Чем смазать клеммы аккумулятора от окисления и для лучшего контакта

Узнайка

На клеммах аккумулятора могут появляться окислы, которые препятствуют нормальной работе батареи. Чтобы избежать проблем, нужно защищать контакты от коррозии. Какая смазка для клемм аккумулятора подходит для этого, можно узнать из этой статьи.

Содержание
  1. Лучшие смазки для клемм аккумулятора
  2. Можно ли использовать литол, солидол или нигрол
  3. Зачем смазывать клеммы и когда это лучше делать
  4. Почему вообще окисляются контакты
  5. Как почистить от окислов
  6. Как наносить смазку
  7. Плохой аккумулятор или плохой контакт с АКБ?
  8. Общая причина или немного теории
  9. Саморазряд через поверхность АКБ
  10. Окисление клемм АКБ
  11. В чем опасность окисления?
  12. Когда нужно смазывать клеммы
  13. Чем очистить клеммы
  14. Дедовские способы смазки клемм
  15. Недостатки старых способов и смазок
  16. Современные средства смазки для аккумуляторных клемм
  17. Народный рейтинг лучших средств
  18. HSC Plus от фирмы Molykote
  19. Циатим 201
  20. Batterie-Pol-Fett от LIQUI MOLY
  21. Battery Pole Spray от Berner
  22. MC 1710 от компании ВМПАВТО
  23. BATTERIE-POL-SCHUTZ от Presto
  24. Kupfer-Spray от LIQUI MOLY
  25. Видео про смазку клемм
  26. Причины окисления
  27. Утечка электролита
  28. Постоянный недозаряд или низкая плотность
  29. Перезаряд
  30. Как очистить клеммы аккумулятора автомобиля, если они окислились
  31. Как защитить клеммы от окисления в будущем
  32. Для чего смазывать клеммы
  33. Что использовать для обработки клемм
  34. Силиконовые
  35. Тефлоновые
  36. Литол и солидол
  37. Консистентные
  38. Медные
  39. Графитовые
  40. Восковые
  41. Популярные смазки
  42. Как выполняется обработка
  43. Зачем смазывать клеммы аккумулятора?
  44. Klemma1
  45. Зачем их смазывать?
  46. Чем страшны окисные пленки?
  47. Как смазка борется с окислами?
  48. Распылять или мазать?
  49. Чем плохи старые средства вроде Литола?
  50. Снаружи или внутри?
  51. Можно ли использовать механическую очистку клемм — например, наждачной бумагой?
  52. Неужели клеммы современных батарей тоже окисляются?
  53. 02-p127
  54. Так смазывать или нет? Наше мнение
  55. Зачем смазывать клеммы АКБ
  56. Признаки деградации свинца
  57. Топ смазок для клемм
  58. Методика тестирования
  59. Результаты
  60. Остальные составы
  61. «Дедовские» способы защиты
  62. Правила смазки
  63. Очистка клемм

Лучшие смазки для клемм аккумулятора

Разобраться, чем смазать клеммы аккумулятора, непросто. Ассортимент различных средств, используемых для защиты от окисления, очень большой.

Хорошее средство для защиты от коррозии должно обладать такими свойствами:

  • кислотоустойчивость – способность защитить соединение от окисления;
  • герметичность – должно обеспечивать защиту от влаги, конденсата, паров серной кислоты и кислорода;
  • для исключения возможности появления блуждающих токов не должно проводить электричество;
  • должно быть достаточно вязким при высоких и низких температурах;
  • обеспечивать защиту в широком температурном диапазоне.

В зависимости от химического состава можно выделить следующие категории средств:

  • медные;
  • консистентные;
  • восковые;
  • силиконовые;
  • графитовые;
  • тефлоновые.

Медная смазка для клемм используется для работы в условиях больших механических и температурных нагрузок. Средства на основе меди отличаются высокой вязкостью и долго сохраняют свои свойства. Такая смазка способна качественно и надолго защитить контакты аккумулятора от коррозии. Такие смазки сделаны на масляной основе, а для улучшения характеристик используется медный пигмент.

Медный спрей – имеет большой диапазон рабочих температур от -30 до +1100 градусов. Применяется для долгой и надежной защиты от коррозии. Данная смазка способна работать в условиях больших механических нагрузок.

Медный спрей LIQUI MOLY KUPFERSPRAY

Консистентные смазки изготавливают на основе синтетического или минерального масла, также может использоваться их смесь. К основе добавляют загустители.

В качестве примера консистентной смазки можно назвать пасту Molykote HSC Plus. Данная паста, в отличие от других, понижает электрическое сопротивление на контактах. Она способна работать в большом температурном диапазоне от -30 до +1100 градусов.

Консистентная смазка Molykote HSC Plus

Смазки для клемм аккумулятора на основе воска способны обеспечить герметичность обрабатываемой поверхности и надежно защитить от коррозии. Они являются неплохими диэлектриками, поэтому предотвращают появление блуждающих токов. Кроме того, они способны долго удерживаться на контактах.

Смазка на восковой основе Presto Batterie-Pol-Schutz продается в аэрозольном баллончике. Она способна работать при температуре от -30 до +130 градусов. Наносится тонким слоем и надежно защищает контактную пару от окисления.

Силиконовая смазка – это хорошее средство для защиты клемм от коррозии, которое способно выдерживать температуры от -60 до +180 градусов. Она не только изолирует контакты от агрессивных сред, но и отталкивает их. Единственный ее недостаток – текучесть, она постепенно стекает с клемм. Поэтому ее нужно регулярно добавлять и не допускать попадания смазки на основе силикона на контакты.

Смазка Autoprofi Professional выпускается в аэрозольном баллончике. Она образует на поверхности тонкую пленку, которая хорошо защищает контактную пару от окисления, а также улучшает изоляцию соединения.

Силиконовая смазка Autoprofi Professional

Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.

Иногда автолюбители применяют для защиты клемм от коррозии графитовую смазку. Но он обладает большим удельным сопротивлением, поэтому плохо проводит электричество и греется. Иногда перегрев приводит к самовозгоранию. Кроме того, у нее небольшой диапазон рабочих температур от -20 до +70 градусов. Поэтому применять ее для смазки контактов АКБ не рекомендуется.

Тефлоновые смазки отличаются большой проникающей способностью и поэтому их относят к «жидким ключам». Однако для смазки аккумулятора нужны вещества с другими характеристиками, поэтому использовать такие средства не рекомендуется.

Можно ли использовать литол, солидол или нигрол

Некоторые автолюбители интересуются, можно ли смазывать клеммы аккумулятора нигролом, литолом или солидолом, ведь раньше именно так и обрабатывали контакты.

Однако следует учитывать, что эти смазки не проводят электричество, а в результате воздействия на них высоких температур они становятся текучими и проникают в полости, находящиеся между клеммой и зажимом. В результате сопротивление соединения возрастает. Кроме того, при эксплуатации автомобиля эти смазки подвергаются колебаниям температур, и в результате их характеристики изменяются. Они становятся тверже, что также сказывается на состоянии соединения.

