- Нюансы процедуры и мнения автомобилистов
- Почему так важна обкатка зимней шипованной резины
- Как определить необходимость обкатки зимней шипованной резины
- Как правильно производить обкатку зимней шипованной резины
- Что ещё нужно учитывать при обкатке зимней шипованной резины
- Нужна ли реально обкатка зимней шипованной резины
- Как правильно подготовить шипованные шины к зиме
- Как правильно обкатывать шипованные шины
- Рекомендация по обкатке шипов
- Шипы противоскольжения — это еще не все.
- Что даёт обкатка?
- О главных преимуществах обкатки
- Как правильно обкатать новые шипованные шины?
- О важности обкатки на сухом асфальте
- Уровень давления
- О скоростном режиме
- Манера вождения
- О продолжительности обкатки
- «Боевое крещение» или первая поездка в сложных погодных условиях
- О качестве дорожного покрытия
- Повторной балансировка
- О специальном индикаторе обкатки шипованных шин
- Подведём итог
- Как правильно обкатать зимнюю шипованную резину
- Зачем обкатывать новые шипованные шины?
- Как обкатать шипованные покрышки
- Обкатка по индикатору шин
- Повторная балансировка шин после обкатки
- Эти советы помогут вдвое увеличить срок службы шипованных шин
- Почему новые шипованные шины нужно обкатывать
- Сколько времени прикатываются шипы
- Когда стоит начинать обкатку
- Где лучше обкатывать шиповку
- Секреты правильной прикатки
Нюансы процедуры и мнения автомобилистов
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Насколько необходима обкатка зимней шипованной резины
- Как правильно выполнять обкатку зимней шипованной резины
- Что об этом думают автомобилисты-практики
При покупке новых шин водителю обязательно нужно помнить об их обкатке. Для любой резины важны степень ее прочности и уровень сцепляемости с асфальтным покрытием. Поэтому нужно обязательно проездить не меньше 300–500 километров – тогда эти характеристики будут соответствовать параметрам, заявленными изготовителем. Чтобы летняя покрышка была готова к дорожным сюрпризам, на ней достаточно пройти обкатку в 110 км (при условии бережного вождения), а вот к зимней резине нужно отнестись более внимательно. Зачем нужна обкатка зимней шипованной резины и как лучше ее выполнять, расскажем далее в статье.
Почему так важна обкатка зимней шипованной резины
Как летний, так и зимний вариант покрышек состоит из скрепленных друг с другом слоев материалов, которые имеют разную структуру и свойства. Полноценное взаимодействие всех элементов покрышки начинается одновременно с началом эксплуатации колес.
Есть объективные причины для обязательного проведения процедуры обкатки шины. Благодаря этому будет обеспечена комфортная, безопасная (что немаловажно) эксплуатация колес на долгое время.
Если же правила предварительной обкатки будут проигнорированы, это может привести к:
- существенному снижению эксплуатационных свойств шины;
- увеличению степени износа, вследствие чего срок службы шин сократится;
- возникновению риска повреждения резины.
Необходимо ознакомиться с процессом изготовления покрышек, чтобы знать, почему шины требуют предварительной обкатки после установки их на автомобиль. Этапы производства резины:
- Все компоненты будущей покрышки подготавливают и помещают в специальные формы, в которых осуществляется процесс вулканизации путем воздействия высоких температур, химических или физических реакций. На этой стадии шина приобретает нужную форму.
- Чтобы извлечь готовую резину, в форму предварительно вливают специальную смазку, которая по своим параметрам совпадает с техническим маслом. Эта смазка застывает и образует тонкую пленку, которая сохраняется на поверхности шины вплоть до ее доставки в торговые точки и в конечном итоге к покупателям.
Из этого следует, что поверхность покрышки, впитавшая смазочную жидкость, не позволяет резине полностью раскрыть свои свойства, обеспечив надежное сцепление с дорожной поверхностью.
Если зимняя резина шипованная, то во время обкатки шипы занимают в протекторах правильное положение. В процессе производства такого типа шин изготовитель применяет специальную смазку, благодаря которой в местах соединения шипов и резины, каучук становится более эластичным. Для обеспечения полноценной совместной работы шипов и покрышки нужно в начале эксплуатации шин стараться ездить на пониженных скоростях. В противном случае половина шипов скорее всего останется на асфальте.
Зимняя шипованная резина чаще используется в сложных погодных условиях. Обкатка в данном случае нужна для обеспечения безопасности дальнейших поездок на автотранспорте. Если трасса влажная, покрыта снегом или льдом, новая шипованная покрышка может вести себя очень непредсказуемо, тем самым существенно усложняя управление транспортным средством.
Как определить необходимость обкатки зимней шипованной резины
Существуют определенные правила обкатки шипованной резины. В частности, в обкатке нуждается только новая шипованная резина, которая еще ни разу не использовалась.
