Для чего нужен химический карандаш

Узнайка

интересно в каком таком вашем деле? В работе?

с его помощью переводят контур татуировки с бумаги на тело )))
я татуировщик )))

понятно!! Оччень красивые работы!! Стрекоза как живая!! И скорпиончик тоже!!!

Давно присматривался-пропали такие карандаши,а как было хорошо послюнявишь,пожалуйста -пишет цветом.

есть любой цветной карандаш содержит химию (красители)

ты вообще понимаешь о чём речь? не знаешь не пиши!

в канцтоварах почти нереально встретить.. но! случайно обнаружил, что они используются зуботехниками/стоматологами, т. е. искать надо у поставщиков стоматологических товаров.. бывают украинские (не поставляются), есть воронежские и томские, а так же нашёл индийские! распространите это знание!))

Фирма koh-i-noor до сих пор выпускает такие карандаши. Они называются копировальные

нет, они не такие
кохиноровские просто синие нестирающиеся, а химические посуху пишут как обфчные графитные, а при увлажнении написаного (или когда по влажному пишут) они становятся как чернильные, причём не стираются совершенно! раньше в прачечных делали пометки на сдаваемом белье, так эти пометки спустя годы стирок никуда не смывались..

Анна Животовская, старый граненый можно было заточить как лезвие а эти новые они как памада и бледные

Такие карандаши выпускают ф-ки KOH-I-NOOR и Красин.

Ломал пристройку к дому, под полом нашел карандаш, по окрашенной у стержня деревяшке понял что химический. Вспомнил детство))) Буду беречь, ностальгия ..

Химический карандаш. Копировальная бумага. Что это за штуки?

Что это вобще за штука такая, химический карандаш, знают только те, кто уже задумывается о размере предстоящей пенсии и возможности её получения в принципе. Эти люди родились в СССР, и никак не позже. В те благословенные времена химические карандаши свободно продавались в магазинах, их наличие в любом доме было делом обычным.

Что же такое химический карандаш, зачем он вообще нужен? Честно говоря, мы — те, кто держали этот карандаш в руках, рисовали им разные картинки и делали им разные надписи, даже не подозревали о его волшебных свойствах и изначальном предназначении. Максимум наших познаний об этом предмете составляло понятие о том, что если его не мочить, то он рисует чёрным (тёмно-серым), как и обычный карандаш. А если его послюнявить, то он рисует уже фиолетовым. Вот и всё. Вопрос о том, почему так, не волновал и не заботил нас вовсе. Это просто было так устроено. Зачем и почему — мы не думали. Просто так был устроен химический карандаш.

С виду химический карандаш ничем не отличался от обычного. Всё отличие от обычного карандаша заключалось в пропитке его стержня красящими веществами, никак не проявлявшими себя в сухом состоянии. Эти вещества обладали способностью глубоко проникать в слои бумаги при намачивании. Даже если бумага имеет два слоя. Догадались? Да, этот карандаш предназначался для копирования текста (изображения) на два слоя бумаги, наложенных один на другой. Для этих карандашей существовали специальные смачивающие устройства, крепившиеся в непосредственной близости к рисующему стержню и освобождающие язык писателя (художника) для других, естественных применений. Стержень карандаша был достаточно твёрд для того, чтобы под его давлением краситель проникал сквозь верхнюю бумагу до лежащей под ней нижней, этому способствовала смачивающая стержень вода.

На резонный вопрос: «Почему эти люди не включили ксерокс и не сделали свои дела на нём?» я отвечу единственным вариантом ответа: не было тогда никаких ксероксов. Даже матершинные стишки расходились у нас по школе тем же самым способом, что и тексты Евангелия пару тысячелетий назад. Брали и переписывали, порой подправляя на свой вкус те места, которые казались нам лучшими в нашем видении и понимании, нежели в первоисточнике.

