Сцепление колес автомобиля с дорогой зависит от типа и свойств протектора шин. Оперативно менять колеса получается только в условиях автогонок, а необходимость в этом может возникнуть у каждого. Одна возможность все же есть – это использование съемных цепей, надеваемых достаточно быстро и существенно повышающих проходимость.
- Предназначение цепей на колесах
- Опасность использования
- Виды цепей по типу материала
- Какую схему плетения выбрать
- Как самому сделать цепи противоскольжения
- Как надеть цепи на колеса
- Предназначение цепей на колесах
- Опасность использования
- Виды цепей по типу материала
- Какую схему плетения выбрать
- Как самому сделать цепи противоскольжения
- Материалы и инструменты
- Как надеть цепи на колеса
- Основные этапы работ
- Виды и особенности
- Мягкие цепи
- Металлические цепи
- Классы цепей
- Цепи своими руками
- Правила надевания
- Для чего нужны цепи противоскольжения
- Виды цепей против скольжения по типу материала
- Жесткие цепи
- Браслеты противоскольжения
- Виды антипробуксовочных цепей по рисунку
- Лесенка
- Ромб
- Соты
- Материалы и инструменты для изготовления своими руками
- Делаем цепи противоскольжения своими руками
- Как правильно надеть цепи на колеса
- Чем опасно использование цепей против скольжения
Предназначение цепей на колесах
Основное назначение цепей состоит в преодолении относительно коротких участков дороги, для чего нет смысла приобретать и устанавливать специальные типы шин.
Это короткие грязевые «засады», часто попадающиеся даже при вполне гражданской эксплуатации автомобилей, например, выездах на природу или неухоженных участках дороги к загородным строениям.
Зимой возможны попадания в неприятности даже на дорогах с усовершенствованным покрытиям. Могут образоваться снежные заносы или обледенение асфальта.
Даже небольшой подъем в таких условиях становится непреодолимым, а спуск крайне опасным. И не играет роли величина расстояния, это могут быть сотни метров или километры пути. Особенно важно это для магистральных грузовиков с приводом только на задние оси.
Как самому разбортировать колесо за несколько минут
Без цепей они полностью беспомощны на снежных трассах. Часто такая езда запрещается законодательно на указанных участках при определенной погоде.
Опасность использования
Цепи нельзя использовать постоянно или даже достаточно долго, тем более на твердых покрытиях.
- Насколько бы прочными ни были цепи, они могут разорваться. От скорости или износа, а также при резких ударах. В этом случае они способны повредить внешние элементы автомобиля, детали ходовой части. Самое главное – обрывки могут попасть по соседним автомобилям, в том числе и спровоцировав ДТП.
- Вторым существенным недостатком будет быстрый и неравномерный износ шин. В противостоянии твердой цепи и мягкой резины победитель ясен. Не спасет даже более лояльный к шинам материал, отличный от металла. Локальные напряжения повредят покрышку в зоне контакта, к тому же и сами цепи мягкого типа будут изношены.
- Немаловажен и износ дорожного покрытия. Отсюда и законодательные ограничения по езде с цепями. Дорога должна быть «защищена» грязью, гравием или льдом со снегом.
- Существует и субъективная опасность. Цепи могут быть надеты с ошибками, плохо натянуты или ненадежно закреплены замками.
Если все делать по правилам, то опасности сводятся к минимуму, а польза очевидна. Надо лишь правильно выбрать конструкцию набора противоскольжения.
Виды цепей по типу материала
Если выбирается оптимальный вариант для конкретных условий, например, грузовик без полного привода не поедет в грязь, бороться ему придется лишь со снегом и льдом на асфальте, то стоит уточнить материал изготовления.
В прочих случаях возможно использование комбинированных приспособлений.
Мягкими материалами можно считать пластики, композиты или резину. Они помогут в условиях рыхлого снега или жидкой грязи, будут меньше шуметь и разрушать резину. Но по твердым покрытиям быстро придут в негодность.
Жесткость бывает разной, тут присутствуют относительно мягкие металлы вроде алюминия, конструкционная сталь и самое суровое – термообработанные (закаленные) грунтозацепы из легированной стали.
Последние разрушат любой лед, прослужат долго, но им не понравятся жесткие удары, такие сорта стали достаточно хрупкие, особенно при крайне низких температурах.
Браслеты полностью не закрывают колесо. Это отрезки цепей или ремней, закрепляемые через отверстия в диске, располагаясь рабочей зоной перпендикулярно беговой дорожке протектора.
