6 так, будто его специально проектировали именно для российских дорог. Годы и пробег никак не повлияли на непробиваемость подвески. Она не стучит, не гремит, а делает свое дело, и на сервис попросилась только при пробеге в 111 000 км. Были заменены шаровые, тяги, рулевые наконечники, опорные подшипники и задние сайлент-блоки. За все — около 15 000 рублей.
Турбодвигатель на китайском автомобиле — многие боятся этого сочетания как огня. Мощность невысока — всего 143 силы, динамика для полуторатонного кроссовера условно достаточна. Мотор работает тихо и ровно, масложора нет и топливный аппетит невысок — в среднем 10 л/100 км АИ-95. Турбина, несмотря на уверения скептиков, что к 100 тысячам ей настанет конец, жива. Нет проблем и с 6-ступенчатым «автоматом». Без всяких пинков он плавно переключает передачи и ждет следующей замены масла.
Помимо регламентных работ был один ремонт по гарантии. Ближе к 100 000 км заменили радиатор кондиционера. Из внепланового — замена лобового стекла (20 000 рублей за оригинал). Больше никаких проблем. Может, это такой уникальный Haval или его владельцу просто несказанно повезло? Судя по отзывам — нет. Haval поругивают за малое количество мест для хранения вещей, отсутствие автолифта двери багажника и точечные — вместо веерных — форсунки стеклоомывателя. Некоторым не хватает диапазона регулировок сиденья и руля. Не всем по нраву узкие, зато индивидуальные подлокотники передних сидений. «Сверчки» в салоне нередкое явление, но их обычно немного. Возможно, секрет надежности в коротком регламенте ТО. Сервис H6 должен посещать каждые 10 000 км.
Серьезных недостатков практически нет. Кузов оцинкован полностью (кроме крыши) и действительно не склонен к коррозии. Тем обиднее несколько досадных конструктивных просчетов. Трется о крыло лючок бензобака, до металла стирает краску накладка на двери багажника, аналогично и с задними фонарями. Кроме того, в наружных накладках дверей скапливается вода, но смекалистые владельцы сверлят в них небольшие отверстия, и проблема уходит.
Наиболее распространенный бензиновый турбодвигатель действительно надежен. Может, потому что создан на основе тойотовского 1NZ-FE? Это довольно современный агрегат с алюминиевым блоком цилиндров, распределенным впрыском и системой изменения фаз газораспределения. Динамика многих не устраивает, поэтому владельцы активно обсуждают тему чип-тюнинга и результативность разных версий прошивок. Дизельный GW4D20 встречается крайне редко, но и с ним проблем не замечено.
Коробки передач у Н6 — 6-ступенчатые «механика» или «автомат». По АКП разработки Hyundai–Kia нареканий нет. Несмотря на отсутствие щупа, проверять уровень масла можно самостоятельно — внизу есть контрольное отверстие. Механическая коробка отличается не самым выносливым сцеплением и иногда страдает проблемами с включением двух первых передач. Согласно руководству по эксплуатации, при появлении таких симптомов необходимо повторно выжать сцепление. Если не помогает, обратиться в сервис.
С простой по конструкции подвеской проблем нет. Спереди у Н6 стойки McPherson, сзади — независимая «двухрычажка». Но мягкость ходовой имеет свои обратные стороны — при полной загрузке случаются пробои. Чтобы добавить подвеске непробиваемости и заодно немного приподнять автомобиль, можно установить задние пружины от Honda CR-V, с которой у Н6 конструктивно немало общего.
Конструкция полного привода у Н6 тоже удалась. В основе трансмиссии лежит электромагнитная муфта NexTrac от BorgWarner. Проблем с ней не замечено. Но есть вопросы к сальнику в раздаточной коробке. Он не всегда выдерживает сильные морозы. Сама по себе деталь недорогая, но если успеет вытечь много масла, последствия будут куда серьезнее.
Lifan X60 — а где ржавчина?
Это был мой первый вопрос к Лифану. Ответ нашелся только в районе хромированной накладки на крышке багажника. Плюс облезла эмблема на решетке радиатора. И это в условиях сурового питерского климата. А в остальном кое-как собранный кузов избежал «рыжой чумы», хотя, судя по отзывам, это реальная беда очень многих X60. Возможно, дело в тотальном антикоре, которым щедро обработаны днище, арки, проемы дверей и прочие полости у конкретного экземпляра. Чья это работа, производителя или дилера, неизвестно, но так везет не каждому X60.
Мотор Лифана LFB479Q (ремикс на тему тойотовского 1ZZ-FE) ведет себя вполне прилично. Он очень шумный, имеет ощутимый подхват после 5000 об/мин благодаря изменяемым фазам газораспределения, и бодро крутится до 6000 об/мин, что, впрочем, не гарантирует внятной динамики. Средний расход АИ-92 при вырезанном катализаторе — около 10 л/100 км. В багажнике для страховки лежит пустая канистра. Особенности конструкции бензонасоса таковы, что если остановиться на пригорке с полупустым баком, то велик риск того, что Лифан не заведется. Проблем с электрикой нет, масло не ест, цепью не гремит. Но после 100 000 км уже можно начинать прислушиваться к цепи, а впоследствии велик риск масложора, который «лечится» заменой поршневых колец и маслосъемных колпачков.
У 5-ступенчатой «механики» никаких проблем с переключением. Синхронизаторы явно в порядке. Хотя подбор передаточных чисел странный. На первой скорости X60 не может ехать медленнее 8-9 км/ч, если только не играть сцеплением. Проблем с надежностью не выявлено. Воя подшипников или изношенных шестерен не слышно. Хотя ресурс коробки у Х60 получился очень непредсказуемым. Некоторым владельцам корпус коробки меняли по гарантии при пробегах до 50 000 километров.
