- Как лучше прикурить?
- Важные моменты, о которых надо знать
- Береги автомобиль
- Плюсы и минусы
- Что значит «прикурить»?
- Какие провода приготовить к прикуриванию?
- Как нужно прикуривать авто?
- Типичные ошибки при прикуривании
- Когда нельзя прикуривать авто?
- Как понять, что батарея села?
- АКБ не подлежит восстановлению, если
- Как запустить мотор, если АКБ села
- Пускачи в прикуриватели не помогут
- Когда есть смысл «прикуривать»
- «Прикуривание» от работающего двигателя
- Внимание к проводам!
- Бросайте «курить»!
- Что значит прикурить автомобиль
- Когда следует использовать метод “прикуривания”
- Как правильно прикурить автомобиль от другого
- Как прикуривать от другой АКБ
- Какие используются провода для «прикуривания»
- Важные моменты при «прикуривании»
- Вывод
- Как правильно «прикурить» – полная инструкция ЗР
- Пусковые провода
- К чему подключать «массу»?
- Что, если «прикурить» от работающего двигателя?
- Клемму снял — избавился от проблем?
- Емкость аккумуляторов
- А если оба автомобиля старые?
Как лучше прикурить?
Недавно мы выясняли, как завести машину с толкача или при помощи буксира, а также разбирались, как сделать это в одиночку при помощи троса и домкрата. Сегодня же мы рассмотрим самый «простой» вариант: как завести машину с разрядившимся аккумулятором, если есть возможность «прикурить» ее от другой. Слово «простой» не зря взято в кавычки: при всей кажущейся простоте в процедуре прикуривания есть важные нюансы. Давайте их вспомним и сформируем правильный порядок действий.
Когда нельзя прикуривать автомобиль
На самом деле, прикуривать автомобиль с разряженным аккумулятором не всегда оправданно, а иногда даже откровенно рискованно. Поэтому для начала давайте обозначим условия, при которых эта процедура бессмысленна или опасна. Прежде всего это состояние аккумулятора на машине, которой требуется помощь. Если он разряжен полностью и в течение долгого времени находился на морозе, то почти наверняка «внешняя помощь» его уже не реанимирует: электролит в нем с большой долей вероятности замерз. Из этого следует еще одно условие, касающееся аккумулятора: перед прикуриванием нужно осмотреть его и убедиться, что он не вспучился, не лопнул, не течет и не имеет других явных повреждений или дефектов. Если они есть, подключение исправного аккумулятора, установленного на другой машине, может быть в лучшем случае бесполезным, а в худшем – рискованным.
Следующее, в чем нужно убедиться перед прикуриванием – отсутствие проблем с электросетью у автомобиля, который нужно завести. Минимальная диагностика – это проверка блока предохранителей на предмет их целостности. Сгоревший предохранитель укажет на наличие проблем в цепи, а то и короткого замыкания. Попытка запустить мотор в таком случае означает высокий риск для бортсети автомобиля-донора.
Последнее, что обязательно стоит проверить – это чистота и состояние клемм у проблемного автомобиля. Далеко не все автовладельцы заморачиваются не то что смазкой, но даже периодическим осмотром и чисткой клемм, а в самых запущенных случаях провода вовсе не затянуты не клеммах аккумулятора, а просто надеты на них. Все это ухудшает проводимость и снижает вероятность запуска двигателя. Соответственно, в некоторых случаях причина молчания стартера – не разряженный аккумулятор, а плохой контакт, и прикуривание здесь никак не поможет. Поэтому перед тем как доставать провода для помощи, убедитесь в чистоте контактов и затяжке клемм.
Ну и еще одно «дополнительное» условие неудачного пуска – это отсутствие подходящих проводов. В момент пуска по ним пойдут весьма большие токи, так что провода для прикуривания должны иметь достаточное сечение, хорошую изоляцию и качественные клещи («крокодилы») для подключения к клеммам. От качества контакта зависит вероятность успешного пуска, а от качества проводов – безопасность всего мероприятия. Тонкие провода с жиденькими «крокодильчиками» или, что еще хуже, кусок «бытового» провода, намотанный на клеммы – это риск перегрева, оплавления и возгорания.
Как правильно прикурить автомобиль
Процедура прикуривания в целом очень проста. Пусковые кабели для удобства обычно имеют окраску: красный для подключения положительных (плюсовых) контактов и черный для подключения отрицательных (минусовых) контактов. Последовательность действий при прикуривании такая:
Какие сложности могут возникнуть при запуске
В описанной выше схеме есть несколько «белых пятен». Основные вопросы, вызывающие жаркие споры, касаются того, нужно ли отключать аккумулятор автомобиля-донора от бортсети, нужно ли запускать двигатель автомобиля-донора и можно ли подключать кабели при запущенном моторе. Давайте кратко разберемся в причинах и потенциальных рисках каждого из этих решений.
Отключение аккумулятора автомобиля-донора – то есть снятие с него клемм – исключает риски проблем с электрикой «помогающей» машины. С другой стороны, само по себе отключение аккумулятора, особенно на современных машинах, может быть сопряжено со сложностями. Это как мелочи вроде сбившихся настроек памяти сидений и зеркал или блокировки головного устройства аудиосистемы с необходимостью ввести код разблокировки, так и более неприятные последствия. Риск того, что машина не заведется после отключения аккумулятора, крошечный, но лучше заранее знать, что может произойти в этом случае. Вдобавок стоит учитывать, что при запуске мотора автомобиля-реципиента отключенному аккумулятору может просто не хватить тока для пуска. Из этого условия вытекает следующий вопрос: можно ли запускать двигатель автомобиля-реципиента при работающем двигателе донора. Ответ то же самый: обычно это проходит безболезненно для автомобиля-донора, но определенные риски в такой процедуре есть, так что некоторые автовладельцы соглашаются только на «холостое» прикуривание.
