- Регулятор холостого хода Нива, 2121/2123, Шеви
- Вступление
- Описание РХХ
- Устройство РХХ
- Где расположен датчик
- Признаки неисправности
- Проверка РХХ Нивы
- Стоимость датчика
- Проверяем датчик холостого хода Шевроле Нива. Замена на новый
- Принцип работы датчика холостого хода.
- Где находится датчик холостого хода на Шевроле Нива.
- Почему его называют датчиком холостого хода
- Признаки неисправности РХХ
- Можно ли реанимировать РХХ на Ниве Шевроле
- Как заменить РХХ на Niva Chevrolet
- Большие обороты после замены регулятора – это норма?
- Предназначение регулятора
- Характерные признаки неисправности
- Причины неисправности и методы устранения
- Диагностика регулятора
- Проверка мультиметром
Регулятор холостого хода Нива, 2121/2123, Шеви
- Вступление
- Описание РХХ
- Устройство РХХ
- Где расположен датчик
- Признаки неисправности
- Проверка РХХ Нивы
- Стоимость датчика
- Замена датчика
Вступление
Автомобиль Нива начал выпускаться еще при советском союзе и со временем подвергался различным доработкам и улучшениям. Так на смену карбюраторному двигателю пришел более технологичный и совершенный двигатель с инжекторным впрыском топлива.
Как правило, для работы двигателя с инжектором необходимо большое количество различных датчиков, которые автоматизируют и упрощают процесс работы с ДВС. В данной статье речь пойдет об одном из датчиков Нивы, а именно о регуляторе холостого хода (РХХ).
Описание РХХ
Принцип работы РХХ
Регулятор холостого хода устанавливался только на Нивы с инжекторным впрыском топлива и с механическим дросселем. При установке электронного дросселя РХХ не применяется, так как весь процесс ХХ регулируется электронно.
Регулятор предназначен для регулирования оборотов двигателя на ХХ путем корректировки воздуха подаваемого в ГБЦ. РХХ представляет собой двигатель постоянного тока с червячной передачей на валу, которого установлен конус, регулирующий подачу воздуха через канал ХХ в дроссельном узле.
Данный датчик является довольно ненадежным, часто подвергающийся поломке и замене. Из-за его ненадежности впоследствии от него отказались в пользу электронного дросселя.
Устройство РХХ
Регулятор холостого хода – это электродвигатель постоянного тока. Ниже приведена схема с описанием частей из которых состоит РХХ Нивы.
- Подвижный клапан потока воздуха;
- Плоскость фиксирующая РХХ;
- Обмотка;
- Вал с червячной передачей;
- Вывод (разъем);
- Втулка;
- Корпус;
- Якорь;
Где расположен датчик
РХХ Нивы устанавливается на дроссельном узле с задней его части и крепится двумя винтами, под крестовую отвертку, к корпусу.
На электронном дросселе (на автомобиле с электронной педалью газа) такого датчика нет.
Признаки неисправности
Датчик является полностью механическим и при его поломке сигнальная лампа «check engine» не зажигается. Диагностировать поломку можно только по признакам неисправности РХХ, которые описаны ниже.
- Самопроизвольная остановка двигателя на ХХ;
- Остановка двигателя при переключении на нейтральную передачу;
- Нет прогревочных оборотов на холодном двигателе;
- Плавают обороты;
- Самопроизвольное поднятие и снижение оборотов на ХХ;
Все эти признаки указывают на РХХ только при их выявлении на ХХ, так как регулятор работает в режиме холостого хода и не участвует в работе ДВС при высоких оборотах.
Проверка РХХ Нивы
Проверку данного датчика для точного выявления его поломки необходимо осуществлять в два эта: визуальный осмотр и проверка мультитермом. Рассмотрим каждую из проверок более подробно.
Данная проверка осуществляется только после снятия РХХ с ДЗ.
Необходимо проверять состояние корпуса регулятора на нем не должно быть сколов трещин и щели между металлической и пластиковой частью.