Несмотря на это использовать литол, солидол или нигрол можно, если нет других вариантов. Но при этом нужно два раза в год очищать контактную пару от старой смазки и наносить новую.

Зачем смазывать клеммы и когда это лучше делать

Давайте разберемся, нужно ли смазывать клеммы и зачем. Их рекомендуется смазывать, чтобы не окислялись клеммы аккумулятора. Эта процедура предотвращает появление отложений, нарушение электрического соединения и избавляет от необходимости чистить контакты.

Смазка для клемм не борется с окислами, и смазывать их нужно до того, когда образовался белый налет. Желательно это делать сразу после установки нового аккумулятора. Если слой окисла уже образовался, то перед тем как смазывать соединение, нужно почистить клеммы.

Обрабатывать клеммы для лучшего контакта рекомендуется раз в 2 года. Если на автомобиле стоит необслуживаемый аккумулятор, то его можно смазывать раз в четыре года. Но следует учитывать, что периодичность профилактических работ зависит от состояния АКБ и условий, в которых он работает.

Почему вообще окисляются контакты

Существует несколько причин, почему клеммы АКБ окисляются:

  • Утечка электролита. Если пробки закручены неплотно или в корпусе аккумулятора имеются микротрещины, то кислота может попасть на клеммы, в результате клеммы будут окисляться.
  • При плохом контакте зажимов с клеммой между ними образуются щели, в которые попадут пары серной кислоты, что приведет к коррозии.
  • При постоянном недозаряде или перезаряде также будут изнашиваться клеммы. При недозаряде чаще страдает отрицательная, а при перезаряде – положительная.

Окисленная контактная пара

Более подробно о причинах окисления контактов можно узнать из этой статьи.

Как почистить от окислов

Для очистки аккумуляторных клемм нужно сначала отсоединить провода. Первым делом снимаем зажимы с отрицательной клеммы, а потом – с положительной.

После этого щеткой чистим клеммы и зажимы. Внутреннюю поверхность наконечников можно обработать наждачной бумагой № 80–150.

Клеммы сделаны из свинца, который является мягким металлом. Поэтому не следует при чистке прилагать больших усилий. Крупные раковины, которые не удается удалить, можно запаять свинцом или оловом, а потом подчистить наждачной бумагой.

Когда механическая чистка закончена, рекомендуется обработать поверхность щелочным раствором, чтобы нейтрализовать кислоту. Для этого можно использовать специальные средства, которые можно приобрести в магазинах, торгующих товарами для автолюбителей, или использовать пищевую соду. Приготовленный раствор наносится зубной щеткой или куском хлопчатобумажной ткани. После этого вытираем контакты насухо.

Затем можно подключать провода, соблюдая очередность: сначала прикручиваем положительный провод, потом – отрицательный.

Подробнее о том, как почистить клеммы, можно узнать здесь.

Как наносить смазку

После того как клеммы очищены и хорошо закручены, можно их смазывать. На упаковке со смазкой находится инструкция, как правильно ее наносить. Чаще всего обрабатывается верх и боковые части соединения, чтобы влага и кислота не попадала на контакты.

Так как смазки плохо проводят электричество, наносить их нужно на одетую клемму.

Сегодня мы поговорим о том, как и чем защитить контакты АКБ на вашем автомобиле. Но вначале разберёмся, зачем это нужно.

Частая картина: автолюбитель перед поднятым капотом машины, из его многочисленных слов, которые цензура заменила бы на «пи-пи-пи», остаются разборчивыми «а что ж она не заводится» и «аккумулятор».

Плохой аккумулятор или плохой контакт с АКБ?

Действительно, а что ж машина не заводится? Самая частая причина – это батарея. Не хватает автомобилю напряжения-тока-заряда, стартер пощелкивает, но машину не заводит. Аккумулятор, правильно? Да, но не совсем. Есть нюансы:

1. Аккумулятор действительно севший. Завести машину поможет добрый человек с проводом-прикуривателелем, или придётся подключить зарядку минут на 15, или поможет новомодный прибор-конденсатор, найденный у соседа по гаражам. Поехать поехали, но остался вопрос: «А почему батарея села?». Здесь есть два варианта:

  • Может быть, аккумуляторной батарее (АКБ) действительно вышел срок, она не держит напряжение, имеет большой саморазряд и т.д. Зарядка не помогает надолго.
  • АКБ что-то разрядило, и после ее зарядки автомобиль стартует на ура. Надо искать причину. Помимо банальных (всю ночь горели габариты), есть одна причина, о которой подчас забывают даже опытные водители: саморазряд прямо по грязному корпусу. К этой причине мы скоро вернёмся.

Рекомендуем к прочтению статью как продлить жизнь АКБ.

2. Аккумулятор имеет приличный заряд, а вот тока не хватает. Значит, плохой контакт в клеммах аккумулятора, там, где к нему крепятся провода на кузов и на стартер. И здесь два варианта:

  • Зажим на одной или обеих клеммах батареи просто не затянут, болтается, легко проворачивается рукой. Проверните его немного в одну и другую сторону, надавливая, чтобы он сел поглубже, затяните болт и – вперед!
  • Контакты окислились, а то и покрылись полностью некрасивым слоем окислов. Окислы плохо проводят электрический ток, и их слой может сильно поднять сопротивление цепи питания стартера, сделав нормальный стартовый ток недостижимым. Чтобы уехать, зачистите подручными средствами (нож, тряпка) клемму и зажим, насадите зажим, слегка прокручивая (как в предыдущем случае) и затяните. Машина должна завестись.

Но помните, это лишь временная мера, и аккумулятор настойчиво требует вашего внимания.

В самом конце статьи вас ждет видео!

Общая причина или немного теории

Саморазряд и окисление контактов, оказывается, взаимосвязаны. Причина этих явлений – сочетание на поверхности АКБ и её контактов воды, грязи (пыли) и серной кислоты из самой же батареи.

Серная кислота — это составная часть электролита, она имеет свойство потихоньку улетучиваться, называется этот процесс утечка электролита, (особенно когда аккумулятор чуть не кипит летом под капотом разогретого автомобиля), а также могут просачиваться в местах выхода контактов из корпуса. Пары серной кислоты очень любят воду и немедленно с ней соединяются, образуя раствор серной кислоты. Запомним это.

Пыль, грязь, влага – они всегда есть под капотом и со временем покрывают там прочным налётом любую поверхность, включая аккумуляторную батарею и её контакты. Вода удерживает пыль, пыль удерживает воду – в общем, в этом налёте всегда есть вода. Она растворяет некоторую часть пыли, а тут еще в районе аккумулятора к ней присоединяется серная кислота – и это уже не вода, которая в чистом виде электрический ток не проводит, а токопроводящий раствор, электролит, чуть ли не такой же, как в батарее.

Недаром опытные мастера никогда не устанавливают и не снимают поработавший, не новый, аккумулятор без защитной одежды и перчаток. Вроде бы и не задевал батарею штанами, а глядишь – через несколько дней, откуда ни возьмись, появилась дырка. Кислота проела, медленно, но верно.

