Как найти утечку тока в автомобиле мультиметром

Автоэлектрика
Содержание
  1. Проверка утечки тока в автомобиле
  2. Принцип подключения потребителей тока к бортовой сети
  3. Чем опасна утечка тока в автомобиле
  4. Причины утечки тока в автомобиле
  5. Норма расхода тока в АКБ автомобиля
  6. Самостоятельная проверка утечки тока в автомобиле мультиметром
  7. Проверка утечки тока в авто амперметром
  8. Проверка утечки тока в автомобиле лампочкой
  9. Как выявить причину утечки тока в автомобиле
  10. Как осуществить глубокую диагностику
  11. Устранение утечки тока в автомобиле
  12. Почему садится аккумулятор — основные причины утечки
  13. Пошаговая инструкция по проверке и измерению тока утечки
  14. Допустимые нормы
  15. Где искать проблемы с проводкой
  16. Что делать, если проводка в порядке
  17. Основные причины повышенной утечки
  18. АКБ не успевает заряжаться
  19. Неисправная проводка или генератор
  20. Большое потребление при выключенном зажигании
  21. Норма утечки тока в аккумуляторе автомобиля в режиме покоя
  22. Схема протекания тока
  23. Какой инструмент подготовить для проверки
  24. Алгоритм поиска утечки
  25. Замер аккумулятора
  26. Видео

Проверка утечки тока в автомобиле

Вечером вы оставили машину с заряженным аккумулятором, но назавтра обнаружили, что он разрядился. В чем может быть проблема? Как выполняется проверка утечки тока в автомобиле? Можно ли ликвидировать возможную поломку? Разбираемся.

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Как подключаются потребители тока к бортовой системе автомобиля
  • Что может вызвать утечку тока в автомобиле
  • Как выявить утечку тока в автомобиле самостоятельно
  • Как устранить утечки тока в автомобиле
  • Чем опасны утечки тока в автомобиле

Принцип подключения потребителей тока к бортовой сети

Электроток будет течь по проводнику, только если замкнуть электроцепь. Потребление электричества должно быть штатным — клемма аккумулятора «плюс»—потребитель—клемма «минус», при этом цепь не должна разрываться. В качестве примера мы привели простейшую схему. В вашей машине потребители подсоединены к схеме, сложность которой в несколько раз выше. Поэтому непрофессиональному автоэлектрику будет трудно понять все нюансы.

Как выполнить проверку утечки тока в автомобиле? Ориентируйтесь на расположенное выше изображение. На нем вы можете увидеть, что есть единый «минус» у лампы и клеммы 85 реле, обычно он соединяется с «массой» (кузов).

При этом на положительном проводе установлен выключатель, размыкающий цепь. Когда контакты выключателя замыкаются, электричество идет через катушку реле, которая подсоединена к 85-му и 86-му контактам. За счет электромагнитного поля катушка начинает замыкать 87-й и 30-й контакты, а электроток идет через лампы.

Описанная схема стандартная для большинства транспортных средств. Однако обычно цепь размыкает дополнительный выключатель — замок зажигания, при этом плавкий предохранитель бывает врезан в положительный провод. Чтобы было удобнее, один или два монтажных блока объединяют в себе реле с предохранителями. Зная это, вы не испытаете шок, когда увидите множество жгутов проводки. А также сможете, подразделив огромное количество объединенных цепей на мини-схемы, провести проверку утечки тока в автомобиле клещами.

Часть автоприборов объединяются в общие сети. Вообразите, что это — один потребитель, но просто разросшийся в пространстве. Выявлена утечка тока в автомобиле после проверки? Причина — разные цепи подключаются друг к другу или же к «массе» машины по причине того, что изоляция проводки пришла в негодность. Также утечка может происходить из-за «мостов» электротока, которые появляются из-за грязи.

Чем опасна утечка тока в автомобиле

Проверка утечки тока аккумулятора автомобиля важна, поскольку одним из неприятных последствий может быть то, что аккумуляторная батарея полностью разрядится. Конечно, аккумулятор можно подзарядить, однако это не устранит проблему.

Аккумулятор кислотного типа выполнен из пластинок, которые находятся в электролите (смешанные серная кислота и дистиллированная вода). Когда он разряжается, на пластинах скапливается кислота в форме солей. Следовательно, рабочая поверхность аккумуляторной батареи становится меньше. Затем соли превращаются в кристаллы, электролит не способен растворить их. В результате аккумулятор становится менее емким и быстро портится.