Их может быть один и более на колесо, чем больше, тем они эффективнее, но и затраты времени на монтаж увеличиваются.
Тем не менее браслеты ставятся быстрее классических цепей, занимают меньше места и обходятся дешевле. Можно менять их количество, экономя время.
Не потребуется домкрат или перемещение автомобиля при установке, что очень актуально для уже застрявшей машины. Они также могут быть мягкими, жесткими или комбинированными из разных материалов.
Какую схему плетения выбрать
Цепь можно связать разными геометрическими способами, имеющими свои особенности.
Плетение лесенкой заключается в расположении цепных грунтозацепов перпендикулярно протектору. Такая схема обладает хорошей проходимостью, но относительно низкой прочностью.
Справляется с не очень рыхлым снегом, хорошо ведет себя в грязи, но на твердых покрытиях испытывает большие разрывающие нагрузки, не терпит рывков при изменении вязкости грунта или смены скользких участков на сухие.
Плохо держит в поворотах. Может применяться по укатанному снегу при малых скоростях движения.
Сотовое плетение располагает грунтозацепы по диагонали к протектору, что несколько снижает проходимость, но придает боковую устойчивость в сравнении с лесенкой. Общая прочность и стойкость также повышается.
Ромбовое плетение имеет вид, сочетающий диагональные отрезки с разным направлением и лестничные участки. Является удачным компромиссом среди всех типов рисунка. Отсюда и популярность применения.
Как самому сделать цепи противоскольжения
Ничего сложного в изготовлении цепей нет. Потребуются лишь некоторые покупные детали, материалы и умение работать со сваркой и механической резкой металла.
https://youtube.com/watch?v=5ZjWcqIlOXY%3Ffeature%3Doembed
Материалы и инструменты
Для одного из вариантов конструкции понадобится (из расчета на пару ведущих колес):
- 5-10 метров стального троса, уточняется в зависимости от размера резины;
- примерно в два раза больше по длине стальной цепи нужной прочности;
- натяжители (талрепы);
- карабины или просто крючки, которые можно изготовить из звеньев цепи, но это менее надежный вариант;
- муфты с болтами и гайками для заделки концов троса;
- отрезная машинка и сварочный аппарат.
Цепь должна быть с проваренными звеньями, это можно сделать и самостоятельно.
Дальнейшие промеры отрезков троса и цепи производятся по месту на колесе. Длина тросов с учетом крепежных муфт и талрепов должна быть чуть больше окружности дисков. Число поперечных отрезков цепи лестничной конструкции должно быть от 10 до 15 штук.
Тросы закольцовываются с внутренней стороны резьбовыми муфтами (зажимами) и талрепами.
Предварительно они продеваются через крайние звенья поперечных цепей. Вместо троса можно использовать ту же цепь, тогда применяются карабины.
Отрезки распределяются равномерно по окружности колеса со спущенной шиной. Конструкция натягивается, после чего колесо накачивается.
Как надеть цепи на колеса
В зависимости от конструкции цепи надеваются на вывешенное колесо или раскладываются по колее. Автомобиль наезжает, после чего цепи застегиваются и натягиваются.
Соответствующие устройства должны быть по наружной стороне колеса. После пробной прокатки на несколько десятков метров производится окончательное натяжение.
В автомагазинах представлен широкий ассортимент цепей противоскольжения на колеса. Однако чаще всего цена на них неоправданно завышена. Поэтому можно не выкидывать деньги на ветер, а сделать цепи своими руками всего за 15 минут.
Стоит отметить, что все необходимые комплектующие можно приобрести в любом хозяйственном магазине, а минимальный набор инструментов найдется у любого мастера по «гаражным делам».
И первым делом необходимо «снять мерки» с колес автомобиля. Это необходимо для того, чтобы нарезать цепь на куски точно по размерам (тогда она не будет болтаться при езде).
Основные этапы работ
Сначала необходимо отрезать четыре куска цепи подходящей длины. Для этого отмеряем нужный размер и отрезаем болгаркой.
А после этого в подготовленные отрезки металлической цепи (в первое и последнее звено) нужно будет продеть ремешки с замком. На четыре куска цепи потребуется восемь ремешков.
И в конечном итоге получаем готовые «элементы» — теперь необходимо только их установить на колеса. С этим ни у кого проблем возникнуть не должно.
Для продолжительной езды такая «обувка» вряд ли подойдет, но, если нужно выехать ненадолго, то самодельные цепи вполне сойдут. Тем более, что стоимость материалов копеечная. Подробно о том, как сделать цепи противоскольжения на колеса авто за 15 минут, смотрите в видеоролике на сайте.