И еще один нюанс касается последовательности подключения пусковых кабелей. На самом деле последовательность, указанная выше, не является единственно допустимой: можно подключить первым и отрицательный кабель. Но если подключить минус первым, а затем при подключении плюса случайно коснуться вторым концом плюсового кабеля металлической части автомобиля, произойдет короткое замыкание. Если же подключить первым плюс, то короткое замыкание можно получить, только коснувшись концом минусового кабеля плюсовой клеммы аккумулятора – то есть, риск гораздо ниже. Поэтому правильным считается именно порядок «сначала плюс, потом минус».
Важные моменты, о которых надо знать
Аккумулятор сел, двигатель не заводится. Кто не оказывался в подобной ситуации? В холода такое происходит чаще. Поэтому если вы не умеете «прикуривать» от другой машины, срочно учитесь — зима скоро. «За рулем» рассказывает, как делать это правильно.
Завести двигатель при разряженном аккумуляторе можно с помощью рабочего аккумулятора другого автомобиля. Главное, найти водителя-добровольца на машине с заряженной батареей и специальные провода. Дальше вам останется только следовать нашей инструкции.
Береги автомобиль
Материалы по теме
Прежде чем мы расскажем, как «прикурить» машину, обратим внимание на два важных момента. Первый — зажигание на автомобиле-«доноре» (с заряженным аккумулятором) должно быть выключено. Иначе при подключении проводов произойдет скачок напряжения и диодный мост генератора на автомобиле-«доноре» будет поврежден.
Еще один момент — сначала нужно подключить плюсовой, красный, провод к плюсовым клеммам аккумуляторов. Так безопаснее, хотя принципиальной разницы, в каком порядке подсоединять провода, нет. Важно знать, что если сначала подключить минусовой, черный, провод, то случайное касание потом наконечником плюсового провода любой металлической детали спровоцирует короткое замыкание.
Плюсы и минусы
Подгоняем автомобиль-«донор» как можно ближе к тому, который необходимо завести. Глушим двигатель, выключаем зажигание и открываем оба капота. Подсоединяем плюсовой провод к плюсовой клемме автомобиля-«донора» и проверяем надежность крепления, чтобы провод впоследствии не соскочил. Второй конец плюсового провода подключаем к плюсовой же клемме разряженного аккумулятора и также проверяем надежность крепления.
Минусовой провод подсоединяем к минусовой клемме рабочей батареи, другой конец этого провода цепляем к любому подходящему кронштейну двигателя. Затем нужно удостовериться в том, что провод надежно закреплен и не соскочит от вибраций. Почему мы подключили его именно к кронштейну двигателя? Для того, чтобы во время пуска вся сила заряженного аккумулятора пошла не на зарядку разряженного, а на работу стартера.
Подключив провода, запускаем двигатель автомобиля с разряженным аккумулятором. Машина завелась! Снимаем провода в обратной последовательности (по той же причине, что описана выше) — и можем ехать.
«Прикурить» машину нетрудно. Для этого потребуется помощь водителя автомобиля с рабочим аккумулятором, специальные провода, которые должны быть у каждого автовладельца, и знание простых, но важных правил проведения процедуры. Удачных запусков!
Другие выпуски «Технической среды» доступны в нашем спецпроекте, а также на нашем канале в YouTube.
Подпишись и будешь всегда в курсе!
За рулем в Дзен
«Севший» аккумулятор способен огорчить любого автовладельца. Зимой чаще всего возникают ситуации, когда АКБ во время пуска мотора неожиданно «садится». При низких температурах саморазряд батареи происходит быстрее. Хотя и в теплое время года тоже нет гарантии, что двигатель запустится. Оставленные на несколько часов включёнными потребители тока (ходовые огни, аудиосистема, климатическая система) разрядят батарею в два счёта. Да и сама АКБ имеет ограниченный срок эксплуатации, при превышении которого номинальная емкость падает на 20% и более.
Проблему «севшей»
батареи автолюбители часто решают путём прикуривания. Чтобы случайно не вывести
батарею из строя и не повредить электрику, генератор и прочее
электрооборудование, нужно знать, как прикурить автомобиль от другого
автомобиля.
Что значит «прикурить»?
Выражение «прикурить авто» означает пуск двигателя при полностью разряженном аккумуляторе за счет подключения к АКБ другой тачки. Севшая батарея выступает как проводник — после пуска мотора генератор уже самостоятельно вырабатывает ток, необходимый, чтобы зарядить батарею. Для зарядки севшей батареи после глубокой разрядки потребуется время, поэтому выключать зажигание сразу после пуска не стоит.
Какие провода приготовить к прикуриванию?
В продаже есть пусковые провода разных производителей и безымянные изделия, позволяющие подпитать автомобиль от автомобиля. Вот несколько критериев выбора:
- Большое сечение. Чем меньше сечение, тем меньший ток может проходить. Тонкие провода сильнее нагреваются. Покупайте провода сечением не менее 16 кв. мм. Порядка 60-70 кв. мм достаточно для пуска любой «легковушки», кроссовера или внедорожника.