Если во время проверки утечки тока в автомобиле вы обнаружили неполадку, следует как можно быстрее починить электрику. Иначе аккумулятор придется заменять на новый.

Причины утечки тока в автомобиле

Чтобы машина всегда была на ходу, аккумулятор должен быть исправен. Только заряженная аккумуляторная батарея позволяет нормально работать мотору и всем автоприборам. Нередко из-за невнимательности хозяина авто происходит утечка электротока. Например, когда всю ночь машина стоит с включенными фарами. Либо когда владелец машины экономит на приобретении аккумулятора, используя старый. Но утечка может происходить также по причине неисправности проводки.

В ходе проверки утечки тока в автомобиле можно обнаружить следующие неполадки:

  • используется старый аккумулятор;
  • вы забыли отключить огни габаритов, фары, автомагнитолу;
  • изоляция проводки испортилась;
  • на гнездах подключения автоприборов, на контактах клеммных колодок толстый слой пыли, в результате они окислились;
  • монтаж дополнительных приборов производился халатно, в результате произошло КЗ проводки;
  • крепления из металла повредили проводку;
  • провода, размещенные близко к мотору, оплавились.

Если причина утечки не в том, что фары (или автомагнитола) были включены, значит, проблема более серьезная.

Например, на цепи с толстым стартерным проводом все время скапливается пыль, вода и образуются солевые отложения. То же самое происходит с проводкой генератора. Проблемы могут возникнуть непосредственно с самим генератором, который выглядит, как решето, пропускающее через себя песок и соль, ведь именно этими реагентами посыпают дорожное полотно.

Сверху батарея тоже загрязняется, поэтому во время проверки утечки тока в автомобиле можно выяснить, что по этим участкам с повышенной электропроводностью «убегают» кулоны.

Важно! Если изоляционный слой электропроводки пришел в негодность, может произойти воспламенение.

Норма расхода тока в АКБ автомобиля

Часть автоприборов постоянно работает на электротоке. Перечислим их:

  • часы;
  • память электронного блока управления;
  • штатная противоугонная система;
  • сигнализация.

Данные устройства непрерывно потребляют электричество. Память ЭБУ, после того как она перезагружается, начинает функционировать и запоминать актуальные установочные функции. Сигнализация начинает работать, как только вы оставляете авто на парковке. Перечисленные автоприборы зависят от электротока, поэтому они непрерывно потребляют малое количество электроэнергии.

Поскольку электроток используется множеством автоприборов, была установлена норма утечки тока. Данный показатель — неизменный, определить его можно, сложив объем электричества, который используется каждым прибором. Например, когда в машине непрерывно потребляют ток часы, сигнальная система, мультимедиа, то общий объем потребляемого тока будет 24 мА (1 мА + 20 мА + 3 мА). Однако если сложить объем потребляемого электротока всеми приборами, которые непрерывно функционируют, получим значение от 50 до 80 мА.

Для справки, включенная фара расходует 500 мА, поэтому небольшая утечка электротока в машине, равная 50 мА не приведет к тому, что аккумулятор сядет.

Можно ли провести проверку утечки тока в автомобиле и узнать норму? Для этого его придется продиагностировать, замерив потребление тока. Если выяснится, что объем потребляемого тока превышает стандартные показатели, придется найти и ликвидировать неисправность функционирования электрики.

Самостоятельная проверка утечки тока в автомобиле мультиметром

Проверка утечки тока в автомобиле мультиметром происходит следующим образом: в разрыве массы либо плюсового участка определяем объем потребляемого электротока. Причем наименее опасной считается схема определения в разрыве массы. Чтобы провести такую проверку, придерживаемся следующей инструкции:

  • настраиваем мультиметр — показания тока от 10 до 20 ампер;
  • отключаем минусовую клемму с аккумулятора;
  • подключаем шнур мультиметра к клемме АКБ;
  • второй шнур мультиметра — на снятом проводе.

Не обязательно придерживаться полярности, когда проводите проверку утечки тока в автомобиле мультиметром. Прежде чем начать тестирование, следует заглушить автомобиль и вытащить ключ зажигания.

Чтобы проверить утечку тока в автомобиле в разрыве плюсового участка, выполните следующие шаги:

  • указываем амперы на мультиметре;
  • отключаем плюс с аккумулятора;
  • минус мультиметра подсоединяем к клемме аккумулятора, которую отсоединили;
  • к минусу АКБ подключаем плюс мультиметра.

