Многие автомобилисты спрашивают, что такое круиз-контроль в автомобиле. К сожалению, не всё могут разобраться с принципом этого устройства и либо вообще не включают его, либо пытаются настроить систему, но у них ничего не выходит. На самом деле его настраивать не так уж сложно, о чём подробно расскажу в этой статье.
Круиз-контроль – это такая система, в которую входят мини-компьютер, датчики, радары и другие детали, которые автоматически управляют выставленной скоростью движения машины без нажатия на педаль газа, то есть без участия водителя. Могу сказать, что некоторые считают эту функцию роскошью. Но те, кто хотя бы раз попробовали её в деле, уже не представляет езду на большие расстояния без этого режима.
Преимущество автодрайва в том, что даже очень длительная поездка будет не так утомительна. Особенно это актуально для тех, у кого болит колено из-за постоянного нажатия на педаль газа и тормоза.
Также будет экономиться топливо, потому что работа двигателя будет поддерживаться в оптимальном режиме. Эта система очень популярна в США, потому что там длинные и широкие дороги. Автомобилисты при включении круиз-контроля только следят за дорогой. Включается система кнопками на самом руле, либо при помощи переключателя рулевой колонки.
Отмечу, что Cruise Control может вызвать панику у водителей, которые ни разу не включали его. Представьте, что вы убираете ногу с педали акселератора, а автомобиль продолжает движение без замедления. Может возникнуть чувство, что ты уже не контролируешь машину. Но если вы привыкнете к такому вождения, то по достоинству оцените комфорт и пользу.
Далее вы узнаете, что такое круиз-контроль, насколько он надёжен и безопасен, как он работает, как им пользоваться и настроить, плюсы и минусы, рассмотрим виды систем, на каких автомобилях он уже установлен, полезные практические советы.
- Что это такое
- Принцип работы
- Плюсы
- Минусы
- Как правильно пользоваться?
- Как проверить неактивную систему
- Пассивный (классический)
- Адаптивный
- Особенности работы системы на МКПП
- Особенности работы системы на АКПП
- На каких автомобилях есть круиз контроль
- Полезный совет
- Что такое адаптивный круиз контроль и как это работает
- Что такое круиз-контроль в автомобиле?
- Когда пригодится система?
- Как функционирует круиз-контроль?
- Как работает круиз-контроль на автомате?
- Как работает круиз-контроль на механике?
- Можно ли дополнительно установить круиз-контроль?
- Как работать с круиз-контролем?
- Виды круиз-контроля
- Адаптивный круиз-контроль
- Достоинства и недостатки круиз-контроля
- Правила пользования круиз-контролем
- Меры предосторожности
- История изобретения
- Как работает круиз-контроль на «автомате»
- Как работает круиз-контроль на «механике»
- Типы круиз-контроля
- Принцип работы адаптивного круиз-контроля
- Устройство АСС
- На каких автомобилях есть АСС
- Варианты расположения кнопок управления круиз-контролем
- Как пользоваться круиз-контролем
- Как включить круиз-контроль
- Как ездить с круиз-контролем
- Как выключить круиз-контроль
- Опасности круиз-контроля
- Плюсы и минусы круиз-контроля
Что это такое
По-другому круиз-контроль называется так: САПС, speedostat, tempomat, КК, автоспид, Cruise Control или автодрайв. В переводе он значит – устройство автомобиля, поддерживающее постоянную скорость без участия человека.
Комплект круиз-контроля JET-CRUISE
Изобрели это устройство в 1940-50-х годах в США, но оно применялось редко из-за различных технических проблем. А с 1965 года американская компания AMC (American Motors) выпустили на авторынок сравнительно дешёвый блок управления скоростью для больших авто с автоматической коробкой (АКПП). Это произвело фурор, поскольку из-за финансового кризиса бензин стал дорогой и автомобилисты всеми возможными способами пытались сэкономить на нём. В дальнейшем эта система распространилась по всему миру.
При включении системы САПС водитель сам задаёт скорость движения, а устройство сохраняет это значение, прибавляя и убавляя газ без участия водителя. Это как будто машиной управляет робот. Ею проще пользоваться на трассе, потому что в городе ездить с одинаковой скоростью долгое время вряд ли получится.
Приведу простой пример. Вы настроили автоспид на скорость 105 км/ч (она может плавать в диапазоне +/- 5 км/ч). Это позволит ехать по дороге с разрешённой скоростью и вас никак не оштрафуют за превышение. Водителю остаётся просто крутить баранкой. На спуске или приближении к медленному авто, tempomat самостоятельно снижает скорость. Когда препятствие пропадает, КК сам увеличивает скорость. Отмечу, когда происходит нажатие на педаль тормоза (даже слегка), speedostat отключается. Также автодрайв не будет включаться при скорости движения авто меньше 40 км/ч.
В состав Cruise Control входят такие компоненты:
- Контрольный модуль. Это мини-компьютер, его ставят под капотом.
- Электронный (механический) привод дроссельной заслонки.
- Электронный блок управления (ЭБУ).
- Переключатель с клавишами управления.
- Датчики скорости машины и вращения колёс, положения дроссельной заслонки.
В автомобиль эту систему ставят уже на заводе, либо её можно установить самостоятельно на любую машину с абсолютно любой коробкой передач и двигателем. Как правило, их устанавливают самостоятельно владельцы российских автомобилей среднего класса не люксовых комплектаций.
Подробнее о принципе работы читайте ниже в статье.
Принцип работы
Электронный мозг в автоспиде представляет собой мини-компьютер, который устанавливается под капотом или за приборной панелью.