- Материал. Для электропроводки лучше использовать медные провода, поскольку металл отличается минимальным сопротивлением.
- Длина. Чем длиннее провода, тем выше будет сопротивление и менее экономичным расход заряда АКБ донора. Но при длине менее 1–1.5 м могут возникнуть трудности с подъездом авто. Недопустимо ставить авто вплотную друг к другу. Оптимальное расстояние между двумя авто — 1.5–2.5 м.
При покупке внимательно осмотрите провода и проверьте соединение с зажимами-«крокодилами». Именно в местах соединения возникает максимальное сопротивление, поэтому зажимы должны быть спаяны с проводом. Сами «крокодилы» должны быть достаточно большими для удобного хвата и подключения к клеммам АКБ.
Как нужно прикуривать авто?
Прикурить можно автомобиль от автомобиля с аналогичным напряжением бортовой сети. Недопустимо пытаться запустить мотор легкового авто от АКБ грузового транспорта. Одно из требований к АКБ авто, двигатель которого будет запускаться — полностью исправное состояние. Нельзя пытаться прикурить, если батарея неисправна — например, при наличии трещин корпуса.
Соблюдай правила прикуривания своего автомобиля — это гарантия исправности электрики. Если нарушить последовательность действий или попытаться прикуривать автомобиль с неисправной АКБ, это чревато выходом из строя электрики — у прикуриваемого авто и у донора.
Вот схема, как завести автомобиль от автомобиля:
- Поставьте машину-«донора» рядом с авто с севшей батарей.
- Отключите зажигание и все потребители тока донора.
- Отключите минусовую клемму от севшего аккумулятора — это исключит быстрый разряд АКБ донора.
- Подготовьте стартовые провода большого сечения.
- Подключите плюсовые клеммы с батарей — закрепите «крокодилов» на «плюсах» обеих батарей.
- Подключите «крокодила» к минусу донора — второй «крокодил» подключается к подушкам, опоре двигателя или металлическим деталям мотора.
- Запустите двигатель севшей машины.
- При удачном запуске мотора и отсутствии дыма, едкого запаха не выключайте двигатель, подождите порядка 10 минут.
- Подсоедините минусовую клемму АКБ.
- Отключите плюсовую клемму сначала от АКБ с запущенным двигателем, а потом от донора.
- Подключите плюсовую клемму.
Типичные ошибки при прикуривании
Правильно батарею прикурить — просто. Но автолюбители всё равно могут допускать ошибки. К распространенным относят:
- Нарушение полярности при подключении проводов к АКБ. Чревато повреждением батареи и выходом из строя генератора.
- Попытки прикурить от другого авто долгое время. Чтобы запустить автомобиль от автомобиля, аккумулятор‐донор должен дать значительное электропитание. Если с нескольких попыток не удалось прикурить свой автомобиль, то последующие попытки чреваты уже разрядкой АКБ донора.
Не забывайте о технике безопасности. Кузова не должны соприкасаться. Не стоит прикасаться к кузову. При появлении характерного запаха электролита, искрения, дыма, запаха плавленой пластмассы (возник прогар обмотки, не рассчитанной на большой ток), следует немедленно прекратить процедуру. А также выключить двигатель, отсоединить провода, вызвать выездного автоэлектрика или эвакуатор.
Когда нельзя прикуривать авто?
Если имеются видимые повреждения корпуса АКБ, течь электролита, если при подключении проводов возникают специфический запах, дым, то прикуривать категорически запрещается. Также нельзя заводить двигатель от другой машины, если различается напряжение (прикуривание батареи легковой от грузовой), провода слишком короткие (машины расположены на близком расстоянии) или не соответствуют требованиям (малое сечение, наличие дефектов, отсутствие «крокодилов»).
Не прикуривайте от другого автомобиля, оснащенного дизельным двигателем, и, наоборот. Если температура воздуха ниже −25 C и электролит замерз, лучше тоже этого не делать.
Помните, что проблему разряженного аккумулятора проще предупредить (или избежать её повторного возникновения в будущем). Прикуривать ваш автомобиль не придётся, если вы знаете, как правильно следить за машиной:
- Не оставлять надолго авто с запущенными потребителями электричества.
- Менять батарею сразу после завершения срока эксплуатации.
- Регулярно проверять исправность АКБ — уровень и плотность электролита, отсутствие внешних повреждений корпуса батареи, дефектов клемм, проводки.
- Диагностировать генератор — из‐за неисправностей генератора возможны недостаточная зарядка или перезаряд.
Если вы не знаете, как самому прикурить, помощи просить не у кого и пусковые провода у вас отсутствуют, можно поехать к мастерам, оказывающим услуги выездного «подкуривания» авто. Они запустят мотор вашего «железного коня» от АКБ собственного транспортного средства либо подадут ток напрямую с мобильного генератора. Помните, что при работе с электропроводкой авто безопасность на первом месте!
Все способы работают — даже в самой, казалось бы, безнадежной ситуации один из них обязательно выручит! Можно попробовать «прикурить», завестись с толкача или при помощи пускозарядного устройства. И даже искупать АКБ в горячей ванне.
Как понять, что батарея села?
- При попытке запустить двигатель стартер крутится медленно. Щелкает реле – сообщает о нехватке энергии.
- Фары тускло моргают, при повороте ключа сигнальные лампы и подсветка приборной панели гаснут.
- Не получается открыть машину с брелока.
