- Хотя и по новым правилам техосмотр надо проходить не всем, размер повышения стоимости этого самого техосмотра после Нового года, то есть с 1 января 2023 года — впечатляет.
- Утвердить тарифы необходимо не позднее 20 декабря, сказано в приказе ФАС
- Когда ТО обязателен
- ТО для оформления страхового случая
- Что будет со штрафами
- Кому нужно проходить техосмотр
- Нужно ли возить с собой карту ТО
- Как все начиналось
Хотя и по новым правилам техосмотр надо проходить не всем, размер повышения стоимости этого самого техосмотра после Нового года, то есть с 1 января 2023 года — впечатляет.
Но это в среднем. В некоторых регионах стоимость техосмотра повысится еще больше.
Напомним, что технический осмотр автотранспорта является обязательным для грузовиков, автобусов и такси.
Владельцы легковых автомобилей должны подтвердить пройденный ТО при перерегистрации машины старше четырех лет в ГИБДД или при внесении изменений в конструкцию автомобиля.
К примеру, в Орловской области технический осмотр автомобиля повысят сразу в 3 раза.
ФАС определило, что цены на ТО не могут быть ниже 913 ₽ для легковых машин, 321 ₽ для мотоциклов, 1,56−1,88 тыс. руб. для автобусов, 0,9−1,96 тыс. руб. для грузовиков.
Нам казалось, что ФАС должна бороться с ростом цен, а получается, что всё наоборот.
Но все равно, операторы ТО разочарованы: они ждали более существенного повышения цен с учетом накопленной инфляции, чтобы окупить приобретенное оборудование и выйти на рентабельность.
Оригинал на канале Яндекс Дзен МНЕНИЕ#
Приказ ФАС по расчету предельных тарифов на ТО, которые устанавливают для каждого субъекта региональные власти, начал действовать в октябре. Прежняя методика расчета цены (была принята в 2012 году) в течение последних лет вызывала критику участников отрасли: низкий предельный тариф, по их словам, не позволял получать прибыль и развивать бизнес.
Новые правила предусматривают постоянную актуализацию ценообразования: регион запрашивает у операторов сведения о расходах (фонде оплаты труда, ремонте оборудования и т. д.), рассчитывая показатель для следующего года.
Если же данные присылают менее 50% действующих на рынке компаний, чиновники индексируют тариф на уровень инфляции. При этом цены на ТО не могут быть ниже 913 ₽ для легковых машин, 321 ₽ для мотоциклов, 1,56−1,88 тыс. руб. для автобусов, 0,9−1,96 тыс. руб. для грузовиков.
Утвердить тарифы необходимо не позднее 20 декабря, сказано в приказе ФАС
Проведенный анализ опубликованных документов по 45 регионам показывает, что в среднем цены вырастут на 57% для ТО самой массовой категории (легковые машины), при этом большинство регионов подняли тариф до 913 ₽.
Такой единодушный результат в каждом субъекте объясняют по-разному.
В Севастополе (старая цена — 559 ₽) из расчетов операторов выходила цена ниже, чем минимум ФАС, пояснил, например, глава региона Михаил Развожаев.
Московские власти выбрали тариф 913 ₽ для легковых автомобилей (цена 720 ₽ не менялась с 2012 года) «в интересах граждан», заявили в столичном департаменте экономики, фактическая инфляция за десять лет составила 76%, но цены поднимаются на 22%.
С декабря 2021 года, напомним, техосмотр является обязательным для грузовиков, автобусов и такси. Владельцы легковых автомобилей должны подтвердить пройденный ТО при перерегистрации машины старше четырех лет в ГИБДД или при внесении изменений в конструкцию автомобиля.
Среди регионов, где тарифы для легковых машин вырастут значительнее всего, — Орловская (в 3 раза), Омская (в 2,4 раза), Оренбургская (в 1,9 раза) области, Хакасия (в 2 раза). Меньше всего цены поднимут в Приморском крае (на 3,9%) и Мурманской области (на 6%).
Самый дорогой тариф ТО планируется установить в Санкт-Петербурге — 1,54 тыс. руб.: в пятницу это решение еще не было утверждено, однако власти анонсировали намерение старую цену 881 ₽ проиндексировать на 75,2%.
Сахалинская область поднимает тарифы с 1,11−1,2 тыс. до 1,2−1,32 тыс. руб. (в зависимости от тарифной зоны), Камчатский край — с 840 ₽ до 1,33 тыс. руб. Подмосковье и Татарстан еще в конце прошлой недели не имели утвержденных тарифов, но ранее заявили о планах их пересмотреть (с 710 ₽ и 510 ₽ соответственно до 913 ₽).