Химический карандаш был известен людям как минимум в первых десятилетиях прошлого века. Никаких достоверных свидетельств его широкого применения для копирования документов я не знаю. Куда более известна, и точно широко применялась копировальная бумага. Эта тонкая субстанция была покрыта с одной стороны красящим слоем. Копировальную бумагу клали между слоями бумаги и написанное на верхнем слое под давлением карандаша, шариковой ручки, или удара рычага пишущей машинки с некоей буквой, отпечатывалось на нижний слой, который мог быть и не один. Можно было сделать и две копии, если взять третий лист и ещё одну копировальную бумагу. Третья копия была уже бледновата. Давления не хватало. Для Пушкина, писавшего гусиным пером, копировальная бумага была вообще бесполезна — силы давления гусиного пера хватало лишь на первый слой, чтобы оставить на нём чернильный след.

Напоследок стоит заметить философски, что вот ведь бывают же вещи, об истинном предназначении которых все уже забыли, но ещё какое-то время продолжают использовать в каком-то ином качестве, как мы тот химический карандаш. Мы им просто рисовали. Чтоб было фиолетово — слюнявили. И всё.

для подводки глаз
слюнявили, чтобы жирнее рисовал
(я не пользовалась, но видела, как знакомые тети постарше это делали)

даже не знала, что для подводки использоали

Не правильно! Химический карандаш НИКОГДА не использовали для подводки глаз! В детском наборе карандашей был черный каранадаш, который использовали для глаз, и красный, который использовали для губ!

им подкрашивали губы, брови в зависимости от цвета. Он не был такой мягкий, как теперь, не послюнишь-не накрасишь

он что еще и разных цветов был? я видела только серо-сине-черный

Синька) ) бабушка белое бельё подсинивала — вода то в кранах желтенькая была)))

В грифель добавлялись сухие чернила, слюна их растворяла, и карандаш писал чернилами.

Помню! У бабушки был такой карандаш. Она им расписывалась в различных документах документах.

раньше плотники пользовались которые срубы рубили из сырых бревень .на сырых бревнах этим карандашом хорошо чертить!

У меня с ним ассоциируются посылки, которые бабушка отправляла родственникам и подписывала таким карандашом. А у меня его не было, хотя так хотелось его иметь.

Простите, просто стало смешно, у многих такие одинаковые ответы здесь встречала, как под копирку, а ведь, всё это можно коротко и своими словами сказать, и больше ничего лишнего, это-же всё из жизни, а не столько много труда прилагать.

Да, не принимайте Вы всё так близко к сердцу, а тем более, этот сайт, ведь есть вещи в жизни и поважнее. Значит, Вы подписывали посылки в начале 80-х годов, вероятно, Вы моложе меня, я их подписывала и получала подписанными в 70-х. Простите, если обидела.

На счёт промокашки, Вы точно сказали, а я на них кляксы пером c чернилами ставила и тоже наблюдала.

Когда на почте перед отправкой посылку обшивали материалом, то на нем адрес именно химическим карандашом можно было написать. Красиво и заметно выходило.
А еще химический карандаш и сейчас можно применять для определения на рынке качества меда. В настоящем качественном мёде нет воды и химический карандаш не синеет. А вот если от меда он посинел, то, значит туда подмешали сиропа и или такой сахарный сироп вместо нектара давали пчелам.

за проверку меда спасибо!
это полезная информация

Когда карандаш слюнявили, он писал фиолетовым цветом.
Использовали, чтоб выделить что-то из написанного.

Непозволительно мало информации про химический (копировальный) карандаш в рунете. Буквально пару заметок, хотя это изделие до сих пор производится вот уже сотню лет и не используется для первоначальных целей вот уже давно???? Исправляю эту несправедливость.