Саморазряд через поверхность АКБ

https://youtube.com/watch?v=dC_atdnKSKUhttps%3A

Получается, даже тонкий слой налёта, грязи на аккумуляторе, если он не абсолютно сухой, может проводить электрический ток. И вот вам линия разряда аккумулятора во влажную погоду – от одного вывода АКБ до другого прямо по поверхности батареи. Ток разряда слабый, но длится днями и ночами, обессиливая батарею.

Вы обращали внимание, что такие казусы с не заводящимися машинами чаще случаются на перемену погоды, когда автомобиль постоит пару дней под дождем, наберёт влагу.

Что делать? Регулярно очищать и мыть с автошампунем поверхность АКБ сверху и около клемм. Покрывать поверхность выводов и зажимов на них защитным составом смазки, не проводящим электрический ток. Об этих составах смазки поговорим ниже.

Окисление клемм АКБ

Выводы большинства кислотных батарей сделаны из свинца, того же металла, что и начинка. Свинец легко вступает в реакцию с серной кислотой, различными солями из поверхностного влажного слоя, а также легко окисляется кислородом воздуха. Положительный потенциал плюсовой клеммы, относительно окружения только ускоряет разрушение клеммы. Вот почему именно на плюсовой клемме чаще всего вырастают все эти разноцветные кристаллы.

Что делать? Хорошо зачистить наждачной шкуркой, металлической щёткой или напильниками зону контакта (до блеска) и весь зажим, промыть дистиллированной водой или бензином и высушить. Смазать тонким слоем защитного состава смазки (есть и рекомендации наносить защиту только после подключения). Надеть зажим вращательными движениями, чтобы убрать смазку из зоны контакта. Затянуть болты. Дополнительно промазать составом поверхность узла.

Помните, защитные составы смазки всего лишь защищают, а не зачищают. Поэтому качественную зачистку, от которой зависит результат всей операции, проводить именно вам. А задача смазок не в устранении последствий, а в их предупреждении.

В чем опасность окисления?

Если ничего не предпринимать, возможны следующие проблемы:

  • Сложности с пуском мотора. Такая неисправность характерна для автомобилей отечественных марок. Чаще всего страдает «плюсовая» клемма, которая оказывается загрязненной.
  • Снижение (просадка) напряжения бортовой сети в процессе пуска мотора. При повороте ключа зажигания стартер потребляет более 100 Ампер тока, поэтому даже несущественное сопротивление создает проблемы и «тянет» напряжение на себя.
  • Возникает эффект саморазряда аккумуляторной батареи. Причина — появление на поверхности изделия окисной пленки, способной проводить электрический ток.

Обработку и смазку клемм лучше проводить заранее, даже на новом аккумуляторе, не дожидаясь, пока проявится окисление.

Если клеммы после очистки покрываются “белой солью”, либо вокруг клеммы образовались трещины, либо что идет перезаряд. Смазка в таком случае не поможет.

Когда нужно смазывать клеммы

Смазывать клеммы аккумулятора нужно не тогда, когда уже появился слой белого окисла, а желательно перед установкой аккумулятора или по крайней мере в самом начале процесса и появления продуктов окисления. Перед смазкой, клеммы необходимо очистить!

В среднем, меры по уходу за клеммами необходимы каждые два года. На современных необслуживаемых АКБ, не требующих такого большого внимания, необходимость смазывать клеммы может возникнуть спустя 4 года.

По большому счету, все зависит от условий окружающей среды, состояния электропроводки. Поскольку повреждение клемм, плохой контакт, перезарядка от генератора, нарушение герметичности корпуса и попадание технических жидкостей только способствуют образованию налета.

Чем очистить клеммы

Войлок — с его помощью снимают слой продуктов окисления с клемм. Устойчив к кислотам, очень удобен для удаления продуктов окисления. Пригодится и в том случае, если защищать клеммы АКБ от окисления вы будете войлочными шайбами, пропитанными той или иной смазкой.

Слабый раствор соды — качественное удаление окислов является основой того, что вам не нужно будет вскоре снова снимать белый налет.

Наждачная бумага — рекомендуется использовать мелкозернистую наждачку. Хоть она и быстро истирается, зато не оставляет частицы абразива на обрабатываемых поверхностях.

Металлические щетки — их корпус выполнен из качественной древесины, имеется отверстие для ручки.

Щетки-ершики — двустороннее устройство, что существенно облегчает работу, а дрель сделает ее еще и скорой.

Дедовские способы смазки клемм

В те времена не продавали разнообразных красивых тюбиков с автохимией. Что было доступно, под рукой – тем и справлялись. Работают эти способы и сейчас.

  • Войлок и масло — Действительно от дедов, способ известен давным-давно. Из тонкого войлока вырезается кольцо необходимых размеров, пропитывается машинным маслом и надевается на очищенную клемму. Зажим одевается с прокручиванием, чтобы увеличить площадь контакта. Иногда сверху узел покрывали дополнительной пластиной из промасленного войлока. Маслом смазывали и всю поверхность металла.
  • Консистентное масло — Если в предыдущем способе использовалось жидкое машинное масло, то густым маслом – солидолом, литолом, нигролом, вазелином покрывался весь контактный узел, без войлока. Тут есть определённое расхождение во мнениях – кто-то считает этот способ самым лучшим, а кто-то допускает его как временную меру, пока не появится возможность использовать современное средство. Конечно, масло предназначено не для этого. Но если очищать и заново покрывать контакты два раза в год, способ работает.
  • Медная смазка — И смазка редкая, и способ редкий – но эффективный благодаря особым свойствам медной смазки. Это стабильность характеристик, вязкость, антиокислительные свойства.
  • Воск (парафин) — эффективный вариант, это хороший диэлектрик и так же хорошо удерживается на поверхности клемм и зажимов.
  • Силикон — материал, которому можно придать самые разные свойства. В качестве средства для клемм он имеет определённые преимущества. Силикон устойчив к агрессивным средам и воде, может работать при температурах от -60°С до +180°С. Важно, чтобы это была силиконовая смазка без токопроводящих добавок.

Силиконовое покрытие требует постоянного контроля и частой обработки.

Недостатки старых способов и смазок

  • неплотная структура, которая легко смывается при очистке двигателя;
  • в составе нет никаких присадок, для придания полезных свойств;
  • нет красителя, чтобы легко отличать обработанное место от необработанного.

Солидол, Литол — «дедовские, прекрасно зарекомендовавшие себя способы», но и тогда деды допускали ошибку: практически изолировали провода от аккумулятора, прокладывая солидол между проводами и клеммами.

Современные средства смазки для аккумуляторных клемм

Конечно, старые способы хоть и хороши, но уступают современным средствам по своим качествам. Требования к защитному составу:

  • быть устойчивым к окислению;
  • не проводить электричество;
  • создавать герметичный защитный слой;
  • иметь большую вязкость, чтобы удерживаться на клеммах;
  • работать в широком диапазоне температур;
  • удобно наноситься.