В подмосковном комитете по тарифам пообещали, что утвердят цены 20 декабря. В комитете по регулированию тарифов Саратовской области пообещали, что постановление губернатора с ценами выйдет на этой неделе.
В Ростовской области цены определят к концу года, сообщили в региональной службе по тарифам, но конкретных цифр не назвали, отметив лишь, что «размер платы немного увеличится».
По ряду регионов не удалось найти подтвержденных данных о планах пересмотра тарифов, например по Чечне, Адыгее, Северной Осетии, Башкирии, Воронежской области. В правительстве Крыма заявили, что пока не планируют повышение цен.
Власти обсуждают этот вопрос с ФАС с учетом тяжелого положения перевозчиков в связи с изношенностью подвижного состава и повышением цен на топливо, запчасти и комплектующие.
Чиновникам собрать необходимые данные с операторов будет сложно: у некоторых компаний даже бухгалтера своего нет, заявил глава Гильдии операторов ТО при Московской торгово-промышленной палате Игорь Волчек.
Власти Ленинградской области, к примеру, собрали сведения лишь с 32% компаний. «Но мы все же посчитали, что с учетом инфляции тариф в Москве должен был подняться до 1,33 тыс. руб. И это минимум, который позволил бы бизнесу хоть как-то существовать, — говорит господин Волчек.— А 913 ₽— ни о чем.
Для других регионов такой тариф, возможно, и подходит, но непонятно, почему в Москве он меньше, чем в Санкт-Петербурге».
В регионах, где тариф увеличился меньше, чем показатель инфляции, власти просто не захотели считать, говорит глава союза «Техэксперт» Сергей Зайцев. Регионы списали тарифы с минимумов ФАС, даже не попытавшись учесть инфляцию, а уж тем более собрать данные с операторов, соглашается руководитель пункта техосмотра в Красноярском крае (оператор ООО «Марс») Иван Кекин.
В ФАС заявили, что собираются проанализировать новые тарифы в регионах после их окончательного утверждения. Там отметили, что ранее, после вступления в силу методики, разъясняли документ субъектам федерации.
Вашему личному автомобилю больше не нужен техосмотр, в том числе и для покупки ОСАГО. Или все-таки нужен? Давайте посмотрим, в каких ситуациях диагностическая карта все же потребуется.
Изменения в законы о техосмотре и о госрегистрации автомобилей вступили в силу с 30 декабря 2021 года. Они избавили более 50 млн автовладельцев от обязанности проходить техосмотр, исключив из перечня автомашин, для которых он обязательно нужен, машины и мотоциклы физлиц, которые они используют исключительно в личных целях. Например, для поездки на дачу, работу, в магазин или в путешествие. Во втором документе прописали, когда их владельцам придется провести своему транспорту обязательный ТО.
Когда ТО обязателен
В отличие от личного транспорта, для такси, служебных машин, автобусов и грузовиков техосмотр остался обязательным. Для личных легковушек, мотоциклов и других машин проведение ТО обязательно потребуется в трех случаях:
- если автомобиль используется в служебных целях, для перевозки пассажиров или он зарегистрирован в такси;
- если собираетесь поставить машину или мотоцикл на учет или у транспорта изменился владелец;
- если в машину внесли конструктивные изменения.
Как объяснили в ГИБДД, периодичность техосмотра будет зависеть от года выпуска автомобиля и от целей эксплуатации. Например, если использовать в служебных целях личный транспорт старше десяти лет, техосмотр его нужно проходить ежегодно. Если он используется в качестве такси или для перевозки пассажиров, например, на экскурсионных маршрутах, то возрастной ценз снижается — машины до пяти лет нужно отправлять на ТО ежегодно, а старше пяти лет — раз в полгода.
Если купили б/у автомобиль и нужно его перерегистрировать в ГИБДД, с техосмотром стоит поторопиться. На регистрацию по закону отводится десять дней с даты покупки машины, чтобы не платить штраф в размере 1 500—2 000 рублей за нарушение правил регистрации. Вышеупомянутые изменения в законодательство предусматривают, что если авто старше четырех лет (учитывая год изготовления), то к традиционному пакету документов (паспорт собственника, заявление, договор купли-продажи, полис ОСАГО, квитанция об оплате госпошлин) нужно добавить и диагностическую карту о прохождении техосмотра. Для машин до четырех лет этого требования нет.