Принцип работы КК заключается в том, что когда транспортное средство движется с какой-либо скоростью, то водитель жмёт педаль газа под определённым углом. Когда водитель включает круиз-контроль, то speedostat запоминает угол наклона педали акселератора и фиксирует скорость, которую он будет удерживать в дальнейшем. Отмечу, что угол наклона зависит от сигнала рассогласования (именно он приводит истинное значение к заданному). Система САПС ориентируется на датчики и условия дороги, чтобы обеспечить поддержку нужной скорости автомобиля.
Электронный мозг системы подключается к дроссельной заслонке и датчикам. Дроссельная заслонка – это специальный клапан, который регулирует скорость и мощность работы двигателя за счёт контроля подачи кислорода к его цилиндрам мотора. Работу дросселя система регулирует не при помощи нажатия на педаль газа и тормоза (как это делает водитель), а благодаря проводу (или тросу), который подключён к сервоприводу (это система с отрицательной обратной связью, она может поддерживать определённую скорость вращения).
В дальнейшем, если скорость авто увеличится (например, при спуске с горки), то бортовой компьютер передаст сигнал на сервопривод, чтобы произошло уменьшение подачи топлива. Это может происходить до того времени, пока сектор газа (крепление кабеля КК к дроссельной заслонке) не упрётся в ограничительный упор. Это вызовет торможение двигателем. Тут ситуация может пойти по-разному, смотря какой тип КК установлен на автомобиле.
Если автодрайв установлен на «механике», то сектор газа упрётся в упор. Здесь водителю следует переключить скорость передачи на другую (притормаживать). Если же автоспид установлен на автомобиль с автоматической коробкой передач (АКПП), то переключение скорости передачи произойдёт без участия водителя. Когда скорость выровняется и достигнет нужного значения, то привод прекратит свою работу. А при наличии адаптивного круиз-контроля все процессы будут автоматизированы полностью.
Как правило, автодрайв устанавливают только на АКПП, на механику её ставят реже. Во многих случаях в автомобиле уже есть выделенное место под эту систему. Рекомендовано устанавливать Cruise Control производства Германии из-за высокого уровня качества. Если установить более слабую КК или низкого качества, то она может просто не выдержать нагрузку.
Теперь перечислю преимущества и недостатки круиз-контроля, исходя из практики.
Плюсы
- Повышенный комфорт при управлении транспортным средством. Ноги не напрягаются, их не надо держать в одном положении длительное время. Надо просто внимательно управлять автомобилем во время движения, расслабив правую ногу.
- Строгий контроль скорости. Можно настроить такую скорость движения, при которой вам не придётся платить штрафы за её превышение.
- Снижение потребления горючего. Многие водители управляют авто, то замедляясь, то ускоряясь. Здесь же экономия топлива может достигать целых 7% за счёт равномерной работы двигателя. Дополнительно КК снижает износ деталей и применение расходников (примерно на 1,5%). Если установлен круиз-контроль адаптивного типа, то он поможет обеспечить безопасность автомобиля и пассажиров. Система сканирует пространство впереди при движении, держит безопасную дистанцию и сигнализирует о возникших проблемах.
Минусы
- Цена системы. Современные и продвинутые системы устанавливают на более дорогие машины. А более простые, пассивные КК, уже можно встретить и на недорогих автомобилях.
- Расход топлива. Некоторые автовладельцы утверждают, что расход топлива остаётся на прежнем уровне, а иногда даже становится выше.
- Низкая безопасность. Причина этого — водители, постоянно применяющие эту систему, могут потерять концентрацию внимания, что может привести к плохим последствиям.
- Сложная трасса. Не получится применять автоспид там, где много разных и сложных поворотов, при высоком потоке машин, а также для движения в городе.
- Погодные условия. Не рекомендовано применять КК на мокром асфальте или во время дождливой погоды. В этом случае водитель должен чувствовать автомобиль, что особенно важно при притормаживании.
Система САПС отлично подходит тем, кто часто ездит из одного населённого пункта другой на расстояние не менее 200 км.
Пользоваться круиз-контролем очень просто. Сейчас расскажу как именно.
Как правильно пользоваться?
Как правильно управлять системой? Расскажу обобщённую инструкцию, которая подходит большинству КК. Сама система состоит из следующих кнопок, которые чаще всего находятся в области рулевого колеса:
«ON» — отвечает за включение КК. Также такая кнопка может содержать рисунок тахометра.
«OFF» — отключение работы автодрайва.
В некоторых системах САПС вышеуказанные кнопки «On» и «Off» могут вообще отсутствовать. Как же тогда её включить? Поищите кнопку «Set/Accel», она тоже отвечает за активизацию КК.
«Set/Accel» — Введение автодрайва в действие/увеличение скорости автомобиля. При однократном нажатии КК удерживает выбранную скорость автомобиля (с расхождением +/- 5 км/ч). Если нажать повторно на эту кнопку, то скорость увеличится на 1-2 км/ч или более.
«Coast» — уменьшение скоростного режима. Действует аналогично кнопке «Set/Accel», но тут скорость уменьшается на 1-2 км/ч.
«Resume» — возвратиться к прежней заданной скорости движения. Её нажимают после того, как кратковременно выключают круиз-контроль. Автоспид быстро вернётся к тому режиму, который был установлен ранее. Это будет срабатывать не всегда, а лишь при недолгом отключении круиз-контроля.
«+/-» — нажатие клавиши «плюс» поднимет скорость авто на определённое значение, а нажатие клавиши «минус» — снизит скорость.
Как отключить автоспид во время движения? Поставьте ногу на педаль газа, тормоза или педаль сцепления (для авто с «механикой») и выполните нажатие. Даже быстрое и слабое нажатие на одну из вышеуказанных педалей в автоматическом режиме отключит КК и автомобиль перейдёт полностью в ручное управление, скорость уже поддерживаться не будет.
Важно понимать, что при подъёме в горку, автомобиль может затормаживаться. А если авто спускается с крутого пригорка, то водителю, возможно, придётся нажимать на педаль тормоза из-за нехватки силы торможения. Это может разочаровать многих водителей.