Задача копирования в делопроизводстве была всегда — юристам, банкирам, предпринимателям, чиновникам постоянно нужно копировать информацию. Вплоть до изобретения копировального пресса этим занимались специальные люди (писарь) вручную переписывая документы, знак-в-знак. В 1780 Джеймс Уатт (тот самый изобретатель паровой машины) патентует копировальные прессы — простой винтовой пресс и роликовый пресс, который значительно упростил этот процесс и оставил многих копировщиков без работы. Вот рисунок из патента:

Помимо винтового пресса были и более компактные, даже портативные модели в виде двух вальцов, такой например был у Джорджа Вашингтона, что позволяло ему копировать все свои письма. Документ записывался пером с использованием специальных медленно сохнущих чернил, и позволял получить копию в течении суток после написания (но лучшие результаты были в течении нескольких часов). На еще не высохшие чернила накладывалась тонкая бумага, и прижималась прессом — получался зеркальный отпечаток. Но поскольку бумага была тонкая (вроде кальки, или папиросной), то отпечаток просвечивал и не вызывал затруднений в чтении.

Для удобства клерков, например для копирования всех исходящих писем, выпускались даже целые копировальные книги — со страницами из тонкой бумаги.Свеженаписанное письмо закладывалось меж страниц такой книги и отправлялось в пресс на минутку-другую, в итоге на странице оставался отпечаток — копия письма. Оригинал извлекался и отправлялся адресату, но в архиве в этой книге всегда можно было найти копию. При определенной сноровке и качестве чернил, удавалось снять даже несколько копий. Именно благодаря такому нехитрому изобретению для истории сохранились письма например того же Вашингтона или Джеферсона.

И вот, в середине 19 века изобретают синтетические анилиновые красители — дешевые, насыщенные, стойкие, по сравнению с натуральными — просто прорыв. (На тот момент были доступны  неорганические пигменты — вроде сурика или желтого кадмия, а также получаемые из природных источников —  например кошениль или пурпур. Некоторые цвета, например пурпур, были невероятно сложны в добыче, и из-за этого дороги. Фиолетовые штаны мог себе позволить только очень богатый человек. Поэтому появление синтетических красителей очень сильно повлияло на моду, визуальную культуру) Визуальная культура викторианской Англии, как и расцветки обоев в помещениях тех лет отчасти обязаны палитре доступных анилиновых красителей.

В России мы называем его копировальным, или химическим. В англоязычной среде он именуется как «copyng pencil» (копировальный карандаш), и как «indelible pencil» (нестираемый карандаш). Это создает некоторую путаницу. Вот один из патентов 1877 года на копировальный карандаш:

Митчел (C. A. Mitchell) так описывал 1916 год: «В настояще время хоть копировальные карандаши иногда используются для копирования документов, чаще они используются как утилитарная вещь, оставляющая неудаляемые следы». Получается некоторая путаница, так как две функции взаимопересекаются в одном изделии.  Тут стоит отметить, что копировальные карандаши подошли как нельзя кстати для использования с копиркой, изобретенной в начале 19 века. Перьевые ручки не создавали достаточного давления, что бы копирка хорошо отпечаталась, а карандаш, наоборот — хорошее давление создавал, но написанное им потом можно было подчистить. А написанное копировальным карандашом не только отлично отпечатывалось копиркой, но и закреплялось простым увлажнением. До широкого распространения шариковых ручек пройдет еще почти пол века.

А вот наклейка с упаковки — предлагается увлажнить и разгладить ткань плоским концом, а затем сделать надпись карандашом.

Пометки химическим карандашом — ночной кошмар реставратора, такие пометки на документах тех лет можно спутать с обычным карандашом, но при контакте с водой или растворителями пометка расплывется синими следами на бумаге.

Фирма koh-i-noor выпускала химические карандаши под торговой маркой «mephisto», химические карандаши боялись влаги (из-за чего краситель окрашивал все вокруг и терялся товарный вид) поэтому даже фирменная витрина для карандашей этой марки имела защитную дверцу со стеклом.

Именно их я купил на e-bay, стержни для цангового карандаша, с ними мы будем экспериментировать в конце поста.

Во время первой мировой войны химические карандаши были настолько востребованы, что англичане покупали у американцев тысячи таких карандашей в неделю. Карандаш был значительно удобнее в полевых условиях чем классическое перо с чернильницей, и при этом сохранял свою нестираемость.