Народный рейтинг лучших средств

Среди огромного количества представленных на рынке средств выделим самые популярные, проверенные временем защитные смазки для клемм.

HSC Plus от фирмы Molykote

Электропроводящая смазка на основе минерального масла с загустителем, содержит металлический порошок. Работает в широком температурном интервале. Выпускается в виде пасты и аэрозоля.

Циатим 201

Универсальная приборная литиевая смазка, морозостойкая и тугоплавкая, недорогая.

Batterie-Pol-Fett от LIQUI MOLY

Специальная смазка для клемм АКБ. Синтетический кислотоупорный вазелин красного цвета. Полностью блокирует доступ влаги в зону контактов. Снижает контактное сопротивление.

Battery Pole Spray от Berner

Специализированный аэрозоль для аккумуляторных клемм. Улучшает контакт. Хорошо защищает от коррозии.

MC 1710 от компании ВМПАВТО

Паста-смазка для клемм. Наносится только на одетую клемму. Защищает от коррозии (содержит присадки), создаёт защитную плёнку.

BATTERIE-POL-SCHUTZ от Presto

Защитный аэрозоль. Не допускает скользящих разрядов, защищает от коррозии. Голубого цвета.

Kupfer-Spray от LIQUI MOLY

Универсальный медный аэрозоль для высокотемпературных соединений, подходит и для клемм.

Видео про смазку клемм

https://youtube.com/watch?v=WQxOFZD53g8https%3A

Нередко владелец автомобиля сталкивается с белым налетом, густо покрывающим клеммы аккумуляторной батареи. Это обычное окисление, а белый налет – сульфат свинца. В этой статье мы выясним,  почему окисляются клеммы на аккумуляторе автомобиля, а также узнаем, что делать в этом случае и можно ли бороться с подобным явлением.

Причины окисления

То, что белый налет на клеммах аккумулятора — следствие окисления, мы выяснили. Но почему это самое окисление происходит? Почему иногда окисляется плюсовая клемма на аккумуляторе, а иногда минусовая или сразу обе? Причин тут множество. Постараемся разобрать их все или хотя бы большинство основных.

Утечка электролита

Если мы плохо закрутили пробки, то во время езды плещущийся в ячейках электролит рано или поздно «прорвется» и окажется на внешней поверхности корпуса автомобильной батареи. До контактов еще далеко, но серная кислота по своей текучести и способности смачивать любые поверхности может соперничать даже с керосином. Она медленно, но уверенно растекается по корпусу АКБ и, наконец, добирается до контактов. А наконечник с клеммой не имеет контакта по всей площади, как ты его ни затягивай – всегда имеются щели.

Если в эти щели попадет электролит, то под действием электрического тока клемма с наконечником превращается в настоящую гальваническую пару, даже если они выполнены из одного материала. Начинается усиленное окисление, превращающее свинец в сульфат.

Контакты «слегка» окислились

Утечка электролита может происходить и через микротрещины в корпусе, образующиеся во время тряски и вибраций. Наиболее часто встречающееся местоположение таких трещин – между клеммой и корпусом АКБ. Ведь провода, подключенные к АКБ, довольно массивные и жесткие.

Если мы плохо затянули наконечники на клеммах, то пары кислоты, которые всегда находятся под капотом автомобиля, хоть и в небольших количествах (батарее же нужно «дышать» во время зарядки и работы), обязательно сделают свое дело – разукрасят контакты «снегом».

Постоянный недозаряд или низкая плотность

Если батарея постоянно недозаряжена или плотность электролита в ячейках слишком низкая, то чаще всего окисляется только минусовая клемма аккумулятора. Плюсовая в подобных случаях может оказаться в полном порядке.

Необходимо проверить плотность электролита и уровень заряда АКБ

Перезаряд

В этом случае окисляется плюсовая клемма, в то время как минусовая будет в хорошем состоянии.

Аккумулятор перезаряжается, нужно проверить цепи заряда

Если в процессе перезаряда аккумулятор интенсивно «кипит», то вырвавшиеся из вентиляционных отверстий пары кислоты вызовут окисление обеих наконечников, а неровен час и близлежащих неокрашенных металлических частей кузова.

Прижимной планке, похоже, досталось

Как очистить клеммы аккумулятора автомобиля, если они окислились

Итак, клеммы и наконечники нашей аккумуляторной батареи покрылись белым налетом. Менять батарею и наконечники вместе с силовыми проводами? Отнюдь. Проблему несложно устранить. Снимаем наконечники, при помощи металлической щетки и мелкозернистой наждачной бумаги зачищаем контакты до блеска. То же самое делаем с наконечниками, используя металлический ершик и ту же наждачку.

Механическая очистка контактов аккумуляторной батареи и наконечников

Теперь нужно нейтрализовать кислоту. Разводим обычную пищевую соду в воде и этим раствором тщательно промываем (без фанатизма, не заливая по уши АКБ)  контакты АКБ и наконечники при помощи зубной щетки и х/б ткани.

Нейтрализация кислоты при помощи щелочного раствора

Осталось все это промыть водой, протереть насухо, и дело сделано – как новенькие.

Полезно! Существуют специальные приспособления для механической чистки клемм аккумуляторных батарей и наконечников. Найти их несложно, стоят они недорого и существенно упрощают процесс чистки.

Это приспособление стоит порядка 200 рублей

Более подробно о том, как почистить клеммы АКБ, можно прочесть в подробной статье об очистке клемм аккумулятора автомобиля.

Как защитить клеммы от окисления в будущем

Можно ли избежать окисления клемм? Ведь чистка – это хорошо, но все равно они разрушаются, а плохой контакт грозит выходом из строя электрооборудования, а то и пожаром. Полностью избежать окисления, к сожалению, не получится, но существенно уменьшить явление вполне реально. Для этого достаточно клеммы и наконечники обработать специальной смазкой, которую несложно найти в любом авто или электротехническом магазине.

Зачищенные клеммы и наконечники обрабатываем такой смазкой со всех сторон, не стесняясь и не экономя. Устанавливаем наконечники на место, хорошо затягиваем, ведь плохой контакт – одна из основных причин окисления. На уже собранную конструкцию снова наносим смазку. Защита, как было сказано выше, не стопроцентная, но весьма и весьма действенная.

Защита контактов аккумуляторной батареи специальной смазкой для электроконтактов

Полезно! Вместо специальной смазки можно использовать обычную густую. К примеру, солидол, циатим, технический вазелин. Она не помешает хорошему контакту, но защитит клеммы от контакта с окружающей средой.

В дополнение следим, чтобы наша АКБ правильно заряжалась, а уровень и плотность электролита были в норме. Регулярно протираем корпус батареи тканью, смоченной в слабом растворе пищевой соды. Следим, чтобы отверстия в пробках ячеек (обслуживаемые АКБ) или дренажные отверстия (в необслуживаемых) были чистыми, а пробки плотно завинчены.

