Что такое тахограф в автомобиле для чего он нужен

Узнайка

Разобраться, какой тахограф нужен для установки на автомобиль или другое транспортное средство, стоит заранее. Выбор модели с нужными параметрами избавит от претензий со стороны контролирующих органов, облегчит эксплуатацию ТС с бортовым самописцем и даст возможность сократить расходы.

В законодательстве есть сведения о том, какие тахографы нужно устанавливать на транспортные средства для контроля пробега и рабочего времени водителя. Но данных о конкретных моделях в законах или других нормативных актах нет — потому при выборе нужно учитывать сразу несколько параметров оборудования.

Содержание
  1. Тахографы и их производители
  2. На какие ТС нужно устанавливать тахографы
  3. Критерии выбора
  4. По назначению
  5. По техническим характеристикам
  6. По возможности удаленного доступа
  7. Модели, которые заслуживают внимания
  8. Заботливый помощник или строгий контролер
  9. «мозг», «глаза» и криптозащита
  10. Как пользоваться тахографом
  11. Зачем нужен тахограф?
  12. Категории транспортных средств, которые нужно оснащать тахографами
  13. Для каких ТС тахограф не обязателен?
  14. Обязательно ли устанавливать тахограф на личный грузовой автомобиль?
  15. Коммерческие перевозки на личном транспорте — можно ли без тахографа?
  16. Замена аналогового тахографа цифровой моделью
  17. Сроки оснащения различных транспортных средств тахографами с СКЗИ
  18. Штрафные санкции
  19. Произошла ли отмена тахографов?
  20. Важные изменения в законодательстве
  21. Тахограф – что это такое в машине?
  22. Разновидности приборов
  23. СКЗИ и ЕСТР – что выбрать?
  24. Устройство и принцип работы цифрового тахографа
  25. На какие машины установка самописцев обязательна?
  26. Установка и настройка бортового самописца
  27. Калибровка тахографа
  28. Карта тахографа для водителя — что это?
  29. Виды карт для тахографов
  30. Правила эксплуатации цифрового бортового самописца
  31. Как осуществляется проверка прибора контролирующими органами
  32. Штрафы за нарушения
  33. Что такое тахограф и кому он нужен?
  34. Тахограф что это такое?
  35. Устройство тахографа и принцип его работы
  36. Разновидности тахографов
  37. Модули СКЗИ (НКМ), их назначение
  38. На какие транспортные средства устанавливается тахограф
  39. Проверка устройства контролирующими органами

Тахографы и их производители

Тахограф — это бортовое устройство, которое устанавливается на транспортное средство для автоматической фиксации параметров движения. Работающий самописец регистрирует запуск двигателя, продолжительность поездки, время, затраченное водителем на отдых и выполнение других операций. Данные, которые поступают в память тахографа с периферических устройств (датчика скорости и других), хранятся в зашифрованном виде — так, чтобы их нельзя было удалить или изменить.

Разобраться в том, какой тахограф нужен для России, несложно. Во-первых, сегодня в РФ допускается эксплуатация только цифровых устройств, которые выпущены компаниями, лицензированными ФБУ Росавтотранс. Наиболее крупные производители из этого списка:

  • «Атол Драйв» — производят модели Атол Drive 5 и Drive Smart;
  • «Continental Automotive RU» — выпускают линейку VDO DTCO;
  • «КЗТА» — производитель популярной модели КАСБИ DT 20M;
  • НТЦ «Измеритель» — в ассортименте этой компании несколько моделей Штрих-Тахо RUS.

Кроме этих устройств можно устанавливать и технику от других производителей — например, EFAS от «Интеллик Рус», Меркурий ТА 001 от «Астор Трейд» и др.

Если владелец транспортного средства или руководитель предприятия решит выбрать тахограф от производителя, который не получил лицензию ФБУ Росавтотранс — деньги на покупку прибора и его установку будут потрачены во многом напрасно. Пользоваться оборудованием можно, но его наличие не обеспечит выполнение нормативных требований. Потому при первой проверке автомобиля почти с гарантией последуют штрафные санкции (в том числе — требование об установке самописца утвержденного типа).

На какие ТС нужно устанавливать тахографы

Оснащение автомобилей цифровыми контрольными приборами производится на основе основных нормативных документов:

  • Постановление Правительства РФ № 720, которое регламентирует безопасность колесных ТС.
  • Приказ Минтранса №36 от 2013 года, который содержал сведения о тахографах с блоком СКЗИ.
  • Приказ Минтранса №273, включавший детально прописанные сроки оснащения ТС разных категорий цифровыми контрольными приборами.

Действие этих нормативов распространялось на коммерческую технику — т.е. транспортные средства, которые использовались при осуществлении предпринимательской деятельности юридическими лицами и ИП. Согласно приказам, тахографы нужно было ставить на ТС, относящиеся к категориям M2, M3, N2 и N3. Основные критерии:

  • масса более 3500 кг.;
  • вместимость — более 8 штатных пассажирских мест.

Кроме того, в 2019 году был утвержден приказ Минтранса № 339, который вносил изменения в предыдущие документы. Согласно этому приказу, требование по установке бортовых самописцев теперь распространяется также на технику массой более 3,5 тонн, принадлежащую физическим лицам. Согласно срокам, приведенным в этом приказе, в 2021 году тахограф нужно ставить:

  • На ТС категории N2 массой от 3,5 до 15 тонн: до 1 марта — с экологическим классом до 3, до 1 июня — с экологическим классом от 4 и выше.
  • На ТС категории М2 массой до 5 тонн: до 1 ноября — с экологическим классом до 3, до 1 февраля — с экологическим классом от 4 и выше.

Также до начала 2022 года отсрочено обязательное оснащение любой техники, находящейся в собственности многодетных родителей.

Критерии выбора

Если ваше ТС попадает в список, но на нем еще не было установлено контрольное оборудование — нужно разобраться, какой выбрать тахограф, и установить его во избежание штрафных санкций. Критериев выбора несколько.

По назначению

Зависимость модели от того, какие именно рейсы будет выполнять техника, очевидна:

  • Для перемещения только внутри РФ машина оснащается тахографом с СКЗИ.
  • Для международных рейсов — тахографом стандарта ЕСТР.

Обратите внимание! Чтобы на законных основаниях использовать бортовой самописец ЕСТР, нужно иметь лицензию на международные перевозки. Также важно помнить, что выезд за рубеж с автомобилем, на котором установлен тахограф с модулем СКЗИ, запрещен (криптографическое оборудование попадает под действие закона о защите государственной тайны).