Каждый из вас может выиграть внедорожник Лада Нива. Для этого достаточно проголосовать в Гран-при «За рулем» и выбрать лучшие автомобили в каждом из одиннадцати классов. Заполнить анкету можно здесь. Голосование завершится 28 февраля 2022 года.
АКБ не подлежит восстановлению, если
- образовалась трещина в корпусе. Раньше опытные водители умудрялись заделывать трещины паяльником, предварительно слив электролит. Сегодня на такой подвиг решатся единицы.
- на поверхности пластин появился нерастворимый осадок в виде твердого налета (сульфатация пластин). Спасти такую батарею под силу лишь аккумуляторным гуру, которые умеют промывать батарею раствором аммиака и трилона Б (или комплексон-III, или хелатон III).
- батарея вздулась из-за замерзания электролита. Случается, если разряженная в ноль батарея долго пробыла на морозе. «Реанимировать» такую АКБ невозможно.
Как запустить мотор, если АКБ села
1. Подзарядите батарею. Этот способ самый очевидный, но одновременно и самый долгий (тем более, что охлажденная АКБ почти не принимает заряд). К тому же у вас должно быть зарядное устройство.
2. Прикурите от другой батареи. Только понадобятся хорошие пусковые провода и желающий вам помочь. Если провода тонкие, подсоединитесь к батарее чужой машины и подождите 5–10 минут. Возможно, перекачанной таким образом энергии хватит, чтобы разок крутануть стартер.
При использовании зажимов-«крокодилов» очень важно обеспечить их надежный контакт с клеммами батареи. Лучше это делать с помощником, который будет их удерживать.
3. В мороз занесите АКБ в помещение и опустите в емкость с горячей водой. Если батарея была разряжена не полностью, то после получасового «купания» ее энергии хватит, чтобы провернуть коленвал.
4. Очистите клеммы от слоя окислов. Бывает, что батарея нормально заряжена, а из-за сильного окисления клемм АКБ плохо контачит с бортовой сетью.
5. С буксира или с толкача. В этом случае внешняя сила выполняет роль стартера – раскручивает коленвал. Способ годится только для автомобилей с механической коробкой передач – из-за особенностей устройства других трансмиссий.
6. Подключив пускозарядное устройство (если есть гараж и сеть 220 В доступна).
7. При помощи литиевого или конденсаторного бустеров. Эти коробочки с проводами-«крокодилами» (в народе – пускачи) имеют один недостаток – высокую стоимость.
Потроха типичного литиевого пускача выглядят хило: по этим тоненьким проводам должны гулять сотни ампер.
8. От аккумулятора от шуруповерта или от сварочного аппарата. Но эти способы – для безвыходной ситуации.
9. С помощью буксировочного троса. Переднеприводную машину иногда удается пустить, намотав трос на поддомкраченное ведущее колесо с последующим рывком. Способ требует навыков и наличия механической коробки.
10. Вызываем бригаду «пускачей». Так поступаем в том случае, если остальные способы по каким-то причинам не работают.
Пускачи в прикуриватели не помогут
В продаже встречаются устройства с проводом, оснащенным двумя штекерами в автомобильную розетку: один втыкаете в прикуриватель своей машины, другой – в прикуриватель машины соседа. Таким способом можно разве что подзарядить севший аккумулятор, да и то очень медленно. Стартерные токи через слабенькое гнездо не пойдут.
Встречаются и совсем уж примитивные гаджеты в виде крошечной коробочки, заполненной пальчиковыми батарейками АА. Подключать ее к гнезду прикуривателя не стоит: мотор не пустится.
Сколько прослужит аккумуляторная батарея?
Зависит от условий эксплуатации – систематическая недозарядка и продолжительная полная разрядка сокращают срок службы АКБ. Средний ресурс составляет примерно 5 лет.
«Пожилой» батарее нужно особое внимание. Если вам кажется, что стартер стал крутить неуверенно, проверьте состояние аккумулятора и, при необходимости, подзарядите его.
Проблема повторяется? Пора задуматься о приобретении новой АКБ.
Аккумулятор всегда разряжается не вовремя. Так может, «прикурить» от соседнего автомобиля, если надо срочно ехать? Но сосед говорил, что это современным автомобилям вредно! Развенчиваем мифы и разбираемся, как это делать правильно.
Для «новобранцев», недавно выехавших из автосалона, напомним, что «прикуриванием» на жаргоне водителей со стажем называется соединение посредством специальных проводов аккумулятора одного автомобиля с аккумулятором другого с целью запуска двигателя одного из них. Проще говоря, если у одного подсела батарея, можно соединить ее с батареей другой машины и запустить мотор. Процедура несложная, но требующая аккуратности и некоторых базовых знаний, иначе можно «попасть» на недешевый ремонт.
Когда есть смысл «прикуривать»
Процедура «прикуривания» будет эффективна только в том случае, если явно подсел аккумулятор, когда стартер изначально крутит плохо и слабо. Но если, например, стартер «молотит», а мотор не запускается, то аккумулятор со своей задачей справляется. Тут надо искать причину в другом: может, «глючат» датчики, просят замены свечи или вода в бензобаке за ночь превратилась в лед и закупорила топливопровод.
Технически все очень несложно, и «прикуривание», по опыту автора, умеют совершать даже некоторые дамы-водительницы. Тем более что движений тут надо немного:
1. Присоединяем «курительные» провода (о них речь пойдет позднее) к батарее автомобиля-«донора» (т. е. того, который даст «прикурить»). Сперва цепляем зажим-«крокодил» на клемму «+», затем на клемму «—».
