Как отличить минеральное масло от синтетического в домашних условиях

Узнайка

Как различить минеральное и синтетическое масло

Иногда случаются ситуации, когда владелец или водитель грузовика не знают, какое масло залито в коробку передач синтетическое или минеральное. Есть ли надежный способ определить это, не отправляя образец в лабораторию?

Некоторые производители машинных масел специально подкрашивают синтетические масла, но делают это далеко не все. Так, что по цвету определить тип смазки удается не всегда.

Можно ли различить синтетическое и минеральное масло по цвету

Цвет машинного масла может определяться простым красителем, причем нет никаких стандартов и норм по цвету, поэтому производители могут выбирать цвет масла по своему усмотрению. К сожалению, нет надежного способа отличить минеральное и синтетическое масло по цвету. При этом, основа для синтетического масла, как правило, более прозрачная, чем минеральное масло, которое имеет более темны цвет (из-за ароматических нефтепродуктов, серы и других примесей), это может считаться фактором отличия. Но нельзя доверять ему на 100%, так как присадки в синтетическом масле могут значительно изменять его цвет, втом числе и затемнять его.

Как различить минеральное масло и синтетику в лаборатории?

В лаборатории можно отличить синтетику от минерального масла, по совокупности химических и физических свойств, таких как:

  • индекс вязкости,
  • температура вспышки,
  • текучесть,
  • анилиновая точка.

Обычно оценивается несколько факторов, в том числе и химический состав.

Что произойдет если будет использован не тот тип смазки?

Основой для большинства синтетических трансмиссионных масел, являются полиальфаолефины (ПАО). ПАО по многим химическим свойствам подобны минеральным маслам, поэтому смешивание этих веществ не должно вызывать проблем совместимости, особенно если эти масла одного класса API.

Однако, если использование синтетического масла, обусловлено, например, низкими температурами, замена его на минеральное может вызвать проблемы.

Кроме того, помните, что некоторые синтетические трансмиссионные масла содержат полигликоль (ПАГ), который химически несовместим как с минеральными маслами, так и с синтетикой основанной на ПАО. В этом случае смешивание приведет к серьезным проблемам.

Помощь в выборе моторного масла стала востребована с тех пор, когда появился обильный выбор. Пока за вас думает дилер, интерес ни к чему. Но когда гарантийные обязательства подходят к концу, а ценник официальной смазки вводит в ужас, в ход идет самая банальная идея – найти альтернативу. И в общем-то ход мыслей верный, но прежде мы советуем ликвидировать пробелы. Вопросы могут быть самыми непредсказуемыми: какой вязкости должен быть состав, какие присадки должны в нем быть и, в конце концов, синтетика или полусинтетика?

Откуда корни

Моторная, трансмиссионная, для ГУР и пр. смазка – это «база» + пакет присадок. Под «базой» понимается базовое масло, по виду которого и судят о происхождении конечного продукта: минеральное, полусинтетическое или синтетическое. На самом деле типов базовых масел не три, а пять:

  • Высокосернистое минеральное – получается из тяжелых фракций нефти совместно с растворителями.
  • Низкосернистое минеральное – обычная минералка, прошедшая очистку. В чистом виде это разнородный по молекулярному составу продукт: молекулы совершенно неоднородны и имеют разные длины.
  • Гидрокрекинговое (HC-технология) – минеральная жидкость, подвергшаяся гидроочистке. Упрощенно этот процесс можно описать как разрушение крупных молекул с целью создания однородной структуры и выравнивания свойств смазки. Торговое название продуктов, изготовленных по гидрокрекинговой технологии – HC-синтетика.
  • 100% синтетическое. Фактически эта жидкость – конструктор, собранный на основе полиальфаолефинов (ПАО). Молекулы синтезируются в ходе химических реакций, сырьем для которых выступает нефтяной газ, чаще всего децен. На выходе – однородная структура с первоклассными свойствами.
  • Суперсинтетическое. Продвинутые эксперты по маслам, коллеги из «За рулем» и автор почитаемого ЖЖ bmwservice, относят в эту группу все, что не вошло в остальные четыре. Визитная карточка базового суперсинтетического масла – «эстеры» или, по-другому, сложные эфиры – результат взаимодействия спиртов и кислот. Реже в качестве основы выступают полиалкиленгликоль. Производятся в ограниченном количестве из-за дороговизны технологии и небольшого спроса.

