Топливо на АЗС вряд ли подешевеет. Но прожорливость машины реально сократить без применения нанотехнологий. ЗР объясняет, как именно.
«Расход топлива при эксплуатации автомобиля имеет личностную составляющую» Из умной книжки в библиотеке
Купив автомобиль, люди начинают экономить топливо. Это немного странно, не правда ли? Ведь для того, чтобы сэкономить топливо (или на топливе), автомобиль правильнее было бы продать.
На сегодняшний день главным резервом по снижению расхода топлива автомобилем является повышение мощности его двигателя.
Материалы по теме
Необычно звучит, правда? Ведь любой блогер знает, что чем меньше «лошадей», тем экономичнее машина. Но он потому и блогер, а не профессор, что умных книжек не читал и не писал – он развлекает совсем другую аудиторию.
Как мощность способствует экономичности? Вновь отсылаю к упомянутой книжке, а здесь вкратце процитирую ее авторов. Если автомобиль движется равномерно, то при прочих равных условиях любое совершенствование рабочего процесса в ДВС (повышение степени сжатия, увеличение числа клапанов и т.п.) приведет к повышению эффективной мощности – машина начнет разгоняться. Для сохранения равномерного движения придется уменьшить подачу топлива и, соответственно, снизить его расход.
Примеров из истории довольно много. Дефорсированные Волги, как и Москвичи, во все советские времена были прожорливее своих «мощных» коллег. А современный шведо-китаец Вольво S90 с мотором в 249 л.с. потребляет горючки вдвое меньше, чем та же Волга, мотор которой в два с лишним раза слабее (90 л.с.).
Итак, самое мощное и самое эффективное средство для снижения прожорливости машины – это изменение стиля езды. Взгляните еще раз на эпиграф – он как раз об этом. Большинство водителей искренно не понимают, как вообще можно двигаться на машине плавно, без кикдаунов и торможений «в дым».
– Незачем покупать мощную машину, чтобы тащиться вместе со всеми! – учил меня жизни один высокопосаженный добрый человек. – Не хочешь нормально ездить – пересаживайся на Оку!
Спорить на эти темы мне неинтересно. Впрочем, обладатели бюджетных машинок, в свою очередь, зачастую тоже хотят что-то «доказать» обладателям более престижных моделей. Дескать, это я только снаружи Логан или Ларгус, а вот сейчас как выкручу мотор на светофоре, и как «сделаю» всех! Догадывается ли Ауди в соседнем ряду, что ее кто-то «сделал», таким гонщикам неведомо.
Если хотя бы часть поездки происходит в подобных режимах, то ни свечи, ни масла, ни моющие бензины не сэкономят вам ничего.
Ладно, каждому – свое. Но главный резерв по части экономии – здесь: основная энергия тратится как раз для придания массе ускорения. И расход топлива на одном и том же автомобиле в схожих условиях легко может отличаться на десятки и даже на сотни процентов! Тем, кто не хочет с этим соглашаться, нет никакого смысла искать иные пути экономии, подбирая моторные масла, свечи или шины. Там эффект если и будет, то совсем микроскопический по сравнению с упомянутыми потерями. Однако же вспомним и эти способы:
- заправлять топливо с улучшенными моющими свойствами;
- применять сверхмаловязкие масла типа 0W-16;
- поиграть со свечами зажигания;
- не ездить с загрязненными фильтрами;
- чуть поднять давление в шинах, если основная езда – по асфальту;
- не ездить без необходимости с багажником на крыше и прочими «ухудшателями» аэродинамики (а также не возить с собой ненужное барахло).
Отдельная тема – переход на газ. Сторонников у такого топлива довольно много, но я к ним не отношусь. Если бы такие автомобили повсеместно сходили с конвейера, а метановые заправки встречались с той же частотой, что и бензиновые, тогда можно было бы порассуждать. Но сегодня перевод машины на газ – это тюнинг, и не более того. К тому же отбить затраты на переделку смогут только те, кто реально много ездит. Впрочем, сегодня газовые вопросы опять всплыли на поверхность – посмотрим, надолго ли.
Другая «общечеловеческая» тема, о которой часто вспоминают читатели – это пробки. Дескать, выстраивайте маршруты так, чтобы не торчать в заторах, и будет вам счастье. Тут возразить, конечно же, нечего: ведь расход топлива на автомобиле, воняющем на одном месте, равен бесконечности.
Каким чудом можно просачиваться мимо любых пробок, мне неизвестно. Я бы сформулировал читательскую мысль иначе: если на трамвае проще, то и поезжай на трамвае. Сам именно так и делаю.
К моему большому сожалению, все технические способы сэкономить на заправке сегодня начисто проигрывают организационным ухищрениям типа «трамвай вместо машины». И это вполне понятно: какой смысл выискивать какие-то энергосберегающие масла, если средняя скорость современной машины редко превышает 20 км/ч, а энергия из бензобака утекает в мировое пространство?
1. Московкин В.В., Дзоценидзе Т.Д., Шкель А.С.,. Козловская М.А, Семикин С.Н. «Тягово-скоростные характеристики и топливная экономичность автомобиля». ЗАО «Металлургиздат», 2012 г.
2. Колодочкин М.В., Шабанов А.Ю. «Автомобиль и экономия». «Живое время», 2011 г.
Еще 30 лет назад сжигание бензина автомобилистами происходило абсолютно без малейших раздумий, а в 2021 году экономичность вышла на первый план. Конечно, не у каждого человека есть возможность приобрести электрическое транспортное средство или гибрид. Именно по этой причине стоит тщательно рассмотреть, как уменьшить расход топлива двигателя, что от этого получит каждый водитель и почему это продлит срок службы всего транспортного средства.
- Правильный подбор топлива и масел
- Выбираем колеса
- Советы по эксплуатации автомобиля
- Особенности экономной езды
- Финансовый вопрос
- Полезные советы
- Двигатель и его системы
- Трансмиссия
- Ходовая часть и рулевое управление
- Тормозная система
- Перегруз и аэродинамика
- Что еще?