Не рекомендуется включать систему во время дождливой погоды, при густом тумане, в сумерках и ночью, при езде на обледенелом и мокром асфальте. Иначе это чревато серьёзными последствиями.
Примерный алгоритм работы, который может отличаться на разных моделях:
- Разгоните автомобиль до той скорости, при которой водителю будет комфортно управлять (минимум 40 км/ч). На панели может загореться специальный индикатор (белый или жёлтый тахометр со стрелочкой). Жёлтый/белый индикатор означает, что для полноценного включения надо нажать кнопку «SET-» (СЕТ с минусом) или просто «SET». Индикатор станет зелёного цвета. На других моделях такая кнопка может называться по-другому. При самостоятельной установке автоспида на вашу машину эти значения выводиться не будут.
- Включите систему при помощи соответствующей кнопки («ON» или аналогичную ей).
- Когда понадобится, выключите автодрайв, нажав на клавишу «OFF», либо на какую-либо педаль автомобиля.
КК может самостоятельно отключиться при следующих факторах:
- При резком ускорении автомобиля более чем на 5,4 км/ч.
- Если перевести рычаг в нейтральное положение (на автоматической коробке передач). На машинах с «механикой» самостоятельное изменение скорости передач не отключит КК. В этом случае автомобиль будет производить снижение скорости движения, при этом усилится шум работы двигателя.
Более точную информацию о конкретной модели автодрайва можно взять из прилагаемой к нему инструкции.
Нижний уровень скорости, когда автоспид может быть активирован – в пределах 30-60 км/ч. А верхний уровень скорости – от 200 до 220 км/ч.
Иногда круиз-контроль может работать со сбоями. Перечислю основные проблемы, с которыми сталкиваются автовладельцы и как их исправить.
Как проверить неактивную систему
Если автодрайв не заработал или при работе возникают неполадки, то можно проверить его на ошибки. Такая самодиагностика уже установлена на КК, который имеется в автомобилях марки Mazda, Nissan, Honda CR-V и другие.
Как это сделать:
- Включите зажигание транспортного средства.
- Нажмите клавишу «ON». Должен загореться соответствующий индикатор. Если он не засветился, возможно, стоит заменить лампочку.
- Зажмите клавишу «Resume», через 3 секунды отпустите её.
- Далее лампочка загорится на три секунды и погаснет на пару секунд. Это значит, что ошибок нет. Если же они присутствуют, то лампочка начнёт показывать коды ошибок.
- Если неполадок не найдено, следует отключить режим самостоятельной диагностики системы. Наберите скорость на своей машине до 16 км/ч. Или просто нажмите на клавишу выключения. Индикатор должна перестать мигать.
При диагностике кодов ошибок руководствуйтесь следующими правилами:
- Между разными кодами ошибок идёт долгая пауза.
- Если код содержит две цифры, то они будут разделены небольшой паузой.
Например: код 12 обозначается однократным длительным свечением индикатора, после которой идёт сначала небольшая пауза, а затем пара коротких мигания; код 15 – длинное свечение индикатора, потом небольшая пауза, далее — 5 коротких вспышек. Код 2 – две короткие вспышки.
Также можно подключить к системе ноутбук с нужной программой. Она быстро покажет выявленные коды ошибок.
Что делать при том или ином коде ошибок?
- 01 – внимательно осмотрите провод, соединяющий ЭБУ, корректность работы выключателей стоп-сигнала, функционирование датчика тормоза.
- 05 – проверьте целостность проводов, которые идут к предохранителю, а также саму эту деталь.
- 07 – проверьте работоспособность выключателя датчика тормоза и стоп-сигнала автодрайва.
- 11 или 12 – проверьте состояние переключателя панели с кнопками системы.
- 15 – неполадки в центральном блоке.
Если возникают проблемы с механическими компонентами круиз-контроля, то проверьте:
- предохранитель (имеет надпись FUSE BOX);
- герметичность трубки, которая идёт от вакуумника на педаль тормоза. Для этого надо её отсоединить и откачать воздух. Если при неполадках диафрагма не будет держать, то вакуума нет;
- работу вакуумного насоса, выключателя на педали тормоза;
- идёт ли вакуум на вакуумник при работающем моторе;
- проверьте целостность всех кабелей;
- прочистите все контакты на клавишах и рычажках.
На практике, частые поломки автоспида – механический износ изоляции кабелей, разгерметизация трубки.
Можно не гадать, а обратиться в сервис, занимающийся электроникой автомобиля. Там проверят систему и проделают работу по устранению неисправностей.
Теперь рассмотрим все существующие виды круиз-контроля.
Пассивный (классический)
Этот тип КК применяется уже много десятков лет на МКПП и АКПП. Работает очень просто – надо при наборе скорости выше 40 км/ч переключить рычажок (нажать кнопку) и система будет держать выбранную скорость движения.
Пассивный автоспид очень простой, в который входит сам блок управления с клавишами или рычажками, некоторые датчики, сервопривод (привод дроссельной заслонки). Если при движении будет встречаться подъёмы в горку, крутые спуски, то датчик должен передать сигнал к приводу.
Запомните! Более медленные автомобили перед вашим авто или другие крупные препятствия этот тип системы определить не сможет. Водитель должен сохранять концентрацию внимания во избежание аварии.
При нажатии на педаль тормоза пассивная система отключится автоматически. В некоторых системах КК может включаться самостоятельно, как только водитель перестанет давить на педаль тормоза (газа). Также эту настройку можно сменить, о чём можно прочитать в инструкции к конкретной модели.
Существует также динамический тип, который является подвидом пассивного автодрайва. Этот КК следит за работой мотора, чтобы максимально снизить потребление горючего и уменьшить износ двигателя. Например, при подъёме авто в горку или при поворотах скорость падает, чтобы уменьшить износ мотора.