Когда есть сомнения в продолжительности эксплуатации зимней шипованной резины, изучают условные обозначения на ней для определения необходимости обкатки. Если на поверхности присутствуют какие-либо маркеры, значит, шинам необходима дальнейшая адаптация к рабочему процессу. В качестве примера таких обозначений можно привести зазубрины или другие знаки вокруг шипов.
Подробную информацию о признаках шипованной покрышки, не прошедшей обкатку, вы можете узнать от продавца или в Интернете на официальном сайте изготовителя. Все заводы-производители имеют свои условные метки.
Кроме того, каждому конкретному типу шипованной резины присущи характерные особенности, которые могут ограничить возможности машины во время движения. Так как в период обкатки покрышек не рекомендуется быстро и агрессивно ездить, некоторым автолюбителям может совсем не понравиться этот процесс.
Как правильно производить обкатку зимней шипованной резины
Если вы решили, что зимняя шипованная резина нуждается в обкатке, примите к сведению несколько полезных советов по плану действий:
- Сначала нужно побывать в автосервисе, чтобы проверить балансировку и выполнить развал-схождение. Если этого не сделать, нагрузка распределится неравномерно, что приведет к деформации покрышки.
- Установка комплекта шипованных шин производится одновременно на все колеса. Если оснастить только одно колесо, нагрузка не распределится равномерно по всем осям. После этого нужна проверка балансировки. Резина устанавливается на все колеса сразу еще и для того, чтобы они одинаково вели себя на дороге. Кроме того, шины должны быть одного типа и размера.
- Начать обкатку зимней шипованной резины необходимо на скорости 70–75 км/ч, не больше. Эту скорость рекомендуется поддерживать на протяжении 500 первых километров. Опасно сильно разгоняться, обгонять и проделывать другие трюки на дороге.
- Особое внимание уделите переменам давления в шинах. Обязательно следите за этим показателем, делайте проверку не менее 1 раза в месяц. Нельзя ездить на приспущенной резине – это ведет к быстрому износу шипов и их выпадению.
- Накачивать зимнюю шипованную резину необходимо в специально отведенных для этого помещениях. Шины должны немного остыть, давление в них должно быть не больше 2,8 бар.
- Чтобы не допустить повреждения шины, необходимо исключить забивание протектора мелкими камешками и другими предметами. Если все же засорение произошло, нужно сразу прочистить протектор.
- Во время обкатки не допускайте резкого торможения и старта. Езда должна быть плавной и размеренной.
Что ещё нужно учитывать при обкатке зимней шипованной резины
При соблюдении всех правил обкатки эксплуатационный срок зимней шипованной резины значительно продлится. Кроме того, ее сцепление с поверхностью дороги будет гораздо надежнее.
Вот основные требования, которые необходимо соблюдать во время обкатки зимней шипованной резины:
- Температурный режим. Время начала обкатки не должно совпадать с холодами. Переобуйте колеса заблаговременно, чтобы избежать быстрого и неправильного износа. Учтите: несвоевременное начало обкатки может привести к тому, что машиной станет труднее управлять.
- Уровень давления в шинах. На степень и быстроту износа шин влияет недостаточное и избыточное шинное давление. Особо часто страдают от приспущенных колес шипы, которые в скором времени выпадают из-за невозможности закрепиться.
- Ограничение скорости – не более 60 км/ч. Лихачить в период обкатки не разрешается. Запаситесь терпением и пройдите хотя бы 500 километров с маленькой скоростью.
- Спокойный стиль вождения. На протяжении обкатки управляйте автомобилем аккуратно, не допуская резкого торможения и разгона, заносов, пробуксовки и др.
- Качество дорожного покрытия. Большие повреждения необкатанная резина может получить в результате попадания в глубокие ямы. Поэтому выбирайте более ровное дорожное покрытие.
- Обслуживание шин. Во избежание повреждения покрышек нужно следить, чтобы протекторы всегда были чистыми, без камней и посторонних мелких предметов. Не допускайте оплошностей при накачивании шин. Его нужно проводить в помещении после того, как резина остыла. Значение давление в шинах не должно быть больше 2,8 бар.
- Балансировка. В конце обкатки необходимо еще раз выполнить балансировку колес, так как есть риск утраты шинами баланса. Кроме того, происходит смена положения некоторых шипов относительно протектора, что может сказаться на расходе топлива (в сторону увеличения).
Не покупайте зимнюю шипованную резину только на одну ось. Данного рода экономия увеличит риск потери контроля во время аварийной ситуации (например, при заносе автомобиля). Покрышки должны быть аналогичны по качественным характеристикам. Желательно их приобретать у одного производителя.
После подбора покрышек обязательно попросите продавца проинформировать вас о рекомендациях завода-изготовителя по эксплуатации.
Нужна ли реально обкатка зимней шипованной резины
«Это совсем не ерунда, шипованную зимнюю резину нужно обкатывать»
«Рекомендую проехать со скоростью 80 км/ч без резкого торможения и старта хотя бы километров 300. Много раз слышал, как негативно отзываются автолюбители о каком-либо бренде резины: «Покрышки никакие, с них за зиму больше половины шипов осыпалось!». Задаю вопрос: «А она обкатку прошла?». На что собеседник делает круглые вопросительные глаза.