- ДРОВА ВМЕСТО БЕНЗИНА
- Конструкция автомобиля
- Аэродинамическое сопротивление
- Коробка передач
- Стиль вождения
- Экономия ресурсов и дополнительные сервисы
- Использование объективных условий
- Что не работает на экономию бензина
- Как узнать точный расход бензина
- Чтобы уточнить расход, я проехал на Мини Джон Купер Воркс 2226 км и залил 197,7 л
- Почему повышается расход топлива и как это исправить
- Другие работающие способы экономии топлива
- Способы купить топливо дешевле
Правильный подбор топлива и масел
Главными причинами перерасхода топлива является неправильный подбор моторных масел и используемого топлива. Дизель или бензин, заливаемый в бак автомобиля, не соответствующий действующим нормам способен на целых 20% повысить расход топлива.
Для того, чтобы снизить расход топлива, необходимо правильно подобрать моторное масло для своего автомобиля. Дело в том, что плохое топливо существенно нарушает процесс сгорания воздушно-топливной смеси. Говоря про масло, стоит сказать, что его вязкость должна полностью соответствовать требованиям производителя конкретной машины. Высокий уровень вязкости предполагает увеличение расхода топлива в среднем на 10%. Производители всего мира на специальных стендах проводят многочисленные испытания для создания оптимального масла, поэтому не стоит пренебрегать многомилионными затратами сил и средств гениев автомобильной отрасли.
Выбираем колеса
Следующим в списке решения проблемы как уменьшить расход топлива в авто, идут колеса, при покупке которых стоит обратить свое внимание на следующие моменты. На потребление горючего существенно влияет такой показатель как сила сопротивления качению колес, зависящая от уровня давления в покрышках. Для экономии следует шины немного перекачивать. Правда, в этом случае комфорт движения понижается, ведь амортизация жесткого колеса снижается, да и уровень сцепления с дорогой ухудшается.
Кроме того, при выборе резины надо обращать на материал, из которого она сделана. Более «дубовые» модели лучше, ведь они хуже сминаются, что повторяет эффект перекачанных колес.
Правильно выбрать резину, чтобы сэкономить расход топлива, означает обратить внимание и на рисунок протектора. Чем зубастее покрышка, тем сложнее ей катиться по дороге и тем выше расход горючего. При этом не надо забывать и ширине покрышки. Чем уже она, тем меньше автомобиль потратит топлива на движение.
Затем, когда наступает необходимость воспользоваться старыми знаками, собственник пишет об этом заявление и ставит новую машину с этими ГРЗ на учет.
И не надо забывать про радиус покрышки, ведь увеличение этого параметра приводит к возрастанию расхода бензина или дизеля. Но при движении по трассе этот показатель меньше сказывается на расходе, а вот при езде по загородным дорогам радиус колеса осушает бак транспортного средства быстрее.
Советы по эксплуатации автомобиля
Говоря о ежедневной эксплуатации, можно долго говорить о многочисленных уловках, правилах вождения, помогающих ответить на вопрос как уменьшить расход топлива, бензина.
Так зимой расход топлива существенно выше, чем в летний период, что вполне нормально, ведь актуальны постоянные прогревы двигателя, частое движение на более низких скоростях. К этому надо просто привыкнуть и постараться просто выбирать размеренный режим вождения. Не стоит постоянно «шлифовать» резиной по ледяному асфальту, когда вращения много, движения мало, а горючее вылетает в выхлопную трубу очень быстро.
Зачастую водители, особенно с малым опытом вождения, пренебрегают периодической проверкой технического состояния автомобиля, не говоря уже о «горящих» значках «Чек», «Неисправность двигателя». Даже выход из строя датчика расхода воздуха приводит к образованию плохой топливно-воздушной смеси. В итоге, мощность машины падает, ускорений и подрывов не происходит при резком нажатии на педаль акселератора, а бензин быстро улетучивается из бака. Специалисты в один голос настоятельно рекомендуют периодически заезжать на автосервис для выполнения компьютерной диагностики, способной уже на начальном этапе выявить ряд проблем, способных существенно влиять на расход топлива. При этом стоит записывать номера выявленных ошибок, чтобы впоследствии систематизировать их и быстро определять неисправный узел или деталь. Если ошибка новая, то стоит сразу ее расшифровать, дабы точно узнать, что плохое случилось с любимым «боливаром».
Особенности экономной езды
Манера езды очень сильно влияет на состояние автомобиля и расход топлива. Следует ездить спокойно, неторопливо, равномерно и вы будете экономить кучу денег на топливе. Те, кто любит резкие старты и торможения с визгом покрышек по асфальту гораздо чаще будет заезжать на заправку и потратят соответственно больше денег. Чтобы полностью осознать, как сэкономить расход топлива, надо не соблюдать следующие советы при вождении:
- Движение на повышенных оборотах и постоянные старт-стопы в городских пробках увеличивает расход горючего на 20%, поэтому старайтесь выбирать скорость движения, соответствующую движению потока.
- Постоянно пользуясь музыкой, дополнительными электроприборами (видеорегистраторами, рада-детекторами, дополнительными вентиляторами), обогревом стекол и зеркал, можно на 15% ускорить опустошение бака, поэтому попробуйте спокойно оценить, чем можно не пользоваться в пути, не снижая, конечно, безопасности вождения. Ведь замерзшие стекла могут быстро привести к аварии.
- Для машин с АКПП лучше всего выбирать такую скорость, когда обороты минимальные на конкретной передаче, а не на предельной отметке. Такую ошибку часто делают начинающие автомобилисты, когда держат высокие обороты машины, не давая ей переключиться на повышенную передачу. Совсем чуточку поддайте газа, машина переключится на более высокую передачу, снизит обороты двигателя и станет потреблять меньше горючего.
- Для экономной езды по трассе лучше всего будет пристроиться за фурой. Суть метода заключается в том, что автомобиль двигается по трассе за крупногабаритным транспортным средством, на расстоянии 2-5 метров. Из-за этого авто практически не встречает сопротивления воздуха, и вы экономите много топлива; кроме того, вы подстраиваетесь под плавную скорость грузовика, движетесь без ускорений и торможений.