К полностью независимой подвеске (спереди McPherson, сзади «трехрычажка» со стабилизатором поперечной устойчивости) за 75 000 км пробега — никаких вопросов. Только один из амортизаторов попросился на замену. А гоняли на X60 будь здоров, благо он хорош и на асфальте, и на грунтовке. Кроссовер не вытрясает из тебя душу на том, что у нас ошибочно зовется дорогами, при этом радуя управляемостью — минимум раскачки и кренов. Приличный клиренс и неплохая геометрия бамперов позволяют почти не жалеть об отсутствии полного привода. Но езда внатяг через вязкую грязь для Lifan чревата — или забуксует, или заглохнет, или сцепление сожжете.
Несмотря на китайский пластик и черкесскую сборку, салон держится достойно. Обивка под чехлами почти как новая. Ничего не дребезжит, не отваливается, явно видимых царапин тоже нет. Исправлять заводские «косяки» почти не потребовалось. Владельцу пришлось докрутить крепление потолочной пассажирской ручки да развернуть в правильную сторону замок ремня безопасности, из-за чего потребовалось снимать правое сиденье.
Зато у других владельцев Лифан дает немало поводов для критики. Ругают громыхающий салон и его жесткий, легко царапающийся пластик. Но больше всего нареканий вызывает качество сборки. Кривые зазоры на нашем X60 — это еще цветочки. Многим владельцам приходилось после покупки регулировать дверные замки, механизмы стеклоподъемников, уплотнители и пластиковые детали салона. Было много жалоб на некачественную прокладку жгутов электропроводки, на небрежно подключенные контакты, на незатянутые хомуты шлангов и трубопроводов. На конвейере в Черкесске могли поставить зеркала без подогрева, хотя комплектация подразумевала его наличие. Или использовать старый вариант датчика уровня топлива, из-за чего в баке нового образца он отказывался работать в принципе. Самым невезучим владельцам приходилось заезжать в сервис не реже раза в месяц.
Владелец обслуживает свой X60 самостоятельно с первого дня. Отказ от дилера последствий не имел. Внеплановый ремонт был лишь один — замена севшего аккумулятора и переборка генератора. Все из-за некорректно установленного сабвуфера. Следы недавнего ДТП в заднюю часть легко и недорого устранимы (5000 рублей — бампер, 1500 рублей — ПТФ). В остальном за четыре года менялись только масло, фильтры да колодки раз в год. Удачно скомпонованный моторный отсек «китайца» позволяет легко провести самостоятельное ТО или ремонт. В стальной защите двигателя есть большое окно для замены фильтра и масла. Лампы фар легкодоступны. Проблем с запчастями, несмотря на банкротство Лифана, — никаких.
Chery Tiggo 3 — верность бренду
У китайских автопроизводителей уже появляются преданные покупатели. Серый Chery Tiggo 3 был выбран владельцем осознанно взамен просто Tiggo. Если твой предыдущий автомобиль за десять лет и 160 000 км пробега не доставил тебе никаких проблем, то, естественно, первым кандидатом на замену будет машина той же марки. Тем более что Tiggo 3 — плод глубокого рестайлинга предшественника. Тут привлекательная внешность, раздельный головной свет, «поворотники» в зеркалах, просторный салон, задний подлокотник, климат-контроль, огромный багажник. Конкуренты в лице Креты и Lada X-Ray сравнения не выдержали.
Кузов Tiggo 3 однозначно собран аккуратнее Лифана. И точно так же везде, где возможно, намазан антикором, потому так хорошо и сохранился за три года. Как и у большинства других Tiggo 3, «рыжая болезнь» обошла кроссовер стороной. Хром тоже не облезает, хотя другим владельцам не так везет. В награду за это кроссовер получил от хозяина комплект фирменного обвеса, который в российской спецификации почему-то не входил даже в перечень опций.
Просторный (особенно на втором ряду), с кучей полочек и кармашков салон приятен глазу, неплох на ощупь и аккуратно собран. Но как же много досадных нюансов. Бардачок лишен подсветки, нет ее и у водительского противосолнечного козырька. Подсветка, как и зеркало, положена только пассажиру. Радость от огромного багажника омрачает жесткая задняя полка и невозможность сложить сиденья вровень с полом. К тому же здесь, как и на втором ряду, нет розеток. Кое-что при наличии прямых рук вполне поправимо. В конкретном кроссовере уже стоит отсутствующий с завода плафон для задних пассажиров, а кнопки подогрева сидений перенесены из бардачка в более понятное человеческому разуму место рядом с рычагом КП.
Двигатель у Tiggo 3 безальтернативен и надежен. Это 1,6-литровый агрегат AVL с индексом SQRE4G16, построенный на базе блока Mitsubishi. Динамика — не его конек с любой из возможных КПП.
Датчик уровня топлива не врет, хотя из-за износа ламелей нередки случаи, когда стрелка указателя ложится на ноль при полном баке.
Основное достоинства двигателя — цепной привод ГРМ, в отличие от моторов на просто Tiggo. Такие проблемы предшественников, как утечки антифриза, масложор, проблемы с холодным пуском ему неведомы. Но совсем без проблем не обошлось. Ближе к 100 000 км нередки случаи отказа топливного насоса или регулятора давления топлива. Последний лучше заменить на аналог от «Волги» или Ланоса. Недолго (около 30 000–50 000 км) живут катушки зажигания и высоковольтные провода. Из странностей — искать упор капота на кузове бесполезно, он закреплен непосредственно на крышке капота.
Механическая 5-ступенчатая коробка работает четко. Проблем с ней, в отличие от вариатора, обычно нет. Неудивительно, что двухпедальных Tiggo 3 в продаже в разы меньше. А в МКП если что-то и изнашивается быстро, то только синхронизаторы.