Из моих обкатанных зимних шипованных шин, которые подвергались разворотам при поднятом ручнике на асфальте, пробуксовкам и юзам в течение двух сезонов, не выпало ни одного шипа. Тогда как другие покрышки без обкатки при нормальном вождении за один сезон теряли 50 % шипов. Езжу на обкатанных колесах уже третий сезон и почти все шипы в целости».
«В первый же зимний сезон обязательна обкатка со скоростью не больше 40 км/ч»
«Второй сезон можешь смело гонять хоть 300 км/ч. Сам проверял — все шипы целы. Если серьезно, то все ерунда. Работоспособность резины — это от завода, тогда как эксплуатационные характеристики зависят от нескольких показателей: температуры, давления, степени влажности, качества дорожного покрытия и др.».
«Особенно важна обкатка там, где поверхность дороги скользкая и мокрая»
«Новая резина имеет гладкую, не пористую поверхность, которая содержит остаточную смазку. Зимние покрышки более мягкие и эластичные по сравнению с летними. Поэтому их нужно обкатывать для лучшей «притирки» с дорогой, удаления остатков смазочного материала. Благодаря этому шина проявляет все заложенные в ней характеристики. Производители советуют не рисковать и первые 600 километров вести себя очень осторожно на дороге».
«Других способов не существует, только этот»
«Хотя бы 200 км надо прикатать»
«Новые шины нужно обкатать хотя бы 200 километров. Плавно разгоняйтесь и плавно тормозите, чтобы шипы приняли лучшее положение в протекторе».
Как правильно подготовить шипованные шины к зиме
Не секрет, что все шины нужно готовить к сезону. Но особенно это касается шипованных шин. Шипы противоскольжения — это инородные элементы шины, состоящие из корпуса и износостойкого элемента (твердосплавной вставки), которые закреплены в специальных посадочных областях в протекторе шины. В процессе эксплуатации, по мере износа протектора, шипы так же могут изнашиваться, ломаться и выпадать из посадочных гнезд.
Для продления срока службы шипов противоскольжения стоит производить «обкатку» новых шипованных шин в момент первой установки на автомобиль. Отсутствие должной «обкатки» новых шин, равно как и резкие маневры («агрессивная» манера езды) на асфальтовом покрытии может привести к их чрезмерному выступу над уровнем окружающей резины. Образование подобного увеличенного плеча приложения сил в точке контакта будет с большей силой воздействовать на шип, раскачивая его и способствуя его дальнейшей потере или поломке.
Как правильно обкатывать шипованные шины
Шипы в протекторе шины располагаются в радиальном положении относительно условного центра шины.
При «вхождении» шипа противоскольжения в пятно контакта шины с дорожным покрытием, шип изменяет свое положение под действием противодействующей ему силы . По мере прохождения пятна контакта при резком ускорении (или на высокой скорости) радиальная ось положения шипа отклоняется на больший градус, что в свою очередь может способствовать неправильному установлению шипа противоскольжения в толще резины.
Ключевая особенность обкатки шипованных шин — нагрев шипов во время качения. Степень нагрева зависит от материала шипа. В результате нагрева до степени плавления отдельных компонентов резиновой смеси шины вокруг шипа гистерезисные свойства резины меняются и шип становится в резине более прочно. Ключевым в этом процессе является то, что при агрессивное езде шип меняет свое положение и в процессе обкатки фиксируется в нем. При таком установлении шипа в значительной мере может увеличиться шум шин при качении по дорожному полотну, а также преждевременная потеря или поломка шипов противоскольжения.
Рекомендация по обкатке шипов
Перед эксплуатацией шипованных шин необходимо провести их обкатку в пределах 800-1000 км. Скорость движения при обкатке не должна превышать 70 км/ч, без резких поворотов, торможений и ускорений. Такая эксплуатация позволит шипам противоскольжения прочно зафиксироваться в посадочных областях, что является залогом долгосрочной эксплуатации зимних шипованных шин.
Шипы противоскольжения — это еще не все.
Конечно стоит помнить о том, что шипы противоскольжения это не единственный элемент шины обеспечивающий сцепление и безопасность в зимних условиях.
Шина с частичной или полной потерей шипов пригодна к дальнейшей эксплуатации, так как сцепление в зимних условиях обеспечивается не только шипами противоскольжения, но также и другими элементами шины, такими как: блоки протектора и ламели и специальная резиновая смесь, сохраняющая свою эластичность при низкой температуре.
Хорошим примером может послужить нешипуемая шина MICHELIN X-Ice Snow которая обеспечивает эффективное сцепление и управляемость в суровых зимних условиях. В шипованной шине MICHELIN X-Ice North 4 применены схожие технологии в отношении ламелей и эластичности резиновой смеси.