Адаптивный
Adaptive cruise control — это более мощная система с компьютером. Он, в отличие от пассивного атоспида, регулирует скорость движения, ориентируясь на впереди идущий автомобиль на одной полосе движения. Он его как бы помечает его и следует за ним. Для этого в КК есть специальный радар, лазеры, камера или датчики, которые устанавливаются в область радиатора автомобиля и постоянно сканируют пространство впереди. Это даёт возможность системе определять, когда надо ускоряться или замедляться.
Например, если впереди идущее транспортное средство замедляется, то датчики и радары посылают сигналы в бортовой компьютер, чтобы ваша машина тоже начала притормаживать. Если дорога свободна, то датчик посылает сигнал, что впереди нет никаких препятствий, и автомобиль разгоняется до выставленной скорости. Адаптивный автодрайв держит приблизительное расстояние не более 200 метров до ближайшего препятствия.
Адаптивный (активный) круиз-контроль (ACC) распространён в европейских городах, он постоянно модернизируется. Система своевременно предупреждает водителя при помощи сигналов, что необходимо уклонение или торможение, чтобы не допустить аварийной ситуации. В некоторых моделях применяется не только управление педалью газа, но и тормоза. При полном торможении КК способен автоматически активировать движение транспортного средства в течение 3 секунд, когда дорога станет свободнее. Некоторые модели предупреждают другого водителя при помощи световых и звуковых сигналов, чтобы избежать аварийной ситуации.
Важно при применении адаптивного автодрайва – не убирать руки с рулевого колеса, иначе система перестанет работать.
Есть такие варианты систем, когда авто как бы привязывается не за впереди идущей машиной, а к дорожной разметке. По характеристикам такой тип КК приближается к упрощённой версии автопилота. Плюс к этому система отлично работает вместе с Brake assist (функция экстренного торможения), ESP (контроль курсовой устойчивости) и ABS (антиблокировочная система). Отмечу, что если одна из таких вышеуказанных систем выключена или не работает, то адаптивный автоспид деактивируется.
На практике обычному автомобилисту с лихвой хватит более простого, пассивного круиз-контроля, хотя адаптивный является более технологичным, но и более дорогим. Отмечу, что при сильном дожде или снеге ACC может оказаться бесполезным.
Адаптивный КК бывает 2 видов:
- Лазерный. В системе применяется лазерный луч. Недорогой автоспид, в которой есть один минус – плохая работа в дождливую или туманную погоду. Их применяют редко.
- Радарный. В КК применяется радиоволны. Не имеют недостатка, как у лазерного. Как правило, их ставят на автомобили класса выше среднего.
А как система работает на «механике» и «автомате»?
Особенности работы системы на МКПП
Существуют особенности применения автодрайва на автомобилях с МКПП. При использовании круиз-контроля в какой-то период времени может возникнуть упор в ограничитель. В этом случае придётся самостоятельно переключиться на пониженную или повышенную передачу. В дальнейшем надо внимательно следить за дорогой и, в случае чего, нажимать на педаль тормоза.
На машинах с МКПП при подъёме на пригорок с работающим КК придётся включить более низкую передачу. Иначе автомобиль просто не сможет вообще заехать, особенно на крутую горку. А если машина спускается с горки, то надо перейти на повышенную передачу, чтобы скорость не стала чересчур высокой.
Особенности работы системы на АКПП
Здесь управление более простое. При работающем КК не надо переключаться на другую передачу, коробка передач самостоятельно всё сделает. А если на авто поставить современный адаптивный автодрайв, то и торможение будет срабатывать без участия водителя.
На каких автомобилях есть круиз контроль
Перечислим наиболее популярные марки, на которых уже есть круиз-контроль как по умолчанию, так и в качестве дополнительной опции: KIA , Лада, Mitsubishi, Toyota, Mercedes-Benz, Volkswagen, Honda, Audi, BMW, Mazda, Ford, Hyundai, Renault, Opel, Nissan, Skoda, Peugeot.
Полезный совет
Ещё раз напишу очень важный практический совет при использовании автодрайва:
Запрещено включать систему во время дождя, снега, тумана, в тёмное время суток, на скользкой дороге, при плохой видимости, сильной усталости водителя. При этих условиях водитель должен самостоятельно управлять своим автомобилем и не полагаться на электронику, которая в плохих условиях может себя неадекватно повести.
Полностью полагаться на систему САПС не стоит, поскольку она не сможет обеспечить полноценное управление всеми функциями автомобиля (как некоторые машины с авто-пилотом).
По статистике уже много дальнобойщиков освоили КК и ездят в основном только с ним.
Что такое адаптивный круиз контроль и как это работает
https://youtube.com/watch?v=xS8TBeaSMZw%3Ffeature%3Doembed
Американское устройство под названием круиз-контроль помогает значительно облегчить жизнь миллионам водителям во всём мире. Самая важная функция – это отсутствие необходимости нажатия на педаль газа во время движения. А более продвинутые системы с разнообразными датчиками могут сами выполнить уклонение автомобиля от препятствия и объезжать более медленные машины, а также сами нажимать на тормоз вплоть до полной остановки.
Это всё звучит неплохо, но полностью надеяться на КК, особенно пассивного типа, где скорость движения автомобиля не снижается при приближении к более медленным машинам на одной полосе движения. Адаптивный КК устраняет этот недостаток и сам берёт работу по управлению скоростью движения транспортного средства в соответствии с ситуацией на дороге.
Если у вас нет автодрайва и вы часто ездите на большие расстояния по загородным трассам, то эта система вам очень поможет. Можете поставить более дешёвую пассивную систему, этого будет вполне достаточно. Если вы ездите только в городских условиях, то эта система будет бесполезна. Главное – всегда сохраняйте концентрацию внимания и не расслабляйтесь за рулём.