Если вы все сделали верно, мультиметр покажет объем потребляемого электротока. Если полученное значение превышает 15–80 мА, то в автомобиле есть утечка тока. Следовательно, придется найти неисправную цепь.

Проверка утечки тока в авто амперметром

Если машина работает нормально, то бортовая сеть будет потреблять не более 70 мА. Но данный показатель достигается не мгновенно. В самом начале (когда цепь, состоящая из амперметра и бортовой сети, будет соединена) потребление электротока составит 120–130 мА. Однако если показания мультиметра больше, значит, есть неисправность. Надо в первую очередь обследовать блок предохранителей. Выполняя проверку утечки тока в автомобиле мультиметром, предохранители следует вынуть один за другим.

Отключаем от минусовой клеммы АКБ провод, подсоединяем мультиметр. Не забывайте, что машину следует заглушить. Мультиметр в этот момент определит объем электротока, который автомобиль потребляет, находясь в выключенном состоянии.

При проверке утечки тока в автомобиле мультиметром предохранитель вынимаем и, используя контрольную лампу, определяем, подходит ли к предохранителю ток, когда машина не заведена.

Когда авто не оснащено сигнализационной системой, проигрывателями и тому подобным, то объем потребляемой электроэнергии будет не более 70–80 мА.

Проверка утечки тока в автомобиле лампочкой

Ничего страшного, если у вас под рукой нет мультиметра. Воспользуйтесь двенадцативольтовой лампочкой, накрутив на нее пару витков провод. Чтобы выполнить проверку утечки тока в автомобиле лампочкой, придется сделать этот измерительный прибор самостоятельно. Он делается 2- либо 3-клеммным. Следует отогнуть провод на боковой части (минус), ко второй части подсоединяем плюс. Провода выбираем не более 100 см, иначе вам будет неудобно проводить проверку утечки тока в автомобиле.

Плюс и минус на лампочке не должны соприкасаться, поэтому придется сделать изоляцию выводов. Затем необходимо отсоединить клемму, проверив ее точно так же, но сменив полярность. Вставляем провод в разрыв между аккумулятором и плюсом. Лампочка светится? К сожалению, проверка показала утечку тока в автомобиле.

Обратите внимание: лампочка не должна быть мощнее 5 ватт.

Идеальный вариант — лампа огней габаритов. Однако не стоит использовать диодную лампочку. Она не переживет резкого перепада напряжения и сгорит. Самое неприятное, что вы не сможете это определить, просто посмотрев на нее.

Как выявить причину утечки тока в автомобиле

Причина утечки тока в автомобиле может быть в КЗ либо непредвиденном потреблении энергии. Начать стоит с проверки дополнительно установленных автоприборов, а также электрокомпонентов. По сравнению со штатной проводкой, дополнительные приборы обычно подсоединяются проводами, которые располагаются там, где придется. Автоэлектрик торопится и не учитывает, что провода могут оказаться рядом с двигателем. А это значит, что изоляционный слой проводки может оплавиться, ведь включенный двигатель нагревается.

Если провода находятся рядом с металлическими агрегатами, соприкасающиеся участки будут перетираться. Со временем они порвутся, и снова случится КЗ.

Как только вы проведете проверку утечки тока в автомобиле мультиметром, посмотрите на приборы, установленные дополнительно после приобретения авто. Обычно концевики «сигналки» крепятся в дверях автомобиля. Возможно, вы увидите сгоревшую проводку, оголенные провода или коррозию. Ничего не обнаружили? Приступаем к глубокой проверке утечки тока в автомобиле.

Как осуществить глубокую диагностику

Начинать глубокую проверку утечки тока в автомобиле стоит после того, как вы осмотрите провода. Суть тестирования: отсоединяем автоприбор, а затем замеряем электроток, используя мультиметр. Последовательность действий следующая:

  • отсоединяем минусовую клемму с АКБ, чтобы разместить мультиметр;
  • подключаем мультиметр к отключенному проводу аккумулятора и минусовой клемме;
  • вытаскиваем предохранители, чтобы разомкнуть цепь;
  • если наблюдаются скачки электротока, определяем, к какому прибору относится предохранитель.