- Езда с закрытыми окнами. Открытые окна сильно ухудшают аэродинамику. Для преодоления сопротивления воздуха требуется больший расход топлива. При движении на большой скорости лучше включить кондиционер — расход топлива будет меньше.
- Очень часто водители пренебрегают рекомендациями заводов-изготовителей, усаживая на 5 посадочных мест гораздо больше пассажиров или укладывая в багажник весь доход с собственного огорода. Итог – перегруз машины, когда она начинает гораздо быстрее «кушать» топливо.
Финансовый вопрос
Казалось бы, если очень беспокоит расход топлива, то может стоит подумать и вовсе о продаже своей «любимцы», но это кардинальное решение. Такой ход позволит сохранять в семейном бюджете несколько десятков тысяч рублей ежемесячно. Если такой выход просто немыслим для человека, то просто надо попробовать выполнить хотя бы несколько советов, приведенных выше. Результат приятно удивит, ведь каждый пункт позволяет проехать несколько десятков дополнительных километров на одной заправке. В среднем расход топлива можно сократить на 20%, а если дополнительно заранее продумать свой маршрут движения, исключающий пробки и вынужденные старт-стопы, то результат может возрасти до 25-30%.
Полезные советы
Из всего вышеизложенного можно сделать несколько главных выводов, помогающих понять, например, как уменьшить расход топлива на автомате, но они отлично подойдут и для машин на механической коробке:
- Выберите спокойную, равномерную манеру вождения, исключающую резкие торможения и необдуманные старты со светофоров.
- Периодически выполняйте очистку топливной системы при помощи специальных состав, которых на рынке сегодня бесчисленное множество.
- Возьмите за правило, особенно на машинах с пробегом за 100.000 км, использование специальных присадок, снижающих трение в двигателе, создающих прочные пленки на поверхности цилиндров. В результате, не только снизится потеря мощности на трение, но и существенно продлится срок службы двигателя.
- Попробуйте после посещения заправки нового производителя топлива заметить, сколько проехали километров. После сравнения выберите именно ту компанию, где результат расхода топлива был минимальным, при этом придется сохранить на несколько недель стиль вождения, маршрут, чтобы результат получился максимально точным и объективным, без малейших погрешностей от вынужденных изменений от поставленной цели.
Для этого нужно прежде всего разобраться с тем, почему двигатель стал поджирать бензин.
Когда визиты на АЗС становятся подозрительно частыми, невольно начинаешь прикидывать: с чего бы вдруг? Ничего не поменялось – ни погода, ни маршруты, а расход явно вырос. Можно, конечно, съездить на сервис, но там на радостях такого порасскажут, что никакой зарплаты не хватит. Нет, предварительную диагностику лучше провести самому. Да и на сервисе будет легче беседовать.
Двигатель и его системы
Механическая часть мотора подбрасывает нам две основные проблемы, увеличивающие расход горючего, – низкую компрессию в цилиндрах и нарушенные фазы газораспределения.
Двигатель с низкой компрессией неэффективно сжигает топливо, а потому требует его много. Компрессию нужно померить – тут диагностика простая.
С фазами газораспределения чуть сложнее: правильность их установки оценивают по меткам, число и расположение которых зависят от типа двигателя. На современных моторах при сбитых метках обычно загорается индикатор Check Engine.
Система питания увеличивает топливный аппетит, как правило, вследствие загрязнения топливного или воздушного фильтра. Тут всё ясно: надо оценить их состояние и при необходимости заменить.
Другая возможная причина прожорливости связана с недостаточным давлением, которое создает бензонасос. Его нужно измерить манометром, после чего принять решение о дальнейших действиях. Ориентировочно давление составляет около 3,5 бар на современных автомобилях с распределенным впрыском топлива и около 3 бар на более старых моделях.
За экономию на замене свечей приходится расплачиваться на бензоколонке.
Наконец, виноватыми могут быть грязные топливные форсунки – такие не обеспечат правильного факела распыла топлива. Можно попробовать очиститель топливной системы, заливаемый в бак при заправке, но лучше всего промыть их на специализированном сервисе.
Система управления двигателем – это вообще Клондайк по части всевозможных неисправностей, повышающих расход топлива. Любой датчик, начинающий дурить, тут же увеличивает прожорливость мотора. Облегчает диагностику загорание индикатора Check Engine.
Проверить, что произошло, можно с помощью диагностического адаптера ELM327 и смартфона с приложением. Отметим и необходимость своевременной замены свечей, и использование только разрешенных производителем оригинальных свечей или аналогов проверенных производителей.
Низкое давление топлива не обеспечит правильного распыла форсунками.
Выхлопная система с механическими повреждениями увеличивает расход топлива.
Система выпуска повышает расход простейшим способом – затрудняя выход отработавших газов. Это может происходить при помятых выпускных трубах, отвалившихся перегородках в глушителе, а также при неисправностях в каталитическом нейтрализаторе. С диагностикой поможет манометр, устанавливаемый вместо первого лямбда-зонда. Противодавление даже на больших оборотах двигателя не должно превышать 0,3 бара.
Система охлаждения повышает расход топлива при любом отклонении от рабочей температуры – как в плюс, так и в минус. Чтобы убедиться в правильности ее работы, штатного термометра может не хватить, да и не на всех машинах он присутствует. Проще подключить диагностический адаптер ELM327.
Трансмиссия
Начавший разрушаться подшипник какого-то вала коробки передач по расходу топлива не определишь, хотя и он немного повышает потери на трение. Зато любые пробуксовки фрикционных пар могут чувствительно повысить расход топлива. Причем это будет относится и к обычному сцеплению механической коробки, и к ремню вариатора, и к фрикционам гидромеханической коробки. Правда, ездить с такими дефектами удастся совсем недолго, а потом вы будете оплачивать топливо и прочие расходы эвакуатора.
Еще чувствуется, когда подгорело сцепление, замыкающее гидротрансформатор вариатора или автомата, ведь в режиме постоянной пробуксовки и расход топлива, и температура жидкости растут.