Проверяется наличие всех заклепок фиксирующих пластиковую часть датчика, так как отсутствие заклепки может сопутствовать пропусканию воздуха.
Проверяется состояние уплотнительного резинового кольца. На нем не должно быть задиров и трещин.
Проверяется подвижность червячного вала. Он должен перемещаться без закусываний.
Проверяется отсутствие нагара на конусе регулятора.
Так как датчик является механическим и в принципе его конструкции лежит обычный двигатель постоянного тока, то проверка осуществляется в замере сопротивления обмотки РХХ.
Для проверки на мультиметре выставляем переключатель на измерение сопротивление величиной 200 Ом.
Подключаем щупы мультиметра к центральным выводам РХХ и замеряем на них сопротивление. Показания на экране прибора должны быть близки к 50 Ом. Если прибор показывает 1 или бесконечность, то вероятнее всего произошел обрыв обмотки.
При обрыве обмотке регулятор холостого хода ВАЗ 2121-2123 необходимо менять на новый.
Стоимость датчика
Замену реглятора холостого хода на Ниве произвести довольно просто и легко. Чтобы без ошибочно и с легкостью выполнить данную процедуру, рекомендуем следовать ниже представленной инструкции.
Надеемся, наша статья была Вам полезна.
Проверяем датчик холостого хода Шевроле Нива. Замена на новый
Любая поломка в автомобиле требует своевременного решения, поскольку может повлечь за собой более серьезные проблемы. Датчики в современном авто – одни из наиболее важных измерительных прибор.
Выход хотя бы одного из них, приводит к тому, что ЭБУ не в состоянии получить полную картину о ходе работы системы.
Принцип работы датчика холостого хода.
Датчик холостого хода, по-другому – регулятор (РХХ), позволяет выбрать оптимальную частоту вращения коленчатого вала в зависимости от заданных условий. При поломке данной детали нарушается ритм работы двигателя, поскольку в камеру сгорания не поступает достаточное количество воздуха, либо образуется слишком бедная смесь, в результате чего обороты двигателя начинают плавать, особенно это заметно на холостых оборотах.
Принцип работы заключается в следующем: датчик расхода воздушной смеси (ДМРВ) определяет, сколько воздуха поступило в камеру сгорания, после чего электроника рассчитывает, сколько нужно топлива подать на форсунки. Обороты двигателя считываются датчиком коленчатого вала (ДПКВ), и если этот показатель мал, РХХ увеличивает подачу воздуха, имитируя нажатие педали газа. Таким же образом система действует при запуске на холодную. РХХ увеличивает подачу воздуха, чтобы двигатель быстрее прогрелся до оптимальной температуры, либо можно было начать движение, не боясь заглохнуть.
Где находится датчик холостого хода на Шевроле Нива.
На Ниве 2123 регулятор холостого хода выполнен в виде маленького электропривода с пружиной и штоком, имеющим окончание в виде иглы, которые заключены в одном корпусе. Крепиться РХХ на корпусе дроссельного узла. Датчик начинает работу во время поворота ключа в замке зажигание. В этот момент шток упирается в специальное отверстие, чтобы считать необходимые шаги, после чего клапан уходит в изначальное положение.
Очень часто неисправность РХХ можно перепутать с проблемами, возникающими при выходе из строя датчика положения дроссельной заслонки. Разница лишь в том, что при поломке ДПДЗ на панели приборов загорается индикатор CHECK ENGINE. При неисправностях РХХ этот индикатор не загорается.
Кроме этого, неисправность регулятора можно определить, по нескольким основным признакам:
- При запуске двигателя обороты будут сильно плавать.
- Если включить фары или печку, обороты могут упасть ниже 500об/мин.
- При запуске двигателя после длительного простоя, он не переходит в режим прогрева, а работает на обычных или низких оборотах.
Если совпали один или более признаков – есть необходимость проверки регулятора. Рассмотрим основные способы проверки датчика на Ниве Шевроле:
Чтобы проверить его на работоспособность, можно измерить напряжение, идущее на регулятор. Этапы проверки:
- Ставим автомобиль на ровную площадку и поднимаем рычаг стояночного тормоза.