По техническим характеристикам

Конструкция приборов, выпускаемых разными производителями, схожа, а габариты унифицированы (стандарт ISO 10487, устройство можно установить в нишу для магнитолы). Потому при выборе нужно обращать внимание на:

  • Дисплей. Есть цветные и монохромные устройства, отличаются они также количеством строк на дисплее (чем больше строк — тем больше информации выводится на экран, но тем меньше размер отдельных значков). Достаточно удобна функция изменения яркости дисплея — она даже возможность читать информацию при любом освещении.
  • Элементы управления. Кнопки на большинстве аппаратов достаточно крупные и информативные. Но некоторые модели тахографов могут быть более удобными в использовании.
  • Диапазон температур. Не критичный параметр, но при работе в северных регионах отдают предпочтение моделям с максимальной холодостойкостью.

По возможности удаленного доступа

Помимо печати информации и выгрузки ее на внешний носитель, некоторые тахографы также оснащаются функцией удаленного доступа по каналу GPRS. Это открывает дополнительные возможности:

  • мониторинг перемещения транспорта с привязкой к карте местности;
  • «Тревожную кнопку» для вызова экстренной помощи;
  • удаленную выгрузку информации с карты водителя и из памяти самого прибора на сервер транспортной компании.

Если ТС, оснащенное тахографом, входит в сложную логистическую сеть, то наличие GPRS будет практически обязательным.

Цена тоже будет важным фактором — но она редко играет решающую роль. Стоимость большинства оборудования находится в диапазоне 30-40 тысяч рублей, потому при принятии решения ориентируются в первую очередь на функционал или другие параметры.

Модели, которые заслуживают внимания

Решая, какой тахограф нужно ставить на машину, стоит изучить аппараты, которые чаще всего применяются в РФ. Их несколько, и в первую очередь упомянуть стоит:

  • Меркурий ТА 001. Одно из самых дорогих, но при этом надежных устройств. К плюсам стоит отнести встроенный GPRS-модем, дисплей с регулировкой яркости и GSM-разъемы.
  • ТЦА 02 НК. В отличие от предыдущего — один из самых доступных по цене приборов. При этом базовый набор функций реализован хорошо, потому для решения основных задач с минимальными расходами тахограф подойдет.
  • Тахограф VDO DTCO 3283. Аппарат с достаточным запасом надежности и высоким качеством комплектующих (в первую очередь кардридера). Показатели отказоустойчивости — одни из лучших среди самопишущего оборудования, потому прибор подходит для эксплуатации в сложных условиях.

Эти и другие модели бортовых самописцев (под блок СКЗИ или стандарт ЕСТР) можно использовать для оборудования ТС в Российской Федерации. При этом установку контрольного устройства может проводить только сертифицированная компания, а при эксплуатации тахографа водитель обязан соблюдать ряд правил.

Тахограф – это специальное устройство, которое устанавливается в автомобиль и обеспечивает измерение, регистрацию, отображение и сохранение в автоматическом режиме параметров движения транспортных средств, а также режимов труда и отдыха водителей. Сегодня водители грузовых автомобилей массой свыше 3,5 тонн и автобусов в обязательном порядке должны оснащать свои машины тахографами.

Один из ведущих разработчиков и производителей тахографов в России – компания «Азимут» Госкорпорации Ростех. Специалисты предприятия постоянно работают над развитием своей продуктовой линейки. Недавно была представлена новая модель «КАСБИ Smart», серийное производство которой запущено в этом году. Подробнее про новинку, а также о том, для чего нужны тахографы и как они работают – в нашем материале.

Заботливый помощник или строгий контролер

Удивительно, но первый прообраз тахографа был создан более ста лет назад – в 1911 году в Великобритании. Тогда автомобильный регистратор был способен лишь зафиксировать пройденный за сутки километраж. Особую популярность подобные устройства обрели в середине прошлого столетия с развитием автомобильных грузоперевозок – аналоговые тахографы массово внедрялись для контроля расхода топлива.

Уже в 1970-х годах тахограф приобрел свой современный вид. Развитие транспорта привело к значительному увеличению числа водителей грузовых и пассажирских автомобилей. Организовать контроль над такой «армией» шоферов было достаточно сложно – в каждую кабину контролера не поместишь. На выручку пришли тахографы, которые стали регистрировать пройденный километраж, скорость и затраченное на поездку время.

В России история автомобильных регистраторов начинается в 1996 году, когда вышло постановление о том, что все грузовые автотранспортные средства, осуществляющие перевозку груза между городами, и пассажирские автобусы на междугородних маршрутах должны оснащаться тахографами. Начиная с 2015 года поэтапно обязательным они стали для всех грузовиков массой выше 3,5 тонны, а также для всех автобусов. Исключение составляют городские автобусы, но при этом личный автобус, который используется в быту, все же придется оснастить тахографом.

Массовое внедрение автомобильных регистраторов привело к положительным результатам – как в Европе, так и в России значительно сократилось число дорожно-транспортных происшествий, а еще намного улучшились условия труда водителей. Таким образом, тахограф – это не только надсмотрщик, который позволяет контролировать работу водителей. Тахограф с уверенностью можно назвать помощником водителя – он обеспечивает безопасность движения, а также следит за соблюдением режима труда и отдыха, согласно которому период непрерывного вождения не должен превышать 4,5 часов.

«мозг», «глаза» и криптозащита

Внешне тахограф представляет собой «коробочку», которая устанавливается в кабине водителя. В корпусе тахографа имеются слоты для ключей-карт и отсек для фискальной термоленты, на которую встроенный принтер распечатывает накопленные данные. Этот блок в кабине водителя является «мозгом» тахографа, а «глазами» устройства можно назвать датчик движения и скорости, который монтируется на коробку передач.

На российском рынке представлены модели тахографов отечественного производства, в том числе от компании «Азимут». Это предприятие Ростеха помимо тахографов для автотранспорта, разрабатывает и выпускает средства навигации и посадки для авиалайнеров. В этом году «Азимут» запустил серийное производство своей новинки – цифрового тахографа «КАСБИ Smart». Напомним, что с 2018 года использование аналоговых тахографов не допускается, их заменили на цифровые, имеющие в своем составе блок памяти СКЗИ – средство криптографической защиты информации. Это специальный блок, который шифрует информацию в код и защищает ее от редактирования и несанкционированного скачивания. Также данное шифрующее устройство называют навигационным криптографическим модулем (НКМ) тахографа.

Криптографические модули производства «Автоматики»

НКМ монтируется на заводе, активируется при первичной установке тахографа, после чего раз в три года меняется на новый. Все эти действия могут выполняться только на тех предприятиях, которые имеют соответствующее разрешение. Также блок НКМ подлежит замене при смене владельца автомобиля, при внесении изменений в регистрационные данные.

Одним из ведущих поставщиков навигационно-криптографических модулей тахографов является концерн «Автоматика» Ростеха. Концерн внесен в базу ФБУ «Росавтотранс» как производитель навигационно-криптографических модулей тахографа с версией программного обеспечения v.2.11. «Автоматика» уже поставила десятки тысяч единиц НКМ для крупнейших отечественных компаний-производителей тахографов.