Полусинтетической основы как таковой в чистом виде нет. Ее получают смешиванием низкосернистого минерального масла и 100% синтетики. Процент ПАО-компонента в смеси – не более 30%. Примесь синтетики позволяет стабилизировать свойства смазки, поскольку в чистом виде минералка имеет большой диссонанс в характеристиках.

Немного теории

В первом приближении разница между синтетическими и полусинтетическими маслами ясна – это разные основы. «Полусинь» — это доработанная минералка, а минеральная смазка получается естественным путем (это остатки от нефти после перегонки ее в бензин и дизель). Синтетика же – полностью искусственный продукт, созданный в ходе синтеза нефтяного газа. При сравнении эксплуатационных качеств удобно использовать специальную терминологию, с которой мы и предлагаем ознакомится:

  • Индекс вязкости – характеризует стабильность вязкостных свойств при изменении температуры. Условно говоря, чем выше это число, тем меньше вязкость при низких температурах и, как следствие, легче пуск двигателя.
  • Цифры по SAE (классификация, разработанная американской ассоциацией автомобильных инженеров). Описывает вязкость масла. Поскольку основную долю рынка составляют всесезонные смазки, то на коробке мы видим две цифры, разделенные буквой W. Например, 5W-40: 5W – категория вязкости при холодном запуске, 40 – класс вязкостных свойств при рабочей температуре. По факту, чем меньше низкотемпературная вязкость, тем легче двигателю провернуть коленвал на морозе (нижний температурный предел 0W: -40, 10W: -30). Если регион уж слишком лихорадит зимой, то в ход идут различные подогреватели масла двигателя, отчего эта цифра становится такой же малозначимой, как и на прогретом моторе. Класс через тире описывает интервал, в котором может изменяться кинематическая вязкость при рабочей температуре. Например, у 40-ки при 100°C она составляет 12,5-14,5 сСт (сантистоксов).
  • Индекс испаряемости NOACK. Описывает качество фракционного состава продукта. Методика оценки основана на вычислении разницы между исходной массой и той, которая остается после кипения при 250°C определенное время. Чем больше выкипело, тем более склонен продукт к угару.
  • Температура вспышки в закрытом тигле. Характеризует уровень безопасности смазки – максимальную температуру, при которой масло способно воспламенится от искры.
  • Окисление. Время, в ходе которого температура полностью добивает жидкость – мутнеет основа, присадки утрачивают свойства и пр.

Прочие параметры, как-то щелочное число TBN, кислотное число TAN служат для оценки качества и количества применяемых моющих присадок. Требования к смазочным материалам, выдвинутые API, ACEA, ILSAC и др., нацелены на снижение расхода топлива и улучшение экологии путем увеличения ресурса катализатора/сажевого фильтра. Идут ли такие действия на пользу ресурсу мотора, мы обсудим позже, а сейчас самое время сравнить синтетическое масло с HC-синтетиками и чистыми полусинтетиками.

В чем отличие синтетики от полусинтетики

Один из важных эксплуатационных показателей смазки – вязкость. Она косвенно характеризует то, как будет себя вести масло в самой высоконагруженной зоне – в области поршневых колец. Пленка жидких составов может быть слишком тонкой и легко разрываться, отчего стенки цилиндров быстро изнашиваются. Пленка густых смазок слишком толстая, что тоже не очень хорошо: излишки могут быстро закоксовать маслосъемные кольца, лишив их подвижности. Кроме того, сечение каналов маслосистемы конструктивно расчитано на определенные интервалы вязкости.