- Отключаем клеммы с регулятора.
- Берем мельтиметр, и подключаем черный провод (минус) к корпусу двигателя, другой провод (+) замыкаем на разъемы A и D поочередно.
- Поворачиваем ключ в замке зажигания и наблюдаем за мультиметров.
- Нормальное напряжение должно быть 12 Вольт. Если оно гораздо меньше – проблемы с зарядом аккумуляторной батареи.
- Если напряжение отсутствует полностью – в цепи, идущей к РХХ произошел обрыв. В этом случае необходимо проверить все провода, идущие к датчику и ЭБУ.
- При проверке сопротивления необходимо тестировать выводы РХХ поочередно — А и B, C и D. Если он исправен, то сопротивление должно быть 53 Ома.
- Если измерить сопротивления на выводах В и С, А и D, то показания будут выше критических значений.
- Порядок замены регулятора холостого хода на Нива Шевроле.
Чтобы провести данную процедуру потребуется некоторый набор инструментов: головка на 13, крестовая отвертка и пассатижи. После чего приступаем к демонтажу:
- Устанавливаем авто на ровную поверхность и фиксируем стояночным тормозом.
- Снимаем минусовую клемму с АКБ.
- Откручиваем гайки на шпильках дросселя. При этом не рекомендуется отсоединять патрубки адсорбера и системы охлаждения.
- Снимаем клеммы с РХХ.
- При помощи крестовой отвертки выкручиваем винты, которыми крепится датчик.
- Достаем устройство из посадочного места.
На корпусе РХХ должно быть уплотнительное кольцо. Если его нет, то необходимо достать его из колодца.
Датчик является неремонтопригодным, но при его загрязнении можно попытаться очистить его при помощи специального средства для промывки карбюраторов. Это не решит проблемы полностью, но позволит хотя бы доехать до ближайшего автомагазина.
- Почему его называют датчиком холостого хода
- Признаки неисправности РХХ
- Как заменить РХХ на Niva Chevrolet
Холостой ход – это режим работы двигателя без нагрузки. За этот режим в Ниве Шевроле отвечает регулятор холостого хода. Самое время узнать, как выполняется диагностика и замена регулятора холостого хода в Ниве Шевроле.
Почему его называют датчиком холостого хода
Среди автовладельцев существуют ошибки в разговорах, когда РХХ ошибочного называют датчиком холостого хода. Нива Шевроле никогда таким компонентом не оснащалась, а само устройство не считывает никаких параметров ХХ. Его назначение – пропускать определенное количество воздуха для того, чтобы обеспечить работу двигателя в нейтральном положении.
Признаки неисправности РХХ
Регулятор холостого хода Нивы Шевроле не является диагностируемым, а потому при нарушениях в его работе ошибок в ЭБУ двигателя не возникает, а значит Check Engine на панели не загорится. Диагностику РХХ на Ниве Шевроле выполняют по симптомам:
- неустойчивая работа двигателя на холостом ходу;
- самопроизвольное завышение или занижение оборотов;
- двигатель глохнет на ХХ;
Через диагностическую программу Open Diag можно произвести проверку РХХ. Для этого нужно выбрать тест исполнительных механизмов и включить работу регулятора. Если при диагностике он выдает хруст, то это говорит о его неисправности и необходимости замены.
Можно ли реанимировать РХХ на Ниве Шевроле
Среди опытных автовладельцев существует мнение, что замена регулятора необязательна и можно всегда обойтись его чисткой. Да, это правда. Чистка регулятора холостого хода на Шевроле Ниве может решить проблему.
Чтобы его почистить, достаточно обильно залить его очистителем карбюратора. Но следует помнить, что чистка – не панацея. Если электромагнит внутри рассыпался, то данная процедура поможет лишь на время.
Как заменить РХХ на Niva Chevrolet
Перед тем, как заменить регулятор, необходимо узнать его каталожный номер и приобрести запчасть с нужным артикулом – 21203114830004. Следующий этап – процедура замены.