Как пользоваться тахографом

Стоимость тахографа, как правило, зависит от выбранной модели и может составлять несколько десятков тысяч рублей. Но и штрафы за его отсутствие или нерабочее состояние также не являются низкими. Напомним, что административную ответственность влечет за собой не только отсутствие, но и неисправное состояние тахографа.

Чтобы не возникло проблем при эксплуатации, нужно знать, как пользоваться тахографом. В первую очередь, каждый водитель должен иметь личную карточку – формулятор с микрочипом внутри. Именно эта карточка-ключ идентифицирует водителя с тахографом и открывает доступ к данным.

Пошаговая инструкция взаимодействия водителя с тахографом выглядит примерно таким образом. Водитель вставляет в устройство карту и может начинать движение, при этом прибор автоматически будет регистрировать режим вождения. Как только зажигание автомобиля будет выключено, устройство переходит в спящий режим. Тахограф «заботится» о режиме отдыха водителя – непрерывно ехать можно 4,5 часа, после чего следует 40-минутный перерыв.

Чтобы тахограф работал правильно и четко фиксировал данные, периодически требуется проводить его калибровку. Эта операция выполняется, во-первых, при монтаже устройства, а позже при изменении технических параметров авто, включая даже замену колес на другой диаметр, а также при ремонте прибора. Причем любые вмешательства должны производить сертифицированные организации. К примеру, на базе дочернего предприятия «Автоматики» МТУ «Альтаир» развернута целая мастерская по обслуживанию тахографов. Таким образом, Концерн оказывает комплексные услуги для заказчиков.

Дискуссия о том, на какие автомобили надо устанавливать тахографы, сегодня практически
завершена, потому что из законодательства убрали почти все спорные вопросы. Но далеко не все
владельцы транспортных средств хорошо знакомы с нормативной базой — и это может привести
к недопониманию или даже штрафам.

Чтобы окончательно разобраться, где самописец будет обязательным, а на какие автомобили не надо устанавливать тахографы — внимательно изучите эту статью.

Зачем нужен тахограф?

Начнем анализ с базовых понятий — а именно с определения функций тахографа. Согласно действующим в РФ законам, на автобусы и грузовые автомобили, а также на некоторые другие ТС нужно устанавливать бортовые цифровые самописцы:

  • Тахограф подключают к бортовым сетям, датчикам скорости и другим устройствам транспортного средства.
  • Перед началом работы водитель должен вставить личную карту в гнездо устройства и активировать его, введя ПИН-код. Это дает возможность идентифицировать того, кто управлял транспортным средством в тот или иной момент.
  • При движении прибор фиксирует время, проведенное в пути, скорость, пробег и другие параметры.
  • Собранные данные ранятся в памяти тахографа в неизменяемом виде — для этого приборы оснащают модулями криптографической защиты.

Основная задача тахографа — фиксировать время, проведенное водителем транспортного средства в рейсе. Это дает возможность проверяющим (сотрудникам ДПС ГИБДД или Ространснадзора) фиксировать переработки, которые становятся причиной повышенной аварийности. Для считывания зашифрованной информации, хранящейся в тахографа, используется карта контролёра.

Категории транспортных средств, которые нужно оснащать тахографами

Требования, согласно которым нужно устанавливать тахографы на транспортные средства, касаются в первую очередь техники, которая задействуется в коммерческих перевозках. Именно для таких ТС вероятность аварии из-за переутомления водителя особенно высока.

Поэтому по закону устанавливать бортовые цифровые тахографы нужно на принадлежащие юридическим лицам и предпринимателям транспортные средства категорий N2, N3, М2 и М3. То есть переоснащению подлежат:

  • Автобусы.
  • Микроавтобусы, у которых 8 и более мест для перевозки пассажиров.
  • Грузовики массой от 3500 кг и более.

Отдельно в законах оговаривается потребность в установке бортовых самописцев на грузовые транспортные средства, которые используются для перевозки опасных грузов. Также обязательно контрольными приборами оснащаются пассажирские автобусы и микроавтобусы, которые работают на городских, пригородных и междугородных рейсах.

Для каких ТС тахограф не обязателен?

В законах детально прописывается не только то, на какие автомобили нужен тахограф, но и список исключений. Есть техника категорий N2/N3, М2/М3, которую не нужно оснащать бортовыми тахографами.

Первая достаточно большая группа транспортных средств — это грузовики и автобусы, на которых стоят приборы европейского образца (ЕСТР). Если для внутренних рейсов в РФ обязательно наличие тахографа с блоком СКЗИ, то для международных поездок машины оснащают самописцами ЕСТР. Если у компании есть разрешение на международные перевозки, то машины с тахографами ЕСТР также могут свободно перемещаться по территории РФ.

Кроме того, тахографы не следует устанавливать на:

  • Технику, которая не перемещается по дорогам общего пользования (например, работает только в пределах промплощадок или территории горной разработки).
  • Трактора, самоходные ТС, а также другую технику, которая прошла регистрацию в гостехнадзоре.
  • Транспортные средства, которые используются для обучения вождению, и не применяются для иных целей (грузовые/пассажирские перевозки).
  • Транспортные средства, находящиеся в ведении ВС РФ, МВД, ФСБ, Росгвардии, других специальных служб.
  • Автомобили, чей возраст превышает 50 лет, и которые при этом не задействуются в коммерческих рейсах.
  • Медицинскую технику (автомобили Скорой Помощи, медицинские комплексы на колесных шасси и др.).
  • Технику МЧС и пожарной охраны.
  • Строительную и коммунальную спецтехнику — от автобетононасосов до автокранов.

Также в список исключений включены троллейбусы и некоторые другие ТС. Нормативная база периодически меняется, потому в сложных ситуациях стоит ориентироваться на наиболее актуальный документ. Отказываться от установки тахографа на автомобиль стоит только в том случае, если вы полностью уверены, что ТС входит в перечень исключений, и это не повлечет за собой штрафные санкции.

Обязательно ли устанавливать тахограф на личный грузовой автомобиль?

Еще сравнительно недавно переоснащение транспортных средств бортовыми самописцами установленного образца было актуальным только для грузовиков и автобусов, применяемых в коммерческом секторе. Однако в 2019 году федеральный закон, который регламентирует ключевые положения безопасности дорожного движения, был изменен.

Одно из изменений касалось физических лиц, в собственности которых находятся транспортные средства массой свыше 3500 кг. Согласно вступившим в силу изменениям в нормативной базе, теперь на них тоже нужно устанавливать тахографы — так же, как и на грузовики, которые использовались для коммерческих перевозок компаниями или предпринимателями.

Коммерческие перевозки на личном транспорте — можно ли без тахографа?