Касательно интервалов вязкостной характеристики справедливо отметить некоторые факты. Возьмем канистру 10W-40 и посмотрим, как изменяется вязкость с изменением температуры.

  • +100°C – 14 сСт.
  • -18°C – 3 500 сСт.
  • Порог проворачиваемости коленвала – 5 000 сСт.

Кинематическая характеристика изменяется больше, чем в 200 раз. Именно поэтому важно ознакомится с понятием «индекс вязкости», определение которого мы привели выше. Так вот, этот самый индекс у синтетик доходит до 150, у минералок – до 110, у полусинтетики – до 120, у HC-синтетики – свыше 120 до 140.

Знать эти цифры в общем-то необязательно. Достаточно сопоставить продукты с различными типами базовых масел по SAE, как абсолютно такая же тенденция нарисуется сама собой:

  • Минеральные автомасла: 15W-40, 20W-50.
  • Полусинтетические продукты: в основном 10W-40.
  • HC-синтетики: 5W-40, 10W-40, 0W-20, 5W-20, 0W-16, 5W-30.
  • Синтетики (ПАО): 0W-40, 5W-40, 15W-60, 10W-60.

Цифры по SAE нам то и показывают: самый маленький разбег в температурном диапазоне – у минералки, самый широкий – у синтетических смазок. Что же касается числа вязкости при рабочей температуре, то тут прежде всего инструкция. Для подавляющего числа автомобильных двигателей, будь-то атмосферных или турбированных, достаточно HC-синтетиков и синтетиков типа 5W-40 и 0W-40. 0W-20 и 0W-16. Их прописывают обычно экологичным версиям машин, как-то гибриды и пр., у которых каждый процент экономии топлива на счету.

Синтетика 15W-60, 10W-60 – удел высокофорсированных спортивных моторов, где важна стабильность масляной пленки на предельных оборотах. Полусинтетика применима в основном на старых машинах и автомобилях отечественного производства.

Также есть различия между синтетической и полусинтетической основой в скорости окисления и по NOACK. Не вдаваясь в подробности, синтетика медленнее окисляется, т.е. долго не мутнеет, а также менее склонна к угару. Однако коксовые отложения от угара синтетики имеют высокую стойкость, отчего их трудно удалить. В основном из-за этого качества ее и не рекомендуют к применению в отечественных автомобилях, где зазоры в парах трения побольше и высокий расход маловязкой смазки на угар неизбежен.

Полусинтетика быстрее окисляется и стареет, рассчитана на короткий срок службы, подвержена угару и имеет нестабильную вязкость в течение срока эксплуатации. Казалось бы, лучше заменить полусинтетическую смазку на синтетическую и вмиг продлится срок службы мотора, но это не так. Во-первых, в старых двигателях маслосистема рассчитана на определенную минимальную кинематическую вязкость при холодном старте. Во-вторых, сальники и прочие уплотнения: от их недостаточной герметичности двигатель может есть масло и не дымить.

HC-синтетики сочетают в себе достоинства синтетических и минеральных масел. Группа занимает доминирующее положение в массовом сегменте и имеет приемлемую цену. Рекомендованы даже отечественным автомобилям.

А что с присадками

Задача присадочных веществ – снижение скорости окисления, придание смазке моющих способностей и, в конце концов, повышение антифрикционных характеристик состава в целом. Изначально их концентрация рассчитывалась с прицелом на максимум. По мере развития жестких экологических норм присадочный пакет стали урезать в угоду увеличения ресурса катализатора/сажевого фильтра.

Основные присадки – это:

  • Фосфор и цинк –противоизносные.
  • Кальций и магний – моющие.
  • Молибден и бор – антифрикционные.