Обязательно потребуется ТО для регистрации изменений в конструкции автомобиля в ГИБДД. Причем в этом случае возраст машины значения не имеет. Впрочем, при установке допоборудования и раньше автовладельцу требовалось получить заключение специалистов о безопасности внесенных изменений.
Требования относятся ко всем автомашинам физлиц, за исключением прицепов с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонны (категории О1 и О2).
ТО для оформления страхового случая
Еще одна ситуация, когда вам может потребоваться диагностическая карта техосмотра, — это страховой случай. Конечно, никто не станет обязывать вас ее предоставить, ведь с середины прошлого года техосмотр не нужен для покупки полиса ОСАГО. Но если страховой случай произошел по вашей вине и страховщики подозревают, что его причиной стала неисправность автомобиля, то диагностическая карта станет весомым аргументом в вашу пользу в споре со страховщиком. По закону, если у виновника ДТП нет документа о прохождении техосмотра, страховщик, выплатив компенсацию пострадавшему, может предъявить к вам регрессивные требования, то есть потребовать вернуть деньги, потраченные на выплату второму участнику аварии.
После ДТП доказать, что авария случилась именно по вине неисправности вашей машины, будет непросто, особенно если она серьезно пострадала. А проводить техосмотр и вовсе абсурдно. Если же у вас была действующая диагностическая карта, то она избавит вас от долгих и неприятных споров со страховщиком. Тем более что техосмотр — это еще и уверенность, что ваша машина не причинит вред на дороге в первую очередь вам самим из-за неисправностей.
Что будет со штрафами
Если у вас личный автомобиль и нужды в проведении техосмотра нет, то и штрафы за отсутствие диагностической карты, которые планировалось ввести с марта 2022 года, вам не страшны.
Однако не стоит забывать, что принятые в конце 2021 года изменения ужесточают наказание за агрессивное и опасное вождение на дорогах. С 10 января 2022 года вступили в законную силу принятые Госдумой изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ. Первый дополнен статьей 264.2 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию и лишенным права управления транспортными средствами». В ГИБДД разъяснили, что уголовная ответственность грозит автомобилистам, которых по Админкодексу уже лишали прав управления автомобилем за повторное превышение скорости или выезд на полосу встречного движения. Причем уголовная ответственность наступит независимо от того, какое правонарушение на этот раз совершил «гонщик» — превышение скорости движения более чем на 60 км/ч или выезд на встречную полосу движения. Максимальное наказание в первом случае — лишение свободы сроком до двух лет, во втором — до трех лет.
Правда, зафиксировать нарушение должен обязательно сотрудник полиции. Фото и видеоматериалы с дорожных камер для применения статьи 264.2 УК РФ не подойдут.
, ,
(центральный офис)
+7 (495) 956-82-83
+7 (495) 787-92-92
1. Если иное не установлено федеральными законами, транспортные средства подлежат техническому осмотру со следующей периодичностью:
1) каждые двадцать четыре месяца в отношении следующих транспортных средств, с года изготовления которых прошло от четырех до десяти лет, включая год их изготовления, указанный в паспорте транспортного средства и (или) свидетельстве о регистрации транспортного средства (далее — год изготовления):
а) легковые автомобили;
б) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
в) прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в части 4 статьи 32 настоящего Федерального закона;
г) мототранспортные средства;
2) каждые двенадцать месяцев в отношении транспортных средств, указанных в пункте 1 настоящей части, с года изготовления которых прошло более десяти лет;
3) каждые двенадцать месяцев в отношении следующих транспортных средств, с года изготовления которых прошло не более пяти лет:
а) легковые такси;
в) грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более восьми (за исключением места для водителя);
4) каждые шесть месяцев в отношении транспортных средств, указанных в пункте 3 настоящей части, с года изготовления которых прошло более пяти лет;
5) каждые шесть месяцев в отношении специализированных транспортных средств и прицепов к ним, предназначенных и оборудованных для перевозок опасных грузов;
6) каждые двенадцать месяцев в отношении следующих транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 3 и 5 настоящей части):
а) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет более трех тонн пятисот килограмм;
б) транспортные средства, оборудованные в соответствии с законодательством Российской Федерации устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
в) транспортные средства, предназначенные для обучения управлению транспортными средствами.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Не требуется проведение технического осмотра в первые четыре года, включая год изготовления, в отношении следующих транспортных средств (за исключением транспортных средств, указанных в пунктах 3, 5 и 6 части 1 настоящей статьи):
(в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 131-ФЗ, от 01.04.2020 N 98-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
1) легковые автомобили;
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 131-ФЗ)
2) грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограмм;
3) прицепы и полуприцепы, за исключением транспортных средств, указанных в части 4 статьи 32 настоящего Федерального закона;
4) мототранспортные средства.