Genius Homemade Idea accessories for cars
Когда на улице мороз, на дороге гололедица или горы снега, автолюбитель задумывается об оптимизации собственного автомобиля и повышении его эффективности. При этом лучший вариант – комплексное решение.
В прогреве двигателя поможет установка подогревателя тосола, в удержании тепла внутри салона — атермальная тонировка Хамелеон, а лучшую проходимость готовы обеспечить цепи противоскольжения.
Именно о цепях, их особенностях и назначении, видах и способах самостоятельного изготовления мы поговорим в этой статье.
Цепи противоскольжения способны превратить любой автомобиль в вездеходное устройство.
Их задача – улучшить качество сцепления транспорта с дорогой, вне зависимости от покрытия. Грязь, гололедица, глубокий снег – это не препятствия для авто с цепями на колесах.
При этом огромный плюс изделий – возможность их применения время от времени (по необходимости).
К примеру, вы проехали сотни километров по асфальту, повернули на бездорожье и уперлись в труднопроходимый участок дороги.
Все, что необходимо – надеть цепи противоскольжения на колеса и продолжить движение. Это надежные помощники автолюбителя, которые всегда рядом.
Виды и особенности
Широкие возможности и удобство применения сделали цепи противоскольжения по-настоящему востребованными в среде автолюбителей.
Производители со своей стороны предлагают весьма широкий ассортимент продукции.
Так, сегодня можно выделить несколько основных видов цепей, отличающихся по материалу и рисунку.
Мягкие цепи
Изготавливаются из пластика, резины или полиуретана. Основную функцию здесь выполняют специальные накладки с шипами.
Наибольшей популярностью пользуются полиуретановые цепи противоскольжения.
Из преимущества – повышенная износоустойчивость, стойкость к различным химикатам, прочность на разрыв и хорошая эластичность (даже при предельно низких температурах).
По своим качествам полиуретан намного лучше резины.
Если говорить в общем, то мягкие цепи имеют целый ряд преимуществ:
- допустимая скорость движения составляет до 80 км/ч;
- уровень лишнего шума минимален;
- меньшая толщина (в сравнении с металлическими цепями). Это позволяет монтировать изделия на авто с малыми колесными арками;
- минимальный износ шин;
- отличная проходимость по грязи, снегу или гололеду при наличии специальных металлических или пластиковых шипов;
- долгий срок эксплуатации (если правильно эксплуатировать устройство, то оно может прослужить несколько лет).
К основным недостаткам можно отнести высокую стоимость (если сравнивать с металлическими конструкциями) и «затвердевание» резины на морозе, что усложняет монтаж.
Металлические цепи
Противоскольжения обладают повышенной надежностью, имеют доступную цену и обеспечивают максимальную проходимость.
Но есть и недостатки:
- повышенная нагрузка на рулевое управление и подвеску. При частой езде на цепях больше всего страдает рулевая рейка;
- повышенный износ резины и снижение ее срока службы;
- уменьшение ресурса КПП;
- высокая шумность;
- требования к максимальной скорости (не более 50 км/ч).
Кроме этого, металлические цепи противоскольжения различаются по рисунку.
Наиболее простой вариант. Здесь два параллельных троса соединяются поперечными полосками.
Такие устройства имеют наиболее доступную цену, они просты по конструкции и обладают минимальным весом.
Монтаж производится на неуправляемых колесах. Этот вариант считается лучшим для длительных поездок в условиях бездорожья.
Недостаток – «бросание» транспорта во время движения, появление рывков, вероятность «зарывания» и так далее.
В свою очередь движение с рывками негативно сказывается на подвеске и трансмиссии авто.
Имеет схему рисунка в форме одноименной геометрической фигуры.
Наиболее сложная конструкция. Здесь продольные тросы объединяются еще и по диагонали, что дает эффект переплетения.
Рисунки «ромб» и «соты» обеспечивают автомобилю меньшее тяговое усилие, чем «лесенка», но зато из колеи можно выбраться намного быстрее.
Преимущество этих цепей – плавность хода, отсутствие риска зарыться в грязи и отличная управляемость.
Классы цепей
Современные цепи противоскольжения различаются по классам. Они бывают нескольких видов — для легковых автомобилей, внедорожников и грузовиков.
Основное отличие здесь – размеры колеса. При этом специальные цепи для джипов и грузовых машины имеют больший размер звеньев и могут оборудоваться дополнительными шипами для улучшения проходимости автомобиля.
Цепи своими руками
При желании сделать цепи противоскольжения можно и своими руками.