Тишина на ходу — заслуга дополнительной шумоизоляции, сделанной владельцем самостоятельно. С завода в кроссовере она отсутствует в принципе. Потому и «сверчков» в салоне (передняя панель, сиденья, задняя полка), которые так достают других тигговодов, здесь нет.
Подвеска Tiggo 3 почти такая же фантастически непробиваемая, как у Дастера, и рулится кроссовер достойно. На конкретном экземпляре все детали ходовой еще родные. Хотя особой крепостью ходовая Tiggo не отличается. Передние и задние амортизаторы начинают подтекать или стучать после 60 000–100 000 км. Схожий ресурс у рулевой рейки. Примерно тогда же попросятся на замену шаровые опоры и сайлент-блоки передних рычагов. Задние пружины, сайлент-блоки задних рычагов и ступичные подшипники ходят чуть более 100 000 км. После 60 00–90 000 км нередко закисают направляющие суппорты задних тормозов. Часто из-за попадания влаги глючит блок ABS, но его ремонт недорог.
Гарантийный ремонт у данного экземпляра был только один. Протерлась трубка гидроусилителя руля. Копеечную деталь пришлось ждать целый месяц. Слишком многие владельцы столкнулись с подобной проблемой, из-за чего запчастей на всех не хватало.
Ситуация на вторичке
Как приняли китайских пришельцев на российском вторичном рынке? Больше всего в продаже Лифанов — многолетняя карьера и лидерство по продажам среди чайнакаров обязывают. Всего 1200 объявлений, из которых две трети — именно рестайлинговые варианты как наш, купленный четыре года назад за 600 000 рублей в начальной комплектации без люка и мультимедийной системы. Сейчас средняя цена аналогичного кроссовера — 400 000. Падение цены на 33% не выглядит катастрофой. Чтобы продать X60, нужно в среднем полтора месяца.
Tiggo 3 в продаже мало — менее сотни вариантов. Средняя цена «трехлетки» с «механикой» в топовой комплектации — 650 000 рублей. Наш подопытный был куплен за 800 000, то есть подешевел всего на 19%. Для трехлетнего автомобиля — отличный показатель. На продажу Tiggo 3 в среднем уходит месяц.
Интереснее ситуация с Haval H6, который владельцу обошелся в 1 300 000 рублей. На данный момент средняя цена четырехлетнего кроссовера — 900 000, то есть она снижается на приемлемые 30%. Но выбор ограничен — всего 50 вариантов. Продаются Haval H6 быстро. В среднем кроссовер находит нового хозяина за три недели.
Денис Измайлов — руководитель СТО ГК «Экспо Кар»:
— Кроссовер Tiggo 3 нам хорошо знаком, ранее мы были официальными дилерами Chery, и наша СТО до сих пор оказывает постгарантийную поддержку этих автомобилей. Приезжают к нам на обслуживание и Лифаны с Хавейлами. Все три кроссовера просты по конструкции, сложностей с ремонтом — никаких. Неаккуратная сборка встречается все реже. Явных проблем с ржавчиной у Geely и Haval не замечено. Со свежими Лифанами тоже, а с машинами старше пяти лет — как повезет.
В плане моторов все три модели просты и при своевременном обслуживании беспроблемны, даже если речь про турбомоторы Haval. Механические коробки Tiggo и H6 также надежны. У Лифана это относится скорее к более поздним версиям Х60. На ранних экземплярах велик риск повреждения корпуса коробки ввиду разрушения подшипника. Классический «автомат» на Haval — хороший вариант, а вот к вариаторам Tiggo и X60 есть претензии. Но тут, скорее, дело не в самом агрегате, а в неумении правильно их эксплуатировать.
Основное слабое место Tiggo и X60 — задняя «многорычажка», особенно если владелец поверил в ее неубиваемость на любом покрытии. Haval однозначно крепче. Скажем, у Tiggo стойки и втулки стабилизатора поперечной устойчивости в среднем ходят 40 000–60 000 км. Но в любом случае ремонт недорог. С запчастями проблем нет. Единственное — лучше потратиться на оригинал, заменители служат на порядок меньше.
Если предыдущий год, по понятным всем причинам, был не столь плодотворным на автомобильные новинки из Поднебесной, то 2021-й является максимально продуктивным, за этот период производители собираются выпустить множество популярных китайских авто для России. Например, Geely уже привезла в Россию свой новейший кроссовер Atlas Pro, у Chery стартовали продажи китайского флагмана Tiggo 8 Pro, а компания Jac Motors и вовсе собирается пополнить свой модельный ряд в России целой россыпью новых китайских авто 2021 года.
Мы в редакции GT-News.ru собрали для вас полный список новых китайских авто 2021 года на российском рынке, которые появятся в продаже в ближайшее время или уже представлены у официальных дилеров. На странице все подробности о новых моделях:
- Дата выхода и сроки появления в России;
- Цены;
- Фото;
- Технические характеристики;
- Разбивка китайских машин по маркам которые представлены в России;
- Список “горячих” новинок;
- Статистика продаж.
Новый кроссовер Geely KX11 или Xingyue L для китайского рынка, скоро приедет в Россию. Эта модель как и многие другие базируется на шведской платформе Volvo, а по габаритам она схожа с корейским конкурентом Hyundai Santa Fe.
При покупке K11 можно будет выбрать из двух вариантов силовых агрегатов: 2,0 л бензин 218 л.c и 2,0 л бензин 238 л.c, оба мотора будут идти в тандеме с роботизированной коробкой передач с двумя сцеплениями как у нового седана Preface. К слову, с седаном кроссовер по мимо общей платформы имеет и общую стилистику кузова и интерьера. В Китае автомобиль продается по цене от 148 тыс. юаней, что в рублях получается 1 650 000, но очевидно, что у нас ценник может вырасти из-за пошлин и сборов, но не будем гадать, так как совсем скоро пройдет официальная премьера для российского рынка и объявят комплектации и цены.