Нет, и не хочу устанавливать
Вспомогательные системы, которыми оснащается автомобиль, призваны помочь водителю в управлении транспортным средством. Одной из таких полезных систем является cruise control. Оборудование было изобретено в Соединенных Штатах Америки и может монтироваться на машины с механической или автоматической трансмиссией.
Что такое круиз-контроль в автомобиле?
Это устройство, главная цель которого – сохранять заданную скорость движения. Иными словами, система способна при снижении скорости увеличивать газ и ограничивать скорость в случае ускорения – к примеру, когда авто движется на спуск. И все это – без привлечения водителя.
Когда пригодится система?
Эта опция очень важна в затяжных поездках – уставшему, привыкшему к монотонной езде водителю понадобится надежный помощник. Двигаясь по длинному отрезку трассы, автолюбитель задает конкретную постоянную скорость – система сохраняет выбранный режим. Водитель же может поудобнее устроиться в кресле, расслабиться, дать ногам отдохнуть.
Городской трафик не позволит круиз-контролю максимально реализовать свой потенциал, поскольку автомобиль перемещается с непостоянной скоростью. Да и активизируется система, лишь когда авто едет быстрее 40 км/ч.
Как функционирует круиз-контроль?
Это простое устройство представляет собой сервопривод. При помощи троса или тяги он соединен с механизмом, который регулирует подачу газа. Когда машина едет со стабильной скоростью, педаль акселератора зафиксирована под определенным углом. Если водитель активирует круиз-контроль, то система запоминает это положение и фиксирует актуальную скорость.
Например, при движении авто в гору происходит следующее:
- Скорость падает.
- Датчики информируют об этом электронный блок.
- ЭБУ передает сервоприводу команду с целью переменить угол наклона сектора газа и повысить подачу топлива.
- Скорость начинает расти.
Как работает круиз-контроль на автомате?
В машинах с автоматом все процессы система осуществляет самостоятельно. Когда скорость дойдет до заданного показателя, сервопривод остановится, а сектор газа зафиксируется в нужном положении.
Как работает круиз-контроль на механике?
Функционирование системы в авто с механической трансмиссией практически ничем не отличается от работы на машинах с автоматом. Однако нюансы все же есть: автолюбителю придется принимать участие в процессе. Так, при движении на подъем с активированным круиз-контролем водитель не сможет перейти на пониженную передачу – ему придется дополнительно нажимать на газ, иначе преодолеть возвышенность не получится.
Можно ли дополнительно установить круиз-контроль?
Да, можно. Услуги по установке системы актуальны для автолюбителей, в штатной комплектации машин которых данное устройство не предусмотрено.
Как работать с круиз-контролем?
Блок управления находится на руле, что дает возможность использовать опцию с максимальным комфортом. Система предполагает наличие нескольких клавиш:
- ON/OFF – отвечает за активацию и дезактивацию.
- SET/ASSEL – регулирует скорость. Одно нажатие кнопки позволит системе запомнить ту скорость, с которой машина ехала во время нажатия. Последующее надавливание на кнопку увеличит скорость на конкретное значение.
- COAST – снижает скорость на заданное значение.
- RESUME – возвращает систему к скорости, актуальной ранее.
Обратите внимание на то, что, когда система активируется, соответствующий значок, расположенный на панели приборов, засветится зеленым.
Также в авто с МКПП к управлению системой привлечены педали тормоза и сцепления. Даже несильное надавливание на педали деактивирует круиз-контроль, в результате чего авто переходит на ручное управление. В ряде моделей не предусмотрено наличие клавиш ON/OFF – их функции выполняет кнопка SET/ASSEL (отвечает за включение) и педаль тормоза (отвечает за выключение).
Виды круиз-контроля
Система пассивного типа представляет собой простое устройство, которое предназначено для сохранения заданной скорости. В состав системы входят датчики, блок управления, а также привод дроссельной заслонки.
Механизм функционирования пассивного круиз-контроля весьма простой. Когда скорость достигает оптимального, по мнению водителя, уровня, он активирует систему. Датчики ЭБУ запоминают скорость и позицию дроссельной заслонки. Если дорожные условия изменяются (например, авто движется на спуск или на подъем), то датчики извещают ЭБУ, а блок управления отправляет сигнал на привод дроссельной заслонки. Чтобы поддержать стабильную скорость, привод должен открыть или закрыть клапан.
Активный круиз-контроль наиболее часто называют адаптивным.
Адаптивный круиз-контроль
Это инновационная система, которая выполняет две функции:
- Сохраняет назначенную скорость движения;
- Отслеживает дорожную обстановку. Именно с этой целью в систему интегрированы камеры, датчики, а также радары.
Как это происходит? Система наблюдает за машиной, которая едет впереди, и приспосабливается к ее скорости. Это позволяет соблюдать безопасную дистанцию между двумя авто.
Самые современные системы способны также учитывать дорожную разметку – они не допустят, чтобы авто покинуло свою полосу.
Основное назначение адаптивного круиз-контроля – исключение вероятности столкновения с машиной, едущей впереди Вас. Если система вовремя не успевает среагировать и сбавить скорость, то она предупредит водителя – он сможет затормозить или изменить траекторию движения, чтобы избежать ДТП. Наиболее продвинутые устройства способны самостоятельно задействовать тормозную систему.
Достоинства и недостатки круиз-контроля
Многие автолюбители признают, что круиз-контроль весьма полезен. Такое мнение объясняется следующим:
- Во время продолжительной поездки водитель может отдохнуть.
- Систему можно легко установить на любые машины – с АКПП или МКПП, с бензиновыми или дизельными двигателями.
- При езде со стабильной скоростью бензин или дизель расходуется не столь активно. Согласно статистическим данным, экономия топлива составляет 4–7%.