3. Сроки, установленные пунктами 3, 5 и 6 части 1 настоящей статьи, исчисляются со дня проведения первого технического осмотра, который проводится до заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в году, следующем за годом изготовления транспортных средств, указанных в данных пунктах.
(в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 N 131-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
4. Первый технический осмотр транспортных средств, указанных в части 2 настоящей статьи, проводится до заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Сроки действия диагностических карт, выданных до 11.06.2021, исчисляются с учетом периодичности технического осмотра, установленной данной статьей (в ред. от 11.06.2021 N 170-ФЗ), независимо от сроков действия, указанных в таких диагностических картах.
5. Владелец транспортного средства обязан представить его для проведения технического осмотра в течение срока действия диагностической карты.
(часть 5 в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 130-ФЗ)
6. Владелец транспортного средства по своему желанию, в том числе при необходимости выезда за пределы Российской Федерации, вправе обращаться за проведением технического осмотра в более короткие сроки, чем сроки, установленные частями 1 и 4 настоящей статьи.
7. Легковые автомобили и мототранспортные средства, принадлежащие на праве собственности физическим лицам и используемые ими исключительно в личных целях, не связанных с иной деятельностью, в том числе с предоставлением услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, осуществлением перевозок пассажиров, использованием личного транспорта в служебных целях, не подлежат техническому осмотру, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также актами, составляющими право Евразийского экономического союза, по вопросу проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию.
(часть 7 введена Федеральным законом от 30.12.2021 N 494-ФЗ)
8. Если в отношении транспортного средства проведена проверка технического состояния в форме технического осмотра и выдана диагностическая карта, содержащая заключение о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, проверка технического состояния данного транспортного средства в форме государственного контроля (надзора) за безопасностью дорожного движения не проводится, за исключением случаев визуального обнаружения признаков наличия у него технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения.
(часть 8 введена Федеральным законом от 30.12.2021 N 494-ФЗ)
9. Владельцы транспортных средств, указанных в части 7 настоящей статьи, вправе обращаться за проведением технического осмотра по своему желанию.
(часть 9 введена Федеральным законом от 30.12.2021 N 494-ФЗ)
1 сентября в России в очередной раз изменили правила проведения техосмотра автомобилей. Пусть не кардинально, но стоит отметить, что процесс, стартовавший еще в 2011 году, никак не обретет законченный вид (тогда власти решили пересмотреть скомпрометировавшую себя коррупционную систему). В текущем году сентябрьские новшества не стали первыми и, как ожидается, не станут последними в череде корректировок правил прохождения ТО.
В начале лета 2022 года вступил в силу приказ Министерства транспорта, упростивший требования к производственно-технической базе операторов технического осмотра — их годом ранее очень сильно ужесточили, а теперь дали в некоторой степени «обратный ход».
С 1 сентября же, согласно постановлению правительства, сократили количество обязательных параметров для контроля при проведении техосмотра — с 82 до 55. Эта инициатива была совместно выдвинута Минтрансом и МВД РФ с целью «упрощения процедуры ТО и снижения нагрузки на бизнес».
При этом очередные шаги реформы прописаны в дорожной карте, утвержденной весной в правительстве по реформированию системы ТО в 2022–2023 годах. Так, на конец этого года запланировано появление новой методики по определению стоимости услуги: цена, как нам обещают, останется щадящей, но при этом будет учитывать и расходы операторов пунктов техосмотра. А к 2023 году контроль за системой проведения ТО должны передать государственной структуре — Росаккредитации.
Пока же попробуем разобраться, что же новое обозначилось в процессе получения диагностической карты с 1 сентября.
Кому нужно проходить техосмотр
Многие автомобилисты до сих пор не понимают, кому сегодня нужно проходить техосмотр, а кто от этой «почетной обязанности» освобожден. Поэтому напоминаю: с 2022 года освободили от прохождения ТО все автомобили, принадлежащие физическим лицам, если эти машины не используются для коммерческой деятельности. Причем действует это правило вне зависимости от возраста авто.