Новый китайский седан Geely Preface 2021 модельного года это автомобиль базирующиеся на платформе Volvo CMA (на ней уже “построены” Volvo XC40 и Geely Tugella), по габаритам и концепции он является ближайшим родственником родственного седана Volvo S60, даже дизайн экстерьера здесь напоминает о родстве со шведскими моделями. А вот интерьер здесь оригинальный и многие решения знакомы по новым китайским автомобилям Geely. Что касается технической начинки, то пока предложен только один бензиновый мотор с отдачей 190 л.с. и 300 Нм, он идет с роботизированной коробкой передач с двумя сцеплениями и передним приводом. В России новинка должна появится до конца 2021 года.
Geely Atlas Pro 2021 модельного года прошел все этапы сертификации для российского рынка ещё год назад, но продажи еще начались совсем недавно. Китайский автомобиль с приставкой Pro получил более привлекательную рестайлинговую внешность с новым дизайном передка, переработанный салон и, что самое главное – новый трехцилиндровый мотор, созданный в сотрудничестве с Volvo. Базово модель остается на переднеприводной «тележке» с независимой многорычажной подвеской и электрическим рулевым усилителем, а в качестве опции ей полагается полный привод. Цены на китайскую новинку в России начинаются от 2 119 900 рублей за комплектацию Flagship.
Купеобразный китайский паркетник Geely Tugella в России предлагается в двух комплектациях Luxury и Flagship, обе идут с безальтернативным бензиновым мотором – 2,0 л 238 л.c, полным приводом и автоматической коробкой передач. Цены: 2 699 990 и 2 799 90 соответственно.
Популярный модель Coolray является локомотивом продаж китайской компании Geely, у нас автомобиль предлагается с безальтернативным бензиновым агрегатом – 1,5 л 150 л.c, роботом и передним приводом. Цены за базовую версию Комфорт начинаются от 1 339 990 рублей, а за самую оснащенную Flagship придется “выложить” 1 659 990 рублей.
Новый китайский лифтбек Jac J7 появился в России совсем недавно, у нас он конкурирует с автомобилями C-класса, а его габариты немногим больше чем у популярной Шоды Октавии, а цена намного меньше – 959 000 рублей против 1 515 000 у Октавии. Модель предлагается с бензиновым турбоагрегатом 1,5 л. (136 л.с), приводом на передние колеса, механической коробкой передач или вариатором. Цены: 959 000 – 1 169 000 рублей.
Руководство JAC Motors огласило планы по продажам своих моделей в России, а одной из них должен был выступить семиместный внедорожник JAC S7 2021 года. Модель выпускалась в Китае уже 3 года, но стремительно теряла популярность, в результате чего производитель организовал срочную программу рестайлинга, являющую местному рынку JAC X7. В сентябре прошлого года стало известно, что именно этот более передовой китайский автомобиль 2021 модельного года и привезут в Россию, но сохранят ей прежнее название, которые отныне будет считаться для модели экспортным – S7.
Флагманский пикап Jac T8 Pro должен прибыть в Россию до конца 2021 года, в сентябре минувшего года модель была серьезно обновлена, и эта рестайлинговая версия вскоре должна появиться на российском рынке. Учитывая, что в Китае за такой автомобиль в начальной комплектации просят от 95,8 тысяч юаней (1,1 млн. рублей), есть все основания полагать, что практичный вездеход с открытой грузовой платформой обязательно найдет в России хороший спрос.
JAC S3 – яркий представитель сегмента бюджетных кроссоверов, который продолжает находить покупателей в азиатских странах и в России, прежде всего, за счет своей низкой стоимости. Китайская JAC Motors продолжает методичную работу по выводу на российский рынок новых моделей, и таковых в 2021 году окажется две – JAC X4 и JAC T8 Pro. Но перед их дебютом весной будет презентована еще одна «новинка» – рестайлинговая версия уже продающегося у нас кроссовера JAC S3 2021 модельного года.
В июле 2021 года поступит в продажу на российском рынке компактный кроссовер Jac X4, новый автомобиль будет комплектоваться турбомотором 1,5 л 150 л.c передним приводом, вариатором или “механикой”.
Новая модель Chery Arrizo 5 Plus 2021 модельного года не имеет ничего схожего с первым поколением, вышедшим в 2015 году и ставшим своеобразным китайским клоном корейского Соляриса. Автомобиль модернизировали глобально, разработав для него новый кузов и полностью пересмотрев оснащение салона. Прежний полуторалитровый двигатель также претерпел доработки. Наконец, производитель обещает отправить в Россию наиболее актуальную версию своего седана, вместе с приставкой Plus к названию получившую иной дизайн передка, он даже уже был замечен в Москве, видимо проходил сертификацию для рынка РФ.
На 2021-й год компания Chery запланировала довольно обширную программу обновления своей модельной линейки. В ряду кроссоверов семейства Тигго модернизации подвергся и ее самый «младший» представитель – компактный паркетник Tiggo 2, который в Китае продается под названием Tiggo 3X, а в России рестайлинговый вариант, который некоторое время будет продаваться параллельно с прежним, станет называться Chery Tiggo 2 Pro.
Китайский кроссовер Chery Tiggo 8 Pro 2021 модельного года только-только начал свои продажи в России. У нас модель предлагается с двумя бензиновыми двигателями: 2,0 л 170 л.c и 1,6 186 л.c, с ними идет только вариатор, а привод исключительно передний. Цены за базовую версию Prestige начинаются от 1 999 900 рублей, а максимальная комплектация Prestige Dreamline оценивается в 2 349 900 рублей.