Провести проверку утечки тока в автомобиле можно, сделав адаптер, в качестве которого подойдет перегоревший предохранитель. К самодельному адаптеру подсоединяем щупы мультиметра. Далее действия повторяются: проверяем цепи отдельно.

Если определили неисправное место, необходимо узнать, будет ли КЗ. Для этого надо прозвонить провода, используя мультиметр, заранее установив режим измерения сопротивления.

Важно! Не каждый прибор функционирует вместе с предохранителем. Поэтому данный метод проверки утечки тока в автомобиле подойдет не всегда.

Случается, что утечка отсутствует, однако аккумулятор за ночь садится. Происходит это из-за отрицательного баланса заряд/разряд. АКБ может попросту не заряжаться полностью, если вы все время стоите в пробке, поездки всегда на небольшое расстояние, авто часто приходится заводить и отключать, а эксплуатация машины происходит зимой. В результате аккумулятор выходит из строя.

Огромное количество энергии потребляет дополнительно установленная музыка. Однако это уже не является утечкой тока в автомобиле.

Устранение утечки тока в автомобиле

Проверка показала, что есть утечка тока в автомобиле? Важно ликвидировать неисправность, которая привела к этой проблеме. Прежде чем начинать ремонт, снимаем клеммы АКБ. Какие могут быть действия по устранению неполадки:

  • Если в местах соединений скопилась грязь, то необходимо удалить ее, протерев соединение спиртом.
  • Когда изоляционный слой пришел в негодность, следует изолировать жилы, а также исключить повреждение, установив защитный шланг, чтобы изоляция не перегревалась и не перетиралась.
  • Обнаружили влагу в автоприборах, они запотевают — необходимо высушить их. Когда влага внутри блока «сигналки», придется вскрыть модуль. Смачиваем его спиртовым раствором, ждем, пока загрязнение и вода стекут. Когда прибор просохнет, делаем специальный кожух, который не даст воде попасть внутрь.
  • Электроприбор функционирует неисправно. Решение — устанавливаем новый либо ремонтируем его.

После того как проблема будет решена, снова проводим проверку утечки тока в автомобиле, чтобы удостовериться, что потребление в норме.

Одной из основных причин быстрой разрядки автомобильного аккумулятора на стоянке является неисправность бортовой сети. В этой статье мы узнаем, как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром, а также попробуем самостоятельно найти причины утечки и устранить их.

Почему садится аккумулятор — основные причины утечки

Основной причиной повышенного разряда аккумуляторной батареи (АКБ) является неисправность электрооборудования. Причём неисправность может быть и неявной. Стартер с разбитыми подшипниками может крутить, но потреблять повышенный ток. Сильно разряженный аккумулятор просто не успевает пополнить энергию во время поездки, и после нескольких пусков батарея оказывается полностью разряженной.

Неисправная охранная система или музыкальный центр могут отлично справляться со своими обязанностями, но потреблять в несколько раз больше энергии, чем, как говорится, положено по штату. Особенно неприятна такая неисправность именно в системе охраны, работающей на стоянке длительное время.

Ну и самой серьёзной проблемой будет утечка тока. Если она относительно небольшая, скажем, пол-ампера, то во время поездки будет компенсироваться генератором. Но при выключенном зажигании проблема проявит себя по-настоящему — утром на стоянке запустить двигатель может не получиться.

Важно! Утечка тока есть практически в любом автомобиле, но это значение имеет свои нормы (см. раздел ниже), и если мы в эти нормы укладываемся, то всё в порядке.

Что вызывает утечку тока? Причин не очень много. К примеру, неудачная конструкция автомобиля. На некоторых старых моделях ВАЗ, в частности в ВАЗ 2110, ток утечки изначально велик. Недаром владельцы этого автомобиля на длительной стоянке скидывают наконечник с клеммы АКБ или устанавливают размыкатель массы и пользуются им.

Далее, износ электропроводки и оборудования. Если машина старенькая, то электрооборудование вроде работает, но даже в отключённом состоянии потребляет энергию. Колодки забиваются пылью, провода трескаются и промасливаются, изоляция перетирается.

Вызвать чрезмерную утечку может и нештатное оборудование, если оно установлено неспециалистом и непродуманно. К примеру, навигатор может продолжать вычислять своё место расположения, держа связь со спутниками даже при выключенном зажигании. Музыкальные центры, регистраторы и прочее подобное сервисное оборудование тоже могут работать некорректно, продолжая потребление энергии даже при выключенном зажигании и при отсутствии хозяина.

Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.

Отсюда делаем вывод: если наш аккумулятор заметно садится даже не на очень длительной стоянке, то не стоит бежать в магазин за новым или лезть в генератор. Сначала нужно выяснить, не виновата ли в этой проблеме повышенная утечка тока.

Пошаговая инструкция по проверке и измерению тока утечки

Итак, попробуем измерить ток утечки на своём автомобиле. Для этого нам понадобится мультиметр (тестер), способный измерять постоянные токи до 2–3 А. Вполне подойдёт самая распространённая и недорогая китайская модель стоимостью 300 рублей.

Этот мультиметр может померить постоянный ток величиной до 10 А

Измерять, естественно, будем при выключенном зажигании, ключ из замка вынут. Снимаем один из наконечников с клеммы на аккумуляторе. В интернете идёт нескончаемый бой диванных специалистов: одни утверждают, что необходимо снимать наконечник исключительно с отрицательной клеммы, другие — только с положительной. Иначе «Всё пропало, шеф, клиент уезжает, гипс снимают». На самом деле любой, кто хоть немного знаком с электротехникой, скажет, что нет абсолютно никакой разницы. С какой клеммы удобнее сдернуть наконечник, с той и сдёргиваем.

Устанавливаем мультиметр в режим измерения постоянного тока на максимальный предел. В нашем случае (фото выше) это 10 А, но всё зависит от типа прибора. Главное, чтобы он не был ниже 1–2 А. В противном случае велика вероятность повреждения мультиметра. Подключаем один щуп измерительного прибора к клемме аккумулятора, другой — к снятому наконечнику.

Подключение мультиметра для измерения тока утечки

В момент подключения ток увеличивается — бортовой компьютер инициализируется, подключает то или иное оборудование. Через 10–20 секунд всё встанет на свои места, машина «заснёт» и можно определить ток утечки по показанию амперметра.

Важно! В некоторых марках автомобилей в момент подключения АКБ ток на короткое время может превысить предел измерения мультиметра. Поэтому стоит снять наконечник, установить временную перемычку между наконечником и клеммой, подключить прибор и снять перемычку. Это спасёт прибор от перегрузки.

Ток покоя слишком велик? Попробуем отыскать проблему. Открываем щиток предохранителей. Не отключая амперметра, по одному выдёргиваем предохранители и контролируем изменение тока. Линия потери тока найдена? Сначала на аварийной линии проверяем концевики и патроны ламп.

Реальный случай: концевик лампочки освещения багажника вышел из строя. В результате лампа горела и при закрытой крышке багажника. Визуально не видно (багажник закрыт), а расход энергии круглосуточный. Осматриваем и проверяем потребителей, обслуживаемых данным предохранителем, устраняем.

Дальше смотрим на нештатное оборудование. Оно может быть подключено как угодно, вплоть до напрямую. Отключаем физически все левые навигаторы, регистраторы, плееры, питатели внешних гаджетов. Если ток утечки всё равно слишком большой, то стоит взяться за проводку.

Допустимые нормы

Утечку мы замерили, но какой ток утечки в автомобиле можно считать нормальным? Ведь, как мы выяснили, он всё равно присутствует. Энергию круглосуточно потребляет множество узлов современного автомобиля. Каким он должен быть? В зависимости от марки и модификации автомобиля допустимый ток утечки может сильно колебаться, но он не дожжен превышать 80 мА. Если ток, каким бы он ни был, не превышает эту величину, то можно с уверенностью сказать, что ток утечки нормальный, автомобиль исправен.

Где искать проблемы с проводкой

В принципе, штатная проводка была спроектирована и проложена специалистами. Если не было особых аварий с автомобилем, то повреждение её маловероятно. Другое дело с «левыми» проводами. Мы (или кустарные умники) могли проложить провода где угодно. Эти провода могут греться, перетираться. Они могут не  иметь надлежащей защиты (толщина и тип изоляции). Как найти утечку тока в таких проводах? Только методом исключения, больше никак. Поочерёдно отключаем «левые» провода и смотрим на амперметр. В более тяжёлом случае могут подвести и штатные провода. Действуем так же: отключаем и смотрим на амперметр.