- Что даёт обкатка?
- Как правильно обкатать новые шипованные шины? 1. Погода 2. О важности обкатки на сухом асфальте 3. Уровень давления 4. О скоростном режиме 5. Манера вождения 6. О продолжительности обкатки 7. «Боевое крещение» или первая поездка в сложных погодных условиях 8. О качестве дорожного покрытия 9. Повторной балансировка 10. О специальном индикаторе обкатки шипованных шин
- 1. Погода
- 2. О важности обкатки на сухом асфальте
- 3. Уровень давления
- 4. О скоростном режиме
- 5. Манера вождения
- 6. О продолжительности обкатки
- 7. «Боевое крещение» или первая поездка в сложных погодных условиях
- 8. О качестве дорожного покрытия
- 9. Повторной балансировка
- 10. О специальном индикаторе обкатки шипованных шин
- Подведём итог
Обкатка новых шипованных шин — важная процедура в процессе «переобувания» автомобиля и его зимней подготовки. Влияет на безопасность эксплуатации транспортного средства, уверенность водителя на дорогах общего пользования. В ходе нескольких сотен километров аккуратного и внимательного вождения покрышки набирают высокий уровень сцепления с дорожным покрытием, который заявлен шинным производителем, а автовладелец привыкает к их поведению.
Что даёт обкатка?
- Улучшение торможения. Тормозные качества у новых покрышек зачастую хуже, чем у старых. Для уменьшения пути торможения необходимо проехать не менее 400-500 км, избегая резких остановок, за исключением экстренных случаев.
- Установку металлозацепов в правильные позиции. В ходе обкатки шипы занимают «своё место». Независимо от качества выполненной ошиповки, модели резины и производителя, их положение изменится с течением времени. В щадящем эксплуатационном режиме нуждаются современные 2- и 3-фланцевые шипы. Только правильная обкатка гарантирует надёжное крепление выступающих металлических элементов в посадочных местах.
О главных преимуществах обкатки
- Экономия денежных средств. Логика проста. Обкатанные зимние шины с шипами прослужат дольше необкатанных.
- Безопасность. Согласно заявлениям шинных производителей, зимние шипованные покрышки только после обкатки проявят свои сцепные свойства и тормозные характеристики.
- Психологическая уверенность. В ходе «знакомства» с новой авторезиной водитель приноровится к поведению автомобиля, узнает о главных достоинствах и недостатках модели покрышки.
Как правильно обкатать новые шипованные шины?
Желательно проводить обкатку в плюсовую погоду, а не дожидаться наступления холодов. Мороз потребует от новых покрышек полного включения в работу. Поэтому рекомендуется провести «переобувку» автомобиля заблаговременно, до наступления холодов и выпадения первого снега. Опасно эксплуатировать машину с новыми покрышками на обледенелых дорогах, подмёрзших ночью после продолжительных и обильных дневных осадков. Рекомендуется или вовсе отказаться от поездки на автомобиле, или ехать осторожно, не надеясь на хорошее сцепление новой шипованной авторезины с дорожным покрытием, напоминающим каток.
Проведению обкатки при положительной температуре на улице способствуют особенности состава резиновой смеси современных «шиповок». Зимняя покрышка содержит каучук, который относится к категории синтетических материалов, способных к деформационным изменениям. Их отличительной особенностью является постепенное снижение напряжения при деформации. Данное явление называется релаксацией напряжения и протекает быстрее при плюсовой температуре.
О важности обкатки на сухом асфальте
Обкатку новых шипованных автошин проводите на чистом асфальтовом покрытии. Снежная каша и обледенелая дорога – это не лучшие варианты для первых поездок на недавно купленной зимней резине.
Уровень давления
Низкое давление в покрышках способствует ухудшению эксплуатационных характеристик, увеличению топливного расхода и повышению износа. И приспущенные колеса являются фактором быстрого выпадения шипов.
Чтобы металлические зацепы надёжно закрепились в протекторном рисунке, проведите полноценную обкатку новых зимних шин при уровне давления, рекомендованном заводом-изготовителем автомобиля.
О скоростном режиме
60-80 км/ч – максимальная скорость для обкатки новых покрышек с шипами в городском и загородном режимах эксплуатации. Автовладельцу необходимо быть внимательным и осторожным на первых километрах пути, когда авторезина показывает свой характер.
Манера вождения
Рекомендуется избегать резких манёвров вроде вхождения в повороты на высокой скорости, агрессивных перестроений и показательных заносов, характерных для водителей-лихачей. Спокойный стиль вождения – залог успешной и безаварийной обкатки, позволяющей подготовиться к неприятным сюрпризам новой авторезины.
О продолжительности обкатки
Рекомендуется обкатывать зимние шины на протяжении 300-400 км в спокойном, максимально внимательном и аккуратном эксплуатационном режиме, а последующие 100-150 километров постепенно приближаться к стандартной манере вождения. За этот период автовладелец научится «чувствовать» машину и покрышки, отметит изменения в поведении транспортного средства после «переобувки».