До вступления в силу изменение в федеральном законе о БДД здесь отмечалась правовая коллизия:

  • С одной стороны, транспортное средство задействуется для получения прибыли, потому продолжительность рейсов и другие параметры движения нужно контролировать.
  • С другой стороны, транспортное средство находится в частной собственности, а закона, который обязывает физическое лицо устанавливать на машину тахограф, нет.

С 1.11.2019 коллизия была устранена. Поскольку по обновленному закону на автобусы и грузовики массой от 3,5 т нужно ставить тахографы вне зависимости от формы собственности, то и поля для дискуссии нет.

Есть еще один аспект — законность предпринимательской деятельности. Даже если для коммерческих перевозок используется транспортное средство массой менее 3500 кг и вместимостью менее 8 пассажиров — владелец его может быть наказан. Потому при выполнении любых грузовых или пассажирских перевозок от физического лица могут потребоваться документы, подтверждающие некоммерческий характер рейса.

Замена аналогового тахографа цифровой моделью

Ранее на транспортных средствах можно было использовать тахографы старого образца — аналоговые/шайбовые. Устанавливать такое оборудование перестали уже достаточно давно из-за низкой точности фиксации пробега, а также неэффективности в защите данных от изменения. Но на некоторых машинах такие устройства стояли — и ими можно было пользоваться.

Начиная с марта 2018 года эксплуатация аналоговых тахографов в РФ законодательно запрещена. Это значит, что машину, на которой установлен шайбовый самописец, нужно срочно переоборудовать, оснастив современной цифровой моделью:

  • С блоком СКЗИ — для внутрироссийский рейсов.
  • ЕСТР — для рейсов за рубеж.

Обратите внимание! В Российской Федерации можно эксплуатировать только оборудование, входящее в утвержденный перечень. Список тахографов, которые можно ставить на транспортные средства, включает такие модели как ШТРИХ-ТахоRUS, КАСБИ DT-20M, Меркурий ТА-001, АТОЛ Drive 5 и некоторые другие. Ни одно из аналоговых устройств в этот перечень не входит, потому прибора такого типа подлежат замене.

Сроки оснащения различных транспортных средств тахографами с СКЗИ

  • До 1.04.14 — ТС для перевозки опасных грузов
  • До 1.06.14 — автобусы (исключение — автобусы на пригородных и городских маршрутах).
  • До 1.07.14 — грузовые автомобили, масса которых превышает 15 000 кг, задействованные в междугородных перевозках
  • До 1.09.14 — грузовые автомобили, масса которых превышает 12 000 кг.
  • До 1.04.15 — грузовые автомобили, масса которых превышает 3500 кг.
  • До 1.06.16 — технику, на которой ранее были установлены самописцы аналогового типа.
  • До 1.01.18 — технику, на которой ранее были установлены самописцы цифрового типа без модуля СКЗИ.
  • До 1.06.2018 — автобусы, которые выполняют рейсы на пригородных маршрутах.
  • До 1.07.2021 — автобусы на городских маршрутах.

Таким образом, сегодня все отпущенные на переоснащение ТС сроки прошли — и на транспортных средствах должны обязательно стоять тахографы с СКЗИ либо ЕСТР.

Штрафные санкции

Поскольку время, отведённое правительством на исполнение нормативных требований по установке тахографов на транспортные средства, прошло — наличие бортовых самописцев на автомобилях и автобусах сегодня контролируется достаточно строго. При этом проверяется не только факт установки тахографа, но и соответствие устройства стандарту, а также — соблюдение правил эксплуатации.

Штрафные санкции налагается согласно ст. 11.23 КоАП:

  • До 5 тысяч рублей заплатит водитель (физическое лицо).
  • До 10 тысяч — должностное лицо, признанное виновным в неисполнении нормативных требований.
  • Штрафы до 25 и 50 тысяч соответственно грозят индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, игнорирующим требования по переоснащению транспортных средств с обязательной установкой контрольного оборудования.

Произошла ли отмена тахографов?

В интернете и в профессиональной среде периодически появляются сообщения о том, что до 2021 либо до 2022 года бортовые самописцы устанавливать на ТС не обязательно — требование об их обязательном монтаже было отменено или отсрочено.

Однако эти сообщения не имеют фактических подтверждений. Все документы, которые содержат требования к тахографом и срокам по их установке, вступили в силу и продолжают действовать. Таким образом, отказ от оснащения ТС бортовым самописцем гарантированно приведет к штрафу при первой же проверке.

Важные изменения в законодательстве

Даже зная, на какие автомобили нужно ставить тахограф, нужно отслеживать изменения в нормативной базе и вовремя на них реагировать. Наиболее актуальными по состоянию на середину 2021 года будут:

  • Изменения в правилах техосмотра, вступившие в силу с 1.03.21. Согласно этим изменениям, если на транспортном средстве должен быть установлен тахограф, то устройство обязано пройти поверку/настройки и выводить на печать служебную информацию.
  • Приказ Минтранса РФ № 440 от 28.10.2020. Приказ вышел на смену утратившему силу приказу № 36 от 13.02.13 и содержит сведения о требованиях к устанавливаемым на ТС тахографам.
  • Обновленные требования, касающиеся лицензирования пассажирских перевозок (от 1.01.21). Согласно этим требованиям автобусы в обязательном порядке оснащаются цифровыми тахографами, а также аппаратурой позиционирования ГЛОНАСС/GPS.

Отслеживая эти изменения, и вовремя на них реагируя, можно избежать штрафов и продолжить деятельность в сфере грузовых или пассажирских перевозок с полным соблюдением законов РФ.

В России грузовой и пассажирский транспорт должен иметь тахографы (топографы), согласно европейскому соглашению ЕСТР, касающемуся международных перевозок. Сейчас по этому документу весь коммерческий транспорт переведён на цифровые типы этих устройств. Не все понимают, зачем нужны эти приборы в автотранспорте: они контролируют рабочий режим водителей и снижают вероятность возникновения ДТП, обязывая соблюдать режим труда.

Продолжение истории после рекламы

Что такое тахограф

Это устройство, фиксирующее скорость, пробег, режим работы и отдыха водителей. Оно устанавливается в салоне автомашин и помогает при решении спорных вопросов при ДТП. Федеральный закон №196-ФЗ от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» обязывает предприятия, занимающиеся перевозками, в обязательном порядке устанавливать это средство контроля в ТС. С апреля 2014 года были введены штрафные санкции при отсутствии у определённых автомашин тахографа.

Основные принципы роботы тахографа

Принцип работы любого тахографа таков:

При начале запуска двигателя машины от датчика скорости поступает информация во встроенную память устройства.После идентификации, которая происходит посредством карты водителя, прибор начинает регистрацию и запись внутри устройства и на карту таких данных, как скоростные параметры, режим, пробег, маршрут. Затем каждые 28 суток производят выгрузку данных с карты водителя и каждые 90 дней — с самого тахографа. Предприятие хранит их у себя не менее 1 года, и они доступны для органов контроля.