- Круиз-контроль – это эффективная система пассивной безопасности. Например, адаптивный круиз-контроль создает допустимую дистанцию между автомобилями и, как следствие, минимизирует вероятность столкновения, а функция ограничителя скорости не позволит Вам увеличить скорость авто до того момента, пока Вы не выжмете педаль газа «в пол».
К недостаткам системы относят:
- Возможность ошибки. Например, если засорились датчики или сломался радар, круиз-контроль может предположить, что впереди идущая машина находится на небезопасном расстоянии. Результат – резкое снижение скорости вплоть до полной остановки. Водитель не всегда оказывается готовым к такой ситуации.
- Потеря бдительности. Автолюбитель, перекладывая свои обязанности по управлению авто на систему, становится менее восприимчивым к изменениям дорожной обстановки.
Продолжительные поездки на автомобиле для многих водителей становятся настоящим испытанием. Усталость и напряжение за рулем превращают долгожданный семейный отдых в мучительное ожидание покоя. Настоящим спасением является наличие в автомобиле круиз-контроля. Устройство, придуманное в 50-х годах прошлого столетия в США, постепенно завоевало популярность во всем мире. Однако, что такое круиз контроль, знают не все.
Круиз-контролем называют специальное устройство в автомобиле, способное без участия водителя поддерживать заданную скорость при автоматическом нажатии педали газа в случае снижения скорости, а также её увеличении на спусках. Удобнее всего пользоваться круиз-контролем в поездках на дальние расстояния, поскольку в городских условиях водителям редко удается передвигаться с постоянной скоростью.
Правила пользования круиз-контролем
Система управления круиз-контролем обычно расположена на рулевом колесе, либо под ним в виде отдельного лепестка с кнопками, включающими:
- On (включает круиз-контроль);
- Off (выключает круиз-контроль);
- SetAccel (устанавливает скорость движения/увеличивает скорость на 2-5 км/ч при каждом нажатии в случае необходимости ускорения);
- Resume (возврат к движению с заданной скоростью после временного отключения круиз-контроля),
- Coast (снижение скорости).
По правилам безопасности круиз-контроль мгновенно отключается после того, как вы нажали педаль тормоза, а если скорость движения составляет менее 40 км/ч круиз-контроль просто не включится.
В сердце круиз-контроля спрятан настоящий компьютер, объединённый в единую систему с дросселем и специальными датчиками. Качество работы круиз-контроля определяется по тому, как быстро увеличивается скорость при нажатии соответствующей кнопки, а также по возможности поддержания постоянной скорости на склонах и подъемах во время движения автомобиля. При установке контроля скорости компьютер учитывает пропорции расстояния и ускорения. Подобный принцип работы заложен в так называемый пассивный круиз-контроль.
По мере развития идеи контроля скорости во время движения автомобиля, разработчики интеллектуальных систем предложили качественно новое устройство – адаптивный или активный круиз-контроль. Усовершенствованная система способна осуществлять слежение за скоростью впереди идущего автомобиля и удерживать на соответствующем уровне скорость движения вашего автомобиля с целью сохранения безопасной дистанции. Возможность контролировать расстояние между движущимися объектами стала возможной благодаря установке специального радара и мощного цифрового процессора сигнала.
Например, вы следуете за определенным автомобилем, так называемым лидером. Чтобы не сбиться с пути, видеокамера вашего автомобиля находит уникальный номерной знак впереди идущего транспортного средства и следует за ним в любом направлении при условии, что ведущий автомобиль не поменяет полосу движения, а дорога не представляет собой крутоизогнутый серпантин в горах.
Такая технология «преследования» функционирует в диапазоне скорости 30 — 200 км/ч. С целью безопасности адаптивный круиз-контроль мгновенно отключается, если водитель снимает руки с рулевого колеса. Новейшие системы круиз-контроля способны также отслеживать корректность движения машины относительно дорожной разметки. Датчик мгновенно определяет, движетесь ли вы в пределах одной и той же полосы, или находитесь в поисках другого автомобиля-лидера.
Меры предосторожности
Каким бы совершенным ни было электронное устройство вашего автомобиля, помните, круиз-контроль запрещено использовать при:
- при обледенении дорожного полотна;
- при движении по мокрой дороге;
- при недостаточной видимости (ночью, во время дождя, снегопада, тумана).
В описанных случаях производители автомобилей рекомендуют водителям взять управление транспортным средством на себя.
Круиз-контроль действительно упростил жизнь дальнобойщиков и автопутешественников во время утомительных поездок по ровной и прямой дороге. И все же «беспилотным» такое управление назвать нельзя, будьте внимательны!
Круиз-контроль — система для поддержания постоянной скорости автомобиля. Круиз-контроль легко включается и настраивается под нужную скорость. Круиз контроль незаменим во время длительных поездок по автомагистралям, где поток автомобилей движется с примерно одинаковой скоростью. Круиз контроль позволяет вывести управление машиной на более комфортный высокий уровень.
Название круиз контроль идет от выражения Cruise Control, означающего «контроль скорости движения». Cruise Control System оснащаются большинство современных автомобилей, независимо от типа трансмиссии. То есть круиз контроль ставится как на машины с автоматической, так и на машины с механической коробкой передач.
Основная задача системы круиз-контроля — поддержание постоянной скорости автомобиля без участия водителя. Круиз контроль наиболее востребован при движении за городом, особенно во время длительных поездок, длящихся много часов. Более продвинутые версии круиз-контроля не только следят за скоростью, но и держат безопасную дистанцию до машины впереди и предупреждают о возникновении опасной ситуации.
Круиз-контроль не предназначен для использования в сложных городских условиях, его надо включать только на внегородских трассах, где машины едут примерно с одинаковой скоростью.
Круиз-контроль позволяет экономить топливо за счет максимально эффективного поддержания скорости. Экономия топлива может составлять от 4 до 12%.
