- Хотя и по новым правилам техосмотр надо проходить не всем, размер повышения стоимости этого самого техосмотра после Нового года, то есть с 1 января 2023 года — впечатляет.
- Утвердить тарифы необходимо не позднее 20 декабря, сказано в приказе ФАС
- Когда ТО обязателен
- ТО для оформления страхового случая
- Что будет со штрафами
- Что такое техосмотр и почему его отменили
- Кому нужно проходить техосмотр в 2022 году
- Кому не нужно приезжать на техосмотр в 2022 году
- Какие будут штрафы за непройденный техосмотр
- Продадут ли полис ОСАГО без диагностической карты в 2022 году
- Что будет, если пройти техосмотр добровольно
- Будут ли скидки на транспортный налог и ОСАГО за пройденный техосмотр
- Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра
- Что такое техосмотр?
- Существующие разновидности ТО
- Нормативная база
- Как часто должен проводиться техосмотр для ОСАГО?
- Что такое диагностическая карта и для чего она требуется?
- Где проводится техосмотр для ОСАГО?
- Документы, предоставляемые для осуществления диагностики
- Порядок проведения технического осмотра для оформления полиса ОСАГО
- Порядок проведения техосмотра мотоцикла для ОСАГО
- Стоимость технического осмотра в 2023 году
- Что делать, если ТС не прошло диагностику?
- Какая ответственность будет, если не пройти технический осмотр?
- Выплаты по ОСАГО в случае отсутствия технического осмотра
- Нюансы
- Расходы операторов или инфляция
- Сколько сейчас стоит техосмотр и кому его надо проходить
- Проверок стало меньше
- Наказание ужесточили
- Сколько стоит?
- Где пройти осмотр?
Хотя и по новым правилам техосмотр надо проходить не всем, размер повышения стоимости этого самого техосмотра после Нового года, то есть с 1 января 2023 года — впечатляет.
Но это в среднем. В некоторых регионах стоимость техосмотра повысится еще больше.
Напомним, что технический осмотр автотранспорта является обязательным для грузовиков, автобусов и такси.
Владельцы легковых автомобилей должны подтвердить пройденный ТО при перерегистрации машины старше четырех лет в ГИБДД или при внесении изменений в конструкцию автомобиля.
К примеру, в Орловской области технический осмотр автомобиля повысят сразу в 3 раза.
ФАС определило, что цены на ТО не могут быть ниже 913 ₽ для легковых машин, 321 ₽ для мотоциклов, 1,56−1,88 тыс. руб. для автобусов, 0,9−1,96 тыс. руб. для грузовиков.
Нам казалось, что ФАС должна бороться с ростом цен, а получается, что всё наоборот.
Но все равно, операторы ТО разочарованы: они ждали более существенного повышения цен с учетом накопленной инфляции, чтобы окупить приобретенное оборудование и выйти на рентабельность.
Оригинал на канале Яндекс Дзен МНЕНИЕ#
Приказ ФАС по расчету предельных тарифов на ТО, которые устанавливают для каждого субъекта региональные власти, начал действовать в октябре. Прежняя методика расчета цены (была принята в 2012 году) в течение последних лет вызывала критику участников отрасли: низкий предельный тариф, по их словам, не позволял получать прибыль и развивать бизнес.
Новые правила предусматривают постоянную актуализацию ценообразования: регион запрашивает у операторов сведения о расходах (фонде оплаты труда, ремонте оборудования и т. д.), рассчитывая показатель для следующего года.
Если же данные присылают менее 50% действующих на рынке компаний, чиновники индексируют тариф на уровень инфляции. При этом цены на ТО не могут быть ниже 913 ₽ для легковых машин, 321 ₽ для мотоциклов, 1,56−1,88 тыс. руб. для автобусов, 0,9−1,96 тыс. руб. для грузовиков.
Утвердить тарифы необходимо не позднее 20 декабря, сказано в приказе ФАС
Проведенный анализ опубликованных документов по 45 регионам показывает, что в среднем цены вырастут на 57% для ТО самой массовой категории (легковые машины), при этом большинство регионов подняли тариф до 913 ₽.
Такой единодушный результат в каждом субъекте объясняют по-разному.
В Севастополе (старая цена — 559 ₽) из расчетов операторов выходила цена ниже, чем минимум ФАС, пояснил, например, глава региона Михаил Развожаев.
Московские власти выбрали тариф 913 ₽ для легковых автомобилей (цена 720 ₽ не менялась с 2012 года) «в интересах граждан», заявили в столичном департаменте экономики, фактическая инфляция за десять лет составила 76%, но цены поднимаются на 22%.
С декабря 2021 года, напомним, техосмотр является обязательным для грузовиков, автобусов и такси. Владельцы легковых автомобилей должны подтвердить пройденный ТО при перерегистрации машины старше четырех лет в ГИБДД или при внесении изменений в конструкцию автомобиля.
Среди регионов, где тарифы для легковых машин вырастут значительнее всего, — Орловская (в 3 раза), Омская (в 2,4 раза), Оренбургская (в 1,9 раза) области, Хакасия (в 2 раза). Меньше всего цены поднимут в Приморском крае (на 3,9%) и Мурманской области (на 6%).
Самый дорогой тариф ТО планируется установить в Санкт-Петербурге — 1,54 тыс. руб.: в пятницу это решение еще не было утверждено, однако власти анонсировали намерение старую цену 881 ₽ проиндексировать на 75,2%.
Сахалинская область поднимает тарифы с 1,11−1,2 тыс. до 1,2−1,32 тыс. руб. (в зависимости от тарифной зоны), Камчатский край — с 840 ₽ до 1,33 тыс. руб. Подмосковье и Татарстан еще в конце прошлой недели не имели утвержденных тарифов, но ранее заявили о планах их пересмотреть (с 710 ₽ и 510 ₽ соответственно до 913 ₽).
В подмосковном комитете по тарифам пообещали, что утвердят цены 20 декабря. В комитете по регулированию тарифов Саратовской области пообещали, что постановление губернатора с ценами выйдет на этой неделе.