- Снимите минусовую клемму аккумулятора.
- Открутите крепление воздушного патрубка к дроссельной заслонке.
- Снимите патрубок. Если его демонтажу мешают шланги сапуна, то их нужно также демонтировать.
- Снимите трос с дросселя.
- Открутите две гайки крепления дроссельной заслонки.
- Отодвиньте ее в сторону и открутите два винта крепления РХХ.
- Снимите разъем с регулятора и установите новую запчасть.
- Произведите сборку в обратной последовательности.
Большие обороты после замены регулятора – это норма?
Каждый, кто сталкивался с заменой регулятора холостого хода, мог наблюдать кратковременное повышение оборотов двигателя после запуска. Данная ситуация является нормальной, так как новый РХХ должен «прописаться». Пока ЭБУ двигателя «не знает» о новом регуляторе, он завышает обороты до тех пор, пока устройство не перепрограммируется. Если ситуация повторяется после каждого запуска ДВС, сделайте инициализацию ЭБУ в диагностике.
Симптомы неисправностей РХХ во многом схожи с неисправностями ДПДЗ (датчика положения дроссельной заслонки), но во втором случае чаще всего на неисправность ДПДЗ явно указывает .
Сбои в работе регулятором холостого хода (РХХ) 21203 – 1148300 выявить сложно, потому что датчик холостого хода на Chevrolet Niva – 2123, ВАЗ 2131 ( НИВА ) и ВАЗ – 2120 «Надежда» их модификации является исполнительным устройством, не охвачен общей системой контроля, и при неполадках в его работе не сигнализирует индикаторная лампочка «Сheck-Еngine».
Но по некоторым характерным симптомам можно предположить о неисправности именно датчика холостого хода, например:
— нестабильные обороты на холостом ходу;
— при установке рычага КПП в нейтральное положение двигатель непроизвольно останавливается;
— заметно снижаются обороты на холостом ходу, когда включаются другие устройства (печка, фары);
— непроизвольное повышение или снижение оборотов независимо от режима работы двигателя;
— когда запускается холодный двигатель, возникают трудности с выходом на повышенные обороты.
Существует несколько способов проверки датчика холостого хода на Chevrolet Niva – 2123, ВАЗ 2131 (НИВА) и ВАЗ – 2120 «Надежда» их модификации.
Рассмотрим некоторые из них.
Проверка идущего на регулятор напряжения.
— Ставим автомобиль на ручник или устанавливаем противооткатники, чтобы он не покатился;
— Отключаем датчик от колодки проводов;
— Проверяем наличие напряжения обычным вольтметром: минусовой щуп — на двигатель, плюсовой — на выводы соединительной колодки, провода А и D.
— Включаем зажигание и анализируем получаемые измерения. Рабочее напряжение должно быть не менее 12 В. Если меньше, то возможна проблема с зарядом аккумулятора.
— В случае отсутствия напряжения (обрыв цепи), проверяем электронный блок управления и всю цепь.
— Измерение сопротивления цепи. Поочередно анализируем выводы А и B, C и D — исправный датчик выдаст 53 Ома.
— Замеряем Омы в парах В и С, А и D — сопротивление при правильной работе РХХ будет бесконечно велико.
Датчик холостого хода 21203 – 1148300 Вы можете приобрести у нас !
НЕ ТОРМОЗИ — ПОКУПАЙ ДЕШЕВЛЕ ! ! !
Вам, так же будет полезна информация: Как самостоятельно заменить регулятора холостого хода (РХХ) у автомобиля Chevrolet Niva -2123, ВАЗ 2131 ( НИВА ) и ВАЗ – 2120 «Надежда» их модификации?
Если не нашли интересующий Вас ответ, то задайте свой вопрос! Мы ответим в ближайшее время.
Не забудьте поделиться со своими друзьями и знакомыми найденной информацией, т. к. она им тоже может понадобится — просто нажмите одну из кнопок социальных сетей.