Перерасход топлива вызывает слишком густое масло в агрегатах трансмиссии. Также причиной может стать не отключенный передний мост, если он имеет «жесткую» схему подключения.
Ходовая часть и рулевое управление
Нарушение углов установки колес – как передних, так и задних – обязательно повышает расход топлива, поскольку возрастает сопротивление качению. Рецепт очевиден: проверить и подкорректировать.
Давление в шинах должно быть в норме – это очевидно. Приспущенные шины – дыра в бюджете. Недаром многие производители перед поездкой по автобанам рекомендуют немного поднять давление в шинах.
Тормозная система
Стояночная и рабочая тормозные системы легко могут поднять расход топлива хоть вдвое. Подклинивающие тормозные цилиндры, не полностью разблокированный стояночный тормоз – всё это необходимо проверить и, при необходимости, отрегулировать.
Недостаточное давление в шине быстро разрушает ее и увеличивает расход топлива.
Перегруз и аэродинамика
Перегруженный автомобиль расходует больше топлива: это очевидно. Энергия тратится как на разгон повышенной массы, так и на сопротивление качению перегруженных шин.
Ухудшение аэродинамики – это, конечно, про багажник на крыше, всякие дефлекторы и брызговики. В космосе это не имело бы значения, а вот при наличии атмосферы сопротивление растет примерно пропорционально квадрату скорости автомобиля.
Перегруз автомобиля и значительное ухудшение аэродинамики мгновенно сказываются на расходе топлива.
Что еще?
- Псевдоспортивная манера вождения автомобиля способна повысить расход топлива до любой величины. Многим кажется, что у педалей вообще нет промежуточных положений: либо нажата полностью, либо не нажата вовсе. Вместо того, чтобы двигаться в потоке, такие водители практикуют резкие старты от светофора и обгоны в режиме «газ в пол». Про низкий расход при этом следует забыть – диагностировать нужно только себя самого.
- Некачественное топливо. Редко, но бывает – особенно там, где водителя привлекли низкие цены. Возросший расход сразу не почувствовать, но если мотор вдруг повел себя как-то непривычно, будьте уверены: его аппетит уже вырос. Диагностика простая: попробуйте доковылять до заведомо хорошей АЗС и залить качественное топливо. Если поможет – ваше счастье.
ДРОВА ВМЕСТО БЕНЗИНА
В начале 40‑х годов из Москвы в Благовещенск (Амурская область) отправился газогенераторный грузовик ГАЗ‑42. «Самовар» (так шутливо называли газогенераторные машины) за 55 ходовых дней преодолел 8400 км, использовав 23 кубометра чурок из березы, дуба, ели, сосны, лиственницы, а в безлесной местности пилили на чурки старые шпалы.
Как экономить на расходе топлива – «дежурный» вопрос для обсуждения в кругах частных автовладельцев и важнейшая задача для больших транспортных компаний. Существует множество факторов, влияющих на расход топлива, – а значит, столько же способов его сократить. Аналитики и специалисты приводят разные показатели возможного снижения расхода, от 15 до 60%, в зависимости от модели автомобиля и желания экономить. Рассмотрим их, разделив на объективные и субъективные, то есть те, которые мы изменить не в силах, и те, что находятся в пределах наших возможностей. Есть и те, что являются предметом нашего/вашего выбора или желаемого уровня комфорта.
Конструкция автомобиля
Автовладелец начинает думать о расходе топлива еще до покупки машины. Кроме заявленного производителем среднего показателя расхода, в конструкции автомобиля заложены важные влияющие факторы.
Кстати, обращаем внимание, что указанный в инструкции к автомобилю рекомендованный расход – величина, измеренная для нового автомобиля в заводских условиях, его трудно достигнуть в реальной жизни.
Узнать фактический расход топлива вашей машины можно регулярными замерами в разных условиях движения, и подсчетом среднего значения.
Аэродинамическое сопротивление
Экономика расхода топлива в значительной степени заложена выбором решений на этапе проектирования модели автомобиля. Использование инженерных расчетов в дизайне элементов и систем принципиально важно и является основанием успешного проекта. Речь идет о расчете сопротивления встречного потока воздуха, коэффициенте Fx, состоящем из суммы лобового сопротивления воздуха, наружных поверхностей, трения выступающих частей и внутреннего сопротивления автомобиля. Сила сопротивления гасится за счет мощности двигателя и частей ходовой, что определяется определеннм нормативом расхода топлива.
от 3 000 до 5 000 руб.
от 5 000 до 8 000 руб.
от 8 000 до 13 000 руб.
от 13 000 до 20 000 руб.
Примерно 60% силы сопротивления автомобиля потоку встречного воздуха создает конструкция кузова автомобиля. В идеале, необходимо сконструировать форму кузова так, чтобы сопротивление встречного воздуха при движении было как можно меньше. Очевиден ответ на вопрос, почему гоночные болиды низкие и широкие, а Гелендвагены высокие и тяжелые. Кому ехать, а кому – шашечки, как говорится. Видимо, идеалы у них разные.
Сила трения потока воздуха, обтекающего поверхность автомобиля, зависит от материала покрытия и составляет до 20% аэродинамических потерь. Существенно повышают сопротивление в динамике выступающие детали:
В зависимости от набора оборудования суммарные потери на сопротивлении выступающих частей составляют 10-15%. В то же время, оптимизированные конструкции оборудования (не выступающие, а гладкие и втопленные детали) позволяют снизить аэродинамическое сопротивление. Также существенное влияние оказывает качество сборки кузова – плотное прилегания деталей снижает сопротивление на 2-5%. Внутреннее сопротивление создают системы движения воздуха внутри автомобиля, охлаждение и вентиляция, фильтры, радиаторы и т.п. Суммарная конфигурация движущихся потоков обширная и достаточно специфическая, рассчитать ее сложно даже компьютеру. На сегодня эксперты располагают сравнительными показателями Fx разных моделей машин при испытаниях в аэродинамической трубе. Низкие показатели сопротивления у болидов и спорткаров, они равны 0,19-0,20. Высокие – у ВАЗовских моделей (0,46) и Mercedes Gelendwagen (0,55).