В Ростовской области цены определят к концу года, сообщили в региональной службе по тарифам, но конкретных цифр не назвали, отметив лишь, что «размер платы немного увеличится».
По ряду регионов не удалось найти подтвержденных данных о планах пересмотра тарифов, например по Чечне, Адыгее, Северной Осетии, Башкирии, Воронежской области. В правительстве Крыма заявили, что пока не планируют повышение цен.
Власти обсуждают этот вопрос с ФАС с учетом тяжелого положения перевозчиков в связи с изношенностью подвижного состава и повышением цен на топливо, запчасти и комплектующие.
Чиновникам собрать необходимые данные с операторов будет сложно: у некоторых компаний даже бухгалтера своего нет, заявил глава Гильдии операторов ТО при Московской торгово-промышленной палате Игорь Волчек.
Власти Ленинградской области, к примеру, собрали сведения лишь с 32% компаний. «Но мы все же посчитали, что с учетом инфляции тариф в Москве должен был подняться до 1,33 тыс. руб. И это минимум, который позволил бы бизнесу хоть как-то существовать, — говорит господин Волчек.— А 913 ₽— ни о чем.
Для других регионов такой тариф, возможно, и подходит, но непонятно, почему в Москве он меньше, чем в Санкт-Петербурге».
В регионах, где тариф увеличился меньше, чем показатель инфляции, власти просто не захотели считать, говорит глава союза «Техэксперт» Сергей Зайцев. Регионы списали тарифы с минимумов ФАС, даже не попытавшись учесть инфляцию, а уж тем более собрать данные с операторов, соглашается руководитель пункта техосмотра в Красноярском крае (оператор ООО «Марс») Иван Кекин.
В ФАС заявили, что собираются проанализировать новые тарифы в регионах после их окончательного утверждения. Там отметили, что ранее, после вступления в силу методики, разъясняли документ субъектам федерации.
Вашему личному автомобилю больше не нужен техосмотр, в том числе и для покупки ОСАГО. Или все-таки нужен? Давайте посмотрим, в каких ситуациях диагностическая карта все же потребуется.
Изменения в законы о техосмотре и о госрегистрации автомобилей вступили в силу с 30 декабря 2021 года. Они избавили более 50 млн автовладельцев от обязанности проходить техосмотр, исключив из перечня автомашин, для которых он обязательно нужен, машины и мотоциклы физлиц, которые они используют исключительно в личных целях. Например, для поездки на дачу, работу, в магазин или в путешествие. Во втором документе прописали, когда их владельцам придется провести своему транспорту обязательный ТО.
Когда ТО обязателен
В отличие от личного транспорта, для такси, служебных машин, автобусов и грузовиков техосмотр остался обязательным. Для личных легковушек, мотоциклов и других машин проведение ТО обязательно потребуется в трех случаях:
- если автомобиль используется в служебных целях, для перевозки пассажиров или он зарегистрирован в такси;
- если собираетесь поставить машину или мотоцикл на учет или у транспорта изменился владелец;
- если в машину внесли конструктивные изменения.
Как объяснили в ГИБДД, периодичность техосмотра будет зависеть от года выпуска автомобиля и от целей эксплуатации. Например, если использовать в служебных целях личный транспорт старше десяти лет, техосмотр его нужно проходить ежегодно. Если он используется в качестве такси или для перевозки пассажиров, например, на экскурсионных маршрутах, то возрастной ценз снижается — машины до пяти лет нужно отправлять на ТО ежегодно, а старше пяти лет — раз в полгода.
Если купили б/у автомобиль и нужно его перерегистрировать в ГИБДД, с техосмотром стоит поторопиться. На регистрацию по закону отводится десять дней с даты покупки машины, чтобы не платить штраф в размере 1 500—2 000 рублей за нарушение правил регистрации. Вышеупомянутые изменения в законодательство предусматривают, что если авто старше четырех лет (учитывая год изготовления), то к традиционному пакету документов (паспорт собственника, заявление, договор купли-продажи, полис ОСАГО, квитанция об оплате госпошлин) нужно добавить и диагностическую карту о прохождении техосмотра. Для машин до четырех лет этого требования нет.
Обязательно потребуется ТО для регистрации изменений в конструкции автомобиля в ГИБДД. Причем в этом случае возраст машины значения не имеет. Впрочем, при установке допоборудования и раньше автовладельцу требовалось получить заключение специалистов о безопасности внесенных изменений.
Требования относятся ко всем автомашинам физлиц, за исключением прицепов с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонны (категории О1 и О2).
ТО для оформления страхового случая
Еще одна ситуация, когда вам может потребоваться диагностическая карта техосмотра, — это страховой случай. Конечно, никто не станет обязывать вас ее предоставить, ведь с середины прошлого года техосмотр не нужен для покупки полиса ОСАГО. Но если страховой случай произошел по вашей вине и страховщики подозревают, что его причиной стала неисправность автомобиля, то диагностическая карта станет весомым аргументом в вашу пользу в споре со страховщиком. По закону, если у виновника ДТП нет документа о прохождении техосмотра, страховщик, выплатив компенсацию пострадавшему, может предъявить к вам регрессивные требования, то есть потребовать вернуть деньги, потраченные на выплату второму участнику аварии.
После ДТП доказать, что авария случилась именно по вине неисправности вашей машины, будет непросто, особенно если она серьезно пострадала. А проводить техосмотр и вовсе абсурдно. Если же у вас была действующая диагностическая карта, то она избавит вас от долгих и неприятных споров со страховщиком. Тем более что техосмотр — это еще и уверенность, что ваша машина не причинит вред на дороге в первую очередь вам самим из-за неисправностей.
Что будет со штрафами
Если у вас личный автомобиль и нужды в проведении техосмотра нет, то и штрафы за отсутствие диагностической карты, которые планировалось ввести с марта 2022 года, вам не страшны.