Но не все было так гладко — анилиновые красители штука не безобидная, некоторые варианты были весьма токсичными, и имевшие нехорошую привычку тянуть все в рот (или слюнявить пальцы) получали свою дозу красителей в организм, вплоть до смертельного отравления (описан как минимум один случай машинистки, которая контактировала с красящей лентой, и касалась испачканными краской пальцами рта.)

В Золотом Теленке Ильифа и Петрова (1931 год) химический карандаш упоминается как утилитарная письменная принадлежность:

Там по его просьбе чемодан зашили в рогожку и накрест перевязали бечевой. Получилась простецкая с виду посылка, какие почтамт принимает ежедневно тысячами и в каких граждане отправляют своим родственникам свиное сало, варенье или яблоки.   Остап взял химический карандаш и, возбужденно махнув им в воздухе, написал:   ЦЕННАЯ   Народному комиссару финансов. Москва.

Изредка только попадалась кепка, а чаще всего черные, дыбом поднятые патлы, а еще чаще, как дыня на баштане, мерцала загоревшая от солнца лысина, на которой очень хотелось написать, химическим карандашом какое-нибудь слово. Учреждение, в котором служил человек в сандалиях, называлось «Геркулес» и помещалось в бывшей гостинице.

Не смотря на более чем столетнюю историю, химические карандаши до сих пор выпускаются, буквально недавно я видел их в АШАНе.

В современном виде химические карандаши часто применяют не по прямому назначению. Наверное самый популярный вариант, который просто лезет при любом поисковом запросе — определение качества меда — якобы если грифель такого карандаша не окрашивает мед — значит мед качественный. Плохие новости — способ не работает, причем известно об этом давно, например об этом была статья В. Чудакова в Журнале «Пчеловодство» №10 за 1972 год. Способ так же не поможет выявить инертные наполнители в меде, не сможет подсказать, что пчел кормили сахарным сиропом вместо нектара, не поможет выявить загуститель и ароматизаторы.

Другой забавный способ — это домашняя стеганография. Посмотрите на это сообщение, слева исходный вариант, а справа — смоченный:

В книге «Искусство шпионажа. Тайная история спецтехники ЦРУ», которую я рекомендую к прочтению, Кейт Мелтон описывает секретное сообщение для агента, которое было спрятано в письме и проявлялось только если его намочить. Подробностей для воспроизведения технологии не приводится, но вы теперь можете сделать похожую вещь при помощи химического карандаша).

Ну и наконец я сделал 16 минутное видео, которое частично передает содержимое этой статьи, но и дополняет его некоторыми демонстрациями:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Отблагодарить звонкой монетой

В прошлом выпускался особый вид графитных карандашей — копировальные (обычно называемые «химическими») . Для получения нестираемых следов в стержень копировального карандаша добавлялись водорастворимые красители (эозин, родамин или аурамин) . Заполненный химическим карандашом документ смачивался водой и прижимался особым прессом (упоминается, скажем, в «Золотом телёнке») к чистому листку бумаги. На нём оставался (зеркальный) отпечаток, который подшивали в дело.

Копировальные карандаши широко использовались и в качестве дешёвой и практичной замены чернильных ручек.

Изобретение и распространение шариковых ручек обусловило снижение и прекращение производства такого вида карандашей.

«Химический» карандаш применялся в бытовой стеганографии, благодаря тому, что его штрих неотличим от штриха простого карандаша до контакта с водой. Пример бытовой стеганографии на картинке ниже — из надписи «свекровь ест» после «расшифровки» проявляется надпись «свекровь ест» , из которой видно скрытое до этого слово «секрет»