Что делать, если проводка в порядке

Если проводка в порядке, то проблема явно в оборудовании. Тут вариант только один — отключаем, проверяем. Но чаще всего проблема кроется в нештатных устройствах. Штатное оборудование в современных автомобилях сделано по уму и достаточно надёжно. Поэтому прежде всего проверяем всё «левое» железо, а потом, увы, родное.

Важно! Саморазряд аккумулятора бывает вызван загрязнением его клемм. Кислота, выделяющаяся в процессе работы, может покрыть поверхность батареи и вызвать утечку тока.

Вот мы и выяснили, почему аккумулятор в автомобиле разряжается сам по себе. Теперь мы сможем самостоятельно найти причину проблемы и при необходимости её устранить.

Неприятная ситуация для автомобилиста – надо срочно ехать, а автомобиль не заводится по причине разряженного аккумулятора. Причиной этого бывают разовые и явные ошибки (не выключенное световое оборудование и т.п.), но если видимых проблем нет, а ситуация повторяется вновь и вновь, АКБ регулярно садится даже после непродолжительной стоянки – надо проверить утечку тока аккумулятора.

Основные причины повышенной утечки

Чтобы проще было понять суть проблемы, можно ввести аналогию аккумулятора с классическим бассейном с несколькими трубами из математической задачи. По одной трубе вода в бассейн втекает – это ток заряда. По другой (или нескольким) вода вытекает. Это разрядный ток, или сумма токов ко всем потребителям. Если зарядный ток намного превышает разрядный, бассейн будет наполняться до краев, и в любом случае в нем будет в наличии вода (запас энергии) для питания потребителей. Если выходных труб много или расход по ним больше (много нагрузок с высокой мощностью потребления), то уровень воды будет пополняться медленно, или вообще будет только снижаться (если ток разряда будет больше тока заряда). Поэтому причины ситуации, когда аккумулятор разряжается, можно разделить на две группы:

  • недостаточно энергии заряда (мало воды поступает в бассейн);
  • чрезмерный ток разряда (много воды расходуется).

Для дальнейших поисков неисправности важно определить изначальный фактор неправильной работы системы электроснабжения.

АКБ не успевает заряжаться

Аккумулятор заряжается тем быстрее, чем выше зарядный ток (и одновременно ниже разрядный). Этот зарядный ток задается разностью напряжений между бортсетью автомобиля и зажимами аккумулятора (10,8..12,6 вольт в зависимости от уровня заряда). Главным источником электроэнергии в машине является генератор – он обеспечивает машину энергией во время движения (аккумулятор работает при запуске двигателя и во время стоянки с заглушенным мотором). Хотя напряжение генератора стабилизировано с помощью регулятора, оно все же имеет допустимые пределы, которые в норме составляют от 13,5 до 14,5 вольт. Фактический уровень зависит от нагрузки и от оборотов двигателя, большее значение соответствует более высокой частоте вращения, более низкое – холостому ходу. По этим причинам АКБ на холостых оборотах заряжается медленнее.

Зависимость максимального тока генератора от оборотов.

К тому же генератор выходит на номинальную мощность при определенных оборотах, которые всегда выше холостых. Поэтому оптимальный режим для подзаряда батареи – постоянная равномерная езда. В городских условиях это не всегда достижимо, поэтому в обстановке перманентных пробок складываются не самые благоприятные условия для восстановления уровня энергии в АКБ. А если при этом еще включены мощные нагрузки (световое оборудование, аудиосистема и т.п.), может получиться так, что расход энергии превысит приход, и батарея вместо заряда будет подпитывать бортсеть и разряжаться (в лучшем случае заряжаться крайне медленно).

Другой вариант – некоторые водители при остановках в пробках, на железнодорожных переездах, у светофоров и т.п. любят глушить двигатель. Это на самом деле дает некоторую экономию топлива, но пусковой ток даже при горячем моторе составляет десятки ампер. Пусть процесс запуска длится несколько секунд, но если это делать часто, то энергия аккумулятора будет расходоваться в повышенном режиме. В сочетании с остальными факторами (мощные потребители, езда в пробках и т.п.) это может привести к превышению разряда над зарядом.

Неисправная проводка или генератор

Бывает так, что генератор выдает пониженное напряжение, которого перестает хватать для нормального подзаряда АКБ. В большинстве случаев причин неисправностей две:

  • вышел из строя регулятор напряжения;
  • выгорел диод (или несколько) в выпрямителе генератора (в диодном мосте).

В этих случаях проблема легко диагностируется и лечится заменой неисправного элемента.