Однако не стоит забывать, что принятые в конце 2021 года изменения ужесточают наказание за агрессивное и опасное вождение на дорогах. С 10 января 2022 года вступили в законную силу принятые Госдумой изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ. Первый дополнен статьей 264.2 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами». В ГИБДД разъяснили, что уголовная ответственность грозит автомобилистам, которых по Админкодексу уже лишали прав управления автомобилем за повторное превышение скорости или выезд на полосу встречного движения. Причем уголовная ответственность наступит независимо от того, какое правонарушение на этот раз совершил «гонщик» — превышение скорости движения более чем на 60 км/ч или выезд на встречную полосу движения. Максимальное наказание в первом случае — лишение свободы сроком до двух лет, во втором — до трех лет.
Правда, зафиксировать нарушение должен обязательно сотрудник полиции. Фото и видеоматериалы с дорожных камер для применения статьи 264.2 УК РФ не подойдут.
Обязательный техосмотр в России отменен и переведен на добровольную основу. Поправки в законодательство Госдума приняла в трех чтениях в декабре 2021 года. Документ вступил в силу сразу после того, как был подписан президентом Владимиром Путиным 30 декабря. Разбираемся в нюансах, которые важно знать каждому водителю.
Что такое техосмотр и почему его отменили
В дальнейшем на основе этих данных автомобилист должен провести ремонт машины в любом удобном месте и вновь приехать на техосмотр — на это ему выделяют 10 дней. После ремонта специалист на станции техосмотра снова проверит машину. Если все недостатки устранены, собственнику выдадут диагностическую карту, подтверждающую полную исправность машины.
Хотя именно техосмотр до конца 2021 года считался единственным официальным подтверждением исправности автомобиля, большинство водителей предпочитали покупать «серые» диагностические карты без фактического посещения пункта техосмотра. Карту можно был заказать в любом регионе. На официальные пункты приезжали только наиболее сознательные автомобилисты, которые не сомневались в исправности своих машин. Ведь за каждый непройденный техосмотр собственнику приходилось платить по установленному в регионе тарифу. Например, в Москве это 880 руб.
Отследить процесс покупки «серых» диагностических карт никак не получалось, в начале 2021 года власти предполагали значительно ужесточить всю процедуру. Запланированная реформа вводила обязательную фотофиксацию до и после прохождения техосмотра на лицензированном пункте техосмотра. Кроме того, все данные операторы должны были отправлять через систему ЕАИС ТО.
В ГИБДД, а также в Российском союзе автостраховщиков тогда предупреждали, что «серые» и выданные без подробного осмотра карты будут аннулированы. Пункты техосмотра обязали обновить оборудование для работы по новым правилам и получения лицензии. Операторы, в свою очередь, начали говорить о повышении цен на услугу по причине дополнительных затрат. И в ФАС даже начали работу над разработкой новых тарифов на техосмотр.
Однако в июле 2021 года в МВД предложили правительству отменить обязательное прохождение техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов. Глава ГИБДД Михаил Черников заявил, что в ряде регионов не выполняются требования по обеспечению населения пунктами техосмотра. При этом он напомнил, что водители и так в любом случае обязаны содержать свои автомобили в исправном состоянии. Так, согласно ПДД, водитель должен перед выездом проверить исправность своего транспортного средства.
«В связи с этим в МВД считают возможным отменить обязательный технический осмотр легковушек, находящихся в собственности у физлиц», — сказал Черников и добавил, что соответствующее предложение ведомство направило в правительство.
Позже глава Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев заявил, что обязательный техосмотр для физических лиц следовало отменить уже давно.
«Эта процедура уже не является гарантией безопасности. Владельцы транспортных средств проходят процедуру обязательного техосмотра исключительно для приобретения полиса ОСАГО», — объяснил Москвичев.
В пояснительной записке авторы законопроекта об отмене обязательного техосмотра для личного транспорта указали на обязанность владельца содержать свой автомобиль в исправном техническом состоянии и не выезжать на дороги при наличии проблем. Такие требования содержатся в ПДД: содержать транспортное средство исправным водитель должен вне зависимости от факта прохождения технического осмотра.
Также в записке привели статистику участия в ДТП легковых автомобилей и мотоциклов с техническими неисправностями, но при этом имеющих действующие полисы ОСАГО и прошедших техосмотр. Учитывая количество зарегистрированного автотранспорта и аварий, в случае с легковыми автомобилями вероятность попасть в ДТП составляет 1,1%, в случае с мотоциклами — 0,7%, с автобусами — 5,6%, с грузовиками — 2,07%.
Кому нужно проходить техосмотр в 2022 году
В самом конце 2021 года правила проведения техосмотра изменились. Поправки в законодательство Госдума приняла в третьем чтении 24 декабря, после чего документ одобрил Совет Федерации.
Техосмотр как обязательную процедуру сохранили для нескольких ситуаций. Диагностическую карту придется получать:
- в случае постановки на государственный учет транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
- в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
- в случае совершения регистрационных действий, связанных с изменением конструкции и/или заменой основного компонента транспортного средства;
- для соблюдения требований законодательства Евразийского экономического союза по вопросу проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию;
- для такси, автобусов и грузовиков.
Также в списке ситуаций, когда техосмотр все-таки понадобится, указан следующий пункт: «В случае визуального обнаружения признаков наличия у автомобиля технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения».
Пока участники отрасли только разбираются, что именно он означает. А вот для всех остальных процедуру перевели на добровольную основу. Это означает, что приехать на станцию техосмотра по желанию можно, однако совершенно необязательно. Стоимость техосмотра пока осталась прежней — в принятом законопроекте предложений по индексации тарифов для добровольной услуги нет. Возможно, скоро об этом расскажут в ФАС.
Кому не нужно приезжать на техосмотр в 2022 году
Техосмотр в обязательном порядке не нужно проходить легковым автомобилям и мотоциклам, которые принадлежат физлицам. Однако такой транспорт должен использоваться исключительно в личных целях: собственники не должны с его помощью предоставлять услуги по перевозке пассажиров и багажа в легковом такси, осуществлять перевозки пассажиров. Также такой личный транспорт не должны использовать в служебных целях.