Рекомендуем к прочтению:

Требования к ТС, перевозящим опасные грузы

Требования к огнетушителю при техосмотре

Нагрузка грузового автомобиля и что будет за перегруз

Нужен ли полис ОСАГО на прицеп к легковому и грузовому автомобилю

Существуют тахографы двух видов:

круглые, устанавливающиеся в гнездо спидометра;радиоформата, устраиваются в гнездо автомагнитолы.

Производители выпускают следующие типы этого контрольного устройства:

Сейчас транспортные средства перевели на цифровой тип, поскольку его сложнее обмануть, а его данные хорошо защищены

Приборы, используемые в России, обязаны отвечать требованиям Приказов Минтранса №36 и №348. С июля 2016 допустимо устанавливать только устройства отечественного производителя с блоком СКЗИ или европейские приборы ЕСТР. Сертификацию прошли следующие российские устройства:

ШТРИХ-TaxoRUS SM; КАСБИ DT-20M;Меркурий ТА-001; VDO DTCO 3283; ТЦА-02НК ; Drive; Drive Smart; EFAS V2 RUS.

Модели из Европы, отвечающие законам РФ:

английский VDO DTCO 1381 и SE5000; австрийский EFAS 4.

Узнайте подробнее о карте водителя для тахографа.

В тахографе существует 4 режима:

Рабочий. Включается при использовании карты водителя и осуществляет контроль трудового режима, фиксацию событий и неисправностей.Контролёра. Запускается картой на контрольных пунктах.Предприятия. Запускается картой предприятия и даёт доступ ко всем данным для проверки работы водителя и параметров автомобиля.Мастерской. Также запускается соответствующей ему карточкой и позволяет вносить в его данные изменения, осуществлять калибровку, монтаж и наладку прибора.

Водители работают в режиме, отвечающем нормативам труда. Время за рулём не должно быть более 9 часов в сутки, а общая продолжительность вождения ТС за 2 недели — не выше 90 часов. Через 4 часа 30 минут непрерывного вождения шофёр обязан делать перерыв.

На какие транспортные средства устанавливается тахограф

Согласно приложению №2 Приказа Минтранса РФ №36 от 13.02.2013 г., описываемое устройство должно устанавливаться на следующие ТС:

автомашины весом до 5 тонн для перевозок пассажиров, которые имеют более 8 сидений помимо кресла водителя (класс М2);автосредства массой более 5 тонн для перевозок пассажиров, имеющие в наличии более 8 сидений, кроме сиденья для шофёра (класс М3);ТС весом 3,5–12 тонн для перевозок грузов (класс №2);грузовики массой больше 12 тонн (класс №3).

Знаете ли вы? Во Франции водителя, который провёл период отдыха не в гостинице, а в автомобиле, могут оштрафовать до 500 тыс. евро или заключить в тюрьму.

Установка и настройка тахографа

Устанавливать самостоятельно это устройство не допускается. Сделать это могут только специализированные мастерские, у которых есть необходимые разрешения от госорганов, а именно — лицензия ФСБ России.

Установка тахографа делится на следующие этапы:

Подготовительный. Проводится осмотр автомобиля для определения места для установки прибора, а также выбираются необходимые для этого инструменты и материалы.Монтаж. Тахограф, как правило, монтируют на место магнитолы. Если эта часть не свободна, то прибор в коробке из пластика крепят на потолке или панели для приборов.Ввод в эксплуатацию. Устройство активируют и вносят необходимые данные.Этап завершения. Происходит проверка работы устройства.

Чтобы настроить тахограф, нужно проверить и отрегулировать такие параметры:

время и его коррекция;дисплей;звуковые сигналы;выбор языка.

Такие настройки проводят в организации, которая устанавливает указанное устройство. Выполнить настройку можно и самостоятельно, согласно книжечке «Руководство по эксплуатации тахографа», которая прилагается при покупке этого прибора.

Сам процесс калибровки — это корректировка измерительного прибора таким образом, чтобы предоставляемые им данные были верны с учётом допустимых отклонений.

Такой процесс проводят в следующих случаях:

при установке прибора;при расхождении времени по часам, которые встроены, больше чем на 20 минут;после ремонтных работ по наладке прибора;при нарушении пломбирования устройства;при замене шин;при изменении основных характеристик ТС;если с момента последней калибровки прошло 2 года и др.

Знаете ли вы? Сначала тахографы выпускались часовыми фирмами, поскольку делались на основе часового механизма.

Калибровка делится на два этапа:

стендовые проверки;дорожные испытания.

Стендовые проверки состоят из:

визуальной проверки отсутствия повреждений и читаемости таблички;осмотра узлов устройства, на которых проставлены изготовитель, дата изготовления, производственный номер и прочее;проверки наличия таблички с информацией об организации, установившей это устройство;проверки наличия пломб на приборе;осмотра целостности датчика движения и электропроводки для соединения.

Дорожный этап заключается в следующем:

проводится техосмотр автотранспорта;проверка коэффициентов автомобиля W и длины окружности и давления шин L;программирование прибора соответственно коэффициентам;проверка работы часового механизма;согласование шифрования датчика движения и самого прибора;проводят измерение погрешностей — они обязаны быть в пределах допустимых норм;внесение необходимой информации в память устройства;прикрепление таблички с настройками прибора для контроля;опломбирование датчика.

Важно! Снятие пломбы могут осуществлять только мастера с соответствующей квалификацией. При этом нужно заполнить необходимые документы с указанием причины вскрытия.

Карта тахографа и её назначение

Карта тахографа осуществляет аутентификацию при помощи шифровального устройства. Она отображает информационные данные о манере езды, соответствие нормам трудового распорядка, скорости, а также времени, которое ушло на передвижение по маршруту. Такая карточка может быть важным доказательством на уровне суда.

Срок использования такой карты составляет 3 года. Затем её следует поменять на новую. Замену необходимо также производить после поломки и при появлении каких-либо дефектов и повреждений, а также при сбоях в работе. В случае увольнения шофёра карту обязаны вернуть в бюро, где она выдавалась.

Карточки могут быть для водителя, предприятия, контролёра, мастерской.

Этот идентификатор выдают водителю в таких случаях:

у него есть удостоверение, позволяющее управлять ТС категории С, D, E;находится на территории России не менее 185 суток на протяжении года;возраст более 18 лет — для грузового ТС массой менее 7,5 тонн, и более 21 года для транспорта по перевозке пассажиров.

В последнем случае нужный опыт вождения обязан быть не меньше 1 года.