Для этого действуйте в следующей последовательности:
Вот и вся схема монтажа. Если подготовить весь материал и действовать четко по плану, то на выполнение работы уходит не более 2-3 часов.
Правила надевания
Монтаж цепей может осуществляться двумя способами – здесь все зависит от типа устройства, погодных условий и ваших навыков.
Первый способ – с применением домкрата.
Здесь все просто. Необходимо зафиксировать машину специальными упорами и поставить на стояночный тормоз.
Далее поочередно поднимаете каждое колесо домкратом, надеваете цепь, защелкиваете замки.
Требует определенных навыков (домкрат не нужен). Ставьте машину на ровном участке и раскладывайте перед колесами цепи.
Проследите, чтобы замки располагались с внешней стороны. Очень важно, чтобы звенья и узлы не были перекручены.
Теперь остается плавно разложить цепи противоскольжения перед колесами и наехать на них. При этом до конца должно оставаться около 25-30 см.
Далее длинный участок цепи накидывается на колесо, производится скрепление внутренней и внешней части. Вот и все. Остается стянуть изделие регулировочным тросом.
Перед тем, как форсировать какую-то преграду, желательно проехать на цепях несколько десятков метров, подтянуть их и после этого уже отправляться в путь.
В противном случае эффективность изделий снизится.
Качественные цепи для колес способны сделать из вашего автомобиля мощное вездеходное устройство. Все, что необходимо – купить понравившийся вариант конструкции или смастерить цепи своими руками.
https://youtube.com/watch?v=5ZjWcqIlOXY%3Ffeature%3Doembed
Каждому автолюбителю необходимо иметь в багажнике цепи противоскольжения. Они выручат в самых сложных дорожных условиях. Как сделать цепи противоскольжения своими руками и как их правильно использовать рассмотрим ниже.
Для чего нужны цепи противоскольжения
Антипробуксовочные цепи сделают из среднестатистического автомобиля вездеход повышенной проходимости. Они увеличивают сцепление автомобиля с любым дорожным покрытием. С такими цепями автомобилю не страшны любые преграды: ни грязная жижа, ни скользкий лед, ни высокие сугробы.
Главное достоинство таких устройств заключается в том, что их возможно применить в случае острой необходимости. Например, вы поехали на рыбалку. Сначала двигались по асфальтированной дороге, а затем съехали на проселок. Тут возникло неожиданное препятствие – дорогу размыло дождем. В этом случае просто достаньте цепи противоскольжения и пристегните их на колеса. Теперь можно ехать.
Всегда храните в багажнике машины данные устройства, чтобы применить их экстренной ситуации. Они пригодятся владельцам не только джипов и паркетников, но и обычных легковушек.
Осторожно: Используйте цепи в исключительных ситуациях, когда необходимо повысить проходимость автомобиля. Не пользуйтесь на постоянной основе подобными устройствами – это негативно сказывается на состоянии авто.
Виды цепей против скольжения по типу материала
В свободной продаже имеется оборудование против скольжения различных видов, также возможно сделать цепи на колеса своими руками. Различаются они по типам использованных для изготовления материалов и по характерному рисунку самих цепей.
Мягкие цепи на колеса изготавливаются из резины, полиуретана и других пластмасс. Представляют из себя сетку, по всему периметру которой располагаются металлические шипы.
Самые популярные мягкие противоскользящие цепи производятся из полиуретана. Они обладают высокой стойкостью к износу и на разрыв, очень эластичны и устойчивы к воздействию химвеществ.
Резина по своим свойствам сильно уступает полиуретану.
Стоят довольно дорого, но зато эксплуатируются в городских условиях без ущерба дороге. К тому же скорость при движении с такими цепями на колесах можно держать довольно высокую – до 80 км/ч. Для сильного бездорожья и гололеда такие устройства не эффективны.
Жесткие цепи
Этот вид цепей производится из твердых материалов – стали, алюминия или титана. Недорого стоят, но очень надежны. Идеально подойдут даже для сильного гололеда и бездорожья. С классическими цепными устройствами не рекомендуется ездить быстрее 50 км/ч.
Браслеты противоскольжения
Такое оборудование отличается отсутствием продольных элементов. Браслеты крепятся поперек по всей окружности колеса на одинаковом расстоянии. Просты в установке, но менее эффективны на бездорожье.
Виды антипробуксовочных цепей по рисунку
В зависимости от узора переплетения звеньев цепи, различают несколько видов устройства. Их свойства отличаются, поэтому будьте внимательны при выборе.