Какие будут штрафы за непройденный техосмотр
С 1 марта 2022 года заработает штраф в 2000 руб. за езду без техосмотра. Фиксировать нарушение раз в сутки смогут дорожные камеры. Однако, как уточнил спикер Госдумы Вячеслав Володин, штрафовать за езду без диагностической карты будут владельцев только тех транспортных средств, для которых техосмотр останется обязательным. На всех остальных штраф распространяться не должен.
Продадут ли полис ОСАГО без диагностической карты в 2022 году
Уже с 22 августа 2021 года автомобилисты получили право оформлять полисы ОСАГО без диагностической карты.
Что будет, если пройти техосмотр добровольно
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) считают, что техосмотр на добровольной основе все-таки стоит проходить. Как рассказали Autonews.ru в пресс-службе РСА, сотрудники ГИБДД могут остановить технически неисправное транспортное средство и проверить его на месте, либо на специальных стационарных пунктах.
«И если транспортное средство окажется неисправным, то последует запрет на его дальнейшее движение. А это повлечет вызов эвакуатора, ремонт и штраф за нарушение эксплуатации автомобиля. Наличие же действующей диагностической карты защитит автовладельца от такого развития событий», — считают в РСА.
Будут ли скидки на транспортный налог и ОСАГО за пройденный техосмотр
Предлагая идею МВД об отмене техосмотра, в ГИБДД посоветовали страховым компаниям делать скидки на оформление полисов ОСАГО для водителей, которые будут проходить техосмотр даже при переводе этой обязанности на добровольную основу. Также там посчитали возможным предлагать водителям скидку при уплате транспортного налога. Однако в налоговой службе на эту идею никак не отреагировали. А страховые компании предоставлять скидки на ОСАГО в обмен на прохождение техосмотра пока отказались — представители страхового сообщества считают, что такой документ никак не влияет на показатели аварийность.
Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра
Как рассказали в РСА, пострадавший в ДТП получает выплату по ОСАГО вне зависимости от состояния транспортного средства его и виновника. По закону об ОСАГО страховая компания может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, автомобиль которого был неисправен, только если страховая компания докажет, что причиной ДТП явилась именно техническая неисправность автомобиля виновника аварии.
«На практике такие случаи, когда причиной ДТП стала исключительно техническая неисправность автомобиля, крайне редки», — сказали в РСА.
После перевода техосмотра на добровольную основу страховщики при разборе ДТП будут ориентироваться на техническую исправность автомобилей. При этом, как подчеркнули в РСА, если на момент ДТП у виновника была действующая диагностическая карта, то по закону об ОСАГО, предъявить ему регресс по причине неисправности транспортного средства не получится.
С целью допуска автомототранспортных средств к их движению на дорогах общего пользования разработаны и утверждены различные законодательные акты в сфере технического осмотра. При этом порядок и периодичность прохождения ТО для ОСАГО в 2023 году могут различаться в зависимости от категории транспортного средства, возраста автомобиля и других критериев. По результатам проведения техосмотра для ОСАГО оформляется диагностическая карта – документ, содержащий информацию о наличии или отсутствии неисправностей.
В 2023 году в соответсвии п.7 ст.15 ФЗ 170 «О техническом осмотре транспортных средств» регулярный техосмотр для ОСАГО не требуется личным легковым автомобилям (категории В) и мотоциклам. Однако такие ТС должны пройти техосмотр перед проведением в ГИБДД регистрационных действий, связанных с изменением собственника или с заменой основного компонента ТС (двигателя или кузова). Что касается грузовых автомобилей категории B, прицепов и полуприцепов, то для них техосмотр не требуется в первые 4 года.
Что такое техосмотр?
Под техосмотром для ОСАГО понимается совокупность мероприятий, проводимых аккредитованными операторами ТО в специальных помещениях, оборудованных средствами технического контроля и диагностирования, по выявлению различных поломок транспортного средства и по выдаче заключения о соответствии или несоответствии ТС обязательным требованиям безопасности.
Существующие разновидности ТО
Есть несколько видов технического осмотра в 2023 году:
- ТО, необходимый для оформления ОСАГО автособилей (кроме личных легковых автомобилей (категории В) и мотоциклов);
- техосмотр, осуществляемый у официального дилера, чтобы не лишиться гарантии на новую машину;
- диагностирование, которое делается в отношении городских наземных электрических ТС (троллейбусов и трамваев), а также машин, закрепленных в установленном порядке за организациями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
- обязательный предрейсовый и предсменный контроль, которые проводятся в отношении легковых такси, автобусов и прочих ТС, транспортирующих пассажиров на основании договора перевозки или фрахтования (аб. 7 ч. 2 ст. 20 ФЗ № 196 от 10-го декабря 1995-го года);
- техническая диагностика транспортных средств, закрепленных за военными автомобильными инспекциями;
- ТО для самоходной техники, зарегистрированной в органах Гостехнадзора.
Нормативная база
Правовое регулирование в сфере технического осмотра и диагностирования осуществляется следующими нормативными документами:
Как часто должен проводиться техосмотр для ОСАГО?
В 2023 году регулярный техосмотр не требуется личным легковым автомобилям и мотоциклам. Однако такие ТС должны пройти техосмотр перед проведением в ГИБДД регистрационных действий, связанных с изменением собственника или с заменой основного компонента ТС (двигателя или кузова). Что касается грузовых автомобилей категории B, прицепов и полуприцепов, то для них техосмотр для ОСАГО не требуется в первые 4 года.
Срок действия диагностической карты зависит от:
- категории автомобиля;
- его возраста.
Каждые полгода (вне зависимости от возраста авто) нужно проходить технический осмотр владельцам (не путать с обязательным предрейсовым и предсменным контролем, который проводится перед каждым выпуском ТС на линию):
- легковых такси;
- автобусов;
- грузовых машин с числом мест более 8, предназначенных для пассажирских перевозок;
- специализированных ТС, транспортирующих небезопасные грузы (п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 170).
Каждый год (независимо от возраста ТС) требуется получение карты диагностики для собственников:
- грузовиков весом свыше 3,5 тонн;
- ТС, на которых происходит обучение вождению;
- автомашин, оборудованных устройствами для подачи световых и звуковых сигналов (п. 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 170).