2. После этого присоединяем «крокодилы» на других концах провода к клеммам аккумулятора автомобиля-«реципиента» (которому нужно дать «прикурить»). Ни в коем случае не путаем плюс с минусом! В сетях постоянного тока (каковая есть в автомобиле) полярность имеет глобальное значение, и ее нарушение может вывести из строя на раз всю электронику машины. Поэтому внимательно следим, чтоб красный провод комплекта для «прикуривания» был и у того, и у другого на плюсе, а второй — на минусе.
3. После соединения, без лишних раздумий и разговоров, сразу садимся за руль и запускаем двигатель автомобиля-«реципиента». Если все хорошо и мотор завелся, тогда ставим холостые обороты повыше, около 1 500 об/мин, и идем отсоединять провода от «донора». После чего он может спокойно ехать по своим делам.
«Прикуривание» от работающего двигателя
Один из основных вопросов, связанных с «прикуриванием»: можно ли прикуривать от машины с работающим двигателем. Это беспокоит многих, к кому обратились друзья-приятели-соседи с просьбой «прикурить». Ибо, с одной стороны, есть опасения что автомобиль-«реципиент» израсходует весь ресурс батареи «донора» и ему потом будет не завестись.
А с другой — есть еще более серьезные (и дорогостоящие в перспективе) опасения, что «реципиент» выведет из строя электронику «донора». Что здесь правильно?
Как показал проведенный Kolesa.ru опрос официальных дилерских сервисов, «прикуривание» от автомобиля с работающим двигателем категорически не рекомендуется.
мастер-консультант отдела сервиса автоцентра «Автобиография»
На машине, от которой «прикуривают», мотор обязательно должен быть выключен и с аккумулятора снята хотя бы минусовая клемма. Это обеспечивает полное разделение электросетей обоих автомобилей, при котором «прикуривающий», получается, питается от удаленного аккумулятора, а «донор» просто стоит без батареи.
В противном случае, электрика (генератор) и электроника (блок-контроллер электропитания) автомобиля-«донора» получат сильный «удар» в виде внезапной нагрузки от стартера второго автомобиля. Нагрузка стартера при запуске двигателя составляет свыше 200 Ампер, чего электроника «донора» может не вынести. Она либо сразу выходит из строя, либо после таких «стрессовых перегрузок» может возникнуть масса неисправностей, часто «всплывающих», неявных, когда машина вдруг отказывается нормально ехать, теряет в динамике.
Между тем, если аккумулятор «донора» новый, в исправном состоянии, то бояться, что «реципиент» его вмиг израсходует, не нужно. Перед «прикуриванием» нужно дать «донору» поработать примерно 5 минут на оборотах около 1 500 об/мин, чтоб подзарядить свою батарею, после чего можно глушить двигатель и питать «реципиента».
Еще надо иметь в виду, чтобы штатные аккумуляторы (о чем можно судить по габаритам машин и объемам двигателей) были на одном уровне емкости. Либо «реципиент» был меньше «донора». Не стоит пытаться завести большой внедорожник от малолитражки. А вот наоборот — очень даже можно.
Приводить другие цитаты мастеров смысла нет — с Иваном согласны все, кого мы опросили: мастер СТО «Бош-Сервис» Антон Матвеев, Евгений Иванов из «РОЛЬФ Renault», а также технические специалисты дилерских станций ВАЗ и УАЗ.
В общем, если минусовая клемма отсоединена и мотор заглушен, то «прикуривать» можно без опаски – ничего не «сгорит». А как быть с «принимающим» автомобилем? В головах большинства автомобилистов засел миф о том, что автомобили с электронным блоком управления «прикуривать» нельзя. Чуть что — сразу на эвакуатор и к дилеру. Или вызвать фирменную техпомощь. Этот миф усердно распространяют сами дилеры и фирмы, предоставляющие услуги помощи на дорогах. На самом деле, если коротко, то это — бред. Подключаясь проводами у чужому аккумулятору, вы просто заводитесь от него, и ничего больше. Никаких скачков напряжения и губительного воздействия на электронику.
мастер «Бош Сервис»
Опасным для принимающего помощь автомобиля может быть только «прикуривание» от машины с заведенным мотором. В этом случае при запуске, когда начинает работать генератор, возникает скачок напряжения, отчего может выгореть предохранитель контроллера электропитания или даже сам блок. Если же «прикуривание» идет от аккумулятора отсоединенного от сети автомобиля-«донора», то ничего подобного не произойдет. Здесь получается, по сути, тот же вариант, как и запуск двигателя «техпомощью», которая привозит свой аккумулятор — «бустер», от которого точно так же дает «прикурить».
Внимание к проводам!
Провода для прикуривания могут понадобиться всего пару-тройку раз в жизни (либо не понадобиться вообще — чего всем желаем), но если кто решился прикупить себе такой аксессуар, то к выбору его надо подходить серьезно. Вариантов и цен тут море разливанное — от 200 до 4 000 рублей за комплект. В первую очередь стоит отсечь откровенно дешевые изделия с жесткой оплеткой и тонким проводом. Цены на более-менее нормальные провода начинаются от 800 рублей за 3-метровый комплект и от 1 200 — за 5-метровый.
Для проводов «прикуривания» очень важно крупное сечение проводящей жилы и ее материал, что обеспечивает минимум потерь при передаче электроэнергии. По своему опыту автор знает, что дешевые китайские провода просто не помогают — греются, дымят, а питания не передают даже от мощного и полного аккумулятора. Жесткие оплетки тоже стоит сразу отсечь — они будут трескаться и ломаться на морозе.