Теоретический расчет общего аэродинамического сопротивления производится по формуле FX=CX.P.V2.FMID/2, где:
Р — плотность воздуха;
V — скорость относительного движения воздуха и машины;
FMID — площадь наибольшего поперечного сечения автомобиля (лобовая площадь);
CX — коэффициент лобового сопротивления воздуха (коэффициент обтекаемости).
В этой формуле показательно влияние скорости на сопротивление – повышение скорости в 2 раза повышает сопротивление в 4 раза, а при 4–кратном повышении скорости сопротивление воздуха возрастет в 16 раз. Такая динамика частично освещает задачу обеспечения мощности автомобиля для достижения желаемого современного уровня скорости и расхода топлива. Большое количество лошадиных сил под капотом надо чем-то хорошо кормить.
Коробка передач
Водители рекомендуют определять минимальное потребление топлива по оптимальной частоте двигателя, и выбирать передачу, соответствующую 2000-2500 оборотов в минуту на тахографе. Чем выше передача, тем меньше расход топлива.
Начинать движение, тормозить и сменять передачи нужно плавно, внезапные скачки скорости сводят к нулю усилия по экономии топлива.
В автомобиле с автоматической коробкой момент перехода на более высокую скорость выполняет система, а в механической водитель делает самостоятельно. Владельцы механики опытным путем определяют момент перехода на более высокую передачу и получают экономию топлива в 10-15%. К тому же, у механики расход меньше по умолчанию из-за сниженной массы автомобиля.
Изучение свойств подходящей резины может принести экономию от 0,5 до 1 л на 100 км пробега. Сравните рекомендации производителя вашего автомобиля с испытаниями шин известными брендами и автомобильными изданиями, результаты выбора вас порадуют.
Выбор большего диаметра шины также потребует дополнительных усилий ходовой для выполнения вращений. Согласны, на больших колесах автомобиль выглядит красивее. Чтобы красота вращалась, демонстрируя себя в динамике, ей нужен бензин.
Важный параметр – давление в шинах – также повлияет на снижение или увеличение расхода топлива. Поддерживайте давление на уровне рекомендаций производителя для оптимизации подачи бензина. Снижение давления в шинах может происходить в связи с сезонным похолоданием и может привести к перерасходу топлива в 5-7% на 100км и повышенному износу покрышек. Контроль давления в шинах и состояния протектора необходимо делать с регулярностью раз в неделю.
При пользовании полноприводными моделями может происходить как перерасход, так и экономия топлива – в зависимости от условий движения. На чистом дорожном покрытии рекомендуется при возможности отключать передачу дополнительного усилия на заднюю ось, чтобы снизить расходы. На заснеженной трассе и бездорожье, наоборот, полный привод позволит сэкономить бензин на пробуксовках.
Стиль вождения
Говоря о влиянии стиля вождения на расход топлива, мы не подразумеваем, что любители медленной езды обязаны ездить быстро или, наоборот, лихачи должны превратиться в черепах на дороге. Для оптимизации расхода бензина водителю нужно плавно двигать с места и плавно тормозить, так как оба маневра являются наиболее затратными по топливу. В условиях насыщенного трафика найти среднюю скорость движения, позволяющую равномерно двигаться в потоке машин с сохранением безопасной дистанции. При наличии системы рекуперации замедление способствует аккумуляции энергии торможения, двигатель при этом задействуется меньше.
Перед запуском двигателя проверьте работу датчиков и компьютера, исправность световых приборов, уровень масла и жидкостей. На переездах, стоянках и при остановках более, чем на 2 минуты, заглушайте мотор, чтобы не создавать расход бензина вхолостую. Технику проезда препятствий, открытых люков, ям необходимо освоить с минимальным торможением, подъемы и спуски контролировать по оборотам двигателя, заранее подбирая передачи.
Одним из скрытых резервов расхода бензина является снижение массы автомобиля. Освободите багажник от ненужных вещей, лишнего инструмента, снимите детское кресло, если в нем нет необходимости, дополнительное место для багажа на крыше. Если ежедневный пробег проходит в условиях ухоженных городских дорог, необязательно возить с собой запасное колесо.
Как только описанные рекомендации станут вашими привычками, вы гарантированно сэкономите 12-15% топлива, плюс до 10% на прочих эксплуатационных расходах, в сумме это около 30%. Совсем немало – и как полезно!
Кроме перечисленного, на перерасход топлива могут влиять неисправности двигателя, ослабление подвески, много других неочевидных причин. Если в ходе текущего контроля обнаружен перерасход бензина без явных причин, рекомендуем обратиться к специалистам на диагностику. Планировать экономию удастся только на исправной машине.
Экономия ресурсов и дополнительные сервисы
Мы постарались подготовить критерии выбора экономичного автомобиля до момента его покупки. Для сокращения операционных затрат также есть более или менее затратные способы, дающие значительное снижение расхода топлива. Возможно, их не всегда просто воплотить, но постараться стоит. Начнем с глобального улучшения условий содержания автомобиля:
- сделайте возможным нахождение автомобиля в обогреваемом, или капитальной постройки, гараже; это снизит расходы на ежедневный зимний прогрев;
- проведите сравнительный расчет перехода автомобиля на газ, монтажа газового баллона как дополнительной опции;
- продумайте реальную необходимость тюнинга – зачастую улучшения одного агрегата происходят за счет увеличения расходов на другом;
- продумайте рациональное использования набора электрического оборудования (печка, кондиционер, магнитола, кофеварка и т.п.), лишнее отключите;
- закрывайте окна во время движения, это повышает обтекаемость формы машины потоками встречного воздуха;
- поддерживайте в хорошем техническом состоянии воздушные фильтры, по возможности используйте масла меньшей вязкости;
- следите за исправностью датчиков, влияющих на образование топливной смеси и ее состав.
Помните, что расхода топлива избежать невозможно! Постарайтесь сделать покупку приятной. А мы подскажем как сэкономить.