Каждый год нужно проходить технический осмотр для ОСАГО собственникам юридическим лицам или физическим лицам используемым легковой автомобиль для перевозок не в личных целях следующих ТС, если их возраст – более 10 лет (включая год производства):
- все виды легковых машин, если используется юридическим лицом или физическим лицом не в личных целях;
- грузовики с весом до 3,5 тонн;
- прицепы и полуприцепы (не нужно проходить ТО с 1 января 2012 года и далее владельцам прицепов, если таковые – физические лица – ч. 4 ст. 32 ФЗ № 170).
Если вышеуказанные разновидности (все виды легковых машин, грузовики с весом до 3,5 тонн, прицепы, полуприцепы и мотоциклы ) транспортных средств находятся в возрасте от 4 до 10 лет с момента выпуска, то технический осмотр юридическому лицу для ОСАГО нужно проходить не каждый год, а 1 раз в 2 года. А если им нет еще 4 лет, тогда карту техосмотра получать вообще не потребуется (ч. 2 ст. 15 ФЗ № 170).
Техосмотр для ОСАГО в 2023 году не требуется, ТО необходимо только для регистрации в ГИБДД собственникам в статусе физического лица следующих ТС:
- все виды легковых машин;
- прицепы и полуприцепы (не нужно проходить ТО с 1 января 2012 года и далее владельцам прицепов, если таковые – физические лица – ч. 4 ст. 32 ФЗ № 170);
- мотоциклы.
Что такое диагностическая карта и для чего она требуется?
Диагностическая карта содержит заключение технического эксперта о том, соответствует ли проверенное ТС требованиям безопасности или нет (ч. 1 ст. 19 ФЗ № 170).
Все операторы ТО обязаны выдавать карту на унифицированных бланках.
Оформление осуществляется и в письменном виде на листе А4, и в электронном. Один экземпляр письменного бланка диагностической карты выдается на руки заявителю, второй же остается у оператора ТО и хранится не менее 3 лет (ч. 3 ст. 19 ФЗ № 170). Документ в электронной форме же направляется в ЕАИСТО.
Где проводится техосмотр для ОСАГО?
ТО для ОСАГО в 2023 году проводится исключительно в “очном” режиме, то есть при личной явке собственника транспортного средства (или его представителя) по месту нахождения оператора техосмотра (или по месту нахождения пункта ТО) (разумеется, сама машина тоже потребуется).
Оператором ТО может быть как юридическое лицо, так и ИП, получившее соответствующий аттестат аккредитации от РСА (п. 7 ст. 1 ФЗ № 170). У операторов может иметься несколько пунктов ТО — то есть помещений, где расположены необходимые для проверки средства измерения и контроля.
Диагностическую карту для ОСАГО можно получить вообще у любого оператора ТО, независимо от региона регистрации автомобиля (ч. 1 ст. 17 ФЗ № 170).
В соответствии с ч. 6 ст. 17 ФЗ № 170, договор между владельцем машины и оператором является публичным. А это значит, что отказать в его заключении не вправе. То есть просто выбираем любой пункт диагностики, приезжаем на машине, заключаем соответствующее соглашение, ждем, пока проверку проведут, и получаем заключение о соответствии или несоответствии ТС требованиям безопасности.
Уточнить адреса нахождения операторов ТО тоже просто – нужно всего лишь зайти на официальный сайт РСА и:
- кликнуть по вкладке “Техосмотр”;
- нажать “Реестр операторов ТО”;
- в поле “Адрес местонахождения” ввести свой город;
- кликнуть “Поиск”.
Система выдаст адреса нахождения операторов технического осмотра для ОСАГО, контактные телефоны и статус аттестата аккредитации – действующий или аннулированный.
Чтобы узнать подробную информацию, нужно кликнуть по наименованию оператора. В том числе, после нажатия, можно посмотреть адреса всех пунктов ТО данного оператора (если их у него несколько).
Документы, предоставляемые для осуществления диагностики
Перечень необходимой документации представлен в ч. 2 ст. 17 ФЗ № 170. При прохождении техосмотра для ОСАГО предоставить требуется всего лишь 2 бумаги:
- паспорт (или прочий документ, идентифицирующий личность заявителя);
- СТС, либо же ПТС (по выбору того, кто обращается).
В случае, если к оператору ТО приехал не собственник машины, а его представитель, то потребуется дополнительный документ – доверенность, содержащая соответствующее полномочие и оформленная в порядке, определенным гражданским законодательством.
Указанный выше список является исчерпывающим. То есть требовать иную документацию операторы техосмотра не вправе, о чем сказано в ч. 4 ст. 17 ФЗ № 170.
Порядок проведения технического осмотра для оформления полиса ОСАГО
Техосмотр транспортного средства для ОСАГО осуществляется следующим образом:
- сначала заявитель выбирает ближайший (или вообще любой) пункт осмотра на сайте РСА, при необходимости, уточняет по телефону у оператора интересующие вопросы;
- в рабочее время приезжает на машине, подлежащей диагностированию, на точку проведения контроля, с паспортом, СТС или ПТС, а также доверенностью (если обращается представитель);
- ожидает, пока будет осуществлена проверка соответствия фактических данных о ТС тем, которые указаны в ПТС или СТС (п. 11 Постановления № 1008);
- оплачивает услуги по осмотру.
Далее заявителю нужно загнать машину в бокс и просто ждать, пока техник-эксперт осуществит необходимые процедуры. При этом время проведения осмотра регламентировано на законодательном уровне в Приложении 2 к Постановлению № 1434:
В течение указанного времени эксперт осуществит диагностику основных узлов и агрегатов, указанных в Приложении 1 к Постановлению № 1434 для соответствующей категории ТС. В отношении легковых машин (M1) будут проверены:
В отношении легких грузовиков (категория N1) на техническом осмотре в 2023 году проверяются все те же параметры, что и касаемо легковых машин (M1) + запорные механизмы бортов грузовой платформы и горловин автоцистерн – они должны быть в рабочем состоянии.