Лесенка
Это две окружности из цепей, соединенных между собой поперечными отрезками. Получили такое название, потому что снаружи эти устройства очень похожи на лесенку.
Это самый недорогой и простой в изготовлении вариант цепей противоскольжения. Есть у них и некоторые недостатки:
- менее эффективны при езде по сугробам и грунту;
- автомобиль передвигается “рывками”, а это перегружает трансмиссию;
- машину бросает в стороны поперек движению.
Ромб
В таких устройствах окружности из цепочек соединяются отрезками не по прямой, а по диагонали крест-накрест. Так получается характерный ромбовидный рисунок.
Такие антипробуксовочные цепи идеально подходят для передвижения по заболоченной местности или глубокому снежному покрову. Они очень прочные и обеспечивают хорошее сцепление с поверхностью.
Отлично подойдут для паркетников и внедорожных автомобилей. Во много раз повышают проходимость транспортного средства.
Лишены практически всех недостатков “лестничных” собратьев.
Соты
Такой рисунок получается в результате соединения шестиугольников из цепочек между собой по углам. По центру располагаются шестиугольники, а по краям пятиугольники. Такие устройства обладают всеми преимуществами ромбовидных, плюс добавляют еще большую поперечную устойчивость.
Фото цепей по рисунку
Материалы и инструменты для изготовления своими руками
Чтобы сделать цепи противоскольжения своими руками, потребуется:
- отрезок стальной цепочки необходимой длины (сечение не меньше 5мм);
- карабины или крючки для соединения поперечных отрезков (по 2 шт на каждый);
- болгарка;
- тиски;
- рулетка;
- устройство для натяжения цепи.
Делаем цепи противоскольжения своими руками
Чтобы изготовить самодельное цепное оборудование, необходимо выполнить следующие действия:
- Измерьте рулеткой длину окружности покрышки. Отрежьте от цепочки 2 отрезка, равных этому измерению минус 20-30 см. Готовые отрезки, замкнутые в кольцо, должны лежать примерно на линии протектора шины. Соедините их в 2 круга при помощью карабинов.
- Для поперечных отрезков измерьте расстояние между двумя кольцами из цепочки по внешней стороне покрышки (здесь нужно учитывать и длину соединителей).
- Отрежьте нужное количество поперечных цепей – их должно быть не меньше 8 шт.
- На концы полученных отрезков прикрепите карабины или крючки. Их можно сделать из армированной проволоки или воспользоваться звеньями цепочки, но обязательно закрепляйте сваркой.
- Теперь прикрепите поперечные отрезки к окружностям на равном расстоянии.
- Для регулировки натяжения нужно изготовить подходящую систему. Можно ее сделать из отрезка цепочки, дополнив регулятором с двумя винтами. Также возможно использовать пружины из металла или резиновые жгуты. На концы регуляторов тоже прикрепите карабины.
- Лучше всего использовать 2 регулятора натяжения: с наружной и внутренней стороны колеса. При необходимости можно натянуть систему и одним регулятором.
На передне- и заднеприводных авто оборудование надевается только на ведущие колеса. На машинах с полным приводом “одевать в панцирь” необходимо весь комплект колес.
https://youtube.com/watch?v=IDYNNjIBEt4%3Ffeature%3Doembed
Как правильно надеть цепи на колеса
Разверните цепи на ровной поверхности перед каждым колесом. Двигаясь на минимальной скорости, заезжайте на подготовленные устройства так, чтобы колеса встали на них полностью. Застегните все карабины и наденьте регуляторы натяжения.
При нехватке места возможно по очереди “одеть, обуть” колеса в оборудование антискольжения с использованием домкрата.
Обязательно производите проверку цепей на наличие повреждений и перекручивания.
Чем опасно использование цепей против скольжения
При постоянном использовании цепей противоскольжения возможны следующие негативные последствия:
- Увеличивается нагруженность рулевого устройства.
- Быстро изнашивается подвеска.
- Цепи сильно шумят при езде.
- Повышается изнашиваемость покрышек.
- Невозможно держать высокую скорость.
- Не комфортно передвигаться.
Не пользуйтесь данными устройствами жесткого типа при езде по асфальтированным дорогам – это приводит к повреждению дорожного полотна.
Соблюдайте скоростной режим: для жестких – не выше 80 км/ч, для мягких – не больше 50 км/ч. Используйте такое оборудование только в экстренных ситуациях для увеличения проходимости.
Самодельные зацепы (мордовки, ремни противоскольжения, противобуксовочные ленты) подходят для любого авто – Газель, грузовик, трактор, УАЗ, ВАЗ, Нива и другие.