Карты водителя могут отличаться зависимо от прибора, которым оборудовано ТС. Для приборов, которые соответствуют требованиям европейского соглашения, выдаются карточки водителя ЕСТР, соответствующие евростандартам. Для перевозок внутри страны по нормам Технического регламента «О безопасности колесных ТС» выдают карту СКЗИ.

Знаете ли вы? Первый тахограф появился в Великобритании ещё в 1911 году и назывался «самописец Джонса». Он мог фиксировать движение и маршрут, пройденный за одни сутки.

Штрафы за отсутствие тахографа

Если описываемого приспособления нет в наличии, то этот факт попадает под административную ответственность (ст. 11.23 в КоАП). Водителю и ответственному руководителю по предприятию, допустившему выход авто без тахографа, выписываются штрафы:

шофёру за отсутствие прибора — от 1000 до 3000 руб., за нарушение трудового режима и времени отдыха штраф составляет столько же;для ответственных руководителей — от 5000 до 10000 руб.;для юридического лица — от 15000 до 30000 руб.

Нельзя подделывать данные контрольного устройства или пытаться его модифицировать. За неисправность и отключение прибора, несоответствие его сертификации и модификации выписываются штрафы в том же размере, что и при отсутствии. Стоит отметить, что при погашении в течение 20 суток указанных штрафов не предусмотрена скидка в 50%.

Конкретную сумму санкций начисляет работник ГИБДД в зависимости от обстоятельств. Так, при повторном нарушении сумма штрафа обычно выписывается в максимальном количестве. Избежать штрафных сумм за отсутствие тахографа невозможно, но если авто эксплуатируют для бизнеса, то шофер может продолжать маршрут без карты водителя

Освобождение от штрафов возможно, если карта была потеряна или сломалась во время осуществления движения по маршруту. Но данные обстоятельства шофёру нужно ещё доказать представителю ГИБДД. Следует отметить, что при возникновении такой ситуации водителю в обязательном порядке следует осуществлять записи о маршрутном движении вручную на обратной стороне ленты тахографа.

Цифровой тахограф должен в обязательном порядке быть в промышленном транспорте. Его отсутствие или не отвечающий требованиям закона вид являются причиной для выписки штрафа. Устанавливать и калибровать подобный прибор должен специалист с соответствующими разрешительными документами.

Тахограф – это прибор для измерения скорости и мониторинга нарушений скоростного режима, а также регистрации режима труда и отдыха водителя и членов экипажа.

Тахограф – что это такое в машине?

Это бортовой самописец, который устанавливается в транспортном средстве и подключается к сети электропитания автомобиля. Главная его задача — автоматическая регистрация параметров движения машины. Данные, считываемые самописцем, хранятся в памяти прибора, их можно просматривать при проверке.

  • записывают скорость передвижения и пробег авто;
  • регистрируют время работы, отдыха и прочих операций, совершаемых водителем;
  • фиксируют всю полученную информацию и хранят её в зашифрованном виде для исключения возможности несанкционированного изменения.

*данные, которые записал тахограф, являются объективными и не могут быть отредактированными. Они имеют доказательственную силу и могут быть использованы при урегулировании спорных вопросов, в т. ч. в ходе судопроизводства.

Разновидности приборов

Раньше на автомобили устанавливалось аналоговое оборудование – электронно-механические, механические или дисковые самописцы. Сейчас аналоговые тахографы уже не производятся, а их использование запрещено российским законодательством. По закону допускается установка только цифровых бортовых самописцев, записывающих и обрабатывающих информацию сразу в цифровом виде. В России популярны устройства таких брендов:

  • АТОЛ;
  • Меркурий;
  • EFAS V2 RUS;
  • VDO DTCO;
  • ТЦА-02НК;
  • ШТРИХ-ТахоRUS;
  • КАСБИ.

Законодательство также разрешает устанавливать зарубежные приборы, прошедшие сертификацию и разрешенные к эксплуатации в РФ.

СКЗИ и ЕСТР – что выбрать?

Требования к типу и марке тахографа различны. Это зависит от того, передвигается автомобиль по России или совершает международные рейсы. Таким образом, для транспорта, выполняющего поездки заграницу, обязательно оснащение тахографами европейского образца с блоком ЕСТР, а для авто, эксплуатируемых в России, применяются контрольные аппараты с модулем СКЗИ.

Расшифровка аббревиатур следующая:

  • ЕСТР – тахографы, выпущенные на территории Европы и прошедшие сертификацию согласно европейскому соглашению о работе экипажей транспортных средств;
  • СКЗИ – это система криптографической защиты информации, которая поступает с автомобиля на цифровое контрольное устройство. Самописцы такого типа используются только в России, выезжать заграницу с такими тахографами запрещено.

Оформление личной карты водителя напрямую зависит от того, какой контрольный аппарат установлен на машину.

Устройство и принцип работы цифрового тахографа

Устройство прибора незамысловатое. Основной блок с панелью управления находится в кабине транспортного средства, чтобы водителю было удобно управлять кнопками аппарата. Современные модели дополнительно снабжаются экранами для вывода информации о функционировании системы.

Система мониторинга и регистрации данных подключается к сети электропитания автотранспорта. Для обеспечения автономной работы бортового самописца предусмотрена емкостная резервная АКБ. Более того, в тахографе есть интегрированный энергонезависимый модуль памяти, за счет чего информация, полученная прибором, всегда сохраняется.

Чтобы устройство могло регистрировать информацию о движении автомобиля, оно оснащено датчиком скорости, который подключается штатными разъёмами.

Современные контрольные приборы оборудованы опцией аутентификации и идентификации пользователя для управления доступом. Самописцы функционируют только вместе с личной карточкой водителя – в данном случае информация будет корректно считываться и записываться в память прибора. Наряду с картой водителя с тахографами используются карты контролёров и автомастерских.

На какие машины установка самописцев обязательна?

Благодаря универсальной конструкции контрольного аппарата, ими можно оснащать практически все транспортные средства. Однако для отдельных категорий ТС установка тахографа является обязательной по закону.

Главный определяющий критерий необходимости монтажа самописца – цель использования автомобиля. Если машина будет использоваться в личных целях, то тахограф можно не ставить. Если же автотранспорт будет эксплуатироваться для коммерческих поездок, то установка будет обязательной.

Важная информация! Если предполагается частичное использование машины в условиях, не предусматривающих обязательную работу тахографа, рекомендуется поставить на неё прибор с поддержкой функции «OUT». Однако активация данного режима возможна только в тех случаях, когда транспорт совершает некоммерческий рейс. Например, если осуществляется его перегонка в техсервис для прохождения техобслуживания или перемещение по территории компании. Работа в режиме «OUT» при выполнении пассажирской или грузоперевозки незаконна!