Регулятор напряжения генератора.

Могут быть и прочие неисправности – например, подклинивание (или полное заклинивание) подшипника источника электроэнергии. В этом случае, скорее всего, будет слышен характерный свист проскальзывания ремня привода генератора. А в целом понижение напряжения бортсети можно заметить по уменьшению яркости осветительных приборов и сбоям в работе автомобильной электроники. При первых подозрениях надо замерить напряжение на клеммах генератора. Если оно ниже нормы, генератор вообще может превратиться из источника энергии в потребителя, усугубляя проблему.

Другая причина, по которой подзаряд может замедлиться или отсутствовать вообще – окисление контактов силовой цепи. Это может привести к росту переходных сопротивлений, увеличению падения напряжения в месте контакта, как итог – уменьшение напряжения на потребителях. Наибольший эффект дают окисленные контакты на клеммах аккумулятора, генератора. В меньшей степени – на терминалах стартера и втягивающего реле. В последнем случае процесс пуска может затянуться, что приведет к большему разряду АКБ.

Большое потребление при выключенном зажигании

Часть потребителей в машине запитана всегда, даже когда двигатель остановлен и зажигание выключено. Если таких нагрузок слишком много, аккумулятор разрядится быстрее, ему потребуется длительная зарядка во время езды. Иногда в результате ошибки некоторые потребители подключаются в обход замка зажигания – например, активные антенны для радиоприема, сервисные устройства и т.п. Они также могут создавать проблемы с уровнем запаса энергии в АКБ.

Норма утечки тока в аккумуляторе автомобиля в режиме покоя

В первую очередь, ток в режиме покоя идет внутри батареи. Это явление называется саморазрядом, и нормальным считается ток около 1% от емкости АКБ – если аккумулятор отключен. Также во время стоянки с выключенным двигателем энергию потребляют и другие нагрузки, поэтому допустимым считается 4%..5% от емкости АКБ. Так, для АКБ емкостью 55 А*ч нормальным будет считаться ток в 0,270 А (270 мА). Несложно посчитать, что при такой утечке АКБ полностью разрядится за 40-50 дней стоянки (если не снять клемму с аккумулятора, в этом случае будет присутствовать только саморазряд).

Утечка может увеличиться, если подкапотное пространство загрязнено – грязь между клеммами может иметь небольшую электропроводность и дать еще несколько процентов к паразитному току. Следует понимать, что понятие нормальной утечки не прописано в технической документации, и может для разной конфигурации схемы электроснабжения быть разным. Основной критерий – чтобы автомобиль можно было завести после стоянки обычной длительности. Если не предполагается использование авто в течение долгого срока, лучше снять АКБ или отключить одну из клемм.

При долгом простое лучше снять клемму с АКБ

Схема протекания тока

Схема протекания тока при остановленном моторе.

При остановленном двигателе все электрооборудование автомобиля запитывается от аккумулятора. Часть устройств работает независимо от положения ключа зажигания. Обычно это:

  • противоугонное устройство;
  • часть светосигнального и звукового оборудования.

Протекание тока через них указано зеленой линией. Остальные получают питание только при включении зажигания – путь тока обозначен синей линией.

Знание конкретной схемы будет полезно при поиске нештатного потребителя – все нагрузки можно разделить одним поворотом ключа.

Схема протекания тока при питании от генератора.

Если двигатель запущен, то питание осуществляется от генератора. Ключ зажигания при этом замкнут, и появляется еще один потребитель – аккумулятор.

Какой инструмент подготовить для проверки

Основной инструмент для поиска утечек – амперметр. Очень удобно использовать мультиметр с клещами постоянного тока – они позволяют делать замеры без отключения проводов. К тому же их действие основано на эффекте Холла, который позволяет различать направление тока, что бывает критически важно при обнаружении утечек.

Мультиметр с клещами постоянного тока.

Если их нет, можно применять и обычный тестер в режиме амперметра, но здесь понадобится еще и инструмент для отсоединения и присоединения проводов, и вся процедура будет гораздо более трудоемкой.

Алгоритм поиска утечки

Чтобы найти утечку, в первую очередь надо снять аккумулятор и зарядить его от стороннего ЗУ до номинального напряжения. После установки на место, надо, не включая зажигания, измерить ток, потребляемый бортовой сетью авто. Если он превышает допустимое значение, надо искать нештатного потребителя. Для этого можно замерять ток на плюсовом проводе к каждой нагрузке или просто поочередно отключать устройства, контролируя общий ток и определяя вклад в него от каждого устройства. Так можно обнаружить нагрузку, которая потребляет излишнюю энергию.