Если говорить про более тяжелые грузовики (N2, N3), то в 2023 году у них контролируется все то же самое, что и у легковых автомобилей, плюс еще:
При прохождении техосмотра для ОСАГО в 2023 году в отношении автобусов (M2 и M3) проверяется все то же самое, что и касаемо средних и тяжелых грузовиков (N2 и N3), за исключением некоторых параметров прочих элементов конструкции.
Так, проверке не подлежат:
- запорные механизмы бортов грузовой платформы;
- наличие или отсутствие задних и боковых защитных агрегатов;
- наличие или отсутствие надколесных грязезащитных устройств.
Однако есть и параметры, которые, наоборот, проверяются у автобусов, но не подлежат диагностике у грузовиков:
- работоспособность сигнала требования остановки и аварийного выключателя дверей;
- аварийные выходы и наличие табличек, обозначающих место их нахождения;
- лампы внутреннего освещения салона.
Порядок проведения техосмотра мотоцикла для ОСАГО
В 2023 году регулярный техосмотр для ОСАГО не требуется личным легковым автомобилям (категории В) и мотоциклам. Однако такие ТС должны пройти техосмотр перед проведением в ГИБДД регистрационных действий, связанных с изменением собственника или с заменой основного компонента ТС (двигателя или кузова).
В 2023 году на мотоцикл принадлежащий юридическому лицу делать диагностическую карту нужно с той же периодичностью, что и на легковой автомобиль юридического лица, то есть:
- 1 раз в 2 года – если мототранспортному средству от 4 до 10 лет;
- 1 раз в год – если свыше 10 лет;
- вообще не нужно проходить – если менее 4 лет с года выпуска.
ОСАГО на мотоцикл тоже нужно оформлять (кроме мопедов, которые имеют максимально предусмотренную конструкцией скорость не более 20 км/ч – п. “а” ч. 3 ст. 4 ФЗ № 40 от 25-го апреля 2002-го года).
Нигде в законодательных актах не сказано, что порядок диагностики для мотоциклов как-то отличается от других ТС. Различие лишь в том, какие элементы конструкции подлежат проверке. Таковых очень мало – по сравнению с той же легковой машиной. Достаточно посмотреть на время проведения ТО – для мотоциклов оно составляет всего лишь 10 минут.
В отношении мототранспортных средств (категория L) проверяют практически то же самое, что и касаемо легковых машин (M1), но все же меньше:
Стоимость технического осмотра в 2023 году
В соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ № 170, ТО всегда проводится на платной основе. Сколько конкретно придется заплатить за ТО в 2023 году, зависит от:
- объема проводимых работ и категории ТС (очевидно, что на мотоцикл диагностическая карта будет дешевле, чем на легковой автомобиль);
- ценовой политики оператора ТО (так как именно он и устанавливает размер платы, по своему усмотрению).
Есть ограничение – операторы техосмотра для ОСАГО не могут взимать с заявителей сумму, превышающую установленную в субъекте РФ. Максимальная стоимость ТО определяется региональным правительством. Минимальный же размер платы не ограничивается (то есть, теоретически, может составлять и 1 рубль).
Что делать, если ТС не прошло диагностику?
После завершения технического осмотра для ОСАГО в 2023 году выдается диагностическая карта. Если машина прошла ТО, карту можно предъявить любому страховщику и оформить полис ОСАГО. Если не прошла, нужно:
- устранить неисправность (-и), которая (-ые) были выявлены;
- не позднее 20 дней после прохождения первого ТО вновь явиться на этот же пункт и представить ТС к осмотру.
Если на повторное диагностирование приехать на этот же пункт, тогда проверять машину будут только по тем параметрам, которые она не прошла в первый раз. А если на другой, то по всем параметрам (ч. 4 ст. 18 ФЗ № 170).
Какая ответственность будет, если не пройти технический осмотр?
Отдельно наказание за отсутствие диагностической карты установлено для:
- легковых такси;
- автобусов;
- грузовых машин с числом мест более 8, предназначенных для транспортировки людей;
- ТС, перевозящих опасные грузы.
Санкции для водителей вышеуказанных автомобилей регламентированы в ч. 2 ст. 12.1. КоАП – штраф от 500 до 800 рублей.
А вот в отношении тех ТС на которые, для оформления полиса ОСАГО, нужно предъявлять диагностическую карту, отдельно штрафа нет.
Выплаты по ОСАГО в случае отсутствия технического осмотра
Возможна ситуация, когда полис ОСАГО еще действует, а срок диагностической карты уже истек.
Если произойдет ДТП уже по истечении действия техосмотра, то ничего не произойдет для лица, которое, в соответствии с п. “e” ч. 3 ст. 15 ФЗ № 40, обязано подавать страховщику карту диагностики для заключения договора “автогражданки” (собственники всех видов легковых машин, грузовых, не предназначенных для перевозки людей, мотоциклов и др.).
То есть выплаты для них будут в штатном режиме. Отказ страховой компании от осуществления восстановительного ремонта и / или перечисления денег незаконен.
Однако есть исключение. В п. “и” ч. 1 ст. 14 ФЗ № 40 сказано, что страховщик имеет право взыскать сумму выплаченного потерпевшему ущерба с лица, причинившего вред (регрессное требование), если на момент ДТП истек срок действия диагностической карты у:
- легкового такси;
- автобуса;
- специализированного ТС, транспортирующего небезопасные грузы.
Нюансы
Некоторые особенности проверки ТО транспортного средства:
- в отношении тяжелых грузовиков (N3) и автобусов (M3) в 2023 году установлено больше всего параметров, подлежащих проверке;
- на сайте РСА можно посмотреть область аккредитации в отношении какого-либо оператора ТО (это нужно, например, чтобы понять – можно ли сделать диагностическую карту у него на легковую машину, или же этот оператор проверяет только грузовики);
- если карта диагностики была утеряна, ее можно восстановить “день в день” у любого оператора ТО в РФ (ч. 7 ст. 19 ФЗ № 170) – правда, на платной основе.
До 20 декабря 2022 года региональные власти каждого субъекта России должны определиться с подходом к определению способа расчета стоимости техосмотра. Об этом Autonews.ru сообщили в Союзе операторов технического осмотра. Новые цены должны заработать уже с 2023 года: это предусматривает разработанная и принятая ранее методика от ФАС. Разбираемся, сколько будет стоить техосмотр в новом году, кому он нужен и что изменится.