Согласно актуальному законодательству, тахографами в обязательном порядке должны оснащаться:

  • грузовой транспорт, транспортирующий материалы разных классов опасности;
  • грузовики категорий N2 и N3, общий вес которых превышает 3.5 тонны;
  • микро- и стандартные пассажирские автобусы на 8+ пассажиромест (категории M2 и M3);
  • манипуляторы;
  • самосвалы.

В перечень исключений вошел военный транспорт, коммунальная и строительная специализированная техника, ТС, принадлежащие силовым структурам, троллейбусы.

Установка и настройка бортового самописца

Для оснащения автомобиля цифровым контрольным устройством необходимо обратиться в сертифицированную сервисную мастерскую (у сервиса обязательно должна быть лицензия на установку тахографов). Разрешения на работу с криптографическим оборудованием выдает таким компаниям ФБУ «Росавтотранс».

Прежде чем поставить тахограф, мастер выбирает для него место в кабине авто. Главное правило – водитель должен выполнять операции с прибором, не отвлекаясь от управления транспортным средством. В некоторых случаях требуется монтаж дополнительных приспособлений для подключения контрольной системы.

Новое устройство вынимается из коробки, подключается к сети электропитания автомобиля и датчику скорости. Места соединений изолируются. Затем выполняется активация прибора и криптографического модуля. Далее осуществляется калибровка для получения гарантии 100% точности собираемой информации.

На завершающем этапе корпус тахографа подвергается опломбированию. Пломбы защищают систему от несанкционированного доступа и попыток изменения записанной информации. Опломбированный прибор монтируется в гнездо и надежно закрепляется.

Калибровка тахографа

Корректность работы контрольного аппарата (регистрация предельно объективных данных по скорости, пробегу и времени вождения) обеспечивается периодической калибровкой тахографа. Эта процедура позволяет настроить прибор так, чтобы записываемая информация отвечала объективному значению с наименьшей погрешностью.

При монтаже система калибруется впервые, потом операция проводится при ремонте, установке нового датчика скорости, изменении техпараметров ТС, смене колес на изделия другого диаметра. Настройка выполняется также при срыве пломб или по истечении 2 лет с момента последней калибровки.

Прибор калибруется на стенде, затем – на трассе. Этапы стендового калибрования включают:

  • проверку целостности корпуса, пломб, прочих отдельных элементов;
  • тестирование электроцепи;
  • контроль правильности функционирования датчиков.

На этапе дорожных испытаний выполняется осмотр транспортного средства, перепрограммирование системы, проверка и отладка фиксации пройденного пути, скорости и времени, измерение степени погрешности.

После того, как калибровка будет завершена, все данные заносятся в память, корпус подвергается опломбированию. Отметка о проведенной проверке с соответствующей датой вносится в документы по тахографу.

Карта тахографа для водителя — что это?

Личная карта водителя – это электронный ключ, открывающий доступ к функционалу устройства и информации, которая хранится в памяти. Карточки водителя снабжены чипами и имеют определенный срок годности, поэтому по истечении определенного времени их необходимо выпускать заново.

Личные тахокарты водителей являются персонализированными – оформляются на имя человека, который будет управлять транспортом и тахографом. Цель личной карточки – аутентификация личности, осуществляющей управление автотранспортом в конкретный отрезок времени.

Важная информация! Эксплуатировать прибор с чужой или просроченной картой нельзя. Если вскроется такой факт, нарушителю грозят штрафы. Поэтому планируйте заранее перевыпуск личной карточки.

Виды карт для тахографов

Наряду с персональными водительскими картами существуют:

  • Карточки сервисных центров – для установки, регулировки и калибровки.
  • Карточки контролёров. Они открывают доступ к данным, хранящимся в памяти, при проверках.
  • Карты предприятия – для доступа к информации, анализа и дешифрования (только не изменения/редактирования).

Правила эксплуатации цифрового бортового самописца

Существует алгоритм работы с контрольными аппаратами. Он несложный, но его нужно соблюдать, так как самописец будет фиксировать все нарушения. За нарушения правил эксплуатации предусмотрены санкции, применяемых как к водителю, так и к руководителям предприятия.

Прежде чем приступить к управлению машиной, шофер должен установить в свободный разъем свою тахокарту и ввести ПИН-код для её активации. На экране отобразятся ФИО водителя – это будет означать, что карточка принята. Затем:

  • Как только включается зажигание авто, режим вождения активируется автоматически, а на экране отобразится рисунок в форме руля. Если автомобиль стоит на месте, но его двигатель включен, режим остается активным.
  • Режим отдых активируется автоматически или нажатием на кнопку, в зависимости от типа тахографа.
  • Чтобы извлечь карту из разъёма по окончании рабочей смены, нужно также нажать на кнопочку.

В новых моделях оборудования есть встроенные принтеры, которые каждый день распечатывают данные из памяти. Распечатать информацию иногда требует контролер. Поэтому всегда проверяйте готовность принтера к работе – полная исправность, наличие в нем бумаги и т.д.

Как осуществляется проверка прибора контролирующими органами

Многие виды транспорта должны оснащаться тахографами, поэтому на дорогах выполняется проверка соблюдения правил их эксплуатации. В качестве контролёров выступают работники Ространснадзора или ГИБДД. Раньше проверки проводились обеими службами совместно, сегодня Ространснадзор вправе проверять машины самостоятельно.

При проверке контролер убеждается, что на ТС установлен исправно работающий тахограф. Проверяется целостность пломб на корпусе и отсутствие признаков вмешательства в работу контрольного прибора.

Представитель контролирующей службы, используя личную карту контролёра, проверяет:

  • соблюдение временных интервалов езды и отдыха;
  • соблюдение правил использования личной карты водителя;
  • соблюдение сроков проверки прибора.

Штрафы за нарушения

К списку нарушений относится: эксплуатация неисправного тахографа или его отсутствие; невозможность распечатки информации по требованию сотрудника контролирующих органов; несоблюдение сроков поверки СКЗИ; эксплуатация устройства без персональной карточки водителя/с чужим чипом/с просроченной картой.

Наказание за нарушение выражается в штрафных санкциях:

  • для водителей – до 3000 руб.;
  • для должностных лиц – до 10000 руб.;
  • для юр. лиц – до 30000 руб.

Правительство планирует увеличить штрафы, возможно также введение дополнительного наказания вплоть до лишения предприятия лицензии.

Теперь зная, что такое тахограф и как его необходимо эксплуатировать, вы сможете избежать проблем с контролирующими службами, совершая поездки в Санкт-Петербурге, по всей РФ или за её пределами. Кроме того, оборудование помогает повысить безопасность перевозок.

Что такое тахограф и кому он нужен?

Водители, особенно управляющие грузовыми автомобилями и пассажирскими автобусами, хорошо знают, что такое тахограф. Эти контрольные приборы используются достаточно давно и устанавливаются на технику для контроля пробега, скорости, времени в пути и других показателей.