Обкатку рекомендуется проводить в течение нескольких дней (одной недели).
«Боевое крещение» или первая поездка в сложных погодных условиях
Так как процесс обкатки проводится на чистом осеннем асфальте, первый выезд на снежную кашу в городе или плохо очищенную загородную трассу не должен сопровождаться резкими перестроениями и другими активными манёврами. Езда в сложных погодных и дорожных условиях на новой резине, предварительно обкатанной на сухой дороге, требует привыкания.
О качестве дорожного покрытия
При первых поездках на новой резине лучше не выезжать на разбитые и давно не ремонтированные дороги. Если выбирать не приходится, то стоит аккуратно объезжать ямы и колдобины, избегать ударов, наездов на препятствия.
Повторной балансировка
Первоначальную балансировку шипованных покрышек проводит большое количество автовладельцев, однако не все помнят о необходимости прохождения повторной процедуры после обкатки. Новые шины после нескольких сотен километров утрачивают баланс.
Основная причина кроется в изменении положения металлических зацепов относительно протектора. Шипы встают на места, вдавливаясь внутрь или высовываясь наружу. Хотя изменения трудно назвать критическими, рекомендуется повторно пройти балансировку для улучшения эксплуатационных качеств резины: управляемости, торможения, расхода топлива и т.д.
О специальном индикаторе обкатки шипованных шин
Некоторые шинные производители размещают на протекторах специальные подсказки-индикаторы. С помощью них водителю проще контролировать процесс обкатки. После исчезновения (полного стирания) индикатора можно говорить о её завершении и возвращаться к обычной манере вождения.
Подведём итог
Обкатка – обязательное мероприятие, способное обеспечить правильную эксплуатацию новых зимних шин, дополнительную безопасность на дороге и снизить вероятность аварий и несчастных случаев. Проводится она независимо от производителя и модели шин, класса и привода автомобиля. Водитель привыкает к особенностям поведения новой резины и изменениям в повадках «железного коня», которые могут быть существенными.
Не следует излишне полагаться на большой водительский опыт и огромное количество километров, пройденных по зимним дорогам. Осторожность, внимательность и постепенное привыкание к новым шинам – составляющие безаварийного вождения в холодное время года.
Как правильно обкатать зимнюю шипованную резину
Разбираемся, для чего нужно обкатывать новые шипованные шины и как можно продлить им жизнь
Зима уже на носу, а это значит, что наступает пора переходить на зимние шины. Водители, которые эксплуатируют свой автомобиль вдали от города и часто путешествуют по обледенелым или заснеженным дорогам, предпочитают обычным фрикционным покрышкам со специальным мягким составом и изощренным рисунком протектора более цепкие шипы. При этом шинные производители настоятельно рекомендуют обкатывать шипованную резину перед наступлением холодов.
Но в чем заключается обкатка новых шин? Как правильно это делать и что для этого нужно? Что будет, если не прикатать новый комплект покрышек? И какие могут быть последствия для шин, шипов и автомобиля в целом во время зимней эксплуатации?
Зачем обкатывать новые шипованные шины?
Для того, чтобы лучше понимать, как правильно проводить обкатку новенькой шипованной резины, сначала надо разобраться, как ее производят. Внедрение шипов в покрышки на шинных заводах, как правило, происходит уже после изготовления самого резинового основания — их попросту вдавливают в заранее отформованные в шине специальные отверстия. После завершения так называемой ошиповки резину оставляют на пару суток отлежаться при комнатной температуре. Это нужно для того, чтобы каждый шип уверенно закрепился в затвердевшей шине — за это время мягкая поначалу резина плотно обволакивает их металлические основания, чтобы потом до последнего не давать им выпасть в ходе реальной эксплуатации на зимних дорогах.
Но на этапе ошиповки допускаются небольшие отклонения от заданной высоты, на которую шипы выступают из резины. Даже правильно настроенный шиповальный аппарат не может гарантировать, что все шипы будут помещены в резину на одинаковую глубину. Именно по этой причине шинные производители часто рекомендуют предварительно прикатывать шины такого типа — если следовать нескольким простым правилам обкатки, шипы успеют выровняться относительно поверхности протектора резины.
Некоторые производители на финальном этапе производственного процесса покрывают шины толстым слоем специальной смазки. Она вытесняет воду, защищая эластичный материал от коробления и промерзания в зимний период. Кроме того, этот состав не позволяет шинам слипаться друг с другом при хранении на складах и в магазинах — от него тоже желательно избавиться перед началом сезона заморозков. К тому же, процедура обкатки шин способствует постепенному удалению остатков этого специального состава из полостей, в которых держатся основания шипов.