Вот мы и разобрались, почему клеммы  аккумуляторной батареи нашей машины покрываются белым, а то и бело-зеленым налетом. Заодно мы узнали, как почистить клеммы и избежать подобных неприятностей в дальнейшем.

Нередко автомобилисты сталкиваются с проблемой образования окислений на клеммах аккумуляторной батареи. Этот процесс может быть вызван различными причинами, но всегда ведёт к одному результату. Это нарушение качества соединения АКБ с потребителями.

Одной из основных задач автовладельца является постоянный контроль состояния аккумулятора. Это касается уровня заряда, количества и качества электролита на обслуживаемых АКБ, а также отсутствия на клеммах признаков окислов.

Эффективным средством в борьбе с окислениями выступают смазки. Но не каждое средство одинаково хорошо подходит для таких целей.

Для чего смазывать клеммы

Прежде чем ответить на вопрос о том, можно ли периодически смазывать клеммы от автомобильного аккумулятора графитной или какой-либо другой смазкой, следует определиться, для каких именно целей наносятся различные составы.

Здесь на самом деле всё довольно просто. Есть одна главная причина того, зачем смазывать клеммы автомобильного аккумулятора. Это защита от окисления и дальнейшего нарушения контакта.

Обрабатывать клеммы АКБ рекомендуется до того, как появились признаки окислов, а не при их наличии.

Смазка оказывает профилактическое воздействие и исключает необходимость чистки контактов от уже образовавшихся отложений.

Каждый автомобилист сам для себя решает, надо ли смазывать и чем обрабатывать клеммы аккумулятора. Это действительно полезная, а порой и необходимая процедура.

Смазка используется для защиты от окисления клемм аккумулятора. Всего выделяют несколько разновидностей окислительных процессов:

  • естественный;
  • кислотный;
  • солевой.

Каждый из этих процессов окисления способен привести к образованию налёта на контактной группе, ухудшению качества соединения, нарушению передачи тока и пр. Батарея не сможет отдавать ток, а также нормально получать заряд даже при исправном генераторе или зарядном устройстве.

Периодически автомобилисты чистят элементы, но злоупотреблять такой процедурой не стоит. Оптимальным решением станет очистка в сочетании с обработкой специальными средствами.

На вопрос о том, стоит ли вообще смазывать клеммы от автомобильного аккумулятора, можно ответить утвердительно. Это полезная процедура. Проблема лишь в том, что не всегда автомобилисты выбирают правильные смазочные материалы.

Что использовать для обработки клемм

Ассортимент смазок для клемм аккумуляторов в настоящее время огромен. Они отличаются не только по наименованию производителя, но и по составу, используемым добавкам, присадкам.

Это позволяет разделить все смеси на несколько категорий. А чем именно лучше смазать клеммы аккумулятора, каждый автомобилист решит для себя сам.

В зависимости от того, какой состав имеют смеси для обработки автомобильных аккумуляторных клемм, их можно разделить на:

  • силиконовые;
  • тефлоновые;
  • графитовые;
  • масляные;
  • медные;
  • восковые;
  • консистентные.

Теперь стоит отдельно рассмотреть все представленные варианты и понять, чем стоит смазывать клеммы аккумулятора, а что для контактов батареи автомобиля будет не совсем верным решением.

Силиконовые

Современная силиконовая смазка обладает лишь одним условным недостатком, который проявляется в виде текучести. В остальном это отличное средство, отталкивающее агрессивные среды и способное работать в температурном диапазоне от -60 до +180 градусов Цельсия.

Выбирая спрей или иной вариант смазки на силиконовой основе, следите за тем, чтобы в составе отсутствовал токопроводящий компонент. Даже без него силикон снижает сопротивление примерно на 30%.

Силикон требует довольно частого контроля и обработки. Следите, чтобы жидкость не попадала на контакты. Нельзя допускать высыхания толстого слоя на поверхности, поскольку из-за этого сильно возрастает сопротивление.

Тефлоновые

Ещё один популярный состав для самостоятельной обработки автомобильных аккумуляторных клемм, где в основе лежит тефлон. Но спрос на него не совсем ясен.

Тефлоновые смазки обладают высокими проникающими свойствами. Их относят к категории жидких ключей. Но в случае с обработкой контактов предусматриваются совершенно иные требования.

Тефлоновые составы для обработки контактов АКБ применять не рекомендуется.

Они просто не подходят для таких задач.

Литол и солидол

Эти средства из категории масляных смазок. Про литол и солидол ходит большое количество разговоров и споров. Одни уверены, что это лучшее и самое эффективное решение. Другие категорически не поддерживают идею их использования в таких целях.

Как литол, так и солидол не относятся к токопроводящим средствам. Но при температурном расширении контактов и соединений эти составы начинают постепенно проникать между ними. С течением времени они могут полностью заполнить полости контактной группы. Также из-за температурных перепадов и естественного износа характеристики солидола и литола будут меняться. Они отвердеют, что приведёт к нарушению качества электроконтактов.

При отсутствии иных вариантов использовать литол и солидол иногда можно. Но это не лучшее решение. Если же другого выбора нет, минимум 2 раза в год смазку нужно полностью очищать и наносить новый слой.

Консистентные

Ещё один вариант, чем можно смазать клеммы аккумулятора под капотом вашего автомобиля. Фактически это специальные средства, созданные на основе синтетического или минерального масла. А иногда и путём их комбинирования. К основе добавляют загустители, жидкие и пластичные компоненты.

В качестве средства для нанесения на клеммы консистентные материалы использовать допускается. На многих из них прямо указывается, что они предназначены для АКБ.

Медные

Для многих это чуть ли не лучший состав, выполняющий на отлично свои функции, а потому прекрасно подходит для обработки аккумуляторных клемм.

Медные составы предназначены для работы с элементами, которые подвергаются большим динамическим, статическим и температурным нагрузкам. Медные вещества обладают высокими показателями вязкости, длительное время сохраняют свои свойства, не позволяют образовываться окислам.

Если вы хотите качественно, эффективно и на длительное время обработать контакты, смело берите медную смазку.

Графитовые

Куда больше вопросов вызывает графитовая смазка в части её применения для рассматриваемых целей.

Одной из ключевых особенностей графитовых смазок является их высокое удельное сопротивление. То есть вещество плохо пропускает через себя ток и сильно нагревается.

Из-за этого контакты могут перегреться, что в итоге завершится возгоранием. То есть графитовые составы противопоказаны в отношении обработки контактов аккумуляторной батареи.

Ещё одним аргументом против них является незначительный температурный диапазон, который составляет от -20 до 70 градусов Цельсия.

Восковые

Вполне себе неплохой и эффективный вариант, позволяющий за счёт своих свойств обрабатывать клеммы АКБ.

Воск обеспечивает герметичность поверхностей после обработки, имеет хорошие диэлектрические показатели. Нанесение такого состава не даёт появляться блуждающим разрядам. Плюс восковые смазки длительное время удерживаются на клеммах.