В продолжение слов об одобрениях автопроизводителей и, в более широком смысле, допусках API, ACEA, можно заявить следующее: промышленные гиганты готовы экономить на таких присадках, как фосфор и понижать концентрацию золы, которая является природным моющим средством в угоду экологическим нормам. В практическом смысле такая тенденция мало чем приятна: внутренности мотора плохо моются, отчего простаивание в пробках способствует коксованию отложений на деталях, а полное окисление наступает гораздо быстрее. Что примечательно, если двигатель не расходует масло, то такие мероприятия ни к чему. Когда же наблюдается потребление смазки, то и без всяких мероприятий это быстро добьет катализатор.

Самой частой причиной неисправностей в работе двигателя является некачественное моторное масло. В значительной степени характеристики смазочного материала зависят от его вида: существуют минеральные и синтетические моторные масла. Поговорим об их составе и свойствах, возможностях смешивания. Разберемся, чем отличается минеральное масло от синтетического.

Состав и базовые свойства моторных масел

Разъясняем, в чем разница между синтетическим и минеральным маслом. Основа минеральных материалов – производные нефти, к которым добавляются присадки различного назначения. Такие жидкости стоят относительно недорого, имеют средние смазывающие, омывающие и защитные характеристики.

Натуральные «минералки» без присадок не пригодны к использованию, поскольку не обеспечивают качественную смазку и не способны очистить от нагара камеру сгорания.

Синтетические материалы получают в специальных лабораториях искусственным путем. Они включают в себя синтетические углеводороды (полиальфаолефины), смолы, а также присадки, регулирующие уровень вязкости. Многие рабочие параметры «синтетики» лучше, чем у минеральных составов, но выше и стоимость первой.

Полусинтетическое моторное масло – смесь «синтетики» и «минералки» в приблизительной пропорции 1:4. По своим качествам, как и по цене, оно уступает синтетическим материалам, но превосходит минеральные.

Один из основных параметров минерального и синтетического масла – вязкость. От вязкости напрямую зависят смазывающие свойства жидкости.

Преимущества и недостатки разных типов ГСМ

Выбирая минеральное или синтетическое масло, нужно знать особенности того и другого. Качественная «минералка» имеет хорошие рабочие характеристики. Ее омывающие свойства позволяют удалять нагар и осадок с деталей, хотя не так качественно, как это делает «синтетика». Но, независимо от марки, этому типу смазок свойственен один и тот же недостаток – зависимость вязкости от температуры окружающего воздуха:

  • при температуре -20 °С и ниже жидкость становится тягучей, утрачивает способность к обволакиванию элементов и узлов ДВС. Это приводит к затруднению ее фильтрации и серьезному возрастанию нагрузки на силовой агрегат. Поэтому двигатель, в который залито такое масло, обязательно нужно прогревать перед поездкой;
  • перегрев не менее вреден для минеральных масел. Нагревание более чем до 110 °С приводит к безвозвратному ухудшению рабочих качеств – жидкость становится слишком текучей.

«Синтетика» значительно устойчивее к изменению внешней температуры. Даже на сильном холоде материал не утрачивает первоначальную вязкость, и при езде на непрогретом автомобиле нагрузка на двигатель остается в пределах нормы. Недостаток синтетических масел, как и полусинтетических, – более быстрое засорение, по сравнению с «минералкой», поэтому замена требуется в среднем в 1,5 раза чаще. Смазочный механизм и масляный фильтр при использовании таких ГСМ также забиваются быстрее.

Как видно, разница между синтетическим и минеральным маслом довольно существенная.

Возможность смешивания

В составе разных смазочных материалов часто содержатся несовместимые присадки. Поэтому смешивание масел разных марок с высокой вероятностью приведет к тому, что жидкость станет непригодна для применения. Это же касается и полусинтетической смазки.