История изобретения
Круиз контроль изобрел американский конструктор Ральф Титор (1890-1981), который потерял зрение в 5 лет. Впервые изобретение было запатентовано под названием «Speedostat» в 1945 году. Позже было несколько других названий: Conrolmatic, Pressomatic, Touchomatic. В 1958 году Крайслер включил эту опцию под названием «Автопилот» в свой серийный автомобиль Chrysler Imperial. С 60-х годов система круиз-контроля стала массово устанавливаться на американские автомобили.
Самая простая система круиз контроля состоит из сервопривода (мотора с управлением через отрицательную обратную связь), который соединяется с механизмом подачи топлива в двигатель. Когда автомобиль двигается с постоянной скоростью, водитель удерживает ногу на педали газа с постоянным усилием, то есть педаль газа фиксируется у определенном положении. Если в этот момент водитель активирует систему круиз-контроля, то электронный блок управления «запоминает» это положение педали и поддерживает скорость автомобиля, соответствующую такому положению.
Если скорость начинает падать, например на подъеме, специальные датчики подают сигнал на сервопривод, увеличивается подача топлива в двигатель, что сохраняет скорость постоянной. На спуске происходит обратный процесс, подача топлива уменьшается вплоть до полного прекращения подачи, скорость опять сохраняется постоянной.
Если крутизна спуска слишком большая и скорость автомобиля все равно растет, в таком случае включается автоматическое торможение двигателем. На машине с механикой нужно будет подтормаживать и перейти на более низкую передачу.
Как работает круиз-контроль на «автомате»
При движении в подъем для поддержания стабильной скорости автомобиль сам перейдет на одну или несколько передач ниже. На спуске для сохранения стабильной скорости наряду с уменьшением подачи топлива автомобиль сам снизит передачу.
Как работает круиз-контроль на «механике»
На машине с механической коробкой передач водителю придется самому определять когда переходить на пониженную передачу и вовремя нее включать. Так на крутом подъеме, когда круиз-контроль не вытягивает машину на повышенной передаче, водителю надо переключить передачу на одну-две ниже. На спуске круиз контроль снижает подачу топлива, но если этого недостаточно и скорость растет, водителю надо выбрать более низкую передачу для торможения двигателем и подтормаживать. Но в таком случае система круиз-контроля выключается.
Раньше в карбюраторных автомобилях настройка подачи топлива производилась специальным электродвигателем, который регулировал положение дроссельной заслонки и обеспечивал подачу топлива в необходимом объеме. Сейчас в автомобилях используется вакуумная электронная система.
Системы круиз-контроля имеют разные скоростные пределы: нижний 30-50 км/час, верхний около 200 км/час. Нижний предел обеспечивает безопасность движения, систему невозможно включить, если скорость ниже пороговой. Также круиз-контроль автоматически выключается когда вы жмете на тормоз.
Если у вас в автомобиле нет круиз-контроля, его можно приобрести отдельно и установить.
Типы круиз-контроля
Есть два основных типа круиз-контроля:
- пассивный (PCC — Passive cruise control) — это классическая система, которая используется на автомобилях с механической коробкой и на автоматах уже более 50 лет. Активизируется кнопками либо рычажками и поддерживает постоянную скорость автомобиля. При надавливании на тормоз система выключается. При возникновении препятствий на дороге не выключается.
- Активный (ACC — Active Cruise Control) или адаптивный — более совершенный тип системы круиз-контроля. Не только поддерживает постоянную скорость движения, но и следит за скоростью впереди идущего транспорта и держит безопасную дистанцию до него.
Сейчас современные автомобили оснащают именно адаптивной системой круиз-контроля, пассивная система встречается все реже. Поэтому разберем более подробно адаптивную систему.
Чтобы держать безопасное расстояние до впереди идущего автомобиля система круиз-контроля при помощи датчиков постоянно измеряет расстояние до автомобиля впереди, отслеживает его скорость и не допускает приближения к нему.
За радиационной решеткой капота располагается радиолокационный датчик, который постоянно сканирует расстояние до впереди идущей машины. Предельная дистанция, на которой радар захватывает лидера, составляет в среднем 120-200 метров.
Если расстояние сокращается, то система круиз-контроля принимает решение о снижении скорости автомобиля с сохранением безопасной дистанции до транспорта впереди. Если впереди идущая машина после этого ускоряется, то круиз-контроль восстанавливает скорость вашего автомобиля.
По принципу работы датчиков адаптивный круиз контроль может быть двух видов:
- лазерный. Его работа основана на лазерном излучении. Такие системы стоят немного дешевле, но используются гораздо реже, так как имеют значительные недостатки в работе, которые и ограничили их применение. Лазерный круиз контроль плохо работает в пасмурную и туманную погоду.
- Радио-волновый. Наиболее популярный вид круиз-контролей, практически не имеющий недостатков, такой системой комплектуются автомобили бизнес и премиум классов.
Адаптивный круиз-контроль работает совместно с антиблокировочной системой ABS и системой ESP (электронный контроль устойчивости). Если хотя бы одна из этих систем не работает, то круиз-контроль не включится.
Принцип работы адаптивного круиз-контроля
Радиолокационный датчик в непрерывном режиме передает информацию о расстоянии до впереди идущего автомобиля на бортовой компьютер, где определяется его текущая скорость, его замедления и ускорения. Полученные данные анализируются, сравниваются с заложенными в систему алгоритмами, после чего передаются сигналы к увеличению, поддержанию или уменьшению скорости автомобиля.
Адаптивный круиз-контроль оснащен системой предаварийной безопасности (PCS), которая отвечает за предотвращение столкновения с любым препятствием. Если выходит из строя радиолокационный датчик или блок управления, на панели приборов зажигается ошибка check pcs.