— устанавливаете автомобиль на ровную площадку, открываете капот и на корпусе дроссельной заслонки находите ;
— от минусовой клеммы аккумулятора отсоединяете силовой провод для предотвращения замыкания;
— после отжатия пластмассовой защелки от датчика холостого хода отсоединяется колодка с проводами;
— с помощью крестовой отвертки откручиваете оба крепежных винта;
— снимаете датчик;
— затем пружину и конусную иглу РХХ 21203 – 1148300 Chevrolet Niva – 2123, ВАЗ 2131 ( НИВА ) и ВАЗ – 2120 «Надежда» их модификации нужно очистить от сора и загрязнений;
— почистить следует и посадочное отверстие на дроссельном узле;
— просушиваете датчик и устанавливаете все назад в обратной последовательности.
Если вы не заметили улучшений в работе двигателя, что свидетельствует о неисправности регулятора, то приступаете к его замене.
Датчик холостого хода 21203-1148300 Вы можете приобрести у нас !
— обесточиваете бортовую систему;
— отсоединяете колодку;
— откручиваете крепления и снимаете датчик;
— прочищаете от грязи воздушный канал дроссельного узла и поверхность для установки уплотнительного кольца;
— проверяете уплотнитель на наличие трещин, потертостей;
Если они присутствуют, лучше заменить на новый.
Перед монтажом РХХ 21203 – 1148300 на Chevrolet Niva – 2123, ВАЗ 2131 ( НИВА ) и ВАЗ – 2120 «Надежда» их модификации, предварительно проверти расстояние от фланца до конечной точки конусной иглы, которое должно быть 23 мм.
— протираете уплотнительное кольцо моторным маслом и накладываете на отверстие дроссельного узла;
— вставляете до упора новый датчик, прикручиваете;
— присоединяете колодку;
— надеваете минусовую клемму.
После установки Датчика холостого хода 21203 – 1148300 необходимо откалибровать. Для этого включаете зажигание на 10 секунд. ЭБУ откалибрует ДХХ самостоятельно.
Удачи на дорогах!
У ВАС все ПОЛУЧИТЬСЯ
С интернет — Магазином Дискаунтер затраты на ремонт будут минимальными.
Просто СРАВНИ и УБЕДИСЬ !!!
Вам так же будет полезна информация: Как выявить неполадку регулятора холостого хода (РХХ) на автомобиле Chevrolet Niva -2123, ВАЗ 2131 ( НИВА ) и ВАЗ – 2120 «Надежда» их модификации?
Нива — легендарный внедорожник ВАЗ, первый автомобиль вышел на рынок в 1977 году. Модификация Niva Chevrolet в период предсерийного этапа с 1998 года носила имя ВАЗ2123 (Нива). Большинство узлов и агрегатов нового внедорожника остаются конструкторской разработкой инженеров АвтоВАЗ и компании General Motors. Датчик холостого хода Нива Шевроле не является частым расходником системы топливоподачи, но после 4–5 лет эксплуатации водители сталкиваются с проблемой замены или ремонта рхх.
Предназначение регулятора
Датчик холостого хода на Шевроле Нива, равно и для других авто с бензиновым ДВС и инжекторной системой впрыска, считается деталью системы топливоподачи. Основное назначение датчика — осуществлять стабилизацию подачи воздуха, когда ДВС эксплуатируется на холостых оборотах.
В данном режиме работы дроссельная заслонка остается закрытой, правильно сформировать процентное соотношение топливо/воздух помогает датчик, который определяет, какое количество воздуха должно пройти через впускной тракт для низких оборотов.
Во время работы мотора на средних и низких оборотах дхх дополнительно стабилизирует работу ДВС при значительном повышении напряжения от генератора, когда в салоне включается медиа, вентилятор (печка), свет и другое электрооборудование. Регулятор холостого хода срабатывает на увеличение подачи впуска воздуха в цилиндры.
Чтобы точно увидеть где находится датчик холостого хода на Ниве Шевроле неопытному водителю необходимо изучить систему впускного коллектора. Рхх установлен на дроссельном блоке, рядом с контроллером положения ворот дросселя или ДПДЗ. Узел напоминает бочонок, монтажный фланец прилегает к корпусу, фиксируется, в зависимости от модели авто 2–3 винтами.