Расходы операторов или инфляция
Согласно документу от ФАС, который есть в распоряжении Autonews.ru, цена на услугу для каждого региона отдельно может быть рассчитана двумя способами. Первый — самый трудоемкий, cогласно которому не менее 50% от всего количества операторов пунктов техосмотра в регионе должны составить подробный отчет о своих расходах на ведение своей деятельности. Там же операторы должны указать, какой именно тариф обеспечил бы им выгодные условия предоставления услуги. На основе этих данных регионы могут высчитать средний оптимальный тариф. Правда, как рассказали корреспонденту Autonews.ru опрошенные операторы, а также председатель Союза операторов технического осмотра Максим Бурдюгов, пока большинство участников отрасли не успело разобраться с нововведением и заполнить внушительное количество отчетов.
Поэтому с Союзе уверены: в 2023 году в подавляющем большинстве регионов стоимость техосмотра будут считать по второму, упрощенному способу: текущий размер оплаты просто проиндексируют на размер инфляции. При этом, как указано в методике ФАС, минимальная цена техосмотра для легкового автомобиля не может быть ниже 913 руб.
- L1-L2 — мопеды, мотовелосипеды
- L3-L5 — мотоциклы, мотороллеры, трициклы
- L6-L7 — квадрициклы
- M1 — автомобили легковые
- M2-M3 — автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства
- N1-N3 — грузовые автомобили
- O1-O4 — прицепы
В свою очередь близкие к разработке новой методике источники Autonews.ru также отметили, что не рассчитывают на готовность со стороны операторов пункта техосмотра раскрыть свои расходы и доходы.
«Дед-лайн для администраций субъектов — 20 декабря. По нашим оценкам, регионы пойдут по пути индексации тарифов на инфляцию: они должны будут учесть в новых ценах все изменения, которые не закладывали в тариф с момента последних изменений. При этом цена для владельца легкового автомобиля должна быть не менее 913 руб. Где-то тарифы будут выше этой суммы: все будет зависеть от решения субъектов. Весь 2023-й год будет действовать такой подход при определении цены услуги», — пояснил Бурдюгов.
Эксперт отметил, у субъектов и без внедрения методики есть возможности для оптимизации цен, просто пользуются этой возможностью не все.
«По моим данным в некоторых субъектах региональные экономические комиссии собирали информацию от операторов и планируют изменить тарифы. Но минимальная планка в любом случае будет 913 руб.», — отметил Бурдюгов.
Как ранее объясняли Autonews.ru в ФАС, для составления новой методике ведомство провело анализ действующих тарифов на техосмотр. Тогда оказалось, что в ряде регионов тарифы не обновляли с 2012 года, либо индексировали, но без учета актуальных данных по инфляции.
«При этом в методике на 2023–2024 годы предусмотрен переходный период. В это время максимальная цена техосмотра в каждом регионе будет рассчитываться таким образом: текущую цену услуги умножат на накопленный уровень инфляции по стране. При это у операторов будет также право предоставить обосновывающие документы для установления тарифов. В случае, если такие сведения подадут не менее 50% операторов, тариф будет рассчитан на их основании по специальным формулам», — пояснили в ФАС.
Тем не менее, в Союзе операторов технического осмотра в течение 2023 года планируют добиться возможности повысить тарифы для участников рынка: по словам Бурдюгова, оптимальным решением для операторов станет установка тарифов, близких к цене нормо-часа на СТО в разных регионах. В Москве это, к примеру, около 2,5-3 тыс. руб.
«Мы подготовим разъясняющие материалы и инструкции для всех операторов, которые помогут им собрать и заполнить все документы, которые требуют в ФАС, чтобы отразить все свои реальные расходы. Сейчас действительно в этом списке требований мало кто разобрался, времени было отведено не так много, но в новом году мы проведем консультации: тогда руководители пунктов техосмотра смогут доказать, что услуга должна стоить дороже. Тарифы должны быть схожи с ценой нормо-часа на станциях техобслуживания или у дилеров», — заявил Бурдюгов.
По мнению генерального директора сертифицированной испытательной лаборатории «УслугиАвто» Юрий Пархоменко, который ранее принял решение закрыть бизнес в сфере техосмотра, минимальное повышение до 913 руб. не сделает это направление привлекательным для участника рынка. По его оценке, минимальную стоимость услуги нужно повышать в два раза.
«За последние полгода цены взлетели космически, расходы в сфере автомобильного ремонта, обслуживания и техосмотра растут. Оборудование и его содержание стоит дорого, а некоторые устройства нужно иметь в двух экземплярах, на тот случай, когда оборудование нужно отправить на обязательную поверку. Поэтому такая индексация мало что изменит», — отметил Пархоменко.
Как добавил эксперт, чтобы выжить, пункты техосмотра вынуждены предлагать допуслуги. Например, когда водители приезжают для оформления диагностической карты, после выявления недостатков им предлагают все отрегулировать и пройти проверку заново.
По его словам, минимальная цена такой услуги в Москве, Московской области и Санкт-Петербурга должна составлять 2-2,5 тыс. рублей. По словам эксперта, такая индексация нужна для того, чтобы пунктам пережить общее снижение потока транспорта, которые будет приезжать на ПТО.
«При этом в небольших регионах, цены конечно должны быть пониже и учитывать экономическую ситуацию в регионах. Возможно, переход на рыночное регулирование помог бы установить справедливую цену», — предположил Пархоменко.
В свою очередь представитель Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин заявил, что пунктам техосмотра придется работать по минимальному тарифу в 913 руб., поскольку они так и не смогли отстоять свои права и наладить контакт с региональными властями.