Писали им!
Всё писали:
-письма
-отчёты
-романы и рассказы тоже, наверное

Начиная с XIII века, художники использовали для рисования тонкую серебряную проволоку, которую припаивали к ручке или хранили в футляре. Такой тип карандаша называли «серебряный карандаш». Этот инструмент требовал высокого уровня мастерства, так как стереть начертанное им невозможно. Другой его характерной особенностью было то, что со временем серые штрихи, нанесённые серебряным карандашом, становились коричневыми. Существовал и «свинцовый карандаш», который оставлял неброский, но чёткий след и его часто использовали для подготовительных набросков портретов. Для рисунков, выполненных серебряным и свинцовым карандашом, характерна тонкая штриховая манера. Для примера, подобными карандашами пользовался Дюрер. Известен также так называемый «итальянский карандаш», который появился в XIV веке. Он представлял собой стержень из глинистого чёрного сланца. Затем его стали изготавливать из порошка жжёной кости, скреплённого растительным клеем. Этот инструмент позволял создавать интенсивную и насыщенную линию. Интересно, что художники и сейчас иногда применяют серебряные, свинцовые и итальянские карандаши, когда им нужно добиться определённого эффекта. Графитные карандаши известны с XVI века. Английские пастухи из местности Камберленд нашли в земле тёмную массу, которой они воспользовались, чтобы метить овец. Из-за цвета, схожего с цветом свинца, месторождение приняли за залежи этого минерала. Но, определив непригодность нового материала для изготовления пуль, начали производить из него тонкие заострённые на конце палочки и использовали их для рисования. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и подходили только для рисования, но не для письма.

В XVII веке графит продавали обычно на улицах. Художники, чтобы было удобнее и палочка не была такой мягкой, зажимали эти графитовые «карандаши» между кусочками дерева или веточками, оборачивали их в бумагу или обвязывали их бечёвкой. Первый документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. В Германии производство графитных карандашей началось в Нюрнберге. Немцы, смешивая графит с серой и клеем, получили стержень не такого высокого качества, но по более низкой цене. Чтобы скрыть это, производители карандашей прибегали к разным хитростям. В деревянный корпус карандаша вначале и на конце вставляли кусочки чистого графита, в середине же находился низкокачественный искусственный стержень. Иногда внутренность карандаша и вовсе была пустой. Так называемый «Нюрнбергский товар» не пользовался хорошей репутацией. Современный же карандаш изобрёл в 1794 году талантливый французский учёный и изобретатель Никола Жак Конте. В конце XVIII века английский парламент ввёл строжайший запрет на вывоз драгоценного графита из Камберленда. За нарушение этого запрета наказание было очень суровым, вплоть до смертной казни. Но несмотря на это графит продолжал попадать в континентальную Европу контрабандным путём, что привело к резкому увеличению его цены. По заданию французского конвента, Конте разработал рецептуру смешивания графита с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней. С помощью обработки высокими температурами была достигнута высокая прочность, однако ещё более важным был тот факт, что изменение пропорции смеси давало возможность делать стержни различной твёрдости, что и послужило основой современной классификации карандашей по твёрдости.

В современных грифелях используются полимеры, которые позволяют добиваться нужного сочетания прочности и эластичности, дают возможность изготавливать очень тонкие грифели для механических карандашей (до 0,3 мм). Шестигранную форму корпуса карандаша предложил в конце XIX века граф Лотар фон Фаберкастл, заметив, что карандаши круглого сечения часто скатываются с наклонных поверхностей для письма. Почти ²/3 материала, составляющего простой карандаш, уходит в отходы при его заточке. Это натолкнуло американца Алонсо Таунсенда Кросса на создание в 1869 году металлического карандаша. Графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину.

Это изобретение повлияло на развитие целой группы товаров, использующихся сегодня повсеместно. Самой простой конструкцией является механический карандаш с грифелем 2 мм, где стержень удерживается металлическими прижимами (цангами) — цанговый карандаш. Открываются цанги при нажатии кнопки на конце карандаша, что приводит к выдвиганию на длину, регулируемую пользователем карандаша. Современные механические карандаши более совершенны. При каждом нажатии кнопки происходит автоматическая подача небольшого участка грифеля. Такие карандаши не нужно затачивать, они снабжены встроенным (как правило, под кнопкой подачи грифеля) ластиком и имеют различную фиксированную толщину линии (0,3 мм, 0,5 мм, 0,7 мм, 0,9 мм, 1мм).