Cheryexeed является премиальным суббрендом Chery, под этим брендом китайский производитель будет выпускать свои самые дорогие и люксовые автомобили. Первой моделью стала Cheryexeed TXl, которая уже продается в России, а следом вышел компактный кроссвер LX, он является перелицованной версией Tiggo 7, оригинальности модели придают новые бампера, решетка радиатора, капот и колесаные диски, а вот салон у LX полностью уникальный и очень сильно напоминает архитектуру автомобилей Jaguar Land Rover. В Россию новинка должна прийти до конца года.
Cheryexeed VX, ещё одна модель нового премиального бренда, если LX это компактный паркетник, то VX это огромный, почти 5-ти метровый внедорожник с тремя рядми сидений, это делает его также флагманом суббренда Chery. Флагманский внедорожник Exeed VX должен поступить в распоряжение дилерских центров во втором полугодии 2021 года, причем вместе с ним в Россию приедет и самый компактный представитель линейки – паркетник LX.
История модели Eado началась в 2012 году, а через 7 лет седан был основательно модернизирован в ответ на серьезное падение спроса. Обновленная версия Changan Eado Plus 2021 года могла похвастать измененным экстерьером и абсолютно новой архитектурой салона, но, следуя «китайской традиции», в продаже было решено также оставить старый вариант седана.
Китайский производитель Changan решил создать свой суббренд под названием Uni, и под его крылом выпускать сверх современные и инновационные автомобили, например первенцом марки стал кроссовер Uni-T, который отличается инновационной системой автопилота и оригинальной внешностью. Также, уже известно, что новинку должны привезти в Россиию до конца 2021 года.
Второй моделью нового суббренда Чанган стал кроссвер Uni-K, он является более крупным автомобилем чем Uni-T и намерен составить конкуренцию Lexus RX. Внешне он похож на своего младшего брата, но не обделён интересными дизайнерскими решениями, например в глаза сразу бросается безрамочная решетка радиатора и выдвижные ручки дверей.
Новый Changan CS55 Plus 2021 модельного года станет похож на флагманский Uni-K, хотя ему точно не достанется столь же роскошная комплектация. Машина слегка прибавит в размерах: 4515х1865х1680 мм. при колесной базе 2656 мм., но это произойдет за счет новых бамперов, поскольку и платформа, и шасси с независимыми подвесками останутся неизменными. Также уже известно, что новый кроссовер приедит в Россию. Цены на актуальную модель (дореформенная) для нашего рынка: 1 499 900 – 1 699 900 рублей.
Совсем недавно самый доступный кроссовер компании Haval, автомобиль Jolian начал свои продажи в России, у нас он доступен по цене от 1 189 000 рублей. В движение Haval Jolian будет приводиться 1.5-литровым четырехцилиндровым мотором мощностью 143 л. с. (210 Нм), который точно не откажется от АИ-92. В ассистенты ему предлагаются «коробки» 6-МКПП и 7-DSG, а вот для полноприводных модификаций, которые появятся в продаже чуть позже, предусмотрен только «робот». Кроме того, на версии 4х4 будет идти форсированный вариант бензиновой «четверки» – на 150 л. с. и 230 Нм. Вилка цен: 1 189 000 – 1 679 000 рублей.
С момента, как компактный SUV премиум-класса сменил поколение, прошло всего три года, но производитель не сбавляет обороты и спешит выпустить на свой рынок машину третьего поколения – Haval H6 2021 модельного года еще более комфортную, просторную и технологичную. Сейча в России доступен только автомобиль аж первого поколения, выйдет ли у нас машина сразу третьего поколения? Если да, то будут ли в Haval «перепрыгивать» через генерацию или посчитают, что мы еще не познакомились с кроссовером второго поколения? Цены актуальной модели в России (1-е поколение): 1188 000 – 1 342 000 рублей.
Haval H9 является настоящим рамным внедорожником, к слову, который недавно пережил рестайлинг и если внешне в России автомобиль остался прежним, то все обновления салона и технической начинки, которые появились у китайской спецификации дошли и до нас. Одной из главных новинок это принудительная блокировка переднего межколесного дифференциала (вдобавок к задней блокировке, которая и раньше была в самой начальной комплектации), но такая опция идет только в топовой версии Premium. Цены на новую модель в России: 2 670 000 – 3 040 000 рублей.
Вслед за Tank 300, в Great Wall представили флагманский Tank 800, который на секундочку хочет составить конкуренцию новейшиму Toyota Land Cruiser 300. Полноразмерный внедорожник сразу создавался с прицелом на самую обеспеченную публику, о чем говорит все, начиная с экстерьера автомобиля, позаимствовавшего многое у Range Rover, Mercedes-Maybach и даже Rolls-Royce Cullinan, заканчивая салоном, сверкающим своей откровенной роскошью.
Пикап Great Wall Pao – это флагманский автомобиль китайского бренда, при разработке которого была взята рамная конструкция от большого Haval H9. Новой машине оставили неразрезной мост на задней колесной оси, но снабдили всю подвеску пружинами и дисковыми тормозами. Но нам он прежне всего интересен тем, что в скором времени он прибудет в Россию где займет малоконкурентную нишу полноразмерных пикапов, в скором времени будут объявлены комплектации и цены.
Gac GS8 – крупный кроссовер с тремя рядами сидений, в России продается по цене от 2 098 000 рублей. У нас автомобиль из Китая 2021 модельного года предлагается с безальтернативным бензиновым мотором – 2,0 л 190 л.c, передним или подключаемым полным приводои и исключительно с автоматической коробкой передач. Вилка цен: 2 098 000 – 2 718 000 рублей.