«Пункты техосмотра просто не смогли самоорганизоваться и теперь будут работать по минимальному возможному тарифу, хотя методика предполагает возможность более серьезной индексации. Тариф 913 рублей изменит ситуацию незначительно, никакого значительного роста прибыли пункты не получат и жизнь их будет усложняться. Тарифы растут. Количество грузового транспорта не увеличивается. Количество перерегистраций б/у автомобилей на новых собственников после продажи, при которых нужно проходить техосмотр, будет становиться все меньше, потому что люди будут экономить и дольше ездить на старых машинах», — заключил Шапарин.
Сколько сейчас стоит техосмотр и кому его надо проходить
Напомним, что прохождение техосмотра считается государственной услугой и цены на нее устанавливают местные власти. К примеру, тарифы следующие:
- в Москве —720 рублей;
- в Московской области— 710 рублей;
- в Ленинградской области — 940 рублей;
- в Краснодарском крае — 651 рубль;
- в Ханты-Мансийском автономном округе — Югра — 656 рублей;
- Тюменской области — 520 рублей;
- Омской области — 376 рублей.
После принятых 30 декабря 2021 года изменений частному владельцу легкового автомобиля нужно проходить техосмотр в следующих случаях:
- если физлицо владеет машиной более четырех лет, после чего собственник меняется, то есть машину перепродают;
- в любое время при внесении изменений в конструкцию.
- при предоставлении услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
- при использовании личного транспорта в служебных целях.
Новый порядок расчета цен на проведение техосмотра назвали в ФАС
Все изменения в техосмотре: топ-5 ответов на важные вопросы
Машины с поддельным техосмотром начали снимать с регистрации в ГИБДД
Техосмотр: все, что нужно знать водителям
Порядок проведения технического осмотра в последнее время заметно изменился. И изменения эти сильно упростили жизнь владельцев авто. Последние поправки в закон вступили в действие совсем недавно – с 1 сентября 2022 года. Давайте разберемся, как и когда должны проходить техосмотр собственники частных легковых автомобилей.
Начнем с того, что с 30 декабря прошлого года процедура прохождения технического осмотра стала добровольной, но только для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это указано в пунктах 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Получать диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО больше не нужно, независимо от возраста машины. Для легковых автомобилей, которые принадлежат юридическим лицам или используются для работы, а также для грузовиков и автобусов техосмотр остался обязательным мероприятием. Его регулярность зависит от категории транспортного средства, вида его использования и возраста.
Автовладельцам-частникам придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту только для проведения регистрационных действий с автомобилями старше четырех лет. Также диагностическая карта понадобится при выезде на машине за границу.
Проверок стало меньше
С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент проведения технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов, против 82-х, которые были раньше. Не будут, например, контролировать:
- наличие коррозии элементов тормозной системы;
- наличие повреждений тормозных трубопроводов;
- наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
- уровень шума выпускной системы;
- наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
- способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
- работу штатного противоугонного устройства.
Также отменены и некоторые другие требования к проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию авто. С явными переделками конструкции и дополнительным оборудованием, которые не внесены в регистрационные документы, пройти осмотр не получится. Аптечку и огнетушитель, которые не проверяют по новым правилам при техосмотре, обязательно нужно иметь в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.
Наказание ужесточили
За езду без технического осмотра теперь предусмотрен штраф в размере 2000 рублей. Правда владельцы личных авто от ответственности освобождены – ведь для них техосмотр не обязательное требование. Остальных за это нарушение может наказать не только инспектор ГИБДД. Штрафы будут приходить и с камер видеонаблюдения, причем регулярно – раз в сутки.
Владельца личного авто могут оштрафовать только при попытке проведения регистрационных действий без действующей диагностической карты. Но скорее всего, незадачливому владельцу легкового автомобиля просто откажут в регистрации и отправят на техосмотр, как того требует закон.
Сколько стоит?
Государство устанавливает минимальную стоимость технического осмотра транспорта. Регионы вправе ее увеличить. Цена будет изменяться ежегодно, с учетом инфляции. Минимальная цена осмотра легкового авто – 913 рублей.
Если при осмотре выявлены нарушения, владелец машины может их исправить в течение 20 дней и обратиться в тот же пункт проведения техосмотра. Тогда он заплатит только за необходимые повторные проверки. В противном случае платить придется заново полную сумму.
Где пройти осмотр?
Не все автомобилисты знают, что пройти технический осмотр можно не только в специальном пункте, но и в автосервисе, имеющем соответствующее оснащение и разрешения. В техцентрах официального дилера FAVORIT MOTORS ваш автомобиль продиагностируют квалифицированные специалисты. На самом современном оборудовании и по новым правилам. Обращайтесь!
В большинстве регионов России определились с новыми ценами на техосмотр, которые заработают с 1 января 2023 года: многие установили минимальные тарифы по расчетам от ФАС, но некоторые учли инфляцию
В подавляющем большинстве регионов России определились с новыми ценами на техосмотр: индексация запланирована на 1 января 2023 года. Дело в том, что 20 декабря 2022 года истек срок подачи данных о расходах на проведение и содержание пунктов техосмотра операторами. Так, согласно приказу Федеральной антимонопольной службы (ФАС), до этого момента операторы имели возможность подсчитать по специальным формулам все свои затраты на хозяйственную деятельность, заполнить предложенные таблицы и направить в региональные профильные ведомства. На основе этих цифр местные власти должны подсчитать справедливый тариф на проведение техосмотра в каждом регионе и изменить цены на услугу.
Важно, что данные от операторов для определения тарифов можно использовать только в случае, если их предоставят не менее 50% от общего количества участников рынка в каждом регионе. Как рассказали Autonews.ru операторы, пока подавляющее большинство организаций нужную информацию не предоставило. В таком случае методика ФАС предполагает альтернативный способ расчета цен — индексацию тарифов на уровень инфляции за все время, что тарифы в каждом отдельном регионе не пересматривали. При этом стоимость в итоге не должна оказаться ниже 913 руб. для легковых автомобилей. Однако в большинстве регионов решили использовать новые минимальные цены, которые предложили в ФАС. Ряд операторов уже назвал такой подход ошибкой: они намерены добиваться изменений тарифов с помощью региональных подразделений ФАС. Разбираемся, сколько будет стоит техосмотр в разных регионах России в 2023 году, где он подорожал сильнее и почему.