Отсюда вывод: смешивать ГСМ разных видов нельзя. В качестве смазочного материала должно использоваться строго полусинтетическое, минеральное или синтетическое масло для двигателя, а не смесь. Единственное исключение для крайних случаев – смешивание минеральных масел разных серий. Оптимальный вариант – пользоваться всегда одной и той же маркой ГСМ, а если необходимо перейти на другую, соблюдать правила замены.

Как перейти на другой вид масла

Чаще всего водители переводят свой автомобиль с «минералки» на «синтетику», переход в обратную сторону встречается крайне редко. При замене нужно действовать следующим образом:

  • полностью слить минеральную жидкость;
  • промыть ДВС специальным шампунем с активными компонентами, заменить фильтры;
  • залить в мотор синтетическое масло.

Можно обойтись и без промывки двигателя. В этом случае алгоритм таков:

  • полностью слить старую «минералку»;
  • залить новую, хорошего качества;
  • слить жидкость через 500–1000 км;
  • залить «синтетику».

Однако промывкой лучше не пренебрегать. Полностью слить отработку не получится, 5–10% останется в механизме. Удалить остатки без помощи шампуня нельзя.

Какое масло лучше – минеральное или синтетическое

Мы разобрались, как отличить минеральное масло от синтетического. Если сравнивать рабочие характеристики, то у синтетических ГСМ они несколько выше. Но это не значит, что если в двигатель залита минеральная смазка, ее необходимо менять. Особенно это касается автомобилей с карбюраторными ДВС.

«Минералка» подойдет для автомобилей с моторами небольшой мощности при эксплуатации в регионах, где температура не опускается ниже -20 °С. «Синтетика» используется в большинстве современных легковушек. В целом, выбирая смазочный материал для авто, нужно опираться на рекомендации изготовителя.

Как отличить синтетическое масло от минерального?

Есть синтетические и минеральные моторные масла. Минеральное моторное масло – масло, которое получают из нефти. Оно считается натуральным. А вот синтетическое моторное масло – это субстанция, которую получают в итоге синтеза. Вот об этих маслах и речь пойдет в статье «Как отличить синтетическое масло от минерального»

Зачем необходимо было изобретать синтетическое моторное масло?

Условия, при которых работает движок, могут быть различными. Режим работы мотора повсевременно изменяется. Запустили движок — он прогревается, приостановили его – он остывает. И во время работы движок повсевременно меняет собственный режим – изменяются и обороты, и температура, и прочее. Вот по этой причине безупречным моторным маслом может быть такое масло, у которого характеристики оставались бы размеренными при различных режимах работы мотора. Но это фактически нереально.

При различных критериях база минерального моторного масла не может обеспечить стабильность субстанции. Методом синтеза молекул, ученые смогли получить синтетическую базу. Она намного меньше подвергается воздействию наружных причин. Характеристики ее при долговременной эксплуатации более размеренны. В первый раз такое синтетическое моторное масло применили в авиации. При пониженных температурах во время пуска мотора минеральное масло просто леденело. Сначала издержки на создание синтетического масла были очень высочайшими, а это не позволяло массово использовать его в авто движках. Только с течением времени синтетическое моторное масло стало более дешевеньким. Именно тогда его и начали использовать в авто индустрии.

Итак, можно подытожить:

  • Синтетическое моторное масло меньше опасается перепадов температур.
  • Синтетическое масло в процессе использования способно подольше сохранять свои характеристики.
  • Таковой параметр масла, как вязкость, нереально поддержать на подходящем уровне, если употребляется вполне минеральная база.

Если для местности, где эксплуатируется автомобиль, не свойственна температура в зимний период ниже15-20 градусов Цельсия, то необходимости в применении синтетического моторного масла нет.

Применяя минеральное либо полусинтетическое масло, просто придется почаще его поменять.

Существует еще полусинтетическое моторное масло. Его создают из смешанной базы. 30-50% в нем составляет синтетическая база, а остальное – минеральная база. Такое масло обладает намного наилучшими показателями собственной стабильности, чем минеральное. Но оно ужаснее чем синтетическое моторное масло.