Как результат, без обкатки шины рискуют довольно быстро остаться с характерными «проплешинами» на месте неровно стоявших шипов. Но и оставшиеся на своем посту шипы тоже не смогут долго продержаться — после потери соседей на них будет оказываться повышенное давление со стороны неравномерно ошипованного протектора. Так что их срок службы тоже будет сокращен, хотя правильная обкатка резины снижает такие риски.
Как обкатать шипованные покрышки
Вопреки расхожему мнению, шипы из зимних шин вылетают не столько от резких торможений, сколько от движения автомобиля на высокой скорости, активного руления на месте (скажем, во время парковки в тесном дворе) и от пробуксовки. К слову, особенно вредными для таких покрышек являются долгие пробуксовки на припорошенном снегом асфальте, которые рано или поздно приводят к касанию твердой поверхности — колеса успевают раскрутиться в зимней каше или на скользкой поверхности и затем жестко вгрызаются в асфальт, буквально вышибая шипы из протектора.
Впрочем, такие пробуксовки, равно как и движение на высокой скорости по зимней дороге, вредят покрышкам не только поэтому. Не прошедшие обкатку шины в таких условиях рискуют потерять недостаточно устойчивые шипы под воздействием центробежной силы — мягкая резина попросту не способна их удержать, да и боковые нагрузки новым шинам противопоказаны. То же самое касается и ситуаций, когда водитель крутит руль на месте, особенно на сухом твердом покрытии, повреждая и его, и свои шины — металлические шипы оставляют характерные полукруглые царапины на асфальте или бетоне и попросту выпадают из резины.
Следовательно, в ходе обкатки новых шин надо стараться избегать таких условий. Правила просты: поддерживать назначенное производителем давление в шинах (избыточное или недостаточное давление приводит к выпадению шипов по центру или краям протектора — такие колеса могут не дожить даже до конца первого зимнего сезона), стараться избегать резких торможений, не превышать определенный порог скорости, не буксовать и не крутить руль на месте, причем последнее актуально не только для шипованных моделей — ни гладкая «липучка», ни обычная летняя резина, ни всесезонные шины этого не любят. Если соблюдать эти правила вождения, обкатка шин пройдет успешно.
Но как долго нужно придерживаться этих ограничений? И какие дорожные условия являются оптимальными для обкатки новых шипованных шин? Тут показания шинников расходятся. То есть, конечно, производители рекомендуют следить за давлением в шинах и не крутить руль на месте в течение всего срока их эксплуатации, но во время сильных снегопадов пробуксовок часто просто не удается избежать, да и на некоторых автомагистралях нештрафуемый порог скорости уже приблизился к 150 км/ч вместо 130 км/ч.
Рекомендации по обкатке у компаний Nokian, Goodyear, Bridgestone и Yokohama отличаются друг от друга. Одни советуют проводить обкатку при температуре чуть выше нуля, другие предпочитают мороз, но не ниже −7 градусов по Цельсию. Одни говорят, что оптимальным дорожным покрытием для того, чтобы прикатать новые шипованные шины, является сухой асфальт, другие настаивают на том, что идеальные условия достигаются на зимней заснеженной дороге — при этом все единогласно советуют избегать маршрутов с разбитыми или грунтовыми участками. Что до предельной скорости, то тут ситуация схожая: кто-то советует оставаться в «городском» диапазоне от 60 до 80 км/ч, а остальные разрешают разгоняться до 100 км/ч. Ну и, наконец, рекомендуемый пробег для обкатки шипованной резины тоже вызывает споры у шинников: он разнится от 500 до 1000 километров. Кому верить?
Разумеется, лучше всего брать за ориентир самые щадящие условия, насколько это возможно в реальных условиях эксплуатации. И ориентир этот следующий: 1000 километров по ровным дорогам со скоростью не выше 80 км/ч, без резких маневров и торможений в ходе обкатки резины. Желательно еще и без заездов на тесные парковки, требующие часто крутить баранку от упора до упора и тереть шины. А с вопросом про оптимальные погодные условия лучше обратиться к конкретному производителю шин, хотя мы все-таки больше склоняемся к сухому асфальту, как бы это ни было губительно для дорожного полотна — покрышки с шипами со временем образуют глубокие колеи на асфальте.
Обкатка по индикатору шин
Если перед началом ответственной процедуры обкатки новых шипованных покрышек вы забыли зафиксировать показания одометра в салоне автомобиля, чтобы отсчитать нужный пробег, то поводов для беспокойства нет — на подавляющем большинстве современных моделей шин такого типа присутствует специальный индикатор обкатки, по которому можно отследить продолжительность их адаптации. Индикатор представляет собой небольшую насечку, которая окружает металлическую вставку — обкатка шипованной резины подойдет к концу, когда она сотрется об асфальт во время вождения, шины считаются готовыми к длительным поездкам на высокой скорости, и риск потерять шипы на зимней дороге заметно снижается.