Популярные смазки

Обработка клемм на аккумуляторных батареях является важной задачей практически каждого автовладельца.

Выбирая состав для нанесения, к нему следует предъявить ряд требований. Действительно качественные смеси должны быть:

  • устойчивыми к окислительным процессам;
  • диэлектрическими;
  • герметичными;
  • достаточно вязкими;
  • пригодными к работе в широком температурном диапазоне.

В продаже доступно большое количество средств от ведущих производителей.

Если учитывать спрос среди покупателей, отзывы автомобилистов и специалистов в области обслуживания и ремонта АКБ, в группу лидеров можно включить такие средства:

  • Batterie Pol Fett от Liqui Moly;
  • Battery Pole Spray производства Berner;
  • HSC Plus фирмы Molykote;
  • MC1710 от компании VMPAuto;
  • Batterie Pol Schutz под брендом Presto;
  • Kupfer-Spray от Liqui Moly.

Это лишь часть огромного ассортимента, который можно встретить на отечественном рынке. Представленные средства показали себя с лучшей стороны, что позволяет заслуженно считать их лидерами.

Как выполняется обработка

Справиться с обработкой клемм аккумулятора можно своими руками. Здесь ничего сложного нет.

Работу рекомендуется выполнять на улице или в проветриваемом гараже, используя при этом перчатки.

Каждый производитель на упаковке сам указывает, как правильно наносить ему смазку, чтобы клеммы аккумулятора были надёжно защищены.

Но зачастую вся процедура сводится к выполнению таких шагов:

  • снятие клемм;
  • удаление продуктов окисления;
  • промывка дистиллированной водой;
  • установка клемм;
  • нанесение подобранного средства.

Именно так правильно смазывать окислившиеся даже незначительно клеммы от аккумулятора практически любой смазкой. Что же касается ситуаций, когда окисления очевидные и стойкие, что не позволяет просто удалить их ветошью, тогда стоит воспользоваться войлоком, слабым содовым раствором. В самых запущенных ситуациях в ход идут мелкозернистая наждачная бумага и жёсткие щётки.

Зачем смазывать клеммы аккумулятора?

Предлагать смазывать чем-то клеммы аккумулятора – разводить простаков на деньги. Так считают многие. Слово для защиты автохимии взял Михаил Колодочкин.

Klemma1

Знакомый, вернувшийся с техобслуживания, возмущенно размахивал полученным счетом: за смазывание клемм аккумуляторной батареи с него содрали почти как за полный бак на АЗС! Крик души: зачем их вообще смазывать?

Материалы по теме

Помнится, в «жигулевскую» эпоху клеммы АКБ и наконечники соединительных проводов обильно покрывали Литолом и прочими солидолами – но нужно ли это делать сегодня? Давайте подумаем.

Зачем их смазывать?

Вовсе не для того, чтобы улучшить электрический контакт в цепи. И Литол, и современные средства, представленные на фотографиях, являются диэлектриками, а потому могут только ухудшить проводимость. Их задача – защищать контакты от внешнего воздействия. Дело в том, что цветные металлы (в нашем случае – свинцовый сплав) имеют дурную привычку окисляться под действием окружающей среды. Свой вклад вносят влажность в месте установки батареи, неисправность ее системы вентиляции, а на древних машинах – и негерметичность аккумулятора. Понятно, что нужно устранять все эти причины, а не только бороться с их следствием, но одно другому не мешает.

Чем страшны окисные пленки?

В основном одним: двигатель может не пуститься. Это наглядно проявлялось в «Жигулях», где плюсовая клемма была порядочной грязнулей и частенько дурила. Поворачиваете ключ, а лампочки на панели приборов тут же притухают – и это при полностью заряженной батарее! Стартеру требуются сотни ампер, а потому даже крошечное паразитное сопротивление в долю ома мгновенно «забирает» все напряжение себе. Кроме того, наличие окисной пленки на клеммах способствует саморазряду аккумулятора.

Как смазка борется с окислами?

Никак! Если клемма уже окислилась, то смазки бесполезны. В этом случае нужно отсоединить батарею от сети, зачистить клеммы и наконечники до блеска, потом вновь подсоединить аккумулятор – и только после этого пользоваться смазками. Они предотвращают появление окислов, но не способны устранять их.

Распылять или мазать?

Все производители батарей, указывая на необходимость смазывать клеммы, говорят именно о консистентных мазеобразных препаратах. Они дольше держатся на обработанной поверхности, создавая более надежную изоляцию в сравнении со спреями. Хотя назначение у всех препаратов одно – вытеснить воду и создать защитную поверхность.

Чем плохи старые средства вроде Литола?

Они заметно уступают современным в эффективности: легко смываются шампунями, у них рыхлая, неплотная структура, отсутствуют присадки и добавки. Да и краситель не предусмотрен. Мелочь, но с цветной смазкой работать удобнее. Впрочем, многие инструкции к отечественным аккумуляторным батареям не меняются десятилетиями, а потому до сих пор рекомендуют смазки типа того же Литола‑24.

Снаружи или внутри?

В инструкциях иностранных фирм часто встречается ошибочный перевод, когда рекомендуется смазывать клемму перед надеванием наконечника провода. На самом деле соединение «клемма – наконечник» должно иметь максимальный контакт «металл к металлу». Поэтому нанесение диэлектрика внутри ничего, кроме вреда, не принесет.

Можно ли использовать механическую очистку клемм — например, наждачной бумагой?

Да. К примеру, фирма «АкТех» прямо указывает в инструкции: для удаления оксидной пленки с выводов батареи используйте наждачную бумагу. А в советские времена для механической чистки клемм и наконечников использовали специальные металлические ершики – внутренние и наружные. Само собой, наждачная шкурка должна быть мелкой, поскольку изменять присоединительные размеры нельзя.

Неужели клеммы современных батарей тоже окисляются?

Нынешние методы обработки материала избавили нас от раковин и прочих неоднородностей. Некоторые производители батарей даже используют втулки, изготовленные внешними фирмами. Подкапотное пространство современных автомобилей также лучше защищено от воздействия внешних факторов. Но контакты все равно окисляются – пусть и медленнее, чем 30–50 лет назад.

02-p127

  • (1) Распыляемые очистители электрических контактов представляют ASTROhim, Hi-Gear, SVITOL, Permatex и другие бренды. Изготовлены они, как правило, на масляной основе – например, на очищенном вазелиновом масле. Очистители вытесняют воду и образуют на поверхности защитную изоляционную пленку. Они годятся для поверхностной обработки клемм аккумуляторной батареи, но уступают консистентным смазкам в прочности покрытия.
  • (2) Консистентные смазки для защиты аккумуляторных клемм поставляют, к примеру, фирмы Liqui Moly и Gunk. В отличие от аэрозолей, эти смазки создают «долгоиграющее» изолирующее покрытие. Их основа тоже масляная. Устойчивы к воздействию шампуней. Яркий цвет современных смазок облегчает контроль за нанесением препарата.