Сравнивайте цены в разных точках города, находите выгодные места и заправочные станции. Покупайте топливо, подходящее для двигателя вашего автомобиля, чтобы устранить перерасход и ненужную трату денег на более высокое октановое число. Спрашивайте сертификат качества, чтобы убедиться в происхождении и составе горючего. Если вы преимущественно едите по одному и тому же маршруту, найдите хорошую заправку и пользуйтесь накопительными скидками, акциями и другими «плюшками» программы лояльности. Заведите дисконтную карту. Если станете постоянным покупателем, это может приятно отразиться на качестве топлива и сопутствующих услугах. Кстати, небольшие автоматические заправки часто предлагают цены на 15-20% ниже, чем у больших компаний.
Использование объективных условий
Многое в условиях работы транспорта мы изменить не можем, но всегда остаются возможности избежать лишнего расхода, приспособив обстоятельства под свои потребности. Рекомендации простые, если научить себя гибко пользоваться временем:
- Вы не будете стоять в пробках, сжигая нервы и топливо, если выедете на работу пораньше. Приятно выпить утренний кофе в районе работы, сходить в спортзал или заняться другими делами, обогнав дорожный перегруженный трафик.
- Можно изменить маршрут, избегая магистральных дорог. Внимательно изучите карту, пользуйтесь подсказками навигатора, чтобы объехать уже создавшиеся пробки.
- В некоторых странах работает система совместных поездок на транспорте CARPOL. Возможно, ваши соседи или коллеги согласятся на такой вариант, если предложить им добираться на работу в комфортном авто вместо общественного транспорта, а расходы на бензин разделить по справедливости. Если у каждого есть автомобиль, можно использовать их поочередно, чтобы сэкономить на эксплуатационных расходах. Снизится износ автомобиля, и выбросов в атмосферу будет меньше. Поискать попутчиков можно через мобильные приложения и сделать постоянным общий маршрут.
- Планировать на один день посещения консультаций, сервисов в местах интенсивного трафика, необходимые закупки.
Что не работает на экономию бензина
При испытаниях гоночных машин оказалось, что сила сопротивления встречного потока воздуха для идущего вторым автомобиля ниже на 27%, следовательно, меньше расход бензина. Обычному транспорту в условиях российских дорог и при плотном трафике пользоваться таким способом экономии небезопасно. Правило соблюдать дистанцию более важно, чем перерасход бензина.
Добавим в тему езду по инерции до ближайшего светофора – это способ экономии бензина, который применяется многими водителями. Отследить реальный размер экономии невозможно и вряд ли она есть, так как снова завести двигатель при следующей потребности более затратно, чем плавное торможение.
Тогда уж самым надежным и простым способом сэкономить бензин остается наш двухколесный друг велосипед, транспортные средства на электрических двигателях. Они экологичны, и если расстояния, время и прочие обстоятельства позволяют, то компания «4 колеса» желает счастливого и приятного пути.
https://youtube.com/watch?v=7N0UONo1fbE%3Ffeature%3Doembed
Электромобили, конечно, наступают, но на машинах с ДВС в России будут ездить еще лет .
Цена на топливо постоянно растет, поэтому сэкономить на нем — естественное желание, с которым не стоит бороться. Расскажем, от чего зависит расход топлива вашей машины, что поможет его уменьшить, а что нет.
Как узнать точный расход бензина
Прежде чем начать экономить, нужно узнать точный расход топлива. Проще всего — посмотреть его на панели приборов, но не у всех автомобилей отображается расход. А еще каждый водитель вправе поставить под сомнение показатели приборов и на всякий случай перепроверить их.
Вот как узнать расход топлива:
- Заправьте автомобиль до полного бака.
- Запишите или сфотографируйте пробег и количество залитого в бак топлива. Если машина очень старая, можно записать общий пробег. Бортовой компьютер почти любой иномарки из нулевых и младше должен уметь считать километраж поездки: в этом случае сбросьте счетчик на ноль.
- Пользуйтесь автомобилем как обычно.
- Повторяйте цикл раз и не забывайте фиксировать пробег и количество топлива.
- Соберите все показания и рассчитайте расход топлива на 100 км по формуле: общее количество литров / (общий пробег / 100).
Самый простой способ записать пробег и количество топлива — сфотографировать чек и приборную панель после каждой заправки до полного бака. После каждой фотографии важно сбросить счетчик пробега, чтобы можно было сделать похожую фотографию в следующий раз
Чтобы уточнить расход, я проехал на Мини Джон Купер Воркс 2226 км и залил 197,7 л
Получилось, что расход — 8,88 л. При этом бортовой компьютер показал средний расход 8,7 л на 100 км: получается, что Мини практически не ошибается при подсчете расхода топлива. Соберите похожую табличку для своей машины, рассчитайте расход и сравните его с тем, что показывает бортовой компьютер — будет интересно.
Почему повышается расход топлива и как это исправить
В реальной жизни расход топлива, который обещает завод-изготовитель автомобиля, практически недостижим. Замеры делают в идеальных условиях, которые очень условно имитируют обычную эксплуатацию: автомобиль новый, инженеры многократно проверили все его системы, а водитель-испытатель думает только о том, как показать лучший расход топлива. Производителю это выгодно: машины с низким расходом проще продать. Вот причины, по которым в реальности расход всегда больше, и советы, которые помогут его сократить.
Стиль вождения. Чем больше резких ускорений и езды на высоких оборотах, тем выше расход. И наоборот: те, кто спокойно разгоняется и плавно тормозит, не переплачивают за топливо.
На поддержание скорости уходит гораздо меньше топлива, чем на разгон. При разгоне не давайте стрелке тахометра подняться выше средних оборотов. Если у вас механическая коробка передач — старайтесь подъезжать к светофорам и пешеходным переходам на нейтральной передаче, накатом. Водитель, который обычно оттормаживается прямо у светофора, переплачивает за топливо и рискует спровоцировать ДТП.
Пробки. Постоянное движение с минимальной скоростью, непродолжительные разгоны и торможения увеличивают расход топлива в Если при обычном движении в городе машина потребляет 10 литров топлива, то в глухих пробках расход может вырасти до 20 л и более. На современных автомобилях может быть система , которая глушит двигатель, пока машина стоит. Она экономит топливо.