Но если владелец использует машину в коммерческой деятельности (например, в такси или при работе курьером), то придется диагностическую карту получать. Кроме того, она понадобится при смене собственника и любой перерегистрации машины в ГИБДД (здесь с оговоркой: если она старше четырех лет). Также техосмотр придется проходить в случае внесения изменений в конструкцию автомобиля: например, после установки газобаллонного оборудования. А еще диагностическая карта потребуется на машину старше пяти лет при въезде в некоторые страны — например, в Латвию. Впрочем, последнее сейчас, кажется, не очень-то актуальным.
Регламент проведения техосмотра в нашей стране развивался, можно сказать, волнообразно. Всего 12 лет назад в списке было свыше 1 тыс. пунктов, по которым оценивали исправность авто. Позже их количество резко урезали, затем снова увеличили, но уже не до столь высоких показателей. Так, до 1 сентября 2022 года их было 82, а после стало на 27 пунктов меньше — например, убрали некоторые дублирующие друг друга параграфы. Правда, сделали это как-то формально. Судите сами.
Например, теперь во время ТО не будут проверять наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки. Конечно, на техническое состояние авто эти предметы не влияют, но по Правилам дорожного движения они обязательно должны быть в автомобиле. За их отсутствие положен даже штраф в размере 500 рублей (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ).
Еще один пункт либерализации — теперь операторы не будут придираться к разным подтекам и каплепадению жидкостей в районе двигателя, коробки передач и т.д. Не будет придаваться теперь какое-то значение, если на машине появились небольшие очаги коррозии.
Также из списка обязательных процедур пропала инструментальная проверка уровня шума выхлопной системы. Для замера этого показателя нужно было закупать довольно дорогостоящее оборудование. Теперь же — не нужно. Но пройти техосмотр, например, вовсе без глушителя или с нештатной выпускной системой все же не получится — это запрещают оставшиеся в списке пункты.
Многие же специалисты рекомендовали вычеркнуть пункт об устройствах, которые «ограничивают обзорность с места водителя». К их числу, например, относятся крепления для мобильных телефонов, видеорегистраторы, транспондеры для проезда по платным дорогам. В новом перечне этот пункт остался, и, чтобы избежать лишних проблем при проверке, лучше эти приборы предварительно снять перед ТО. Считаю, если грамотно их установить, то обзору они практически не мешают, даже наоборот — способствуют повышению безопасности.
Аналогичная проблема наблюдается с установкой крепления для перевозки велосипедов или багажного кофра даже на штатные рейлинги. По уже, откровенно говоря, устаревшим правилам они приравниваются к категории «внесение изменений в конструкцию», поэтому ТО с ними не пройти без спецпроцедуры.
Без изменений остались разделы, касающиеся проверки, например, тормозной и рулевой систем, правильной регулировки света фар. Так что первосентябрьские новшества в ТО можно смело квалифицировать как незначительные и непринципиальные. На мой взгляд, шума было больше, чем дела. А действительно серьезные изменения стоит ждать позднее.
Помимо корректировок в порядке проведения техосмотра, нынешней осенью планируется появление новой методики по расчету стоимости ТО. Над этим документом уже не первый год работают сотрудники Федеральной антимонопольной службы. Действующий вариант был придуман больше десяти лет назад уже несуществующей Федеральной службой по тарифам. Операторы пунктов техосмотра давно жалуются на слишком низкие тарифы.
Дело в том, что техосмотр считается государственной услугой, а стоимость устанавливают региональные власти, причем, судя по всему, делают они это раз и словно навсегда — в некоторых регионах цены не индексировали по десять лет и более. К примеру, в Москве оформление карты официально не может стоить дороже 720 рублей, в Московской области — 710 рублей, в Орловской — 300 рублей, а в Ненецком АО — 1,1 тыс. рублей. В среднем по стране прохождение ТО оценивается в 500 рублей, что не покрывает растущие расходы операторов на аренду помещений, закупку оборудования и его обслуживание, зарплату специалистам и т.д. Операторы уже не раз просили привязать цену к стоимости нормо-часа на СТО: в Москве, к примеру, это около 2,5–3 тыс. рублей. А по регламенту длительность проведения техосмотра одной легковой машины составляет полчаса. Считайте сами.