Впервые с кроссовером Gac GS5 2020 мировую общественность китайцы познакомили в 2018 году на автосалоне в Париже, и практически сразу она стала продаваться у себя на родине в Китае. Это уже второе поколение модели, получившее не только заметно более яркий и современный экстерьер, но и турбированный двигатель. В России авто предлагается с бензиновым 1,5 л двигателем 137 л.c, передним приводом и механической или автоматической коробкой передач. Цены: 1 579 900 – 1 929 900 рублей.
Топ-10 самых ожидаемых китайских новинок в России 2021 года
- Geely KX11;
- Geely Atlas Pro;
- Geely Preface;
- Haval Jolian;
- Chery Tiggo 8 Pro;
- Chery Tiggo 2 Pro;
- Jac X4;
- Changan CS55;
Статистика продаж китайских автомобилей в России (рейтинг самых продаваемых)
- Geely Atlas (7,3 тыс. шт);
- Haval F7 (6,8 тыс. шт);
- Chery Tiggo 4 (5,7 тыс. шт);
- Geely Coolray (5,6 тыс. шт);
- Haval F7x (4,4 тыс. шт);
- Changan CS35Plus (3,4 тыс. шт);
- Haval H5 (2,4 тыс. шт);
- Chery Tiggo 7 Pro (2,1 тыс. шт);
- Haval H6 (2,1 тыс. шт);
Когда я вижу в потоке машин незнакомую модель, всегда думаю: «Наверняка это очередной китаец».
Почти 15 лет в России китайские автомобили покупали плохо, но за последние три года ситуация изменилась. И если раньше это была альтернатива «Автовазу», то теперь конкуренты китайских автомобилей на российском рынке — корейские и японские автомобили.
Дизайн, привлекательный вид и множество электронных ассистентов — сильная сторона современных китайских машин. Но надежность агрегатов, устойчивость кузова к коррозии и безопасность при авариях важнее. Эти критерии сложно оценить в автосалоне при покупке, особенно для новой модели на рынке. Объективную оценку можно дать только через несколько лет эксплуатации. Тем не менее многое можно спрогнозировать.
Я проанализировал наиболее интересные модели китайских кроссоверов, сравнил цены и оценил, насколько они востребованы на вторичном рынке. Из статьи вы узнаете, какие у китайских автомобилей преимущества и недостатки, найти для них запчасти, как обстоят дела с коррозией и почему их покупают все чаще.
Какие китайские производители представлены в России
В Китае больше автопроизводителей, чем в любой другой стране — более 80. В России наиболее популярны Geely, Haval и Chery. Changan занимает четвертое место в рейтинге продаж китайских автомобилей.
Geely сотрудничает с автопроизводителями безопасных, спортивных, гибридных, электрических и даже летающих автомобилей. Вот список брендов, которые в той или иной степени принадлежат Geely:
- Volvo — 100% акций автопроизводителя из Швеции.
- Proton — 51% акций автопроизводителя из Малайзии.
- Lotus Motor Cars — 49,9% акций британского производителя спортивных автомобилей.
- London Taxi Company (LTC) — 100% акций производителя лондонских кэбов из Великобритании.
- Terrafugia — стартап из Америки, который разрабатывает летающие автомобили.
Модельный ряд Geely в России
5 лет или 150 000 км
Рекомендованная розничная цена
1,8 л 184 л. с., 2 л 139 л. с. и 2,4 л 149 л. с.
Механика или автомат
Передний или полный
Haval принадлежит китайской компании Great Wall Motor, которая с 2015 года перестала продавать автомобили в России под своим брендом. Haval — единственный китайский автопроизводитель, который открыл производство в России. Для китайской компании это первый иностранный завод. Haval планирует выйти на первое место в России по продажам среди кроссоверов.
Модельный ряд Haval
1,5 л 143 л. с. или 150 л. с.
Механика или робот
36 месяцев или 150 000 км
1,5 л 150 л. с. или 2 л 190 л. с.
2 л 190 или 218 л. с.
Chery — государственное предприятие, основано в 1997 году. Первый в Китае автопроизводитель, который начал экспортировать автомобили. У Chery шесть автомобильных заводов и 11 сборочных производств в Китае, Сирии, Иране, Египте и Уругвае.
Модельный ряд Chery
1,5 л 113 л. с. или 147 л. с. и 2 л 122 л. с.
Механика, вариатор, робот
1,5 л, 147 л. с.
1,6 л 186 л. с. и 2 л 170 л. с.
7 лет или 200 000 км
Changan — государственная компания, основанная в 1862 году. Компания занялась автомобилестроением в 1958 году: тогда с конвейера сошел первый военный внедорожник. Есть совместные производства с автопроизводителями Suzuki, Mazda, Ford и Citroen. Changan лидирует в рейтинге надежности среди китайских автомобилей на внутреннем рынке.
Модельный ряд Changan
1,6 л, 128 л. с.
1,5 л, 143 л. с.
1,8 л, 150 л. с.
Интерьер и экстерьер китайских автомобилей
Комплектация. По комплектациям и оснащению китайские автомобили выигрывают у корейских, японских и европейских моделей. У Haval в базовых комплектациях уже есть обогрев руля, датчики света и дождя, мультимедийная система с сенсорным управлением, бесключевой доступ, кнопка запуска двигателя и климат-контроль.
В дорогих комплектациях будет беспроводная зарядка, система удержания в полосе, помощь при парковке, проекционный дисплей на лобовое стекло, разноцветная подсветка салона, панорамная крыша и адаптивный круиз-контроль.
Несмотря на богатую комплектацию, владельцы китайских автомобилей отмечают неудобную эргономику и нелогичность оборудования салона. Вот некоторые неприятные мелочи, на которые также жалуются владельцы разных китайских кроссоверов:
- ковры, которые плохо держатся и скользят по полу;
- неудобные для дальних поездок сиденья;
- слишком маленький бачок омывателя;
- пластиковый бензобак, который ничем не защищен со стороны днища.