Например, в Санкт-Петербурге проблему пробок хорошо решает Западный скоростной диаметр (ЗСД) — платная дорога, благодаря которой можно оказаться на другом конце города очень быстро: во время вечерних пробок от Благодатной улицы до Шуваловского проспекта можно доехать за 40 минут — это когда через город ехать часа. Проезд по транспондеру — 230 , расход — трассовый.
Представим, что вам нужно проехать 25 км с Московского на Комендантский и у вас есть два варианта: поехать через город и через ЗСД. Километраж один и тот же, разница только в том, что город стоит, а ЗСД едет, и вполне неплохо.
В первом случае при расходе 8 л на 100 км сгорит 2 л бензина, во втором расход будет примерно 15 л на 100 км и сгорит 3,8 л. 230 , которые придется заплатить за проезд по ЗСД — это 4,6 л . Получаем и 3,8 л: кажется, что сэкономить не получилось, разница 140 . Но если сравнить 40 минут в пути и пусть даже полтора часа, вы в плюсе на 50 минут.
Пятница, 8 октября 2021, 18:20. Есть незначительное расхождение в километраже — 26 км вместо 25, лишние 14 минут глухой пробки на Благодатной, но все будет примерно так, как мы написали в расчетах: с одной стороны, придется переплатить примерно 140 , с другой — вы будете в нужном месте примерно на 40 минут раньше. Что важнее — решать вам
Длительная работа двигателя на холостом ходу. Чем дольше машина стоит с запущенным двигателем, например пока прогревается, тем больше будет расход в пересчете на километры. На прогрев хватает минут, нет смысла стоять дольше. Если в машине есть система , старайтесь ее не отключать.
Износ двигателя. На расход топлива могут влиять ослабшие пружины клапанов, изношенный распредвал или растянутая цепь ГРМ. Коэффициент полезного действия (КПД) такого двигателя будет ниже, поэтому для того чтобы машина поехала, придется крутить двигатель на больших оборотах и тратить больше бензина.
Относительно безболезненно лечится только растянутая цепь: сам двигатель может быть вполне исправным. В остальных случаях нужна диагностика и мнение специалистов: хорошо, если их будет несколько. В случаях будет целесообразно провести капитальный ремонт, в заменить двигатель на контрактный. Расходы вряд ли окупятся экономией топлива, зато появится больше уверенности, что машина не подведет в самый неподходящий момент.
Если двигатель вашего автомобиля все еще в порядке, рекомендуем сократить вдвое сервисный интервал, рекомендованный дилером: делать промежуточное ТО с заменой масла и масляного фильтра. Не менее важно, чтобы масло не было поддельным.
Износ трансмиссии. Неполадки в агрегатах, передающих энергию двигателя колесам, тоже плохо влияют на экономичность: изношенное сцепление или неисправная автоматическая коробка передач негативно скажутся на расходе топлива.
Рекомендуем своевременно обслуживать классический автомат — менять в нем масло раз в 60 000 км — и лить качественное и неподдельное. А на роботе и ручной коробке передач вовремя менять сцепление и не дожидаться, пока машина встанет.
Неисправности в топливной системе часто связаны с форсунками или с топливным насосом. Своевременно меняйте топливный фильтр, если он есть в вашем автомобиле. Проверьте топливную систему в сервисе и замените изношенные детали.
Слева — дроссельная заслонка. Она регулирует количество воздуха, поступающего в двигатель. Справа — топливная рейка и топливные форсунки, которые подают в двигатель топливо
Неполадки в системе зажигания: проблемы со свечами, катушками зажигания и силовыми проводами, если катушки в составе модуля зажигания. В бензиновом моторе свеча отвечает за воспламенение смеси топлива и воздуха. Нет искры — смесь не загорится. Поэтому перебои в искрообразовании — пропуски зажигания — могут значительно ухудшить работу двигателя. Несгоревшее топливо летит в выхлопную трубу, мощность двигателя падает, а расход топлива возрастает.
Свечи рекомендуется менять строго по рекомендациям производителя или даже чаще. Если они в порядке, но искры нет, меняют катушку зажигания. Их может быть несколько, по одной на каждый цилиндр. По коду неисправности в результатах диагностики будет понятно, в каком именно цилиндре проблемы и какую катушку менять. Если катушки зажигания смонтированы в общий блок зажигания, то ток к свече проходит через высоковольтные провода: их меняют вместе с неисправным модулем зажигания.
Слева и внизу — свеча зажигания. Справа — модуль зажигания на 4 катушки. Катушку и свечу в таком случае соединяет силовой провод
Проблемы с системой впуска. Воздух попадает в двигатель через воздушный фильтр, после которого установлен датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). Забитый воздушный фильтр не пропустит через себя нужное количество воздуха. Автомобиль не сможет показать полную мощность, динамика будет вялой. Водителю придется газовать сильнее и в итоге расход возрастет.
Если во впускной системе есть дырка, то воздух будет подсасываться и датчик его не учтет. Блок управления получит от датчика неправильную информацию, в итоге нарушится состав топливно-воздушной смеси. Расход топлива вырастет, а мощность двигателя упадет, двигатель будет работать неправильно. Не исключено, что двигатель и вовсе заглохнет.
Проблемы с системой управления двигателем. В современном автомобиле даже датчик наружной температуры или датчик температуры охлаждающей жидкости могут влиять на образование смеси, а значит, и на потребление топлива. А еще у современных машин есть датчики, которые прямо влияют на формирование топливной смеси:
- ДМРВ, датчик массового расхода воздуха, он же MAF, mass air flow sensor. Он считает количество воздуха, попадающее в мотор, и на основе этих данных блок управления определяет количество подаваемого топлива.
- ДАД, датчик абсолютного давления, он же MAP, manifold absolute pressure sensor. Этот датчик считывает давление во впускном коллекторе, которое сообщает блоку управления, и уже по нему вычисляется масса воздуха и соответствующее количество топлива. Это менее точный метод, на современных моторах MAF используется чаще.
- — датчик концентрации кислорода.