Сейчас же сообщается, что в ФАС разработали проект новой методики, которая, как обещают, позволит скорректировать цены хотя бы с учетом инфляции. Если же методика вступит в силу этой осенью, то, по оценкам специалистов, тарифы на ТО вырастут на 70% — регионы смогут проиндексировать тарифы на уровень инфляции за все годы, когда стоимость услуги не менялась. Со следующего же года методика заработает в полную силу и позволит при определении цен учитывать все затраты операторов.
Верхний размер платы каждый регион будет устанавливать самостоятельно с учетом множества параметров, включая затраты самих пунктов ТО и уровень доходов населения. При этом местные власти смогут рассчитывать предельные тарифы на техосмотр на основании методики только с 2023 года. Тут важно выдержать баланс между желанием операторов хоть что-то заработать на проведении техосмотра и платежеспособностью местных автомобилистов. Слишком высокие цены водители просто не потянут, и тогда стоит ожидать, что в ход снова массово пойдут липовые диагностические карты, как это было до начала реформирования системы в 2011 году.
Сейчас методика находится на регистрации в Минюсте; документ должен вступить в силу через десять дней со дня его опубликования. Кроме того, корректировку цен ТО должны еще одобрить региональные власти. Так что ждем.
Нужно ли возить с собой карту ТО
В Правилах дорожного движения определен список документов, которые водитель обязан иметь при себе. Так вот, диагностическую карту с результатами техосмотра возить с собой не надо. Российский госавтоинспектор проверит информацию о наличии или отсутствии карты с помощью планшета. При этом за отсутствие техосмотра в принципе, если он необходим, водителю грозит штраф — 2 тыс. рублей.
После всего этого ожидается еще один этап реформы техосмотра — передача контроля за операторами ТО в Федеральную службу по аккредитации (Росаккредитацию). После того как система техосмотра больше десяти лет пробыла «под крылом» Российского союза автостраховщиков, вдруг выяснилось, что для страхового сообщества — это «непрофильная деятельность».
Законопроект о передаче разработал сенатор Андрей Кутепов — его работу сразу же раскритиковали со всех сторон, но, видимо, для Росаккредитации это все-таки более «профильная деятельность». В ведомстве демонстрируют оптимизм и готовность возложить на себя новые обязанности, причем без существенного увеличения штата (во что мне, честно говоря, верится с трудом). У Росаккредитации совместно с МВД РФ уже разработан и дальнейший план реформы на ближайшие два года: например, обещают цифровизировать все процедуры и не увеличивать размер платы на аккредитацию операторов (сегодня это 49 тыс. рублей). Сейчас вопрос времени по передаче полномочий рассматривается в аппарате правительства — с учетом поступивших предложений от органов исполнительной власти.
Параллельно с этим МВД собирается модернизировать за 35 млн рублей Единую информационную систему техосмотра (ЕАИСТО), куда загружаются данные со всех пунктов ТО и где формируются электронные диагностические карты. Кажется, к работе именно этого софта всегда было больше всего претензий.
На мой взгляд, передача системы никаких ощутимых изменений не принесет. В любом случае по Правилам дорожного движения ответственность за техническое состояние автомобиля несет только водитель, а не некая проверяющая организация. Так, мораторий на проведение техосмотра действовал весь прошлый год (в связи с борьбой с последствиями коронавируса), а с этого года ТО и вовсе отменили для частных машин. И что же, оправдались ли увещевания некоторых о том, что число аварий увеличится, так как за машинами станут хуже следить, или на трассы и вовсе выйдут развалюхи? Нет, аварийность, как назло, снижается.
Как все начиналось
Если коротко по истории появления системы техосмотра в нашей стране, то в 1970-е годы прошлого века, когда началась массовая автомобилизация, она вовсе отсутствовала в стране. Каждый автовладелец обслуживал свою машину самостоятельно, как мог. Чтобы хоть как-то контролировать состояние автопарка, в МВД и придумали систему ТО.
По мне, так и дальше стоило бы сократить количество машин, для которых ТО обязателен. Оставить в списке разве что общественный транспорт и машины, которые перевозят опасные грузы. В остальных случаях за состоянием авто, как прописано в ПДД, пусть следят сами водители. Другой вариант: доверить проведение техосмотра СТО — приехал на техобслуживание, а заодно еще соответствующую пометку о прохождении техосмотра получил. Так, может, и число желающих пройти это самое техобслуживание вырастет, а значит, и в целом состояние нашего автопарка улучшится — оно ведь зависит как раз от качественного технического обслуживания, а не от технического осмотра.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Цитирование разрешено со ссылкой на tass.ru