Интересные факты

Известный французский карикатурист Эммануэль Пуаре (1858—1909), родившийся в России, придумал себе аристократично звучащий на французский манер псевдоним Caran d’Ache, которым стал подписывать свои работы. Позднее этот вариант французской транскрипции русского слова «карандаш» был выбран названием и фирменным знаком швейцарской торговой марки CARAN d’ACHE, основанной в Женеве в 1924 году, выпускающей эксклюзивные пишущие инструменты и аксессуары. «Химический» карандаш применялся в бытовой криптографии, благодаря тому, что его штрих неотличим от штриха простого карандаша до контакта с водой. Пример бытовой криптографии на картинке ниже — из надписи «свекровь ест» после «расшифровки» проявляется надпись «свекровь ест»

Почему в СССР запретили химический карандаш

«Химические карандаши нельзя посылать в посылках, их отбирают при обысках» — это цитата из рассказа Варлама Шаламова «Графит». Это уточнение вовсе не вымысел писателя, а чистая правда. Химические карандаши на самом деле были запрещены в местах лишения свободы.

Что такое химический карандаш

Химический карандаш придумал американец Эдсон Кларк в середине XIX века. По крайней мере, именно он получил на него патент. Этот карандаш по внешнему виду ничем не отличался от обычного. На бумаге он оставлял неяркий, бледный след, как рядовой графитный. Но стоило только его намочить, как он начинал писать так, будто это не карандаш вовсе, а самые настоящие чернила. Объяснялся такой эффект просто: в карандаш добавляли специальные красители, потому он и назывался химическим. Однако и это название было, скорее, неофициальным. В действительности на химическом карандаше, как правило, красовалась надпись «копир». Это наименование письменная принадлежность получила благодаря тому, что химический карандаш изначально был предназначен для изготовления копий. Изобретенная к тому времени копировальная бумага требовала сильного нажима, которого не могли обеспечить перьевые ручки. А при использовании обычного карандаша, документ можно было легко «подправить», просто стерев что-то «ненужное». Красители же химического карандаша легко проникали в бумагу, оставляя похожий на чернила, а главное стойкий след. Для того, чтобы сделать копию документа, бумагу с текстом просто смачивали водой, клали на нее чистый лист, а сверху — пресс. Слова четко отпечатывались на втором листе, хотя, правда, в зеркальном отражении.

Применение

В Советском Союзе химический карандаш завоевал такую популярность, что его стали использовать не только для изготовления копий документов. Такими карандашами писали письма или просто рисовали. Зачастую во всевозможных учреждениях (в почтовых отделениях, на телеграфе и т.п.) к столам были привязаны за веревку именно химические карандаши для заполнения различных бланков или указания адреса на деревянных посылочных ящиках. Химические карандаши были удобны и в полевых условиях. Для них не нужны были чернила, их можно было спокойно носить в кармане, а при необходимости просто заточить. Да и клякс «копиры» не оставляли. Поэтому ими пользовались представители многих профессий, которым по долгу службы необходимо было заполнять различные документы.

За решеткой

Химические чудо-карандаши тут же оказались под запретом в местах не столь отдаленных. Лагерное начальство считало, что с помощью таких карандашей заключенные могут легко подделать ту или иную печать или даже целый документ. Хотя все тот же Шаламов писал о том, что «применение такого рода чрезвычайно редко, и уж конечно, если будут изготовлять документы, то им понадобится не только химический карандаш». Кроме того узники использовали «копир» для изготовления игральных карт. Для этого они размачивали стержень карандаша, выкладывали его в тряпочку и через трафарет наносили краску на бумагу. Понятно, что азартные игры в зонах и тюрьмах тоже были строго запрещены.

Оцените статью
Авто журнал MyPunto
Добавить комментарий