Кстати, раз уж регулярная проверка индикатора и так предполагает тщательный осмотр протектора, то параллельно с визуальной оценкой его состояния нужно очищать его от застрявших в нарезке камешков и других инородных предметов, которые могут ухудшать сцепление автомобиля с дорогой и мешать обкатке. Кто знает, быть может, удастся даже случайно обнаружить застрявший в шине саморез, через который нет-нет да и выходит воздух? А вообще не будет лишним приурочить к осмотру индикатора еще одну контрольную операцию — проверку давления в шинах, без которой вся обкатка (как и сами шины) может пойти прахом.
Повторная балансировка шин после обкатки
Итак, заветная тысяча километров на скорости 80 км/ч (главное — не превышать порог 100 км/ч) пройдена, все рекомендации шинных производителей были по возможности соблюдены, обкатка шипованных шин завершена. Верно? И да, и нет.
Чтобы убедиться в том, что обкатка прошла успешно, потребуется еще одна процедура — балансировка колес. Дело в том, что после завершения этого этапа соотношение масс в разных частях колеса может измениться. Увы, такое бывает даже с новыми колесами и шинами, причем в случае с шипами несовпадение центра масс колеса с осью вращения может привести к их неравномерному стачиванию или даже к выпадению из резины, не говоря уже про ущерб для элементов подвески. А это, в свою очередь, приведет к ухудшению сцепления с дорогой и нестабильной управляемости автомобиля.
Так что даже если вы уверены в новых шинах, повторная балансировка все равно не помешает — это еще одна проверка, которая может спасти вас и ваши покрышки. К тому же если она выявит заводские дефекты после обкатки, можно обратиться к продавцу. Ведь если повреждение шипованной резины произошло не по вашей вине, вам заменят бракованное изделие по гарантии.
Рекомендация по обкатке автомобильных шин появилась не на ровном месте, хотя некоторые водители трактуют её по-своему: покупателям, мол, даётся возможность на некоторое время сохранить шипы; если начать гонять сразу, будет много гарантийных претензий к производителям шин. В действительности это не более чем выдумки. Обкатка требуется, причём не только шипованным покрышкам, но и «липучкам».
Будучи только что сваренными и ещё не прикатанными, покрышки могут работать хуже. Это объясняется несколькими факторами. Водителям нужно быть предельно внимательными в первые несколько сотен километров на новой резине и эксплуатировать изделия, что называется, в щадящем режиме – вне зависимости от того, какого типа, модели и фирмы установлены покрышки.
Странное поведение шин в первые километры пробега объясняется как особенностями материалов, их которых они изготовлены, так и адаптацией протектора и шипов. В процессе изготовления шин они проходят вулканизацию в специальных формах. Внутренняя поверхность форм смазывается техническими жидкостями, а поверхность покрышки после производства получается гладкой – хорошего «держака» сразу после установки на автомобиль новая шина обеспечить физически не может до тех пор, пока наружный гладкий слой не сотрётся о поверхность дороги. Вносят свой вклад и оставшиеся после производства шины «волоски» — они могут как улучшать, так и ухудшать сцепные свойства, в зависимости от покрытия и конкретной ситуации.
Обкатка нужна не только резиновой смеси протектора шины, но и шипам (при их наличии). Несмотря на высокую технологичность этих элементов и надёжную фиксацию с применением термоотверждающихся адгезивных составов, при неаккуратной обкатке шипы могут выпасть. В дешёвых покрышках никаких клеящих составов не применяется вовсе – шипы просто вставляются в посадочные отверстия и даже смазываются для облегчения процесса ошиповки.
Необходимость обкатки шипованных шин сами шинники объясняют следующим образом. При отсутствии обкатки или агрессивной езде сразу после установки шин на автомобиль на асфальте шипы могут чрезмерно выступать над протектором. Это приводит к увеличению плеча приложения сил в пятне контакта – шипы в буквальном смысле выкорчёвывает из протектора. При прохождении пятна контакта на высокой скорости и при резком ускорении радиальная ось положения шипа отклоняется на больший градус, что способствует неправильному установлению шипа противоскольжения в толще резины. В процессе езды шипы нагреваются до степени плавления отдельных компонентов резиновой смеси шины вокруг «когтя». Это способствует улучшению контакта шипа к резиновой смеси.
Специалисты рекомендуют обязательно обкатывать любые покрышки на протяжении первых 300-800 км. В это время нужно избегать резких манёвров – прохождения виражей на высокой скорости, агрессивных разгонов и торможений. Скорость движения желательно держать не выше 80-90 км/ч. На пик сцепных свойств покрышки выходят примерно после 1 000 километров пробега. Тогда же происходит привыкание самого водителя к особенностям поведения конкретного комплекта шин.
Не стоит пренебрегать обкаткой, в том числе, и уже бывших в употреблении покрышек. Эта процедура требуется, к примеру, в случае перестановки покрышек с одной оси или стороны автомобиля на другую. Направление вращения шин и вовсе не рекомендуется менять на всём протяжении эксплуатации изделий.