Положение мультиметра и разъема для красного щупа — 10А

Если такой потребитель не найден, надо завести двигатель и измерить напряжение на генераторе. Оно должно быть в указанных выше пределах (и однозначно выше напряжения аккумулятора). Также полезно проверить направление тока – он должен вытекать из генератора и втекать в АКБ. Если нет – надо искать причину. В первую очередь надо визуально осмотреть контакты силовой цепи (это можно сделать с самого начала, при первом осмотре подкапотного пространства).

Окисленные клеммы аккумулятора.

Если обнаружено окисление или ржавчина на контактирующей поверхности, надо снять клеммы, счистить рыхлый слой загрязнения. Плотный слой удаляется напильником или наждачной шкуркой соответствующей степени зернистости.

Если окисления нет или его удаление не помогло, есть повод подозревать неисправность генератора. Заедание подшипников можно проверить самостоятельно, откинув ремень генератора и прокрутив ротор рукой. Он должен вращаться легко и плавно, без заеданий и посторонних шумов. Выгорание диодного моста иногда можно обнаружить визуально. Также его можно проверить мультиметром – каждый диод отдельно.

Проверка диодного моста.

Проверка генератора на стенде.

Если все в порядке, надо попросить кого-нибудь нажать педаль газа (а в автомобилях с тросовой проводкой педали топливной заслонки можно увеличить обороты самостоятельно) и определить уровень напряжения на аккумуляторе. Он должен повыситься, но оставаться в пределах нормы. Если нет – повод для диагностики генератора.

Далее надо включить всех потребителей, которые обычно включены при езде (музыка, освещение и т.п.), и проверить общее потребление. Если оно выше нормы – надо принимать решение об отключении части из них или замене генератора на более мощный.

Рекомендуем: Как из блока питания компьютера сделать зарядное устройство

Замер аккумулятора

Кроме двух перечисленных причин (слабый заряд и чрезмерное потребление) бывает и третья – потеря емкости аккумулятором (объема бассейна недостаточно для обеспечения водой всех потребителей). Этот процесс естественен и необратим, его можно замедлить правильной эксплуатацией аккумулятора и ускорить неграмотной, но рано или поздно всем батареям приходит конец.

Проверить состояние АКБ можно во время зарядки от внешнего ЗУ. Полностью разряженная, но исправная батарея емкостью от 55 А*ч будет запасать энергию от зарядника в режиме стабилизированного напряжения как минимум несколько часов. Если весь процесс стал занимать гораздо меньшее время (иногда хватает и часа), это означает потерю аккумулятором емкости. Его пора менять.

Зарядка АКБ от сетевого зарядного устройства.

Можно произвести точный замер фактической емкости АКБ методом контрольного разряда. Для этого надо полностью зарядить батарею и собрать несложную схему из аккумулятора, измерительных приборов и нагрузки, в качестве которой удобно применять автомобильные лампы на 12 вольт. Можно включить одну лампу, можно несколько параллельно. Чем больше общая мощность ламп, тем быстрее разрядится батарея.

Чтобы разрядить аккумулятор с фактической остаточной емкостью, например, 24 А*ч (около половины), понадобится ток в 1 А и лампа мощностью около 12 ватт. Исходя из этого и желательной скорости разряда, можно выбрать мощность нагрузки. Окончание разряда можно определить по погасанию лампочек и измерением напряжения тестером – полным разрядом считается выходной уровень АКБ 10,8 вольт (все, что ниже — глубокий разряд, сокращающий ресурс аккумулятора). Умножением времени разряда на ток (он вычисляется, как мощность всех ламп, деленная на 12 вольт), можно узнать фактическую емкость АКБ.

Разряд батареи лампой накаливания.

Видео

Для наглядности рекомендуем серию тематических видеороликов.

В целом же поиск утечки тока – процесс достаточно творческий. Причина может быть нестандартной и совершенно непредсказуемой. Поэтому основным фактором успеха является не только наличие приборов и схемы электроснабжения автомобиля, а еще и достаточный уровень понимания процессов, происходящих в системе электрооборудования.

Оцените статью
Авто журнал MyPunto
Добавить комментарий