Так смазывать или нет? Наше мнение

Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем в Дзен

При обслуживании аккумулятора
автомобиля нужно своевременно проверять состояние клемм. Многие автовладельцы
предпочитают не смазывать контактную группу или пользоваться старыми средствами
защиты. Однако эффективно оберегать токовыводы и зажимные элементы АКБ от
окислов и плохого контакта помогают современные составы. Разберемся, чем
смазать клеммы аккумулятора для повышения эффективности его работы и почему это
необходимо даже для новых авто.

Зачем смазывать клеммы АКБ

Смазка на
электродах аккумулятора не улучшает электрический контакт в цепи. Как старые
(вроде литола), так и современные средства служат диэлектриками — они могут
снизить проводимость. Основной задачей становится защита соединительных
элементов от внешних воздействий.

Металл на контактах окисляется быстрее при
неисправной работе системы вентиляции батареи.

Многие
владельцы новых авто считают, что смазывать токовыводящие соединения АКБ не
обязательно. Электрические цепи современных машин требуют профилактики намного
реже, чем 5-10 лет назад. Однако специальные смазки для клемм способны
замедлить естественный износ деталей.

На контактных
группах АКБ появляются окислы, которые выполняют роль диэлектриков. Чем реже
владелец автомобиля промывает подкапотное пространство, тем быстрее на клеммах
появляется пыль и грязь. Они повышают электрическое сопротивление, поэтому
падает отдача аккумулятора и появляются трудности с запуском мотора «на
холодную».

Основные факторы окисления

Окислы на
клеммах появляются на фоне двух факторов. Первый — вытекание электролита на элементы контактной группы. Еще на токовыводы и соединительные элементы оказывают
воздействие выходящие из аккумулятора газы. Внешне они могут напоминать иней
голубоватого или рыжего цвета. Вторая причина — плохой контакт. Перегрев наряду с искрообразованием ускоряет химическое
окисление. Результатом становится образование тонкого и плотного налета на
клеммах.

Ненадежный
контакт появляется при коррозии металла, ослаблении крепежа и вибрациях.
Стандартная причина — недостаточная затяжка соединений. Когда клемма по
диаметру больше вывода или происходит регулярный перегрев, возникают паразитные
токи. На металле образуются голубоватые или зеленоватые отложения. Если окислы
уже появились, нужно проверить корпус аккумулятора на целостность. Существенную
роль играет состояние генератора. Прямые причины появления окислов на АКБ
автомобиля:

  • Перезаряд аккумулятора. Если на батарею подается избыточное напряжение, начинают интенсивно образовываться газы
    (процесс кипения электролита). Испарения оседают на корпусе.
  • Недозаряд. Когда АКБ не может полностью зарядиться, его токоотдача и
    емкость снижаются. В результате возрастают токи и увеличивается нагрузка
    на батарею.
  • Утечки тока. При недостаточном контакте возникает перегрев. В цепи
    протекает незапланированный ток, из-за чего происходит перегрев и
    электрохимическая коррозия.
  • Повреждения корпуса. Появление трещин в области контактной группы
    провоцирует утечку электролита. Жидкость попадает на свинцовые клеммы,
    из-за чего появляются окислы.
  • Замыкание банки. Если возникает короткое замыкание в одной из банок батареи, она перестает накапливать
    заряд. Общее напряжение снижается, а входящее напряжение становится
    избыточным для аккумулятора.

Выявить причину
появления окислов можно по характеру отложений. На утечку электролита указывает
бархатистый налет. Именно такое образование появляется при контакте металла с
серной кислотой. Если присутствует плохой контакт, появляются тонкие окислы.
Искры электрической дуги оставляют следы в виде подпалин. Нередко налетом
покрываются обе клеммы, однако окислиться может только один из выводов.

Чтобы
предотвратить появление окислов, нужно использовать силовые провода подходящего
сечения, контролировать плотность и объем электролита. Важно не устанавливать
дополнительные потребители энергии в автомобиле — это может привести к
перегреву проводов и несоответствию напряжения аккумулятора нормальным
значениям.

Признаки деградации свинца

Причины окисления зависят от полярности клеммы

Если
эффективность аккумулятора снижается, его стоит проверить на сульфатизацию.
Батарея может плохо заряжаться или быстро разряжаться. Если электроприборам
авто стало не хватать силы тока, это может служить главным признаком деградации
свинцовых клемм аккумулятора.

Для реакции
сульфатизации необходим электрический ток, металл (свинец или медь) и кислота.
Под воздействием тока на соединениях образуется сульфат, который выглядит как
белое порошкообразное вещество.

Владельцу автомобиля при появлении
налета на клеммах необходимо выяснить, на каком контакте (плюсовом или
минусовом) свинец вступает в реакцию с кислотой:

  • Если сульфаты появились на
    «плюсе», можно говорить, что батарея перезаряжается. Вероятная причина —
    некорректная работа регулятора напряжения. С генератора может поступать
    напряжения выше нормированных 14,4 В.
  • Если налет образуется на
    минусовой клемме, возможно, аккумулятор заряжается недостаточно. Причиной
    может быть некорректная работа генератора. Также батарея сама может плохо
    держать заряд.

В самом аккумуляторе тоже есть пластины
из свинца и серная кислота. Однако внутри АКБ налет растворяется в электролите
во время зарядки. За исключением случаев возникновения сульфатации. С контактной группы его можно
убрать только чисткой. Если длительное время не проверять состояние клемм,
сульфат может закрепиться и его не получится устранить.

Топ смазок для клемм

Выбирая смазку
для клемм, важно узнать свойства и состав разных видов средств. От используемых
добавок и присадок зависит интенсивность окисления токовыводов и даже КПД батареи
(при недостаточной токопроводимости). Главная задача эффективного геля —
обеспечить низкое переходное сопротивление. Высокий показатель вызывает нагрев
контактных соединений. Для выявления достойных кандидатов на роль защитных
составов будет проведен эксперимент.

Методика
тестирования

Схема импровизированного теста

На картинке
изображена схема тестирования смазок. Две медных пластинки были поочередно
смазаны одним из составов и плотно соединены друг с другом с помощью струбцины.
К краям пластин присоединялись «крокодилы» от щупов микроометра «Мико-1».
Прибор показывал точное переходное сопротивление. Обычный тестер не подходил
для решения задачи из-за большой погрешности измерений.

Результаты

Топ смазок
составлен по принципу увеличения сопротивления. Чем ниже показатель, тем лучше
для работы аккумулятора и проводов. Базовое сопротивление без нанесения смазки
составило 13,1 мкОм. Стоит напомнить, что 10 мкОм = 0,00001 Ом. Результаты
измерений в виде таблицы:

Абсолютным победителем стала смазка
ТПКС-1. Недалеко ушел Литол-24. На третьем месте оказался состав от бренда
Molykote. Чтобы обеспечить надежную защиту для клемм АКБ не нужно
переплачивать. Задачу прекрасно решают средства, производители которых устанавливают
минимальный ценник.