Требования к оснащению автомобилей тахографами со временем становятся более жесткими. Связано это с тем, что контроль движения с помощью бортовых самописцев позволяет снизить аварийность, обеспечив более безопасное вождение.

Тахограф что это такое?

Тахограф – это прибор, который устанавливается в автомобиле, подключается к его бортовой сети и инженерным системам. Основная функция устройства – регистрация в автоматическом режиме параметров движения транспортного средства и хранение этих данных в памяти с возможностью просмотра при проверке.

  • Фиксируют пробег автомобиля и скорость движения.
  • Фиксируют время вождения, отдыха и других работы, выполняемых водителем.
  • Регистрируют все денных, шифруют их и хранят в виде, защищённом от редактирования.

Последний пункт особенно важен. Информация, которую зафиксировал бортовой самописец, является максимально объективной и не может быть изменена. Поэтому оно обладает доказательной силой и может использоваться при решении спорных вопросов – в том числе и в судебном порядке.

Устройство тахографа и принцип его работы

Устроен бортовой самописец достаточно просто. Основной блок располагается в кабине автомобиля таким образом, чтобы у водителя был доступ к лицевой панели с кнопками управления. Современные тахографы оснащаются экранами, на которые выводится основная информация о работе системы.

Система контроля подключается к бортовой сети машины для обеспечения питания. Автономная работа при выключенном двигателе гарантируется большой емкостью батареи. Кроме того, в прибор встраивается энергонезависимый модуль памяти, потому данные, записанные тахографом, сохраняются в любом случае.

Для передачи информации о движении ТС к прибору подключается датчик скорости. Подключение выполняется с помощью штатных разъемов.

Важная функция тахографов современного типа – персонализация доступа. Для использования прибора необходимо установить персональную карточку водителя: только в этом случае информация будет корректно фиксироваться и сохраняться в памяти. Кроме тахокарты водителя в работе с устройствами используются карточки мастерских, компаний и контролеров.

Разновидности тахографов

Первоначальное автомобили комплектовались аналоговыми (дисковыми, механическими либо электронно-механическими) приборами. Сегодня же использование аналоговых самописцев не допускается законом. Кроме того, такие тахографы уже не выпускаются, так что найти исправную модель будет сложно.

Альтернативой являются цифровые самописцы, которые сразу собирают и обрабатывают информацию в цифровом виде. В РФ чаще всего устанавливают тахографы таких марок:

  • КАСБИ
  • ШТРИХ-ТахоRUS
  • VDO DTCO
  • Меркурий
  • АТОЛ и др.

Также возможна установка на машины некоторых устройств зарубежного производства, прошедших сертификацию и допущенных к эксплуатации в России.

Модули СКЗИ (НКМ), их назначение

В зависимости от того, какие рейсы выполняет автомобиль, требования к марке и конструкции бортового самописца могут различаться:

  • Для машин, которые выполняют международные рейсы, обязательным будет использование тахографов ЕСТР.
  • Транспортные средства, которые эксплуатируются в РФ, оснащаются тахографами с модулем СКЗИ/НКМ (навигационный криптозащитный модуль).

Блок СКЗИ – это система криптографической защиты данных, которая встраивается в бортовой самописец. Этот блок обладает высокой автономностью и включает собственный модуль памяти, ГЛОНАСС приемник, хронометр и акселерометр. Питание обеспечивается в том числе и от резервной батареи, потому криптографическая защита работает даже при обесточивании бортового самописца.

Основная функция СКЗИ – сбор информации, ее шифрование и хранение. Данные от датчика скорости поступают в модуль СКЗИ, обрабатываться микропроцессором и хранятся в его памяти в зашифрованном виде. Изменение этих данных невозможно, а для доступа с дешифровкой нужно задействовать специальный электронный ключ.

Срок использования модуля НКМ ограничен. Установленный в тахографе элемент активируется при начале использования прибора. После этого раз в 3 года необходимо выполнять замену блока СКЗИ и проводить активацию нового модуля. Оказывать услугу по замене и активации НКМ могут только мастерские с лицензией от ФСБ РФ на работу с криптографическим оборудованием.

На какие транспортные средства устанавливается тахограф

Универсальная конструкция бортовых самописцев позволяет устанавливать их практически на любые автомобили и другие ТС. Но для некоторых категорий транспорта оснащение контрольным устройством будет обязательным согласно закону.

Основной критерий, который определяет, нужно ли ставить тахограф – цель использования ТС. Если автомобиль или автобус эксплуатируются в личных целях, то прибор ставить не обязательно (но можно – так вы получите дополнительную информацию о режиме вожделения). Но если техника применяется коммерческой организацией, то без контрольного устройства не обойтись.

Обратите внимание! Если транспортное средство периодически эксплуатируется в условиях, не предусматривающих использование тахографа, то на него целесообразно установить самописец, поддерживающий режим «OUT». Но этот режим можно активировать лишь тогда, когда машина находится вне коммерческого рейса – например, ее перегоняют в пределах территории предприятия или в мастерскую для прохождения ТО. Использование режима  «OUT» при грузовых или пассажирских перевозках является нарушением!

Согласно законам, тахографы обязательно ставятся на:

  • Грузовые автомобили, суммарная масса которых превышает 3,5 т (категории N2, N3)
  • Автобусы и микроавтобусы, конструкция которых предусматривает наличие 8 и более пассажирских мест, относящиеся к категориям М2, М3 (это касается также техники, задействованной для перевозки людей на пригородных и внутригородских маршрутах).
  • Грузовики, которые перевозят грузы различных классов опасности.
  • Самосвалы.
  • Краны-манипуляторы.

В список исключений попала военная техника, техника, принадлежащая силовым структурам, строительная и коммунальная спецтехника, троллейбусы и некоторые другие ТС,

Проверка устройства контролирующими органами

Разобравшись, что такое тахограф, и на какие транспортные средства нужно его устанавливать, стоит уяснить и особенности проведения контрольных мероприятий.

Поскольку для многих категорий транспортных средств наличие тахографов, а также о соблюдение требований по их эксплуатации и по режиму работы является обязательным, на трассах проводится контроль. Проверку могут выполнять только сотрудники ДПС ГИБДД и контролеры Ространснадзора. Причем если ранее проводились только совместные проверки (на пунктах весогабаритного контроля), то сегодня представители Ространснадзора могут проверять автомобили и самостоятельно.

В ходе проверки представитель контролирующего органа обязан удостовериться, что на машине установлен исправный прибор, конструкция которого соответствует действующим нормативам. Также проверяется сохранность пломб и отсутствие следов вмешательства в работу прибора.

Используя карту контролера, проверяются:

  • Временные интервалы вождения и отдыха.
  • Соблюдение требований по использованию индивидуальных тахокарт.
  • Соблюдение сроков поверки устройства.
Оцените статью
Авто журнал MyPunto
Добавить комментарий