Адаптивный круиз контроль может полностью остановить автомобиль при возникновении препятствий и самостоятельно возобновить движение после освобождении дороги впереди. Система извещает водителя о возможности возникновения аварийной ситуации при помощи визуальных и звуковых сигналов.
Устройство АСС
Система адаптивного круиз-контроля имеет свои собственные приборы, но также задействует различные системы и узлы самого автомобиля и работает совместно с ними.
- радиодатчики для сканирования пространства впереди автомобиля;
- датчики педали тормоза и педали газа;
- активатор педали газа или дроссельной заслонки;
- электронный блок управления системой с встроенными программами управления и алгоритмами принятия решений;
- кнопочный пульт управления;
- информационный экран, звуковые и световые индикаторы;
- связь с системами ABS и ESP.
На каких автомобилях есть АСС
На современных автомобилях система АСС устанавливается в зависимости от комплектации и цены. То есть практически на всех выпускаемых автомобилях может быть установлена АСС в качестве дополнительной опции. Чаще всего это происходит в премиум-сегменте, так как ее стоимость будет составлять не менее 150-200 тысяч рублей.
Если на автомобиле нет системы круиз-контроля, в таком случае ее можно приобрести отдельно и установить на машину, хотя вариант, когда автомобиль имеет заводскую АСС более оптимален и предпочтителен.
АСС в разных марках машин могут иметь различные названия: Adaptive Cruise Control, Active Cruise Control, Radar Cruise Control, Distronic (Distronic Plus), Preview Distance Control.
Варианты расположения кнопок управления круиз-контролем
Управление системой круиз-контроля может располагаться в виде кнопок на мультируле, приборной панели или в виде кнопок на рукоятке подрулевого переключателя. Эти кнопки позволяют активировать систему, выбрать нужную скорость, дистанцию до впереди идущей машины и выбрать иные параметры. В большинстве случаев около них есть надпись «CRUISE».
Наиболее часто встречающиеся кнопки управления: On — включение системы, Off — выключение системы, Resume — восстановление запомненной ранее скорости, Set Accel — установка режима/увеличение скорости, Coast — снижение скорости.
Как пользоваться круиз-контролем
Прежде чем включить круиз-контроль, надо произвести его настройку через меню бортового компьютера: надо установить интенсивность ускорений, режим контроля дистанции, диапазон скоростей.
Как включить круиз-контроль
- Разогнать автомобиль до нужной скорости. Не забывайте, что ниже 40-50 км/час система не будет работать.
- Нажать кнопку ON/OFF. Она может находится на руле, консоли или подрулевом выключателе. Значок на приборной панелеи зажигается белым цвет, что говорит об активации круиз-контроля.
- Нажать на кнопку SET, это включает систему круиз-контроля, значок на приборной панели зажигается желенымм цветом.
- Отпустить педаль газа, машина продолжит движение с заданной скоростью.
Во время работы круиз-контроля не нужно нажимать на педаль газа, машина делает все сама.
Как ездить с круиз-контролем
В зависимости от индивидуальных особенностей системы круиз-контроля могут быть доступны дополнительные возможности. Например, увеличивать или уменьшать скорость автомобиля: при нажатии на «+» скорость возрастает на 1 км/час, при удержании «+» скорость возрастает на 5 км/час, нажатие на кнопку «-» аналогичным образом замедляет автомобиль. Кнопка Resume возвращает систему к заданным ранее параметрам.
Во время обгона можно свободно превышать скорость, заданную круиз-контролю, для этого просто нажимаем на газ до достижения требуемой скорости. На экране значение скорости системы начинает мигать. После завершении обгона, когда отпускаем педаль газа, система возвращается к поддержанию заданной ранее скорости.
Если вы попали в пробку автоматически выключается отслеживание дистанции. После возобновления движения, система возвращается к поддержанию заданной скорости.
При плохих погодных условиях, которые значительно снижают видимость: сильный дождь, туман, снег, мокрая или скользкая дорога, лед на дороге, пользоваться круиз-контролем не рекомендуется.
Как выключить круиз-контроль
Выключение круиз-контроля происходит при:
- нажатии на педали тормоза или сцепления в автомобилях с механикой.
- Переводе селектора в нейтральное положение.
- Срабатывании систем ABS и ESP.
- Нажатии на кнопку отмены.
- Достижении максимальной скорости или максимальных оборотов двигателя.
- Обнаружении неисправностей в системе круиз-контроля.
- Временное отключение системы происходит при резком ускорении машины нажатием на педаль газа.
Опасности круиз-контроля
При работе круиз-контроля возможно возникновение ситуаций, когда он не справляется с безопасностью на дороге и требуется немедленное вмешательство водителя.
- Наиболее часто возникающая ситуация — внезапное появление на дороге неподвижного предмета. Система круиз-контроля не реагирует на такие помехи, если скорость их передвижения меньше 10 км/час. В таком случае водителю необходимо принять меры, чтобы затормозить или объехать препятствие.
- Система круиз-контроля не замечает быстро перестраивающиеся машины или машины, выезжающие сбоку.
- Небольшие препятствия, находящиеся в полосе движения, могут не попадать в луч захвата радиодатчика.
Плюсы и минусы круиз-контроля
- при длительном использовании круиз-контроля внимание водителя к дорожной ситуации ослабевает, что может привести к возникновению аварий;
- радиолокационный датчик часто загрязняется и перестает работать;
- в поворотах система имеет критичный угол закругления, ниже которого у нее возникают сбои;
- система не успевает реагировать на внезапно возникающие помехи и быстрых перестроениях соседних автомобилей;
- в результате сбоя системы на любом уровне автомобиль может резко сбросить скорость, что иногда может быть опасно, так как водители сзади не всегда держат дистанцию.
Подводя итоги, можно сказать, что круиз-контроль — удобная функция, значительно упрощающая работу водителя. Если у вас на автомобиле нет такой системы, ее можно приобрести отдельно и установить.