Очень важно исполнение зажимов-«крокодилов», которые цепляются к клеммам АКБ. Лучше всего, чтоб они были медными, а провод в «крокодилах» был надежно обжат или пропаян. Пружины у «крокодилов» должны быть надежными, а зубцы «въедливыми». Ибо внезапно соскочивший «крокодил» может натворить немало бед: от выхода из строя электроники и до пожара.
И еще: длиной меньше трех метров провода не стоит покупать. Ведь при «прикуривании» машины надо подгонять поближе друг к другу, что на дороге или во дворе может составить трудности. Если батареи под капотами расположены на разных сторонах (у кого-то они слева, у кого-то — справа), то длины может не хватить.
Бросайте «курить»!
Не хочется, подводя итог, высказывать банальные мысли, но все же придется. Если аккумулятор в машине «дышит на ладан», то не стоит дожидаться, когда его «воскурят» — замените батарею! Ну а когда хорошие люди попросят «прикурить», не нужно бояться, мяться и пенять на инструкцию к автомобилю (в ней ничего о вреде «прикуривания» нет). Если свой аккумулятор «живой», то покрутите двигатель 5 минут для подзарядки, отсоединяйте клемму — и пусть заводят себе мотор.
Неудачная попытка завести автомобиль может расстроить любого автовладельца. В зимний период времени частыми бывают ситуации когда АКБ неожиданно «сел», ведь при пониженных температурах саморазряд батареи происходит значительно быстрее, к тому же они теряют в мощности. Хотя бывает что и в теплое время года можно столкнуться с севшим аккумулятором. Оставленные включенными габаритные огни или фары, кондиционер, аудиосистема за несколько часов могут в ноль посадить АКБ. К тому же батареи тоже имеют свой срок службы и постепенно теряют емкость в процессе эксплуатации, что ведет к более быстрому разряду.
Такую проблему многие автовладельцы решают путем «прикуривания». Во избежание повреждения электрооборудования и АКБ, необходимо знать, как правильно прикуривать автомобиль от постороннего источника питания.
Что значит прикурить автомобиль
Этот термин подразумевает под собой применение источника питания другого автомобиля для запуска машины с севшим аккумулятором. Для проведения такой процедуры, сначала следует найти автовладельца готового прийти на помощь. Однако только его согласия недостаточно, во время «прикуривания» должны соблюдаться некоторые условия.
Емкость аккумулятора донора и прикуриваемого автомобиля должны быть одинаковы. Если емкость АКБ авто который исполняет роль «прикуривателя» будет меньше чем у запускаемой, то это может привести к ситуации, когда нужно будет запустить уже два автомобиля.
Когда следует использовать метод “прикуривания”
Прежде чем начинать поиск человека с машиной готового помочь, необходимо быть уверенным, что проблема у Вашего авто – это разряженный аккумулятор. Существует несколько основных признаков этого, они помогут удостовериться, что проблема в севшей батарее:
- при включении зажигания слабо горят или вовсе не светятся индикаторы на приборной панели;
- при повороте ключа зажигания пропадает индикатор на приборной панели;
- при попытке завести машину под капотом слышен треск.
Многие современные автомобили имеют бортовой компьютер, на дисплей которого выводится вся информация о состоянии машины и ее систем, в том числе и напряжение на АКБ. При отсутствии компьютера, можно приобрести и установить электронный вольтметр, он будет хорошим помощников при использовании и обслуживании своего авто.
Также можно замерить напряжение батареи при помощи мультиметра. При показаниях ниже 11.9 В с включенным зажигание, произвести пуск не получится, тем более в зимний период времени. О необходимости зарядки аккумулятора может говорить свечение желтым светом индикатора на панели приборов.
Если не удалось завести мотор по причине разрядки АКБ дома, тогда к его клеммам можно подключить зарядное устройство и произвести пуск двигатели или немного подзарядить батарею. И совсем другое дело, если вы находитесь за городом или у Вас нет зарядки, а необходимо срочно куда-то ехать. В таком случае можно обратиться к знакомым или позвонить другу, который сможет помочь «прикурить» ваше авто.
Важно! Если автомобиль стоит в гараже и Вы собираетесь завести его методом «прикуривания», тогда перед началом этого, следует вытолкать реципиента на улицу и подогнать как можно ближе к донору. Проводить «прикуривание в закрытом помещении небезопасно, пары бензина могут воспламениться даже от небольшой искры.
Применять метод «прикуривания» можно в любых случаях, когда появляется срочная необходимость завести автомобиль с полностью севшим аккумулятором. Использовать метод запуска «с толчка» является нежелательным, тем более для и инжекторных двигателей. К тому же не всегда есть место для толчка и необходимое количество людей готовых прийти на помощь. Поэтому каждый автомобилист должен иметь набор необходимых инструментов для «прикуривания» и знать требуемый минимум в этом вопросе.
Как правильно прикурить автомобиль от другого
Проводить процедуру «прикуривания» можно только с авто с таким же показателем напряжения бортовой сети. Ни в коем случае не пытайтесь запустить легковую машину с аккумулятора грузовой. Главным условием при запуске автомобиля является то, что его АКБ должна быть полностью исправна. Не пытайтесь «прикуривать» авто, батарея которой имеет механические повреждения корпуса: трещины, глубокие сколы и тому подобное.