Внешний вид и дизайн. Китайские автомобили выглядят хорошо, а некоторые даже здорово. Автопроизводители переманивают дизайнеров из других автомобильных компаний по всему миру и привлекают их к работе над новыми моделями. Тем не менее во многих случаях покупатели видят в таком дизайне хорошо знакомые машины. Например, рамный внедорожник Haval H9 внешне напоминает Toyota Land Cruiser Prado, а Geely Tugella — BMW X6.
Китайские автопроизводители меняют модельный ряд под запросы покупателей. Если им кажется, что дизайн автомобиля устарел, они выпускают новую модель. Так случилось с Geely Atlas, на смену которому пришел Atlas Pro и Coolray.
Где производят китайские автомобили для российского рынка
Завод Haval работает в Туле с 2019 года, мощность 80 000 автомобилей в год. Компания инвестировала в российское производство полмиллиарда долларов. Haval планирует увеличить мощность завода до 150 000 автомобилей в год.
У Geely с 2017 года завод в Беларуси. Беларусь входит в Евразийский экономический союз, поэтому автомобили свободно доставляют и продают на российском рынке.
Changan открывала крупноузловую сборку автомобилей Changan CS35 в 2016 году на базе Липецкого механического завода. Но к 2019 году все производство перенесли в Китай.
Chery с 2006 года производила автомобили на заводе «Автотор» в Калининградской области, но уже в 2008 сборку свернули. Еще автомобили Chery производили в Черкесске, Новосибирске и Таганроге. Все модели для российского рынка сейчас импортируют из Китая.
Технические особенности китайских автомобилей
Двигатель и АКПП. Китайские автомобили можно купить с классическим атмосферным двигателем и автоматом, а можно и с новейшим трехцилиндровым турбированным двигателем на роботе.
Двигатели и коробки передач для китайских автомобилей делают на основе агрегатов, проверенных на немецких и японских авто. Насколько будут надежны такие копии — покажет время. К новым, экологичным и экономичным турбированным двигателям, вариаторам и роботам любых марок и моделей на вторичном рынке относятся настороженно.
Компания Geely оснащает свой новый кроссовер Coolray трехцилиндровым турбодвигателем объемом 1,5 л и мощностью 150 или 177 лошадиных сил, который потребляет бензин с октановым числом не ниже АИ-92.
Некоторые покупатели и автоэксперты опасаются, что ресурс двигателя с такими характеристиками может ограничиться гарантийным периодом, ведь малообъемному двигателю придется тащить тяжелый кроссовер. Тем не менее этот двигатель устанавливают на Volvo XC40 с 2018 года. Еще один двигатель — на Geely Tugella.
Chery совместно с австрийской фирмой AVL разрабатывает и производит собственные двигатели. На кроссоверы устанавливают уже третье поколение двигателей Acteco — так их называют. Chery настолько уверена в надежности своих агрегатов, что объявила пожизненную гарантию на двигатели, но только для китайского рынка.
Коробки передач и двигатели Haval технически схожи с немецкими VAG. Их производят в Китае, а часть комплектующих поставляют из Японии и Америки. Предприятие Haval в Туле подписало специальный инвестиционный контракт и планирует в 2022 году локализовать производство собственных двигателей в России.
Популярные в России двигатели Gamma, знакомые российским водителям по автомобилям Hyundai и KIA, тоже производят в Китае, но едут корейские машины более бодро и плавно, чем китайские.
В одном случае проблема китайских авто в том, что в пару ставят классический автомат AISIN и машина почти не едет, в другом связка двигателя и роботизированной коробки передач работает с дискомфортом для водителя. Машина резко дергается на старте или задумывается при переключении передач. Дилеры пытаются решить эту проблему новым программным обеспечением и адаптацией коробки передач, но сильно лучше не становится.
Качество лакокрасочного покрытия и устойчивость к коррозии. Официальные дилеры и автопроизводители утверждают, что решили проблему коррозии китайских автомобилей. Например, у Haval гальванизируют 85% кузова — это вся машина кроме крыши. Толщина лакокрасочного покрытия — от 77 до 120 микрон.
Видимые части кузова будут выглядеть здорово достаточно долго, но если на крыше появится скол, ржавчина на металле под ним проступит почти сразу. И если с этим ничего не делать, примерно на пятый год там вполне может появиться дырка.
У китайских автомобилей достаточно странно обрабатывают днище. Антикоррозийное покрытие на заводах наносят частично: оно есть, но необработанные участки найти несложно.
К сожалению, это можно сказать почти про любой китайский автомобиль, поэтому, если берете китайский автомобиль — рекомендуем сделать антикор в специализированном центре. Такую услугу обязательно предложит дилер, но качество работы, скорее всего, будет посредственным.
Тем, кто будет покупать на вторичном рынке китайский автомобиль старше пяти лет, рекомендую поднять машину на подъемнике и посмотреть на днище: если машину не обрабатывали антикором, будет много ржавчины.
Chery Tiggo 4 выпускают с 2018 года, и некоторые владельцы уже столкнулись со вспучиванием хрома на декоративной накладке. Дилер меняет ее по гарантии. По оценке сайта Autogener, на кузов этой модели частично нанесли цинкосодержащее покрытие, и первая коррозия может появиться уже через шесть лет.
Гарантия китайских автопроизводителей на сквозную коррозию
от 72 до 144 месяцев в зависимости от модели
Качество сборки. Аналитическое агентство «Автостат» опросило владельцев китайских автомобилей: респондентов спросили, насколько они удовлетворены качеством сборки китайских автомобилей.
Больше всего баллов получила Haval, а меньше всего — Lifan. В опросе приняли участие более 8000 человек, и примерно 4800 из них считают, что качество сборки китайских автомобилей за последние пять лет стало лучше.