Эти советы помогут вдвое увеличить срок службы шипованных шин
Секреты – в правильной обкатке
Казалось бы, какие сложности таит в себе сезонная смена шин? Установил под зиму «шиповку» и езжай! Однако в этом процессе есть важные тонкости, которые касаются, в первую очередь, установки нового комплекта резины. Его в обязательном порядке рекомендуется правильно прикатать. Только так можно добиться высокого ресурса комплекта и максимального сцепления с дорожным полотном.
Почему новые шипованные шины нужно обкатывать
Будучи только что сваренными и ещё не прикатанными, покрышки могут работать не на все 100% от своих возможностей. Это происходит по нескольким причинам.
Шипованные шины, в отличие от летних и фрикционных, касаются дороги не только резиновой смесью, но и металлическими «когтями». Этому типу шин в обязательном порядке показана правильная прикатка. В основном потому, что запрессовать все шипы в протектор на одинаковую глубину в процессе производства невозможно. Разброс по высоте ничтожно мал, он исчисляется сотыми долями миллиметра, но даже этой погрешности достаточно для снижения эксплуатационных характеристик и ухудшения управляемости.
Современные шипы – высокотехнологичные элементы. Но даже им требуется некоторое время, чтобы занять в протекторе своё, правильное положение. Шипы фиксируются с применением термоотверждающихся адгезивных составов и при неаккуратной обкатке могут выпасть. На новых покрышках шипы могут чрезмерно выступать над протектором. Это приводит к увеличению плеча приложения сил в пятне контакта. При прохождении пятна контакта на высокой скорости и при резком ускорении радиальная ось положения шипа отклоняется на больший градус, что способствует неправильному установлению шипа противоскольжения в толще резины. В процессе езды шипы нагреваются до степени плавления отдельных компонентов резиновой смеси шины вокруг «когтя». Это способствует улучшению контакта шипа к резиновой смеси.
В обкатке нуждаются не только шипы, но и протектор. В процессе изготовления шин резиновая смесь проходит вулканизацию в специальных формах. Внутренняя поверхность форм смазывается техническими жидкостями, а поверхность покрышки после производства получается гладкой. Хорошего «держака» мгновенно получить невозможно – до тех пор, пока наружный гладкий слой не сотрётся о поверхность дороги.
Сколько времени прикатываются шипы
На полноценную прикатку шипованных шин, по мнению ведущих производителей, в среднем требуется от 800 до 1 000 км. На пик сцепных свойств такие покрышки выходят лишь после обозначенного пробега. За этот период привыкает к особенностям поведения конкретного комплекта и сам водитель. По окончании периода обкатки шипы противоскольжения занимают правильное положение и успевают прочно зафиксироваться. Это приводит к существенному, иногда двукратному повышению срока эксплуатации всего комплекта.
Когда стоит начинать обкатку
Российские автомобилисты при смене летних шин на зимние предпочитают затягивать процедуру до появления устойчивого снежного покрова, но этот подход, по мнению шинников, себя не оправдывает. В действительности новый комплект шипованных шин нужно устанавливать чуточку раньше – чтобы успеть привыкнуть к покрышкам, правильно их прикатать и подойти к гололёду уже во всеоружии – с комплектом, способным работать на все 100% своих возможностей. Правильный вариант погоды для обкатки – лёгкий мороз утром и вечером при плюсовой температуре днём. Начинать процесс можно, когда температура падает ниже +7 градусов по Цельсию.
Где лучше обкатывать шиповку
Важно не только правильно подойти к времени обкатки, но и выбрать подходящие для этого дороги. В первые 800–1 000 км специалисты рекомендуют избегать езды по пересечённой местности, грунтовым и разбитым дорогам. Это должен быть либо приличный асфальт, либо бетонка. Нетрудно догадаться, что наилучшими условиями обладают городские дороги высокого качества (они в России встречаются далеко не везде). Но скакать по бордюрам при парковке нельзя даже в городе.
Секреты правильной прикатки
Многие шипованные шины снабжены специальным индикатором, который служит маркером, помогающим водителю понять, готов комплект к полноценной эксплуатации или ещё нет. Именно на него стоит ориентироваться, выбирая режимы движения на новых покрышках.
В период обкатки не рекомендуется превышать скоростной порог в 70–90 км/ч. Нельзя совершать резкие старты и остановки, проходить на высокой скорости виражи. Прежде чем начинать обкатку, рекомендуется записать показания одометра. Крайне важно поддерживать в новых шинах правильное давление: специалисты рекомендуют проверять его дважды в неделю.
На любой новой шине с шипами можно увидеть насечку-индикатор, которая окружает металлическую вставку. Когда индикатор сотрётся об асфальт, шипованные шины считаются готовыми к длительным поездкам.
Если в процессе обкатки из ваших шин всё же выпало несколько шипов, особо расстраиваться не стоит: шина с частичной или полной потерей шипов пригодна к дальнейшей эксплуатации, поскольку сцепление в зимних условиях обеспечивается не только шипами противоскольжения.