Для того чтобы завести машину от другого автомобиля, следует:
- Подогнать «донора» как можно ближе к авто с севшим АКБ.
- Отключить зажигание и другие потребители электроэнергии.
- Откинуть «минусовую» клемму от посаженой батареи (во избежание быстрой разрядки аккумулятора донора).
- Взять провода с большим сечением.
- Соединить «плюсовые» клеммы обеих АКБ автомобилей.
- Затем «минусовая» клемма аккумулятора донора, подключается на массу кузова заводимого автомобиля.
- Произвести запуск двигателя «прикуриваемой» машины. Если мотор заработал и отсутствует задымление или едкий запах, то его нужно оставить поработать так около 10 минут, это позволит при помощи генератора немного подзарядить севшую АКБ.
- Теперь можно подключить откинутую «минусовую» клемму к батарее заводимого авто.
- Следующим шагом отключается «плюсовый» контакт сначала от машины реципиента, а затем от донора.
- Подключается «плюсовая» клемма заводимого авто.
Придерживаясь правил «прикуривания» вы гарантированно убережете свой автомобиль от повреждений электрических схем и как следствие замены дорогой электроники. Нарушение последовательности или запуском авто с неисправным аккумулятором, может привести к выходу из строя электрики как у донора, так и у «прикуриваемого» авто.
Как прикуривать от другой АКБ
Также бывают случаи когда человек хочет помочь «прикурить» другому автолюбителю, но ему мастера СТО строго запретили это делать, потому что может выйти из строя вся электроника машины. В таком случае можно полностью отсоединить рабочий аккумулятор от автомобиля донора, сняв обе клеммы, так вы изолируете его электрические схемы.
Или есть заряженная АКБ уже снятая с автомобиля. В таком случае «прикуривание происходит по следующей схеме:
- Необходимо запустить мотор машины донора и дать ей поработать, чтобы дополнительно подзарядить батарею от генератора. Потом двигатель глушится.
- На авто доноре от аккумулятора полностью отсоединяются обе шины. Так все электросистемы будут изолирован от батареи.
- Красным проводом соединяем плюсы АКБ донора и запускаемого авто, а черным минусы.
- Оставить так минут на 10 – 15, это позволит подзарядить севшую батарею. Двигатель сразу не запускать.
- Не отсоединяя проводов включить зажигание заряжаемого автомобиля, активировать стартер. Если двигатель запустился дать ему поработать на холостом ходу минут 10, для подзарядки АКБ. После заглушить мотор.
- Отсоединить все провода в обратном порядке, начиная с минусовых.
Стартер прокручиваем не более 4 секунд, что бы он не перегрелся.
Такой способ наиболее безопасный для использования, ведь Вы не рискуете электроникой автомобиля товарища согласившегося на помощь. Главное, всегда соблюдайте полярность подключения.
Какие используются провода для «прикуривания»
Современный рынок предлагает широкий выбор проводов от различных производителей для подключения одного автомобиля к другому с целью пуска. Следует выделить несколько главных критериев хорошего кабеля:
- Большое сечение. Чем больше сечение провода, тем больший ток он может через себя пропустить. К тому же тонкий кабель сильно нагревается. Минимальная необходимая для «прикуривания» толщина – 16 мм2, ее достаточно как для легкового авто, так и для больших внедорожников.
- Материал. Свой выбор лучше остановить на медных проводах, они имеют минимальное сопротивление.
- Длина. Если провода будут слишком короткие, то может возникнуть проблема с подключением. Но в то же время с увеличением длины растет и сопротивление материала, а следовательно и расход заряда аккумулятора донора. Достаточно 2.5 – 3 метра кабеля.
Выбирая провода, следует внимательно осмотреть их на наличие повреждений изоляции и контакта на зажимах «крокодилах». При плохом контакте сильно возрастает общее сопротивление, следует убедиться в хорошем качестве спайки соединения. Зажимы не должны быть слишком мелкими, иначе просто невозможно будет подключить их к клеммам АКБ.
Важные моменты при «прикуривании»
«Прикуривая» свой автомобиль от другого можно допустить ошибки, которые приведут к неприятным последствиям. Их лучше изучить до того, как Вы начнете запускать свое авто. Также есть определенный набор правил, который следует соблюдать в целях безопасности. Ниже приведем основные из них:
- Не стоит «Прикуривать» аккумулятор с явными дефектами: треснутый, вздутый, с наслоениями на клеммах. В таком случае лучше сразу заменить на новую батарею. Также не следует использовать и донора с такими неисправностями.
- Не следует заряжать автомобиль с более емкой АКБ от менее емкой. При запуске такого авто ему требуется большие пусковые токи, а следовательно идет больший расход электроэнергии, слабый аккумулятор моментально сядет в ноль. А вот наоборот можно.
- Напряжение батарей должно быть идентичным. Нельзя зарядить аккумулятор на 12 В от шестивольтового. А попытка зарядить автомобильную батарею 12 В от 24 В приведет к тому, что вы сожжете электронику и возможно АКБ.
- Важно соблюдать очередность подключения кабелей. Их, конечно же, можно подсоединять в любой последовательности, роли это не играет. Но если возникнет путаница, то это приведет к короткому замыканию, повреждениям или, что хуже, к взрыву. Придерживайтесь очередность в целях безопасности.
- Соблюдайте технику безопасности. Лучше надеть перчатки и противоосколочные очки, в момент запуска не касаться металлических предметов на авто, не наклоняться низко к АКБ.