Производители китайских автомобилей признают ошибки и готовы их устранять. У Geely при низких температурах текли топливные трубки, потом автомобили загорались. Поэтому объявили отзывную кампанию. Аналогичная отзывная кампания была и у Haval.
Chery проводили сервисную кампанию — это когда владельцев приглашают в сервис, если похожие поломки встречались у пяти машин в стране. У Chery Tiggo проверяли шланги охлаждения трансмиссии и проблемы с дистанционным запуском.
Как китайские машины продаются и сколько стоят
Цена всегда была преимуществом китайских автомобилей. Я решил сравнить цены четырех бюджетных китайских автомобилей с ценами четырех конкурентов из масс-маркета.
Для этого я рассчитал среднюю рекомендованную розничную цену каждой модели. Оказалось, что у корейских, японских и европейских автомобилей средняя цена ниже на 6%. Поэтому низкая цена на некоторые китайские автомобили перестала быть их преимуществом.
Средняя рекомендованная розничная цена китайских авто и конкурентов
Дилерские центры и продажи. По данным Russian Automotive Market Research, с августа 2020 в России открылось 138 новых дилерских центров китайских автомобилей, несмотря на то, что общее количество автоцентров всех марок сократилось на 194. У марки Chery и ее бренда CheryExeed открылось больше всего дилерских центров — 74.
Дилерских центров стало больше, поэтому продажи китайских автомобилей увеличились. За 9 месяцев 2021 года продажи Chery выросли на 288%, Haval — на 115%, Geely — на 71%. Только продажи автомобилей Changan упали на 24%.
Продажи китайских автомобилей растут недостатка японских, европейских и корейских автомобилей. Китайские автопроизводители смогли оперативно выйти из кризиса производства после пандемии и удовлетворить спрос поставками своих автомобилей.
Осенью 2021 года нет смысла оценивать ликвидность машин. Новые допоборудования могут стоить ощутимо дороже, чем рекомендует производитель, а машину с пробегом сейчас заберут какую угодно и дорого — она была живая. Вернемся к разговору о ликвидности, когда автомобильный рынок придет в норму.
Эксперты аналитического агентства «Автостат» оценили востребованность китайских автомобилей относительного всех остальных на вторичном рынке. В первом полугодии 2021 года китайские автомобили на 9% хуже сохраняют остаточную стоимость, чем все остальные автопроизводители. При покупке нового автомобиля стоит учитывать, что доверие к китайским автомобильным брендам на рынке подержанных авто пока еще ниже, чем к остальным маркам.
Запасные части
Гарантия на китайский автомобиль — от трех до семи лет. Если в автомобиле сломается в этот период, официальный дилер закажет запчасть самостоятельно и заменит ее бесплатно по гарантии. Но если автомобиль больше не на гарантии или пострадал в ДТП, могут возникнуть проблемы.
Когда модель только появляется на рынке, для нее еще нет хороших каталогов, по которым можно найти запчасти. Исключение может быть только для автомобилей, построенных на старой платформе. Например, кроссовер Changan CS35 Plus построен на платформе предшественника CS35, который выпускают с 2012 года. В новых каталогах для китайских авто иногда не бьется VIN, нет схем с запчастями или английский язык перемешивается с китайскими иероглифами.
Политика по запчастям, видимо, такая
директор регионального магазина запчастей Exist
Пока что рано говорить про совсем свежие модели. В основном люди обращаются к нам с подержанными автомобилями. Могу однозначно сказать, что купить запчасти на китайский автомобиль — проблема, и вот почему.
Запчастей нет в наличии на складах: в основном сложно найти и дождаться детали интерьера, внутрисалонную электрику, мелкие детали экстерьера, многие компоненты двигателя, ремкомплекты для агрегатов и много чего еще.
Качество деталей отвратительное. Якобы оригинальные детали в большинстве случаев очень некачественные. Насосы гидроусилителя руля, генераторы, стартеры, рулевые рейки, суппорты могут прийти и вовсе после ремонта на скорую руку.
Много явного контрафакта, который китайцы и присылают. По одному и артикулу могут прийти абсолютно разные детали. Поэтому люди при любой возможности стараются заказывать аналоги от других марок. Прямых кроссов на аналоги нет, поэтому люди ищут информацию в сети.
Каталоги запчастей очень плохие, а еще они есть далеко не для каждой машины. Банально артикулы не можем найти. Приходится гуглить и искать информацию по форумам. Складывается впечатление, что производитель не очень задумывается о том, что будут делать владельцы машин с пробегом. Видимо, политика такая: поездил, скажем, пять лет — старую машину под пресс, купил новую.
У остальных производителей внятные каталоги есть, и в них можно найти, а вот с китайцами проблема. Несмотря на это, в части производства новых автомобилей китайцы очень выросли. Думаю, через они достигнут уровня корейцев.
Китайские автопроизводители говорят, что их автомобили полностью собраны из дорогих европейских компонентов. Якобы все датчики Bosch, подвеска точь- как у RAV4, сцепление LUK, ролики-подшипники FAG, но это только часть правды.
Важно помнить, что в машине немало китайских запчастей. И те несколько недель, что неизбежно потребуются для доставки, владельцу негарантийного китайского автомобиля придется обходиться без машины. Сложно представить такое с корейским, японским или европейским автомобилем.
Кузовные элементы
Цены на кузовные элементы для китайских автомобилей выше, чем для моделей конкурентов из других стран. Чем новее модель, тем дороже на нее запчасти и тем дольше они будут ехать на пункт выдачи заказов: некоторые детали кузова придется ждать до двух месяцев. Поэтому быть виновным в ДТП на китайском автомобиле гораздо более накладно, чем на аналогичном по цене автомобиле корейского или европейского производителя.