Характерные признаки неисправности
Сложность диагностики дхх для Нивы в следующем — узел относится к исполнительным устройствам, которое не прошито в ЭБУ авто. Отсюда при поломке запчасти не загорается сигнал «Чек» на водительской панели. Для модификации Нива Шевроле, ВАЗ2131, 2120 оригинальной деталью является датчик с каталожным номером 21203–1148300.
Мастера определяют наиболее частые признаки неисправности подающего узла, симптомы четко передают, что рхх вышел из строя.
- При остановке авто двигатель глохнет.
- На холостых оборотах при активации зажигания обороты коленвала нестабильны. Плавающих ход сохраняется и для высших передач.
- При включении салонного оборудования (печка, кондиционер, свет) обороты ДВС значительно падают.
Причины неисправности и методы устранения
Далеко не всегда при выявлении неполадок, потребуется замена датчика холостого хода, могут быть другие причины, которые вызывают некорректную работу исполнительного узла.
Отсутствие питания. Окисленные контакты, поломка разъема, перетертый провод останавливает проход напряжения на исполнительный узел. Перед демонтажем датчика проводится проверка качества соединения всей электропроводки, очищаются клеммы АКБ и разъема.
В рхх грязный шток. В 40 % случаев, когда диагностировалась поломка элемента, причина была в грязном штоке, пыль, частицы масла забиваются на подвижном элементе регулятора и останавливают его. Необходимо своевременно менять воздушный фильтр и соблюдать чистоту дроссельного блока.
Перегорание электродвигателя. Данная неисправность относится к прямой поломке датчика, который в схеме имеет шток и электромотор. Найти неисправность можно после демонтажа датчика и проверки мультиметром.
Износ уплотнительного кольца регулятора. В результате происходит «сливание» воздуха при его поступлении в цилиндры ДВС.
Износ штока. В рабочем узле шток двигается плавно с большим выносом головки, истирание приводит к некорректной подаче воздуха для формирования топливной смеси.
Чтобы избежать износа и заклинивания штока рекомендуется регулярно чистить заслонки раствором для карбюратора, это стабилизирует работу ДВС в целом и предотвратит частые поломки датчика.
Диагностика регулятора
Проверка работоспособности узла проверяется после его демонтажа. Перед работами отключается питание от АКБ, автомобиль устанавливается на ровную поверхность. Демонтаж проводят при отключенном зажигании. Порядок разборки по шагам.
- Снять колодку питания.
- Ключом на 19 снять два болта крепежа.
- Аккуратно вытащить регулятор.
Присоединить к датчику штекер питания, включить зажигание. На исправном узле при активации зажигания игла штока заметно сдвинется. Если шток остался на месте, элемент неисправен.
Проверка мультиметром
Более точная диагностика проводится с помощью тестера. В первую очередь проверяется качество питания, которое поступает на разъем. Для этого щупы мультиметра присоединяются к выводам колодки (фишки). На дхх поступает напряжение в пределах 20 В, допустимое отклонение 1–2 %.
Проверка регулятора проводится через замер сопротивления на обмотке. Мультиметр переводится в режим измерения сопротивления, подключаются щупы тестера, рабочее напряжение составляет 52–53 Ом, допустимое отклонение 1–3 %.
ДХХ в большинстве вариантов не ремонтируется, поскольку основная неисправность в поломке электромотора и износе иглы. Узел меняют на новый. После замены необходимо «прописать» регулятор в цепи управления РХХ. Оригинальные комплектующие вшиваются в ЭБУ самостоятельно после второго завода двигателя. Необходимо переустановить датчик, завести мотор, остановить зажигание и завести мотор второй раз.
Самостоятельная проверка и замена контроллера занимает до 15 минут и легко проводится в гараже. При выборе запчасти для Нивы рекомендуется использовать только заводские комплектующие или оригинальные реплики.