Последний — самый важный. В современных автомобилях может быть два и более , но серьезно влияют на формирование смеси первые, они же верхние — те, что расположены в выпускной системе до катализатора. Те лямбды, что расположены после, служат для контроля работы катализатора. У более старых автомобилей датчик один: как раз тот, что влияет на формирование топливно-воздушной смеси.
Верхний датчик анализирует состав выхлопных газов и определяет, сколько в них кислорода. Потом сообщает электронному блоку двигателя, какая топливная смесь сгорает в двигателе:
- оптимальная, соотношение воздуха к топливу 14,7:1;
- бедная, топлива меньше нормы;
- богатая, топлива больше.
Блок управления на основе этих показаний регулирует подачу топлива в двигатель, чтобы приблизить показатели воздушно-топливной смеси к идеалу. Но если датчик неисправен и дает неверную информацию, то топливо будет гореть не так, как должно, и расход будет больше.
В случае выхода из строя или некорректной работы ДМРВ, ДАД или из впускного коллектора может изменить поведение автомобиля: динамика снизится. В исключительных случаях датчики ДМРВ или ДАД можно почистить, но чаще их меняют на новые. Проблемы с решает только замена.
Сверху — изношенный : обычно они выходят из строя от времени и температуры, ходят примерно 120 тысяч километров. Снизу — датчики положения распредвала, абсолютного давления и наружной температуры
Проблемы с ходовой частью. Подклинивающий тормозной суппорт, закисшие барабанные тормоза, разболтанный ступичный подшипник или нарушенные развал или схождение затрудняют движение автомобиля. Рекомендуем ремонтировать такие неисправности как можно быстрее. Это не столько ради экономии топлива, сколько ради безопасности.
Состояние колес и шин. Чем легче и меньше колесо, тем мотору проще его крутить. И наоборот: большое и тяжелое колесо требует больше энергии, то есть больше бензина. Поэтому расход бензина у одного и того же автомобиля на разных колесах будет отличаться. Недокачанные колеса тоже крутить труднее, а еще у такой шины неравномерно и очень быстро изнашивается протектор.
Подкачайте шины по инструкции, которую обычно размещают на лючке бензобака или в дверном проеме. Старайтесь, чтобы на машине стояли шины штатного размера — или как минимум решите, готовы ли вы внешнего вида переплачивать за топливо и за гораздо более дорогую резину.
Дополнительное внешнее оборудование. Когда автомобиль движется, он вынужден преодолевать сопротивление воздуха. Чем больше площадь автомобиля, тем больше энергии нужно для продолжения движения. Поэтому багажники на крышу или огромное антикрыло негативно скажутся на расходе топлива.
Багажник или бокс стоит монтировать на крышу только тогда, когда от него есть практическая польза, в остальных случаях его лучше снять.
Тюнинг. Различные доработки автомобиля могут повлечь увеличение расхода топлива. Есть две причины:
- Техническая — когда поставили большую турбину и модифицировали программу электронного блока управления двигателем. Турбина дает больше воздуха, форсунки льют больше топлива.
- Поведенческая — когда поставили производительные тормоза и доработали выхлоп. Хочется чаще разгоняться, чтобы слушать эффектный звук выхлопной системы и резко оттормаживаться у светофоров. А как загорится зеленый — продолжить.
Другие работающие способы экономии топлива
Выключайте вспомогательные системы комфорта, когда от них никакого толка. Включенный кондиционер, обогревы и другие потребители энергии увеличат расход. Если от них отказаться — поездки станут экономичнее. Мы не рекомендуем страдать от жары, но осенью или даже зимой кондиционер можно включать раз в месяц — для поддержания работоспособности кондиционера. Ну или когда стекла запотеют, в остальном от кондиционера в холодное время года никакой пользы.
Старайтесь двигаться с закрытыми окнами. Открытое окно нарушает аэродинамику автомобиля: он сильнее сопротивляется воздушным потокам и расход растет.
Выберите подходящий бензин. Только при заправке соответствующей маркой топлива можно надеяться на уменьшение расхода. Если двигатель разрабатывали , не стоит заправлять его : расход будет выше, а еще вы так рискуете спровоцировать детонацию — преждевременный взрыв топливно-воздушной смеси сжатия, — и потом платить за капитальный ремонт двигателя. Но если заправить такой автомобиль , расход вряд ли упадет.
Способы купить топливо дешевле
Программы лояльности. У большинства сетевых заправок есть программа лояльности. Обычно это пластиковая карта, на которую начисляют бонусы за каждый купленный литр. Потратить бонусы можно здесь же: купить в магазине, обменять на сувениры или даже заправиться.
Однозначного лидера по лояльности выделить сложно, но можно выбрать самую выгодную из ближайших к вашим маршрутам заправку. Главное, чтобы не дошло до абсурда: длительная поездка на выгодную заправку и обратно может обнулить все бонусы.
Автоматические заправочные станции. У многих сетевых операторов АЗС есть маленькие автоматические заправки.
Здесь нет большого здания, нельзя купить кофе или сходить в туалет. Но топливо будет дешевле по сравнению с полноразмерной заправкой той же сети. Роль кассиров выполняют терминалы: заправку можно оплатить картой, наличными или через мобильное приложение.
Заправка на Королева — обычная: с магазином, кафе и туалетом. АЗС на Кржижановского — автоматическая. Разница в стоимости — 1,3 , АИ-92 — 1,05 . Скриншоты из приложения АЗС ГПН
Доставка бензина. В Москве, Петербурге и некоторых городах-миллионниках такие сервисы существуют давно. Заказ топлива вы делаете через сайт или приложение, интервал приезда заправщика обычно два часа. На указанный адрес прибудет обычный , в кузове которого емкость с топливом и насос. Автомобиль заказчика заправят через шланг с опломбированным счетчиком, как на АЗС.
Такой бензин дешевле на , владельцу каблука не нужно вкладываться в недвижимость. Тем не менее я бы вряд ли стал так экономить: сложно понять, насколько топливо качественное. Если решите рискнуть, попросите сертификат на топливо и внимательно его изучите.