Такое полусинтетическое моторное масло следует заливать в современный движок и с огромным пробегом. Обычно в таких критериях увеличивается угар синтетического масла. Полусинтетическое масло – лучший выход. Синтетика для таких движков противопоказана.

Так можно ли смешать минеральное, синтетическое и полусинтетическое масла?

Вопрос о смешивании может появиться, когда одно моторное масло меняют на другое, когда необходимо долить в движок масло. Соединять различные масла в принципе не стоит. А делать этого не стоит поэтому, что происходит смешивание совсем различных присадок, и какая при всем этом будет хим реакция непонятно. Приобретенная смесь не сумеет соответствовать эталонам либо требованиям. Хоть какое смешивание — это последняя мера. Хотя сам факт существования полусинтетического моторного масла наводит на идея, что соединять минеральные и синтетические моторные масла можно. Правда, при неких критериях:

Различные производители используют различные технологии для получения самой базы. Хим состав также различный.

  • Если необходимо долить масло, то безвреднее долить другое масло, но того же производителя.
  • Когда происходит подмена масла, то необходимо держать в голове, что все равно какое-то количество его остается в движке. Происходит смешивание с вновь залитым маслом. Характеристики масла по этой причине несколько меняются. По этой причине в нескольких сервисных циклах придется масло поменять почаще обыденного.

Сходу необходимо предупредить, что моторные масла подделывают намного почаще, чем бензин. На авто рынках нередко можно наткнуться на «левое» масло, хотя и в магазинах запчастей можно тоже просто напороться на подделку. Если вам когда-либо придется брать масло в непонятном месте, то лучше приобретите не очень разрекламированную марку. Просто их пореже подделывают. В любом случае, рекомендуем сохранить чек и канистру до последующей подмены. Понадобится.

Условные обозначения моторных масел.

Вот, возьмем для примера 10W40. По эталону SAE это обозначение вязкости. 1-ая цифра (в нашем примере это 10) указывает индекс загустения. Нужно знать, что чем индекс ниже, тем это масло может выдерживать более низкие температуры. Индексы загустения находится в границах от 0 до 15. 2-ая цифра (а в нашем примере это 40) обозначает вязкость температуре мотора 100 градусов. Масло более густое обозначено большей цифрой. Масло с вязкостью 60 является самым густым. А вот буковка меж 2-мя числами обозначает время его использования. Буковка W от слова WINTER – это для зимы. Другими словами масло – «зимнее».

Какое же масло избрать для автомобиля?

Необходимо заглянуть в аннотацию. Там непременно будет написано, какое моторное масло рекомендовано. Масло 5W40 можно залить заместо рекомендованного масла 10W40. А вот летом такая подмена не приведет ни к нехорошему, ни к отличному. Использовать моторное масло, которое имеет завышенную вязкость, не рекомендуется. Высочайшая вязкость содействует скапливанию масла в головке цилиндра.

По эталону API индекс свойства обозначают 2-мя большими латинскими знаками. К примеру, знаками SF. 2-ая буковка показывает на качество масла. И тем лучше считается масло, чем далее по алфавиту находятся эта буковка. Масло SF удовлетворит не только лишь большая часть ВАЗов, да и подойдет иномаркам 80-х годов выпуска. А вот масло SG подойдет для большинства новых импортных машин последних лет. Полностью у хоть какого масла, как его официально начинают создавать в Рф, здесь же возникают подделки.

Основным различием синтетического моторного масла от минерального масла, можно именовать высшую стабильность его параметров при разных температурах и при долговременной эксплуатации. Вот об этом мы и поведали в собственной статье «Как отличить синтетическое масло от минерального».

Не нашли интересующую Вас информацию? Задайте вопрос на нашем форуме.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оцените статью
Авто журнал MyPunto
Добавить комментарий