- Не следует проводить процесс «прикуривания» в закрытом помещении. Из-за испарений бензина и электролита аккумулятора от искры может возникнуть пожар.
И напоследок запомните, перед началом работы, мастера рекомендуют полностью отключить двигатель и все оборудование, а также вынуть ключ из замка зажигания донора.
Вывод
«Прикуривание» автомобиля от другого это отличный вариант при необходимости срочно запустить двигатель если полностью сел аккумулятор. Однако здесь важно учитывать все меры предосторожности и последовательность действий.
Как правильно «прикурить» – полная инструкция ЗР
В интернете много баек на тему того, что «прикуривать» автомобиль с севшим аккумулятором может быть опасно. Причем для обеих машин. «За рулем» объясняет, как действовать, чтобы и соседа на парковке выручить, и свою машину не угробить.
«Прикуривание» на водительском жаргоне – это соединение с помощью пусковых проводов, аккумулятора одного автомобиля с аккумулятором другого. То есть, если у одного села батарея, можно соединить ее с АКБ соседней машины и запустить мотор. Процедура несложная, но требующая аккуратности, иначе может в прямом смысле запахнуть жареным. Итог – дорогой ремонт.
Завести автомобиль, «прикурив» от другого, было нормальным явлением среди водителей старых карбюраторных машин. Конструкция-то была незамысловатой. Никакой сложной электроники. Поэтому водитель Волги мог перебросить провода хоть с КАМАЗа и завести свой автомобиль, не боясь, что в машине что-то сгорит. Главное, чтобы аккумулятор донора выдавал 12 В, иначе в вашей машине как минимум перегорят лампы комбинации приборов, которые загораются при включении зажигания. Имейте в виду, что у грузовых машин чаще всего 24-вольтовая бортовая сеть, но в большинстве случаев используется два 12-вольтовых аккумулятора, так что один из них, отключив от сети, можно использовать в качестве донора.
Сейчас ситуация изменилась. С переходом на экологический стандарт Евро-2 топливовоздушную смесь стала готовить электроника. Нынче блок управления двигателем рассчитывает и регулирует подачу топлива, ориентируясь на показания датчиков. Сложная электронная начинка современных машин чувствительна к скачкам напряжения. Плюс штатное место для «массы» во многих автомобилях надо еще поискать. Все закрыто пластиком. При прикуривании самое важное не перепутать полярность, то есть плюс с минусом. Иначе получите сноп искр из-под капота и короткое замыкание. А это способно на раз вывести из строя всю электронику машины.
Пусковые провода
Отдельное внимание надо уделить и самим пусковым проводам. О том, как их правильно выбрать, читайте по ссылке. Если они слишком тонкие, то лучше подключить машину с севшим аккумулятором и подождать минут 10, не выключая двигатель у машины-донора. Затем скинуть провода и завести проблемный автомобиль. Если не выждать хотя бы 10 минут, то провода могут попросту сгореть, а запуска так и не произойдет.
К чему подключать «массу»?
Многие соединяют проводами клеммы аккумулятора. Но лучше минусовой провод подключать к блоку цилиндров или головке блока. Во-первых, клеммы аккумулятора могут быть ржавыми, закисшими, и контакт с проводом получится не слишком надежным. А во-вторых, путь, который преодолеет ток, будет короче, если подсоединить минусовой провод непосредственно к двигателю. Главное, чтобы в точке подсоединения не было краски или ржавчины.
Что, если «прикурить» от работающего двигателя?
В этом случае генератор и электронный блок-контроллер электропитания получат сильную нагрузку от стартера второго автомобиля. Этого электроника может не вынести. Она либо сразу выйдет из строя, либо загорится масса ошибок на панели приборов, которые сможет удалить только официальный дилер, обладающий спецоборудованием. Поэтому категорически не рекомендуется прикуривать от работающего автомобиля. Мотор должен быть выключен.
Клемму снял — избавился от проблем?
К сожалению, нет. Если перед прикуриванием снять клеммы с исправного аккумулятора, это также способно вызвать негативные последствия. Скажем, придется вспоминать и заново вводить сервисный код магнитолы, чтобы она начала работать, «обучать» электростеклоподъемники корректной работе. Это может привести и к проблемам в бортовых системах машины. Придется ехать или везти на эвакуаторе автомобиль на сервис, чтобы сбросить ошибки.
Емкость аккумуляторов
Важно, чтобы аккумуляторы машин были одной емкости. Либо АКБ донорского автомобиля была большей емкости, чем у того, который вы собираетесь «прикурить». То есть внедорожник может завести скромную малолитражку. А вот наоборот — нет. У батареи малолитражки просто не хватит мощности, чтобы оживить большой автомобиль. Хотя если подключить провода и подождать подольше, а потом попробовать запустить автомобиль с севшей АКБ, то шанс есть.
А если оба автомобиля старые?
Есть риск и подорвать автомобиль. В прямом смысле. Под крышкой батареи старого аккумулятора, из-за понижения уровня электролита, скапливается гремучий газ. Достаточно одной искры, скажем, во время подзарядки, чтобы газ взорвался и пластиковый корпус батареи разлетелся на части. Возгорание может произойти и от зажженной сигареты поблизости. Такую батарею лучше не прикуривать вовсе, а сдать в утилизацию.
В общем, если у вас современный автомобиль с множеством электронных систем, не прикуривайте от него вовсе. Лучше положить в багажник так называемый бустер или пусковое устройство. С его помощью проще и удобнее оживлять машину с севшим аккумулятором.