Остальные составы

Текучесть
смазок на силиконовой основе считается их основным недостатком. Однако такие
составы хорошо отталкивают пыль, грязь и не допускают к контактам агрессивные
вещества. Силиконовые смазки выдерживают температурный режим от -60 до +180
градусов. При использовании такого средства стоит проверять, не заливается ли
оно между зажимами и токовыводами. При высыхании сопротивление силиконовой
смазки возрастает.

Liquid Silicon Fett

Обрабатывать
клеммы лучше универсальными составами без токопроводящих присадок. Хорошо
подходят модели Liquid Wrench, Liquid Silicon Fett. Есть и другие смазки:

  • Тефлоновые.
    Смазки на основе тефлона имеют уникальные проникающие свойства. Эти
    средства относят в категорию жидких ключей, способных размягчать ржавчину
    и устранять грязь с места контакта. Их назначение не предусматривает
    защиту клемм от образования налета.
  • На масляной основе.
    Большинство составов на масляной основе предназначено для защиты
    поверхности контактов от износа. Они обладают высокой текучестью, поэтому
    для защиты клемм их допустимо использовать только в зимний период, когда
    жидкость позволяет надежно законсервировать контактную группу.
  • Защитить
    клеммы от окислов позволяют смазки на основе минеральных масел. Они
    содержат специальные добавки, повышающие температурную стойкость состава.
  • Консистентные. Основу из
    синтетических или минеральных масел дополняют загустителями и специальными
    добавками, повышающими пластичность масла, что позволяет жидкому составу
    хорошо удерживаться на рабочей поверхности.
  • На основе воска. Одна из
    популярных смазок — Presto Batterie-Pol-Schutz. Это нидерландская восковая
    смазка, хорошо защищающая контактные зажимы от образования ржавчины. Как
    указывает производитель, этос состав является консервирующим, поэтому
    идеально подходит для нанесения на клеммы АКБ.
  • Графитовые. Автомобильные
    смазки на основе графита отличаются высокой плотностью и не пропускают электрический
    заряд. Состав получают из минерального масла, графита и кальция.
    Производитель выпускает составы в виде пластичных смазок.

Графитовые смазки не слишком эффективны. По результатам
тестирования с помощью микроомметра они показывают сопротивление 19 мкОм, что
на 5,9 мкОм больше, чем переходное сопротивление между медными пластинами без
применения «химии».

«Дедовские» способы защиты

Основная идея
старых методов защиты контактной группы аккумулятора — сделать так, чтобы на
поверхности металла образовалась пленка, препятствующая оседанию пыли и
попаданию влаги. В батареях прошлого века герметичность корпуса была крайне
низкой. Особенно в местах выхода контактов. Пары при закипании электролита
оседали на клеммах. Раньше использовали такие средства:

  • Солидол. Еще 10 лет назад
    им мазали зажимы АКБ повсеместно. Это однородная смазка с высокой
    пластичностью. Солидол делают путем загущения индустриальных масел
    кальциевым мылом. Переходное сопротивление — 8,6 мкОм.
  • Технический вазелин. Мазь
    на основе минеральных масел, церезина и парафинов. Технический вазелин
    сильно отличается от аптечного. Средство эффективно предотвращает коррозию
    металла и защищает соединения от попадания грязи.
  • Машинное масло. Средство
    не обладает высокой эффективностью при защите клемм АКБ. Кроме того,
    легковоспламеняемые составы наносить на батарею не рекомендуется.

«Дедовские» средства можно использовать
для аккумулятора. Особенно хорошие результаты показывает солидол. Его смело
можно поставить на пятую строчку топа. Тем более, сейчас производители
выпускают жировой и синтетический состав. Последний лучше справляется со своими
задачами, не «дубеет» на сильном морозе.

Современная автохимия оставляет прочную
пленку на поверхности металла. Такие средства не высыхают и не загустевают на
контактах. В отличие от них, старые защитные жидкости превращаются в источник
загрязнения. Основной недостаток технического вазелина и машинного масла — они
способны проникнуть внутрь контакта и ослабить электрическую проводимость. В
результате снижается пусковой ток.

Правила смазки

Нанесение
состава на клемму

Смазка — это
диэлектрик. Она призвана не допустить кислород и пары электролита к контакту
между токовыводом и клеммой. Также она позволяет предотвратить «потери тока на
корпус». Если аккумулятор загрязнился или из-под токовыводов вытекло небольшое
количество электролита, при работе аккумулятора будет происходить утечка
электричества. Поэтому смазкой нужно обработать само основание токовывода.
Инструкция по нанесению защитной смазки:

  • перед нанесением
    смазки следует обязательно очистить клеммы;
  • обезжирить и высушить
    поверхность токовыводов и зажимов;
  • покрыть контакты
    защитным составом.

Что касается
составов с высоким переходным сопротивлением, смазку
можно наносить только на уже надетый и закрученный соединительный зажим. Если
смазать полюсные выводы, жидкий состав будет выполнять роль диэлектрика и
увеличивать сопротивление. Если нанести смазку на токовыводы, а затем закрутить
на них клеммы, может произойти перегрев. Это касается составов наподобие
ЭСП-98 с сопротивлением 54,3 мкОм.

Если защитный состав
представлен в виде аэрозоля, перед нанесением следует оклеить зону вокруг клемм
скотчем.

Очистка клемм

Ершики для очистки клемм

Проверенный
способ удаления окислов на клеммах аккумулятора — протирание войлоком,
пропитанным содовым раствором. Этот материал не разъедает кислота, поэтому он
считается хорошей альтернативой обычной губке. Однако таким образом можно
удалять только небольшие очаги ржавчины и белого налета.

Использовать ВД 40 (WD 40) для очистки
контактов аккумуляторной батареи не стоит. Пленка, образующаяся после оседания
состава, снижает токопроводимость. Кроме того, он легко воспламеняется.

Если окисление
широко распространилось и занимает большую площадь на корпусе, придется
использовать наждачную бумагу мелкозернистой фракции. После зачистки стоит
устранить остатки абразивных частиц. Перед использованием наждачной бумаги
можно обработать контакты АКБ щеткой по металлу с проволочной щетиной.

Один из
распространенных способов очистки контактной группы от окислов и налета —
протирание контактов тряпкой или войлоком, смоченным бензином. Он растворяет
большинство загрязнений, в том числе ржавчину и засохший электролит. Использовать
аккумулятор можно только после полного испарения бензина.

Чтобы не
возникало проблем с запуском авто и работой электроники, важно правильно
обслуживать батарею и вовремя смазывать контактную группу. Эта рекомендация
подходит даже владельцам современных авто, для которых вопрос защиты батареи от
возможных неисправностей не стоит особенно остро.

Хорошая смазка
обеспечивает оптимальное переходное сопротивление. Чем ниже показатель, тем
меньше нагрев соединений и утечка тока. Лучший вариант — токопроводящая
консервирующая смазка ТПКС-1. Из «дедовских» составов со своей задачей на все
сто справится солидол.

Оцените статью
Авто журнал MyPunto
Добавить комментарий